Конспект урока по математике «Знакомство с задачами на движение. Скорость»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики. УМК «2100»

(учебник математики - авт. Петерсон Л.Г.)

Тема: «Знакомство с задачами на движение. Скорость»

Класс: 3

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цели: формировать представление о математике как о части общечеловеческой культуры через показ возможности изучать историю родного края при решении задач практического характера.

Задачи:

-познакомить учащихся с задачами на движение;

- сформировать представление о новой величине «скорость» и единицах ее измерения;

- выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел ;

- продолжить отрабатывать вычислительные навыки;

- способствовать развитию логического мышления, внимания, умения рассуждать, вести диалог, четко отвечать на поставленные вопросы.
- воспитывать интерес к предмету, стремление к сотрудничеству, чувство взаимопомощи..

Оборудование: мультимедиопроектор, презентация к уроку, карточки, рисунок автобуса, карта города «Движения», карточки с различными формулами и их названием - S , t, v = s : t, рисунки с изображением лиц детей, памятки.

Ход урока.


  1. Оргмомент. Психологический настрой.

Слайд 2

- Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.
Встаньте дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!

- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

- Ребята сейчас мы отправимся в путешествие, а вот на чём, вы узнаете, отгадав загадку.(про автобус) - Правильно на автобусе. Слайд 3

- А куда же мы отправимся путешествовать, вы узнаете выполнив 2. Актуализация знаний. «Математическую разминку»

- Но что- то не у всех хорошее настроение давайте с вами поднимем настроение шуточными задачками.

- Шла бабка в Москву, повстречала трёх мужиков, каждый нёс по мешку, а в каждом мешке по коту. Сколько существ шло в Москву?

- Ваня ехал из Надежды в город Кисловодск 3 часа, а обратно 180 минут. Как объяснить разницу?

- Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

- Какое колесо не вращается при спуске с горы?

Вот теперь я вижу, вы готовы к математической разминке.

- Запишите только ответы.

- Найти произведение чисел 20 и 4 - Частное чисел 70 и 2 - Найти сумму чисел 130 и 22 - Найти площадь прямоугольника со сторонами 13 см и 2 см - Во сколько раз 1800 больше, чем 100 - Найти разность чисел 90 и 19 - Сторона квадрата равна 11 дм. Найти периметр. - На сколько 80 больше, чем 18 - Назовите лишнее число, почему? Проверяем по образцу … Слайд 4 Взаимопроверка. - Расположите эти ответы в порядке убывания, а внизу напишите буквы, которые соответствуют каждому числу. 152 84 71 35 44 26 18 62 Слайд 5. Д в и ж е н и е - Ребята, что у вас получилось? (Движение) - Вот и отправимся мы сегодня в город, который называется город «Движение». - А что мы понимаем под словом движение? Слайд 6 - Главная заповедь этого города: "Движение - это жизнь!" Слайд 7

- Как вы понимаете смысл этой заповеди?

- Правильно, с самого рождения человек не мыслит себя без движений, без движения вперёд немыслимо развитие: человека, науки, общества, государства. - Наша с вами математическая разминка - это тоже было движение мысли.

- И так, двигаться могут как живые, так и неживые предметы.

- Посмотрите на предметы, изображённые на слайде 8, назовите лишние - Как назвать одним словом оставшиеся предметы ? - А чем различаются друг от друга виды транспорта? -Скоростью передвижения 3. Сообщение темы и цели урока. - Так какова же тема нашего сегодняшнего урока, с чем же мы сегодня с вами познакомимся? 4. Работа над темой урока. - В городе «Движение» есть 3 главные улицы. - И одна из улиц, на которую мы сегодня с вами попадём - это улица скорости. В математике скорость обозначают латинской буквой V - По улицам города, села передвигается транспорт, то есть перемещается из одного места в другое. Какие правила нужно знать и соблюдать всем участникам движения и пешеходам и водителям? Слайд № 9

- Ребята, а как вы думаете, можно скорость измерить?

- Какой прибор существует для измерения скорости? Слайд № 10

- Вы назвали числовые данные, причём разные, значит, скорость может изменяться, следовательно, это величина и у неё есть и единицы измерения.

- Может быть кто - то из вас знает, в каких единицах измеряется скорость?

- Единицы измерения скорости отличаются от ранее изученных.

- Ребята на улице Скорость есть лавка «Собери -ка», знаете, почему она так называется, потому, что всё, что там находится расположено в определённой последовательности.

- Распределите данные единицы измерения на группы.

Работа в группах Слайд № 11

- Свои результаты запишите на листках, которые лежат на столах.

- Какие группы получились? ( Единицы времени, единицы длины и ….. ) - А сейчас 3 группа расположит единицы длины в порядке убывания. - 2 группа расположит единицы времени в порядке возрастания - А 1 группа произведёт вычисления. Проверка Слайд № 12 -Все ли единицы длины вспомнили? 3 группа. - В математике, единицы длины ещё называют расстоянием. Расстояние принято обозначать латинской буквой S - Что такое расстояние? - На уроках математики мы будем обозначать его с помощью отрезка, на котором будем показывать стрелкой направление движения. Слайд № 13 - Это вторая главная улица города «Движения» - «Расстояние». - 2 группа проверка - Время движения в математике принято обозначать латинской буквой t - Это третья главная улица города «Движения» - улица «Времени». - Все ли величины измерения времени мы вспомнили? (секунда минута час сутки неделя месяц год век) - Называйте в порядке возрастания Слайд 14 - В математике, расстояние, т.е. отрезок, с помощью которого его изобразили, делят на одинаковые отрезки, при условии, что скорость движения не изменяется. Слайд 15

-1 группа решение примеров проверка.

