Классный час Рыцарь Вася

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казённое образовательное учреждение детский дом «Хуры тын»

Интегрированный воспитательский час по рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»

«Все начинается с детства…»

Классный час Рыцарь ВасяВыполнила: Гаглоева З.Х.

Владикавказ,2015г.

Цели:

Образовательные:

1)ознакомление с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»;

2)овладение навыками анализа художественного текста.

Развивающие:

Развитие критического мышления через чтение.

Воспитательные:

Воспитание взаимопонимания, доброты, благородства, любви к окружающим людям.

Оборудование: тексты рассказа Ю. Яковлева « Рыцарь Вася»

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Умка»,чтение рассказа «Рыцарь Вася»

Использование ТСО: компьютерная презентация.


«В детях я стараюсь разглядеть

завтрашнего человека. Но и

взрослый человек для меня

начинается с детства»

Ю. Яковлев

Ход работы.

Вступительное слово воспитателя: Юрий Яковлев говорил: «В детях я стараюсь разглядеть завтрашнего человека. Но и взрослый человек для меня начинается с детства». Наш воспитательский час так и будет называться «Все начинается с детства…».

В самом начале нашего воспитательского часа мы посмотрели мультфильм «Умка». Кто написал песню «Колыбельная медведицы» из этого мультфильма?

- Узнали ли вы песню? Можете ли назвать автора слов, композитора? (Музыка Е. Крылатова)

- Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев.

- Чем привлекает вас прослушанная вами песня?

Конечно, прежде всего трогательным отношением матери к своему малышу. Всё, о чём бы ни писал Ю. Яковлев, не может не волновать вдумчивого читателя.

Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их.

Краткое сообщение работника библиотеки:

Родился Юрий Яковлев 26.06.1922г. в Ленинграде в семье служащего. В 1940г. окончил школу, был призван в армию. Он был участником ВОВ: наводчик зенитной батареи, сотрудник фронтовой печати. После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал в 1947г.: создавал как стихи, так и прозаические произведения - рассказы, повести.

Юрий Яковлев - это детский писатель, он написал много книг. Его портрет вы видите на экране.

Посмотрите на нашу выставку, на нем представлены книги Юрия Яковлева. Может быть, кто - нибудь из вас читал его произведения. Литературная общественность летом 2002 года справляла 80-летие

Юрия Яковлева.

Воспитатель: - Мир писателя. Чтобы понять духовный мир талантливого писателя, порой достаточно перечесть его произведения. Я знаю, что из предложенного списка рассказов Ю. Яковлева вы прочли многое. Попробуете 1-2 предложениями сформулировать, о чем же его рассказы? Или о каких людях?

(о смелых, благородных, бескорыстных)

- Яковлев однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества:

«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то

удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым -

счастье»

- В качестве определяющих слов для нашего часа я выбрала «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»

Что значит, по-вашему, быть человеком с большой буквы? (людьми становятся, а не рождаются).

Работник библиотеки: В названии рассказа есть слово «рыцарь». Кто такой рыцарь?

- Как выглядит рыцарь?

( железные латы, шлем с забралом, меч, копье)

Таким вы его себе представляете?

- Каковы его физические данные?

(сильный, крепкий, выносливый)

- Какими духовными качествами должен обладать рыцарь?

(Он должен быть честным, храбрым, добрым, умным, отзывчивым, отважным)

Воспитатель: В «Словаре русского языка» С.И Ожегова дается следующее лексическое значение слова «рыцарь»

(Словарную статью читает подготовленный воспитанник)

Воспитанник: В словаре С.И. Ожегова слово «рыцарь» имеет значение два значения:

В феодальной Европе: лицо, принадлежавшее к военно-феодальному сословию.

Самоотверженный, благородный человек.

Работник библиотеки: Как вы думаете, в каком значении употреблено это слово в названии рассказа?

(Мы думаем, что во втором)

- Как известно, все мы родом из детства. Яковлев внимательно вглядывался в каждого подростка: « Вот идет мальчишка, человечек, а вглядишься - уже готовый, сформировавшийся человек».

Мог бы писатель так сказать о герое произведения «Рыцарь Вася» Васе Рыбакове?

- А что нам, читателям, помогает сформировать наше отношение к герою? (поступки, портрет героя, художественные приемы, используемые автором).

Задание: выбрать из произведения слова, характеризующие отношение к герою окружающих людей, автора, самооценку героя.

Окружающие

Сам Вася

Автор

1. «Тюфяк» (одноклассники)- Какие этому доказательства? 2. Обжора (одноклассники) 3. «Слон в фарфоровой лавке» (мама) - Понимаете ли смысл этих слов? 4. Толстяк (друг)

- Ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность. - А каким вы представляете себе рыцаря?

В груди его билось благородное сердце рыцаря. - Что, в отличие от одноклассников, видел в своем герое автор? - О чем мечтал мальчик? (защищать слабых и обиженных)

Первая остановка

Задания для группы.

1 . Найдите в тексте слова и словосочетания, которые описывают внешность Васи (одежду, лицо)

2. Найдите в тексте слова и словосочетания, которые описывают действия Васи, манеру себя вести.

3. Найдите в « Словаре русского языка» С.И.Ожегова лексическое значение слова «тюфяк». Составьте рассказ на тему «Почему приятели называли Васю тюфяком».

4 . Как вы думаете, что «скрывалось под некрасивой внешностью Васи?».

Вторая остановка

Задания для группы

1 Каким видят Васю окружающие ? Найдите в тексте слова и выражения, подтверждающие вашу мысль.

2 Каким мальчик видел себя в мечтах?

3. Почему Васе нравилось ходить в музей?

4 .Понимали ли Васю окружающие его люди: мама, друг, одноклассники, учитель.

Воспитатель: - А как вы к нему относитесь?

(Мы ему сочувствуем, потому что все к нему несправедливы. )

- Какой главный вопрос предлагает автор для обсуждения

(Что значит быть настоящим рыцарем.)

Третья остановка

Чтение текста по ролям до слов «он быстро уснул».

Работник библиотеки: -Ребята существуют особые средства построения текста. Одно из них - антитеза.

Воспитанник: Антитеза - резкое противопоставление каких-то понятий, мыслей, образов. Антитеза строится на антонимах.

Воспитатель: Как вы думаете, кто поступил по-рыцарски?

Какие противоположные свойства характера показывает автор на примере двух героев Васи и Димы?

Дима Вася

Трусость смелость

Подлость порядочность

Лживость правдивость

Что произошло дальше?

Воспитатель:

- Согласны ли вы с таким концом? Нет ли внутреннего протеста?

(Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя)

- Может быть, именно Димка - герой вчерашнего происшествия?

(не ступил бы на лед, трус, лгун, сродни подлецу)

- Прав ли Вася, что смолчал о лжи?

(С одной стороны, скромность. С другой, когда он вырастет, поймет, что изобличить ложь, остановить подлеца, пока еще маленького, - это тоже подвиг, поступок.).

- А теперь я раскрою секрет : произведение написано в 1967 году!

- Состарилось ли оно?

- Какие произведения не стареют?

( Те, где автор поднимает вечные вопросы, заставляет задуматься об истинных ценностях.)

Выводы:

- Думаю, что час открытых мыслей состоялся. Вы показали умение видеть основное в произведении, авторскую позицию, умело высказывали свое мнение о героях рассказа. Размышляли о добре и зле, благородстве и бесчестии.

- Каждое произведение чему-нибудь учит.






© 2010-2022