Курсовая работа по теме: «Стратегия написания парных звонких и глухих согласных в середине слова»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Романычева Нина Васильевна -

учитель начальных классов

МБОУ «Сергеевская СОШ»

Вязниковского района

Владимирской области «Стратегия написания парных звонких и глухих согласных в середине слова»

Цели и задачи исследования:

Выявить индивидуальные стратегии и на их основе разработать универсальную стратегию правописания парных согласных в середине слова.

  1. Изучить опыт педагогов по данной теме.

2.Провести диагностики по выявлению индивидуальных особенностей восприятия и изучить мотивацию учеников в данном виде деятельности.

3.Выявить индивидуальные познавательные стратегии выбора проверки парных согласных в середине слова.

4. Разработать универсальную стратегию правописания парных звонких и глухих согласных в середине слова.

5. Подобрать тренировочные упражнения.

Гипотеза: Надеюсь, что умение применять стратегии учащимися будет способствовать повышению качества грамотности и возрастёт мотивация по выполнению упражнений на эту тему.

Этапы исследования:

  1. Подготовительный ( январь ):
  • Изучение литературы по данному вопросу.
  • Подготовка вопросника для выявления стратегии.
  1. Диагностический ( февраль ):
  • Изучить мотивацию учащихся в данном виде деятельности.

  • Провести диагностики по выявлению индивидуальных особенностей восприятия.

  • Выявить индивидуальные и познавательные стратегии выбора проверки парных звонких и глухих согласных в середине слова.

  • Практический ( март ):

  • Изучить мотивацию учеников в данном виде деятельности.

  • Разработать универсальную, познавательную стратегию правописания парных звонких и глухих согласных в середине слова и на её основе разработать памятку.

  1. Обобщающий ( март ):

  • Диагностика динамики развития стратегии, выводы.



Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложный предмет, требующий большого труда.

Программа по русскому языку в начальной школе предъявляет высокие требования к грамотности учащихся, Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение "видеть" орфограммы. Одним из непростых разделов программы по русскому языку является раздел «Правописание парных звонких и глухих согласных в середине слова». Эта тема представляет определённые трудности и в моём классе. Работая по данной теме, добиться хороших результатов не получается. В своей практике мне приходилось использовать разнообразные упражнения, чтобы добиться положительных результатов: насыщала урок трудными заданиями или искусственно упрощала их, но совсем избавиться от этой проблемы пока не удалось. Участвуя в работе семинара по ЦРПС, я выбрала тему исследовательской деятельности «Выработка стратегии написания парных звонких и глухих согласных в середине слова». Цель работы представляет собой, учитывая возрастные особенности детей и их неумение применять на практике свои знания, выбирать нужную на данный момент информацию, пытаться выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости по данной теме, создать систему орфографических упражнений, которые приведут к успеху. Задача исследования заключалась в том, чтобы повысить мотивацию учеников в данном виде деятельности, а также разработать вопросник, который поможет учащимся проанализировать свои действия, а согласно гипотезе выявления и развития индивидуальных стратегий учащихся помочь им скоординировать свои действия, повысить эффективность и скорость выполнения задания и в результате способствовать успешному написанию диктанта любой сложности. В эксперименте участвовало 19 учащихся четвертого класса. В ходе эксперимента мною был изучен опыт Е.А.Самошкиной, зам.директора по УВП, учителя-логопеда МОУ СОШ № 25 г. Владимира: «Развитие познавательной стратегии учащихся начальных классов по составлению памяток» и О.И.Мухиной, учителя начальных классов МОУ «Бавленской средней общеобразовательной школы» Кольчугинского района Владимирской области,: «Выявление и развитие стратегий освоения правил». В начале эксперимента я определила уровень мотивации учащихся по методике М.И. Лукьяновой. Аналогичное обследование было проведено и в конце эксперимента. Динамика школьной мотивации представлена на диаграмме №1

Уровень школьной мотивации





Диаграмма №2

Мотивация к выполнению работы





На этой диаграмме видно, что уровень мотивации учащихся во время проведения эксперимента повысился. Учащихся со сниженным уровнем мотивации не осталось. Анализ собственных действий, занимательные упражнения сыграли свою роль. Также в начале работы с классом была проведена диагностика по выявлению индивидуальных особенностей восприятия информации учащихся. Результаты представлены в диаграмме №3.

Ведущая система восприятия

Система восприятия В А К К+А+В Кол-во уч-ся 4 2 3 10 % 21% 10,5% 15,8% 52,6%





У 21% учащихся моего класса преобладает визуальная система, у 15,8% - кинестетическая система, а еще 52,6% - комбинация различных репрезентативных систем с преобладанием кинестетической системы, а наименьшая группа - 10,5% - аудиалы. Эти результаты необходимо учитывать на уроках ив дальнейшей работе. С такими результатами мы начали работу над стратегиями. Для того, чтобы выяснить, над видом какой орфограммы мне, в первую очередь, организовать работу, провела диктант, в который включила слова с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными, непроизносимыми согласными.

