- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по математике «Знакомство с задачами на движение. Скорость»
Конспект урока по математике «Знакомство с задачами на движение. Скорость»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сотникова И.В. |
Дата | 22.12.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Урок математики. УМК «2100»
(учебник математики - авт. Петерсон Л.Г.)
Тема: «Знакомство с задачами на движение. Скорость»
Класс: 3
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цели: формировать представление о математике как о части общечеловеческой культуры через показ возможности изучать историю родного края при решении задач практического характера.
Задачи:
-познакомить учащихся с задачами на движение;
- сформировать представление о новой величине «скорость» и единицах ее измерения;
- выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел ;
- продолжить отрабатывать вычислительные навыки;
- способствовать развитию логического мышления, внимания, умения рассуждать, вести диалог, четко отвечать на поставленные вопросы.
- воспитывать интерес к предмету, стремление к сотрудничеству, чувство взаимопомощи..
Оборудование: мультимедиопроектор, презентация к уроку, карточки, рисунок автобуса, карта города «Движения», карточки с различными формулами и их названием - S , t, v = s : t, рисунки с изображением лиц детей, памятки.
Ход урока.
-
Оргмомент. Психологический настрой.
Слайд 2
- Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
- Ребята сейчас мы отправимся в путешествие, а вот на чём, вы узнаете, отгадав загадку.(про автобус) - Правильно на автобусе. Слайд 3
- А куда же мы отправимся путешествовать, вы узнаете выполнив 2. Актуализация знаний. «Математическую разминку»
- Но что- то не у всех хорошее настроение давайте с вами поднимем настроение шуточными задачками.
- Шла бабка в Москву, повстречала трёх мужиков, каждый нёс по мешку, а в каждом мешке по коту. Сколько существ шло в Москву?
- Ваня ехал из Надежды в город Кисловодск 3 часа, а обратно 180 минут. Как объяснить разницу?
- Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
- Какое колесо не вращается при спуске с горы?
Вот теперь я вижу, вы готовы к математической разминке.
- Запишите только ответы.
- Найти произведение чисел 20 и 4 - Частное чисел 70 и 2 - Найти сумму чисел 130 и 22 - Найти площадь прямоугольника со сторонами 13 см и 2 см - Во сколько раз 1800 больше, чем 100 - Найти разность чисел 90 и 19 - Сторона квадрата равна 11 дм. Найти периметр. - На сколько 80 больше, чем 18 - Назовите лишнее число, почему? Проверяем по образцу … Слайд 4 Взаимопроверка. - Расположите эти ответы в порядке убывания, а внизу напишите буквы, которые соответствуют каждому числу. 152 84 71 35 44 26 18 62 Слайд 5. Д в и ж е н и е - Ребята, что у вас получилось? (Движение) - Вот и отправимся мы сегодня в город, который называется город «Движение». - А что мы понимаем под словом движение? Слайд 6 - Главная заповедь этого города: "Движение - это жизнь!" Слайд 7
- Как вы понимаете смысл этой заповеди?
- Правильно, с самого рождения человек не мыслит себя без движений, без движения вперёд немыслимо развитие: человека, науки, общества, государства. - Наша с вами математическая разминка - это тоже было движение мысли.
- И так, двигаться могут как живые, так и неживые предметы.
- Посмотрите на предметы, изображённые на слайде 8, назовите лишние - Как назвать одним словом оставшиеся предметы ? - А чем различаются друг от друга виды транспорта? -Скоростью передвижения 3. Сообщение темы и цели урока. - Так какова же тема нашего сегодняшнего урока, с чем же мы сегодня с вами познакомимся? 4. Работа над темой урока. - В городе «Движение» есть 3 главные улицы. - И одна из улиц, на которую мы сегодня с вами попадём - это улица скорости. В математике скорость обозначают латинской буквой V - По улицам города, села передвигается транспорт, то есть перемещается из одного места в другое. Какие правила нужно знать и соблюдать всем участникам движения и пешеходам и водителям? Слайд № 9
- Ребята, а как вы думаете, можно скорость измерить?
- Какой прибор существует для измерения скорости? Слайд № 10
- Вы назвали числовые данные, причём разные, значит, скорость может изменяться, следовательно, это величина и у неё есть и единицы измерения.
- Может быть кто - то из вас знает, в каких единицах измеряется скорость?
- Единицы измерения скорости отличаются от ранее изученных.
- Ребята на улице Скорость есть лавка «Собери -ка», знаете, почему она так называется, потому, что всё, что там находится расположено в определённой последовательности.
- Распределите данные единицы измерения на группы.
Работа в группах Слайд № 11
- Свои результаты запишите на листках, которые лежат на столах.
- Какие группы получились? ( Единицы времени, единицы длины и ….. ) - А сейчас 3 группа расположит единицы длины в порядке убывания. - 2 группа расположит единицы времени в порядке возрастания - А 1 группа произведёт вычисления. Проверка Слайд № 12 -Все ли единицы длины вспомнили? 3 группа. - В математике, единицы длины ещё называют расстоянием. Расстояние принято обозначать латинской буквой S - Что такое расстояние? - На уроках математики мы будем обозначать его с помощью отрезка, на котором будем показывать стрелкой направление движения. Слайд № 13 - Это вторая главная улица города «Движения» - «Расстояние». - 2 группа проверка - Время движения в математике принято обозначать латинской буквой t - Это третья главная улица города «Движения» - улица «Времени». - Все ли величины измерения времени мы вспомнили? (секунда минута час сутки неделя месяц год век) - Называйте в порядке возрастания Слайд 14 - В математике, расстояние, т.е. отрезок, с помощью которого его изобразили, делят на одинаковые отрезки, при условии, что скорость движения не изменяется. Слайд 15
-1 группа решение примеров проверка.