- Ребята, но у вас была ещё одна единица измерения, которую вы никуда не отнесли

- Ваши предположения

Слайд 16

- Что же такое скорость?

- Обозначим расстояние, время и скорость принятыми в математике символами. Мы сможем написать формулу нахождения скорости, может кто - то знает какую.

V = S : t Слайд № 17

- Я предлагаю вам решить задачу.

- В декабре месяце Ваня и Максим ездили в санаторий г. Кисловодска. Я попросила их узнать у родителей расстояние. Которое они преодолели, и время. За которое это сделали. Давайте с вами, вычислим скорость их движения? Слайд № 18

Мы с вами проезжаем переулок «Помоги»

Как ты понимаешь?

  • Черепаха ползёт со скоростью 4 м/мин Слайд № 19

  • Скорость теплохода 45 км/ч Слайд № 20

  • Меч - рыба развивает скорость 100 км/ч Слайд № 21

  • Земля движется по орбите со скоростью 30 км/с Слайд № 22

- Так каковы же единицы измерения скорости? ( Км/ч, м/мин и т.д.)Попали на площадь «Решай, не робей!» Слайд № 23 5. Первичное закрепление Фронтальная работа № 2а,б,в,г., с.2 - взаимопроверка - Проверяем Слайд № 24

Подъехали к фонтану «Отдохни» Физминутка. Слайд № 25,26

- Мы отправляемся дальше и сразу попадаем в круговорот машин, проезжаем мимо Института по ПДД. С движением мы сталкиваемся повсюду. Нужно быть очень осторожным на дорогах. Двигаемся мы, двигаются машины. Но всегда нужно соблюдать правила дорожного движения. - Нам предлагает институт решить такую задачу. Слайд № 27 - Ширина проезжей части дороги 18 метров. Зелёный сигнал светофора горит 60с. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с того момента, как светофор загорелся, чтобы пройти дорогу без аварийной ситуации? Слайд № 28 - Как найти скорость?

-Что же надо сделать? V= S:t, 18: 60 =?

18 м = 180 дм 180 : 60 =3 дм/с 30 см /с - Можно ли число сделать большим, не меняя величину? (Да, перевести в меньшую единицу измерения)

30 см /с - это примерно 1 детский шаг.

Запомни: переходи улицу по переходу. Разговаривать с друзьями или играть во время движения по «зебре» опасно, у светофора ограниченное время !

- Вот мы и подъехали к аллее задач, где расположены киоски с задачами, но не с простыми.

- И так внимание, предпоследнее здание Слайд № 29

Задачи из киоска под № 7 а - выбирают те, кто хорошо сегодня разобрался и хочет попробовать решить более сложную задачу.

Задачу из киоска под № 5 б- выбирают те, кто хорошо разобрался в скорости движения.

И задачу из киоска под № 2д - решают те, кто чувствует, что ещё не совсем понял тему, но хочет попробовать.

Слайд №30 Проверка по клику.

А теперь мы подъехали к музею уравнений. Слайд №31

По вариантам взаимопроверка. 6. Итог урока. Кинотеатр «Думай…» Слайд №32 - Посмотрите на различные объекты. Что общего между ними? -Попробуйте узнать, у кого какая скорость? (работа с картинками, на которых изображено движение различных объектов) - Соотнесите объект с его скоростью 7.Подъехали к остановке Желаний. Слайд №33

- Домашнее задание будет творческого характера: составьте задачу для своего соседа по парте на нахождение скорости. И № 11,12
8. Рефлексия деятельности. Слайд №34

Вот подошло к концу наше первое с вами путешествие по городу «Движение» на этом автобусе мы ещё не один урок будем колесить по улицам этого города. А сейчас давайте с вами продолжим предложение….

  • На уроке я познакомился….
  • Я узнал…
  • На уроке мне понравилось….
  • Я хотел бы узнать…

Слайд № 35

Так как наша последняя остановка называлась остановка желаний, то я хочу, чтобы вы заняли места в нашем автобусе для дальнейшего путешествия, но не там где вы хотите, а с таким условием

Если работали отлично, со всеми заданиями справлялись и можете помочь товарищу, то займите места в части автобуса.

Если работали хорошо, но иногда требовалась помощь, то в жёлтой

  • Если работали, но были проблемы и вы просите помощи, то. в красной

- В начале урока я говорила, что заповедь города «Движения», в котором мы сегодня побывали, это «Движение - это жизнь». Ученики нашего класса подготовили для гостей брошюры с комплексом упражнений против болей в верхней части спины. Для наших гостей это я думаю необходимо, если они их будут выполнять, то значит будут лучше двигаться, а следовательно, будут жить полноценной жизнью и радоваться жизни.- Подарите их нашим гостям. Завершаем наш урок, я надеюсь, он пошёл вам впрок.

Методическая литература и интернет ресурсы:

  1. Петерсон Л.Г. «Математика», 3 класс,М Ювента, 2012 г.

  2. Авдеева Н.И. «Двадцать дифференцированных уроков для одарённых детей»,

М. - 2001 г.

3. Кочергина А.В. «Учим математику с увлечением», М. - 2008 г.

4. Беденко М.В. «Сборник тестовых задач по математике», МВАКО - 2004 г.

5. catarrc.narod.ru/gallery/kaiser3.qif

6. nsc.1september.ru/

7. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/obzor-obrazovatelnykh-internet-resursov-v-pomoshch-uchitelyu-nachalnykh-kla

8. solnyshko.ee/



© 2010-2022