Анализ выполнения контрольного диктанта

Уровень выполнения работ Безударная гласная парные звонкие и глухие согласные непроизносимая согласная Задание выполнено без ошибки

5 уч

26%

2 уч

11%

4 уч

21% Допущена 1 ош

8 уч

42%

2 уч

11%

10 уч

53% Допущена 2 ош

3 уч

16%

10 уч

53%

3 уч

16 % Допущена 3 ош

3 уч

16%

5 уч

26%

2 уч

11%

Диктант показал, что у 98% учащихся были допущены ошибки на орфограмму «Написание парных звонких и глухих согласных». Это послужило выбором темы. Предложила детям ответить на следующие вопросы:

  1. Зачем выполняли работу?
  2. С чего начали выполнять работу?
  3. Что вы делали? Опишите свои действия по порядку.
  4. Что чувствовали, когда выполняли работу?



Первоначальная стратегия Набатовой Алины Я стала выполнять упражнение, чтобы получить пятёрку за урок. Внимательно прослушала задание учителя. Мне показалось, что оно не сложное. Читала слова и подбирала к ним проверочные, с уменьшительно-ласкательным значением, а иногда подбирала слово другой части речи. Так выполнила всё упражнение. Была довольна, что не испытала трудностей, хотя нашла три ошибки, но смогла их исправить. Вывод: Данная стратегия частично соответствует модели ТОТЕ. В ней есть целеполагание, но нет критериев. Явно выражены аудиальные предикаты. Шаги прописаны кратко. Рефлексия присутствует.

Первоначальная стратегия Адилбекова Даурена

Прослушал задание учителя. Посчитал сколько слов придётся написать. Читал слово , записывал его, а затем подбирал проверочное. Если оказывалось, что вставил согласную в проверочном слове неверно, исправлял ошибку. В конце работы почувствовал усталость. Вывод: В данной стратегии нет интеллектуальных операций и управленческих актов, нет цели и критериев. В стратегии в основном содержатся предметные действия. Трудно выделить сенсорные предпочтения. Во многих стратегиях детей не было цели, выводов¸ отсутствовала мотивация. Это говорит о том, что ученики не обладают умением анализировать свою деятельность, отсутствовали операции чувственного познания. Через несколько дней учащимся было предложено выполнить упражнения на знание орфограммы «Написание парных звонких и глухих согласных». После этого я предложила ученикам вопросник (с элементами листа анализа), который был составлен по модели Т.О.Т.Е, включающий в себя четыре смысловых блока: постановка цели, операции по ее достижению, корректировка своих действий и фиксация результата.

Вопросник для выявления стратегии написания парных согласных в середине слова ( с элементами листа анализа)

  1. С какой целью вы выполняли эту работу?
  • хочу получить удовлетворение от выполненного задания;
  • хочу получить похвалу учителя;
  • хочу услышать одобрение со стороны одноклассников;
  • хочу получить хорошую оценку;
  • дали задание;
  • хочу научиться без ошибок писать слова на это правило;
  • хочу понять твёрдо ли знаю это правило;
  • другое…
Ответ: ________________________________________________________
  1. Как ты представляешь результат своей работы?
  • освою хорошо правило и буду безошибочно писать диктанты;
  • смогу оказывать помощь товарищам;
  • напишу работу аккуратно;
  • смогу написать слова быстро не задумываясь;
  • другое…
Ответ: ________________________________________________________

  1. Что почувствовали, когда получили задание?
  • боязнь, что не справлюсь;
  • боязнь, что не успею по времени;
  • желание выполнить работу быстрее других;
  • желание выполнить работу лучше других;
  • интерес к работе;
  • спокойствие;
  • уверенность, что справлюсь;
  • другое…
Ответ: ________________________________________________________
  1. С чего начали выполнять работу?
  • прочитал(а) задание к упражнению;
  • посчитал(а) сколько слов в упражнении;
  • вспомнил(а) всё, что знаю по этой теме;
  • прочитал(а) слова и постарался понять их значение;
  • посмотрел(а) памятку написания слов с парными согласными ;
  • посмотрел(а) в словарик;
  • вспомнил(а) все парные согласные;
  • вспомнил(а) правило;
  • нашёл правило в учебнике;
  • вспомнил(а) как ;
  • вспомнил(а), что такое однокоренные слова;
  • делал что-то другое, что именно…
Ответ: ________________________________________________________
  1. Что нужно было знать, чтобы выполнить правильно задание?
  • знать правило написания парных согласных на конце слова;
  • уметь различать парные звонкие и глухие согласные;
  • знать части речи;
  • уметь подбирать проверочные слова;
  • уметь подбирать родственные слова;
  • уметь изменять форму слова;
  • уметь анализировать проверочные слова;
  • другое…
Ответ: ______________________________________________________
  1. Что помогло правильно написать слова?
  • знание правила;
  • знание частей речи;
  • умение находить корень слова;
  • умение быстро подбирать проверочные слова;
  • большой словарный запас;
  • умение рассуждать;
  • уверенность в своих силах;
  • эти слава уже встречались и я их запомнил(а) ;
  • проговаривал(а) и слушал звучание слова в голове;
  • просил(а) помощи у одноклассников;
  • представлял(а) слово и со звонкой, и с глухой согласной;
  • другое…
Ответ: ________________________________________________________
  1. Что показалось трудным?
  • подбирать проверочное слово, изменяя форму слова;
  • подбирать однокоренное слово;
  • различать согласные и гласные звуки;
  • понять значение слов ;
  • среди однокоренных, выбрать проверочное слово;
  • другое…
Ответ: _______________________________________________________
  1. Что делаешь, если находишь ошибку?
  • читаю слово ещё раз ;
  • убеждаюсь, что правильно определил(а) орфограмму;
  • подбираю родственное слово;
  • изменяю форму слова;
  • нахожу среди родственных слов, проверочное;
  • вспоминаю правило проверки парного согласного;
  • другое…


