Развитие ученического самоуправления как одно из основных направлений модернизации системы образования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоуправление нельзя «взять»,

нельзя «дать», нельзя «ввести».

Его нужно годами вырабатывать

и отрабатывать.


Развитие ученического самоуправления как одно из основных направлений модернизации системы образования.

- Развитие ученического самоуправления в школе (формы и методы работы).

- Роль педагога-организатора в развитии ученического самоуправления.

Ход занятия: Здравствуйте, коллеги. Сегодня мы с вами рассмотрим формы и методы развития ученического самоуправления в школе и какова наша с вами роль в этом вопросе. Мы проведем начало нашего занятия в форме круглого стола, обсудим рассматриваемые вопрос и примем участие в играх активаторах, которые в дальнейшем вы сможете использовать при проведении сборов министерств и активистов школ.


Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и "выйдут в жизнь". Чтобы добиться жизненного успеха, человеку нужны не только знания из учебников. Школа, конечно же, должна учить математике, физике и другим наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права.
Низкий уровень гражданского самосознания поставил мыслителей современности перед проблемой: где кроется корень социальной апатичности жителей нашей страны? Когда и где происходит воспитание гражданина? Ответ очевиден: фундамент гражданского общества должен закладываться в школе. Ведь если с детства не прививать ребенку привычку мыслить в рамках не только своих личных интересов, но и учитывать интересы социума, то откуда возьмется социально активное общество? Значит, главная задача школы - воспитание граждан России, подготовка их к участию в управлении своей страной.
Для того чтобы узнать на какой стадии развития самоуправления в вашей школе предлагаю провести со школьниками анкетирование.

Анкета для учителей.

1. Как вы думаете, нужно ли ученическое самоуправление в школе, в классе? подчеркните нужное)

да нет

2. Что легче сделать? (подчеркните нужное)

Выполнить задание данное классу самому;

Научить учащихся как выполнить задание.

3. Занимаетесь ли вы формированием самоуправления в классе?

(подчеркните нужное)

да нет

4. Проводите ли вы учебу актива класса? (подчеркните нужное)

да нет

5. Придерживаетесь ли вы какого-либо алгоритма в работе с активом?

(подчеркните нужное)

да нет

6. Испытываете ли вы трудности по формированию самостоятельности, инициативности, активности учащихся класса? (подчеркните нужное)

да нет

7. Что необходимо сделать, чтобы работало классное и школьное

ученическое самоуправление?

___________________________________________________________________

Анкета для учащихся.

1. Как ты думаешь «Что такое самоуправление?»

2. Нужно ли ученическое самоуправление в школе и почему (да или нет)?

3. Стремишься ли ты заниматься общественной деятельностью в школе и в классе (подчеркните нужное):

да, я активно участвую в общественной жизни школы и класса;

да, я хотел бы участвовать в общественной жизни школы и

класса;

нет, не хотел бы и не участвую;

я еще не определился (лась) в этом вопросе.

4. Добросовестно ли ты относишься к выполнению общественного поручения?

