- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья «Актуальные вопросы современного образования и воспитания»
Статья «Актуальные вопросы современного образования и воспитания»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Русских В.Л. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Всероссийская научно-практическая конференция
«Актуальные вопросы современного образования и воспитания»
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №1
Тема: Формирование здорового образа жизни.
Русских Вера Леонидовна
Учитель начальных классов
Стаж работы: 30 лет
г. Новый Уренгой
2013 г Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения выдвигает новые требования к учету индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей младших школьников. Стандарт ориентирован на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Одной из главных задач современной российской школы является проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни. Ухудшение здоровья детей связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Ребенок значительную часть времени проводит в школе, поэтому необходимо делать все от нее зависящее, чтобы обеспечить физическое и психическое здоровье учащихся. Проработав в школе 30 лет и проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. Важно включать ребёнка в творческий процесс обучения, что способствует не только развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Задача учителя заключается в исследовании и оценки состояния здоровья детей, в формирование установки на здоровый образ жизни. Главными причинами снижения здоровья детей являются:
- малоподвижный образ жизни
- перегрузка учебного процесса многими дисциплинами
- несбалансированное питание
- отсутствие здорового образа жизни во многих семьях
- неблагополучная экологическая ситуация.
Игровая технология. В начальных классах игра - мощнейшая сфера самовыражения и самоопределения человека. Существует большое разнообразие игровых форм и приёмов, способствующих соблюдению принципов здоровьесберегающих технологий
- игры на развитие психических процессов
- подвижные игры
- дидактические игры
Пальчиковые игры. Необходимость развития моторики рук у детей обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого развитию речевой функции. Рекомендуются различные упражнения, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Обязательно надо применять при интенсивной нагрузке во время письма. Пальчиковые игры помогают: подготовить руку к письму, развить внимание, терпение, стимулировать фантазию, активизировать работу мозга, научиться управлять своим телом.
Зрительная гимнастика. Организация обучения в условиях расширения зрительно-пространственной активности направлена на сохранение остроты зрения у детей. Предполагается использование разнообразных приемов." Стрельба глазами".Двигаем глазами вправо и влево медленно, направлению, обязательно стоя. При этом каждому упражнению придаю игровой характер.
Дыхательная гимнастика. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому рекомендуется включать в урок упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Можно использовать такие упражнения. Например: "Задуй свечу" - глубокий вдох, задержка, медленный выдох через губы трубочкой, произнося звук [у]. "Озорные щёчки" - набирать воздух, надув щёки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть. Затем через сжатые трубочкой губы, вдохнуть воздух, втягивая его. Расслабить щёки и губы.
Релаксация помогает учителю во время урока снять стресс у детей, способствует расслаблению мышц, снятию усталости. Проводится в течение 3-5 минут, при необходимости в начале или середине урока
Цветотерапия. Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный. Красный цвет всегда влияет на физическое состояние, жёлтый - на умственное, а голубой - на эмоции. Красный и оранжевый - активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый - цвет хорошего настроения.
Музыкальная терапия. Музыка может использоваться как оформление фона занятий и сопровождение моментов урока. "Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно - сосудистой системы.
Саморефлексия. Способствует развитию у ученика процессов самонаблюдения, анализа и самоанализа для коррекции собственного образа жизни. Учителю при этом отводится роль консультанта или посредника, а строителем своего здоровья на всех этапах остаётся сам ученик. Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало, и что смогут использовать в своей жизни за пределами класса и школы. Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в начальных классах направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся; опирается на принципы преемственности, вариативности; приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; росту учебных достижений; достигается через учёт особенностей класса; создание благоприятного психологического фона на уроке. Начальная школа - это целый мир! Годы, проведенные в первых 4 классах, должны остаться в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые - и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражений не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека - гражданин новой России. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.
Библиографический список
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2011.
- Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработки занятий. - М.: Издательство «Глобус», 2010.
- Иванов, О.А. Здоровьесберегающие технологии учебного процесса / О.А. Иванов, И.И. Колисник, М.Ю. Михайлина и др. - Волгоград: Учитель, 2010.
- Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. М.: Вентана-
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
- Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка обучающихся в школе. Практика административной работы. - № 1. - 2006.