Конспект урока по русскому языку Часть слова. Суффикс (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Лицей №1»


Конспект урока по русскому языку,

подготовленный для учащихся 3 класса

(по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой образовательная программа «Школа 2100»)





На тему: «Часть слова. Суффикс»







Подготовила и провела: учитель начальных классов Королева Н.П.


р.п. Чамзинка

Тема: Часть слова. Суффикс. Цель: - дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове; - развитие чувства языка на основе выявления смысловых оттенков (уменьшительности, увеличительности, ласкательности), вносимых суффиксами в общее значение слова.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.



- Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа». 3 4
Словарная работа. - Я вам буду называть слова, а вы запишите название предмета и ещё одно однокоренное слово, обозначьте орфограммы. Топор, картина, дельфин, календарь, балкон. - При помощи какой части слова образовали однокоренные слова? (При помощи суффикса.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.








1 3 3 - Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала: «С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три». - Правильно, это суффикс. Запишите тему урока. Составьте его план, сформулируйте задачи урока. План. 1. Вспомнить, что такое суффикс, привести примеры. 2. Найти (выделить) суффикс в словах. 3. Составить схему слова. 4. Определить значение суффикса в слове. 5. Придумать слова с суффиксами. 6. Найти слова с суффиксами в тексте. -Конспект урока по русскому языку Часть слова. Суффикс (3 класс)Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙII. Развитие умений - применение знания. 3 5 3 Вспоминаем то, что знаем. 1. Упр. 193. Выполняется коллективно под руководством учителя. - В словах река, речушка, реченька, речная одинаковый корень, но разные основы, поэтому это слова с разным значением. Сначала дети объясняют значение каждого слова с опорой на слово река, выделяют основы слов и те части, которыми различаются основы, - суффиксы. Затем обозначают корень, отмечают в нём чередование согласных к//ч. Вывод: суффиксы служат для образования новых слов. 2. Упр. 194. Этапы работы: 1) Наблюдение за употреблением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. С помощью этих слов автор выразил отношение мальчика, героя стихотворения, к щенку: его любовь, сочувствие, доброту. 2) Орфографическое задание - нахождение слов с орфограммами-буквами безударных гласных в корнях и приставках: Во дворе, появился, живёт, конура, дворовый, тихонечко, дрожит, в денёк, холодный и т.д. Появился, помою, прижму, поцелую, пожму. 3) Лексическая работа: беседа о значении слов-синонимов в рамке. Устное составление предложений с этими словами. 4) Самостоятельный разбор по составу слов лапа, лапка. 3. «Где есть суффикс?» - На доске записаны слова. Назовите только слова с суффиксами. Докажите, что это суффикс, а не часть корня. городок кулак резина горшок судак штанина - Что общего в словах каждой пары? (Имеют одинаковые окончания и концовки основ.) - Что нужно сделать, чтобы найти слова с суффиксами? (Подобрать однокоренные, через которые можно их объяснить, выделить часть, которая добавилась к слову, - это и будет суффикс.) Алгоритм доказательства: Слово городок можно объяснить через однокоренное слово - город. Городок - маленький город. Определяем часть, которая добавилась, - суффикс -ок и корень город-. Слово горшок нельзя объяснить через однокоренное слово: горш, гор - таких слов не существует, значит, в этом слове нет суффикса, ок - часть корня горшок. - Запишите слова с суффиксами, разберите их по составу. 4. Упр. 195 - развивается умение передавать оттенки значений слов, опираясь на словообразовательное значение суффиксов (уменьшительности, увеличительности). Ученики выполняют его самостоятельно, проверка коллективная. Мальчик назовёт эту книгу книга или книжка, гномик - книжища (для него она очень большая), великан - книжечка или книжица (для него она маленькая). Запись и разбор слов:

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Какую отметку ты бы себе поставил? - Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Что мы сейчас делали? - Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.


4 4 - Что общего у суффикса и окончания и чем они отличаются? (Это части слова, суффикс служит для образования новых слов, а окончание - для образования форм слов и связи слов в предложении.) - Как связаны между собой понятия: основа слова, суффикс, окончание? (Суффикс входит в основу слова, а окончание не входит.)
- Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?

V. Домашнее задание. Упр. 6, с. 164.



© 2010-2022