да нет

5. Как ты думаешь, если бы все стремились жить только «для себя», чтобы было вокруг тебя? Какова роль педагог-организатора в этом вопросе? Он занимается практическими вопросами, реализует воспитательные программы различной направленности, координирует деятельность детских общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.
Но педагог - организатор один не в силах запустить такой механизм как самоуправление. Только единой командой педагоги, дети, родители можно привить детям самостоятельность и инициативность в делах. Задача взрослых подтолкнуть ребенка к правильному решению. Подсказать советом, но не навязать свое мнение.
Основные условия развития самоуправления учащихся. 1. Психолого-педагогическая грамотность руководителя, его безусловная компетентность в вопросах самоуправления; 2. Наличие системы в организации самоуправления; 3. Создание целостной системы самоуправления; 4. Наличие коллективной общественно-значимой цели; 5. Осознание учащимися необходимость достижения коллективной цели; 6. Наличие органов самоуправления; 7. Правильное распределение обязанностей и поручений по принципу «каждому делу - свой организатор»; 8. Определение задач для каждого учащегося в достижении общей цели; 9. Грамотная организация коллективной и индивидуальной деятельности учащихся; 10. Соответствие характера деятельности возрасту и интересам учащихся; 11. Самостоятельность, самодеятельность учащихся при оказании необходимой поддержи и помощи со стороны руководителя; 12. Добровольность участия школьников в самоуправленческих акциях, проявление инициативы и творчества при организации деятельности; 13. Постоянное усложнение функций актива и расширение зоны его деятельности; 14. Последовательное увеличение числа активных участников всех управленческих процессов; 15. Усложнение деятельности коллектива и накопление у школьников опыта организаторской работы, развитие коллективных традиций самоуправления; 16. Осознание и оценка учащимися коллективной деятельности
Всякая деятельность человека - это упражнение его сил и способностей, фактов его развития. Самоуправление детей - конкретный вид общественной, нравственно-организаторской деятельности. Отвечая за отдельные участки деятельности своего коллектива, работая в органах самоуправления, участвуя в дежурстве по классу и школе, учащиеся организуют своих одноклассников и младших на выполнение работы-заданий (в планировании, подготовке, проведении и анализе действий) школьного плана. Особое место в структуре самоуправления занимают общешкольные и классные собрания - высшие органы ученической власти. Они решают главные вопросы жизни детского коллектива, формируют общественное мнение, ответственное отношение к труду, сплачивают коллектив, дети учатся обмениваться идеями и мнениями, учатся говорить от себя и о себе, выражать словами свои чувства и отношения, учатся активному слушанию, разрешают конфликты. Традиционный метод работы - поручение. Обращенное непосредственно к личности школьника поручение формирует позицию хозяина, инициатора, творца, активного исполнителя. Дети должны знать, что нужно делать, чтобы хорошо выполнить поручение: понять цель дела и значение поручения, срок выполнения, иметь навыки и знания для выполнения, какая потребуется помощь и от кого, какова степень ответственности. Другими словами: что делаем? для кого? кто участвует? с кем вместе делаем? где сделаем? как будем делать? что делать буду я?
Детям можно отдавать следующие области школьной жизни: (перед тем как озвучить, попросить педагогов назвать самим) 1.Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективные творческие дела и т. д. 2.Деятельность гражданско-патриотической направленности: клубы, пресс-конференции, встречи с политиками и другими интересными людьми. 3. Деятельность школьной прессы: газеты, радио, школьное телевидение, реклама. 4.Спорт и спортивные мероприятия. 5.Трудовая деятельность: дежурство, генеральные уборки, ремонт помещений, мебели, работа на пришкольной территории и т. д. 6. Производственная деятельность: труд на земле, пришкольный участок (контроль над заработанными средствами, доходами, распределением, стимулированием и т. д.). 7. Производственно-коммерческая деятельность: в школьных мастерских с организацией и выполнением заказов населения по ремонту бытовой техники, изготовлению рам, дверей, наличников и т. д. 8.Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда. 9.Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой. 10. Реальное участие в работе педсоветов, конференций, родительских комитетов и т. д. Учить самоуправлению - значит создавать коллективную перспективу и планировать пути ее реализации, учить каждого ребенка оценивать результаты этой деятельности и вырабатывать общую оценку. Это значит учить детей видеть в каждом человеке личность, которая по-своему реагирует на действительность, имеет свои индивидуальные вкусы и потребности и рассчитывает на внимательное и бережное отношение.
Алгоритм организации самоуправления в классном коллективе 1. Анализ, самоанализ, выявление причин нерешенности отдельных задач; 2. Определение цели и задач на новый период; 3. Планирование действий руководителя; коллективное планирование, определение содержания работы коллектива на новый период; 4. Определение форм и методов работы; 5. Организация коллективной деятельности; 6. Самоконтроль, коллективный контроль за решением задач самоуправления, реализацией планов, работой актива, оперативный анализ деятельности; 7. Регулирование деятельности и отношений в коллективе; 8. Подведение итогов, итоговый анализ деятельности; 9. Разработка перспектив развития самоуправления.
Ученическое самоуправление дает: Учащимся: · развитие навыков работы в группе, в команде; · ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся; · ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин; · выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам; · защищает права ребенка; · учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации; · помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути. Родителям: · организует свободное время детей; · ведет к улучшению учебной результативности детей; · снижает конфликтность в семье; · дает возможность активно участвовать в школьной жизни. Педагогам: · помогает организовать детей; · сплотить детский коллектив; · повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки; · раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка; · апробация инновационных технологий; · обобщение опыта работы через средства печати · углубление в проблему через опытно - экспериментальную работу
Говоря о формах самоуправления мы затронули проведение общешкольных и классных собраний. Их можно проводить для активистов, для министерств и мэров классов. Методы и формы проведения могут быть различными: круглый стол, работа в группах, мозговой штурм, тренинги и др. Сейчас я покажу вам игры активаторы, которые вы можете использовать на своих занятиях. И предлагаю вам принять в них участие.

Игры активаторы


Спасибо за продуктивную работу.

5


© 2010-2022