Конспект урока по русскому языку Корень слова. Однокоренные слова (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели урока: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «корень»,
«однокоренные слова»; учить детей находить корень в словах,
распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный
запас детей. Развивающие: развивать наблюдательность, память совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь. Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда. Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока.


1. Организационный момент.

Учитель.

Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.

2. Актуализация знаний

Словарно - орфографическая работа. З а п и с ь н а д о с к е : С…бака гор…д д…ревня …тец п…нал м…дведь - Что записано на доске? (слова) - Что общего у этих слов? (Все они имена существительные). - Запишите слова, подчеркните орфограммы. (С комментированием, объясняя правило) - Как убедится в том, что мы вставили правильно буквы? (Проверить написание этих слов по словарю. ) - В каких словах орфограммы, можно проверить? (В словах город и медведь есть орфограмма: написание парной согласной на конце. ) - Как вы думаете, почему некоторые буквы подчёркнуты? Что заметили? (Если их соединить, то получится слово. ) - Какое это слово? (Корень. ) - Какие значения имеет это слово? (корень) Где можно найти значение этого слова, если затрудняемся объяснить сами? (в толковом словаре) - Что можно сказать об этом слове? (Это слово многозначное. ) 3. Самоопределение к деятельности. - Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»? - Что мы называем корнем слова? Хотите что-то важное и интересное узнать? Отправляемся в необычное путешествие. Вы будете представлять место, где вам хочется сейчас оказаться. Но вслух ничего говорить не надо. Предлагаю сесть поудобнее, расслабиться. Можете облокотиться на парту. - Вы можете прикрыть глазки, вам будет так удобнее. - Солнечный денёк. Вам хорошо. Оглянитесь мысленно вокруг. Посмотрите, где вы находитесь, что вас окружат. Какие там запахи? - Какие слышите звуки? - Почувствуёте, как вам хорошо и спокойно. - В вашем волшебном месте отыщите тропинку, идите по ней. Она вас привела к волшебному дереву. Давайте рассмотрим это дерево, оно состоит из слов. Самое главное слово живет в корне его можно прочитать - это слово сад, его могучие корни-слова обладают удивительной способность разрастаться. Когда корень разрастается из него появляются новые слова - веточки, и называли их однокоренными. Посадка, рассада, садовник, садовод. А так как они все были дети одного корня, то еще их называли родственными. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Так за долгую жизнь корень обзавелся большой семьей слов. Подойдите к дереву. - Что вам хочется сделать? Пообщайтесь с деревом, как вам хочется. Подружитесь с ним. - Поблагодарите наше дерево , за интересное путешествие и отпустите его. - А сейчас почувствуйте свои ножки, почувствуйте, как сидите на стульчиках, ощутите свои ручки. Возвращайтесь в класс, открывайте глазки. Поверните голову вправо, влево. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. - Девочки, вам понравилось путешествие? - Что вам удалось увидеть? - Все видели водопад? Поднимите руки. Что ты видела? А ты? Кто увидел волшебное дерево? На листочке нарисуйте цветными карандашами то, что вы видели. Рисунок должен быть на весь лист. Запишите какой корень вы увидели, какие веточки образовались из этого корня - А вот такое дерево увидела я. - Посмотрите, все ли слова вы записали. Допишите, каких слов не хватает. Прочитайте. 4. Работа по теме урока Прочитайте написанные на доске слова. ( Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбак, рыбалка, рыбачить. ) Сравните их и скажите, что в них имеется общего? (В этих словах есть общая часть -рыб - . ) Что можно сказать о значении данных слов? (Данные слова близкие по значению ) Как называются эти слова? (Родственные) - Докажите (Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению называются родственными. ) - Как обозначим общую часть в словах? - Можно сказать «выделим корень». От какого корня образовались все эти слова? (-рыб - ) - Подумайте, можно дать другое название словам, образованным от одного и того же корня? (однокоренные) - Как убедится в правильности своего выбора? (прочитать в учебнике правило) Ч т е н и е п р а в и л а в учебнике с. 43 Есть ли разница в написании корня в однокоренных словах? (Корень в однокоренных словах пишется одинаково) 5. Физкультминутка 6. Продолжение работы по теме урока. Сделаем вывод: Родственные слова имеют общую часть и близкие по значению. Общая часть родственных слов называется корнем Поэтому у родственных слов есть другое название - однокоренные. Корень в однокоренных словах пишется одинаково. Работа в тетради. ( Запишите текст , найдите однокоренные слова ) Посадили в землю зёрнышко, оно стало прорастать. Появился росток дерева, дерево росло. Росло и выросло. - Какая общая часть у этих слов? 7. Рефлексия. (Задание на карточке.) Подчеркни карандашами разных цветов три группы родственных слов. Выдели корень в словах. Вариант1 сад, дубовый, ходить, садовник, дуб, ход, дубок, посадка, переход. Вариант2. Дом, часовщик, лесник, домовой, часовой, лес, домашний, час, перелески. - сколько слов каждого цвета у вас получилось? (по 3) Самооценка.

8. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Как называется общая часть родственных слов?

- Как по - другому можно называть родственные слова?

- Трудно ли было работать на уроке?

- Почему?

-Оцени свою работу на уроке с помощью смайликов.

Конспект урока по русскому языку Корень слова. Однокоренные слова(2 класс).

© 2010-2022