- Ребята, но у вас была ещё одна единица измерения, которую вы никуда не отнесли
- Ваши предположения
Слайд 16
- Что же такое скорость?
- Обозначим расстояние, время и скорость принятыми в математике символами. Мы сможем написать формулу нахождения скорости, может кто - то знает какую.
V = S : t Слайд № 17
- Я предлагаю вам решить задачу.
- В декабре месяце Ваня и Максим ездили в санаторий г. Кисловодска. Я попросила их узнать у родителей расстояние. Которое они преодолели, и время. За которое это сделали. Давайте с вами, вычислим скорость их движения? Слайд № 18
Мы с вами проезжаем переулок «Помоги»
Как ты понимаешь?
-
Черепаха ползёт со скоростью 4 м/мин Слайд № 19
-
Скорость теплохода 45 км/ч Слайд № 20
-
Меч - рыба развивает скорость 100 км/ч Слайд № 21
-
Земля движется по орбите со скоростью 30 км/с Слайд № 22
- Так каковы же единицы измерения скорости? ( Км/ч, м/мин и т.д.)Попали на площадь «Решай, не робей!» Слайд № 23 5. Первичное закрепление Фронтальная работа № 2а,б,в,г., с.2 - взаимопроверка - Проверяем Слайд № 24
Подъехали к фонтану «Отдохни» Физминутка. Слайд № 25,26
- Мы отправляемся дальше и сразу попадаем в круговорот машин, проезжаем мимо Института по ПДД. С движением мы сталкиваемся повсюду. Нужно быть очень осторожным на дорогах. Двигаемся мы, двигаются машины. Но всегда нужно соблюдать правила дорожного движения. - Нам предлагает институт решить такую задачу. Слайд № 27 - Ширина проезжей части дороги 18 метров. Зелёный сигнал светофора горит 60с. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с того момента, как светофор загорелся, чтобы пройти дорогу без аварийной ситуации? Слайд № 28 - Как найти скорость?
-Что же надо сделать? V= S:t, 18: 60 =?
18 м = 180 дм 180 : 60 =3 дм/с 30 см /с - Можно ли число сделать большим, не меняя величину? (Да, перевести в меньшую единицу измерения)
30 см /с - это примерно 1 детский шаг.
Запомни: переходи улицу по переходу. Разговаривать с друзьями или играть во время движения по «зебре» опасно, у светофора ограниченное время !
- Вот мы и подъехали к аллее задач, где расположены киоски с задачами, но не с простыми.
- И так внимание, предпоследнее здание Слайд № 29
Задачи из киоска под № 7 а - выбирают те, кто хорошо сегодня разобрался и хочет попробовать решить более сложную задачу.
Задачу из киоска под № 5 б- выбирают те, кто хорошо разобрался в скорости движения.
И задачу из киоска под № 2д - решают те, кто чувствует, что ещё не совсем понял тему, но хочет попробовать.
Слайд №30 Проверка по клику.
А теперь мы подъехали к музею уравнений. Слайд №31
По вариантам взаимопроверка. 6. Итог урока. Кинотеатр «Думай…» Слайд №32 - Посмотрите на различные объекты. Что общего между ними? -Попробуйте узнать, у кого какая скорость? (работа с картинками, на которых изображено движение различных объектов) - Соотнесите объект с его скоростью 7.Подъехали к остановке Желаний. Слайд №33
- Домашнее задание будет творческого характера: составьте задачу для своего соседа по парте на нахождение скорости. И № 11,12
8. Рефлексия деятельности. Слайд №34
Вот подошло к концу наше первое с вами путешествие по городу «Движение» на этом автобусе мы ещё не один урок будем колесить по улицам этого города. А сейчас давайте с вами продолжим предложение….
- На уроке я познакомился….
- Я узнал…
- На уроке мне понравилось….
- Я хотел бы узнать…
Слайд № 35
Так как наша последняя остановка называлась остановка желаний, то я хочу, чтобы вы заняли места в нашем автобусе для дальнейшего путешествия, но не там где вы хотите, а с таким условием
Если работали отлично, со всеми заданиями справлялись и можете помочь товарищу, то займите места в части автобуса.
Если работали хорошо, но иногда требовалась помощь, то в жёлтой
-
Если работали, но были проблемы и вы просите помощи, то. в красной
Методическая литература и интернет ресурсы:
-
Петерсон Л.Г. «Математика», 3 класс,М Ювента, 2012 г.
-
Авдеева Н.И. «Двадцать дифференцированных уроков для одарённых детей»,
М. - 2001 г.
3. Кочергина А.В. «Учим математику с увлечением», М. - 2008 г.
4. Беденко М.В. «Сборник тестовых задач по математике», МВАКО - 2004 г.
5. catarrc.narod.ru/gallery/kaiser3.qif
6. nsc.1september.ru/
7. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/obzor-obrazovatelnykh-internet-resursov-v-pomoshch-uchitelyu-nachalnykh-kla
8. solnyshko.ee/