- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час Рыцарь Вася
Классный час Рыцарь Вася
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гаглоева З.Х. |
Дата | 25.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное казённое образовательное учреждение детский дом «Хуры тын»
Интегрированный воспитательский час по рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»
«Все начинается с детства…»
Выполнила: Гаглоева З.Х.
Владикавказ,2015г.
Цели:
Образовательные:
1)ознакомление с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»;
2)овладение навыками анализа художественного текста.
Развивающие:
Развитие критического мышления через чтение.
Воспитательные:
Воспитание взаимопонимания, доброты, благородства, любви к окружающим людям.
Оборудование: тексты рассказа Ю. Яковлева « Рыцарь Вася»
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Умка»,чтение рассказа «Рыцарь Вася»
Использование ТСО: компьютерная презентация.
«В детях я стараюсь разглядеть
завтрашнего человека. Но и
взрослый человек для меня
начинается с детства»
Ю. Яковлев
Ход работы.
Вступительное слово воспитателя: Юрий Яковлев говорил: «В детях я стараюсь разглядеть завтрашнего человека. Но и взрослый человек для меня начинается с детства». Наш воспитательский час так и будет называться «Все начинается с детства…».
В самом начале нашего воспитательского часа мы посмотрели мультфильм «Умка». Кто написал песню «Колыбельная медведицы» из этого мультфильма?
- Узнали ли вы песню? Можете ли назвать автора слов, композитора? (Музыка Е. Крылатова)
- Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев.
- Чем привлекает вас прослушанная вами песня?
Конечно, прежде всего трогательным отношением матери к своему малышу. Всё, о чём бы ни писал Ю. Яковлев, не может не волновать вдумчивого читателя.
Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их.
Краткое сообщение работника библиотеки:
Родился Юрий Яковлев 26.06.1922г. в Ленинграде в семье служащего. В 1940г. окончил школу, был призван в армию. Он был участником ВОВ: наводчик зенитной батареи, сотрудник фронтовой печати. После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал в 1947г.: создавал как стихи, так и прозаические произведения - рассказы, повести.
Юрий Яковлев - это детский писатель, он написал много книг. Его портрет вы видите на экране.
Посмотрите на нашу выставку, на нем представлены книги Юрия Яковлева. Может быть, кто - нибудь из вас читал его произведения. Литературная общественность летом 2002 года справляла 80-летие
Юрия Яковлева.
Воспитатель: - Мир писателя. Чтобы понять духовный мир талантливого писателя, порой достаточно перечесть его произведения. Я знаю, что из предложенного списка рассказов Ю. Яковлева вы прочли многое. Попробуете 1-2 предложениями сформулировать, о чем же его рассказы? Или о каких людях?
(о смелых, благородных, бескорыстных)
- Яковлев однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества:
«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то
удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым -
счастье»
- В качестве определяющих слов для нашего часа я выбрала «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»
Что значит, по-вашему, быть человеком с большой буквы? (людьми становятся, а не рождаются).
Работник библиотеки: В названии рассказа есть слово «рыцарь». Кто такой рыцарь?
- Как выглядит рыцарь?
( железные латы, шлем с забралом, меч, копье)
Таким вы его себе представляете?
- Каковы его физические данные?
(сильный, крепкий, выносливый)
- Какими духовными качествами должен обладать рыцарь?
(Он должен быть честным, храбрым, добрым, умным, отзывчивым, отважным)
Воспитатель: В «Словаре русского языка» С.И Ожегова дается следующее лексическое значение слова «рыцарь»
(Словарную статью читает подготовленный воспитанник)
Воспитанник: В словаре С.И. Ожегова слово «рыцарь» имеет значение два значения:
В феодальной Европе: лицо, принадлежавшее к военно-феодальному сословию.
Самоотверженный, благородный человек.
Работник библиотеки: Как вы думаете, в каком значении употреблено это слово в названии рассказа?
(Мы думаем, что во втором)
- Как известно, все мы родом из детства. Яковлев внимательно вглядывался в каждого подростка: « Вот идет мальчишка, человечек, а вглядишься - уже готовый, сформировавшийся человек».
Мог бы писатель так сказать о герое произведения «Рыцарь Вася» Васе Рыбакове?
- А что нам, читателям, помогает сформировать наше отношение к герою? (поступки, портрет героя, художественные приемы, используемые автором).
Задание: выбрать из произведения слова, характеризующие отношение к герою окружающих людей, автора, самооценку героя.
Окружающие
Сам Вася
Автор
1. «Тюфяк» (одноклассники)- Какие этому доказательства? 2. Обжора (одноклассники) 3. «Слон в фарфоровой лавке» (мама) - Понимаете ли смысл этих слов? 4. Толстяк (друг)
- Ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность. - А каким вы представляете себе рыцаря?
В груди его билось благородное сердце рыцаря. - Что, в отличие от одноклассников, видел в своем герое автор? - О чем мечтал мальчик? (защищать слабых и обиженных)
Первая остановка
Задания для группы.
1 . Найдите в тексте слова и словосочетания, которые описывают внешность Васи (одежду, лицо)
2. Найдите в тексте слова и словосочетания, которые описывают действия Васи, манеру себя вести.
3. Найдите в « Словаре русского языка» С.И.Ожегова лексическое значение слова «тюфяк». Составьте рассказ на тему «Почему приятели называли Васю тюфяком».
4 . Как вы думаете, что «скрывалось под некрасивой внешностью Васи?».
Вторая остановка
Задания для группы
1 Каким видят Васю окружающие ? Найдите в тексте слова и выражения, подтверждающие вашу мысль.
2 Каким мальчик видел себя в мечтах?
3. Почему Васе нравилось ходить в музей?
4 .Понимали ли Васю окружающие его люди: мама, друг, одноклассники, учитель.
Воспитатель: - А как вы к нему относитесь?
(Мы ему сочувствуем, потому что все к нему несправедливы. )
- Какой главный вопрос предлагает автор для обсуждения
(Что значит быть настоящим рыцарем.)
Третья остановка
Чтение текста по ролям до слов «он быстро уснул».
Работник библиотеки: -Ребята существуют особые средства построения текста. Одно из них - антитеза.
Воспитанник: Антитеза - резкое противопоставление каких-то понятий, мыслей, образов. Антитеза строится на антонимах.
Воспитатель: Как вы думаете, кто поступил по-рыцарски?
Какие противоположные свойства характера показывает автор на примере двух героев Васи и Димы?
Дима Вася
Трусость смелость
Подлость порядочность
Лживость правдивость
Что произошло дальше?
Воспитатель:
- Согласны ли вы с таким концом? Нет ли внутреннего протеста?
(Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя)
- Может быть, именно Димка - герой вчерашнего происшествия?
(не ступил бы на лед, трус, лгун, сродни подлецу)
- Прав ли Вася, что смолчал о лжи?
(С одной стороны, скромность. С другой, когда он вырастет, поймет, что изобличить ложь, остановить подлеца, пока еще маленького, - это тоже подвиг, поступок.).
- А теперь я раскрою секрет : произведение написано в 1967 году!
- Состарилось ли оно?
- Какие произведения не стареют?
( Те, где автор поднимает вечные вопросы, заставляет задуматься об истинных ценностях.)
Выводы:
- Думаю, что час открытых мыслей состоялся. Вы показали умение видеть основное в произведении, авторскую позицию, умело высказывали свое мнение о героях рассказа. Размышляли о добре и зле, благородстве и бесчестии.
- Каждое произведение чему-нибудь учит.