- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Часть слова. Суффикс (3 класс)
Конспект урока по русскому языку Часть слова. Суффикс (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Королева Н.П. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Лицей №1»
Конспект урока по русскому языку,
подготовленный для учащихся 3 класса
(по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой образовательная программа «Школа 2100»)
На тему: «Часть слова. Суффикс»
Подготовила и провела: учитель начальных классов Королева Н.П.
р.п. Чамзинка
Тема: Часть слова. Суффикс. Цель: - дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове; - развитие чувства языка на основе выявления смысловых оттенков (уменьшительности, увеличительности, ласкательности), вносимых суффиксами в общее значение слова.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
- Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа». 3 4
Словарная работа. - Я вам буду называть слова, а вы запишите название предмета и ещё одно однокоренное слово, обозначьте орфограммы. Топор, картина, дельфин, календарь, балкон. - При помощи какой части слова образовали однокоренные слова? (При помощи суффикса.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
1 3 3 - Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала: «С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три». - Правильно, это суффикс. Запишите тему урока. Составьте его план, сформулируйте задачи урока. План. 1. Вспомнить, что такое суффикс, привести примеры. 2. Найти (выделить) суффикс в словах. 3. Составить схему слова. 4. Определить значение суффикса в слове. 5. Придумать слова с суффиксами. 6. Найти слова с суффиксами в тексте. -Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙII. Развитие умений - применение знания. 3 5 3 Вспоминаем то, что знаем. 1. Упр. 193. Выполняется коллективно под руководством учителя. - В словах река, речушка, реченька, речная одинаковый корень, но разные основы, поэтому это слова с разным значением. Сначала дети объясняют значение каждого слова с опорой на слово река, выделяют основы слов и те части, которыми различаются основы, - суффиксы. Затем обозначают корень, отмечают в нём чередование согласных к//ч. Вывод: суффиксы служат для образования новых слов. 2. Упр. 194. Этапы работы: 1) Наблюдение за употреблением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. С помощью этих слов автор выразил отношение мальчика, героя стихотворения, к щенку: его любовь, сочувствие, доброту. 2) Орфографическое задание - нахождение слов с орфограммами-буквами безударных гласных в корнях и приставках: Во дворе, появился, живёт, конура, дворовый, тихонечко, дрожит, в денёк, холодный и т.д. Появился, помою, прижму, поцелую, пожму. 3) Лексическая работа: беседа о значении слов-синонимов в рамке. Устное составление предложений с этими словами. 4) Самостоятельный разбор по составу слов лапа, лапка. 3. «Где есть суффикс?» - На доске записаны слова. Назовите только слова с суффиксами. Докажите, что это суффикс, а не часть корня. городок кулак резина горшок судак штанина - Что общего в словах каждой пары? (Имеют одинаковые окончания и концовки основ.) - Что нужно сделать, чтобы найти слова с суффиксами? (Подобрать однокоренные, через которые можно их объяснить, выделить часть, которая добавилась к слову, - это и будет суффикс.) Алгоритм доказательства: Слово городок можно объяснить через однокоренное слово - город. Городок - маленький город. Определяем часть, которая добавилась, - суффикс -ок и корень город-. Слово горшок нельзя объяснить через однокоренное слово: горш, гор - таких слов не существует, значит, в этом слове нет суффикса, ок - часть корня горшок. - Запишите слова с суффиксами, разберите их по составу. 4. Упр. 195 - развивается умение передавать оттенки значений слов, опираясь на словообразовательное значение суффиксов (уменьшительности, увеличительности). Ученики выполняют его самостоятельно, проверка коллективная. Мальчик назовёт эту книгу книга или книжка, гномик - книжища (для него она очень большая), великан - книжечка или книжица (для него она маленькая). Запись и разбор слов:
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Какую отметку ты бы себе поставил? - Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Что мы сейчас делали? - Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
4 4 - Что общего у суффикса и окончания и чем они отличаются? (Это части слова, суффикс служит для образования новых слов, а окончание - для образования форм слов и связи слов в предложении.) - Как связаны между собой понятия: основа слова, суффикс, окончание? (Суффикс входит в основу слова, а окончание не входит.)
- Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?
V. Домашнее задание. Упр. 6, с. 164.