Ответ: ________________________________________________________
  1. Что делаешь, когда тебе трудно выполнить данное задание?
  • несколько раз проговариваю слово то со звонкой согласной, то с глухой;
  • проговариваю слово разными способами (быстро, медленно, по слогам );
  • вспоминаю похожие слова;
  • подбираю несколько проверочных слов разных частей речи;
  • вспоминаю правило;
  • составляю словосочетание с этим словом;
  • открываю памятку;
  • другое…


Ответ: ________________________________________________________
  1. Как поймёшь, почувствуешь, увидишь, что достиг нужного результата?
  • чувствую уверенность, что всё сделано правильно;
  • мысленно представляю эти слова;
  • возникло желание помочь товарищу;
  • уверен(а), что сделал(а) правильно и могу прокомментировать;
  • получу похвалу учителя;
  • мысленно хвалю себя за то, что справился(ась) с заданием;
  • другое…


Ответ: ________________________________________________________
  1. Что мешало выполнять упражнение?
  • ничего не мешало;
  • мешали посторонние звуки ( кашель, шорох и т.д.);
  • хотелось выполнить задание первым, торопился и не мог сосредоточиться;
  • маленький словарный запас;
  • не был уверен в своих силах;
  • другое…
Ответ: ________________________________________________________
  1. Какой был последний шаг?
  • похвалил себя за хорошую работу;
  • посмотрел кто ещё из одноклассников справился с работой;
  • улыбнулся;
  • посмотрел на работу, аккуратно ли её написал;
  • проверил ещё раз всю работу;
  • навожу порядок на столе;
  • другое…
Ответ: ________________________________________________________
  1. Как понимаешь, что достиг цели?
  • выполнил работу быстро;
  • не нашёл ни одной ошибки;
  • выполнил работу аккуратно;
  • увидел одобряющий взгляд учителя;
  • другое…
Ответ: __________________________
  1. За что я могу себя похвалить?
  • уложился во времени;
  • выполнил работу аккуратно;
  • выполнил работу до конца;
  • закончил работу быстрее всех;
  • во время работы не отвлекался;
  • считаю, что в работе не ошибок;
  • другое…
Ответ: ________________________________________________________

Стратегия ученицы 4 класса Набатовой Алины (аудиал ) Т1 1. Я стала выполнять эту работу, чтобы проверить, твёрдо ли знаю орфограмму «Правописание парных звонких и глухих согласных в середине слова»и хотела бы получить похвалу от мамы. ( УА - целеполагание, мотивация) 2. Хорошее знание орфограммы позволит мне оказывать помощь одноклассникам при выполнении домашнего задания на группе продлённого дня. (мотивация) 3. В ходе работы появилось желание выполнить работу лучше других. (ОЧП, сопоставление сенсорной информации) О 4.

  • Прочитала упражнение и выяснила, знание какой орфограммы мне пригодится.( ОЧП, восприятие, действия связанные с условием)
  • Вспомнила пары согласных, шёпотом их проговорила. (ОЧП, проговаривание, УА, планирование действий)
  • Вспомнила способы проверки парных согласных в середине слова. (ОЧП, воспоминание )
  • Читаю слово про себя. (ОЧП, восприятие,)
  • Выделяю корень зелёным цветом. (действие связанное с условием )
  • Подбираю проверочное слово, чтобы согласный стоял в сильной позиции. (АС)
  • Записываю слово с проговариванием по слогам, чтобы не сделать ошибки. (действие связанное с условием, предметные действия)
  • Выделяю согласный зеленым цветом. (действие связанное с условием )
Т2 5. Чтобы безошибочно выполнить упражнение, мне необходимо подобрать несколько вариантов проверочных слов и сопоставить согласные в « опасных местах». ( УА, планирование, ОЧП, сопоставление сенсорной информации ) 6. Правильно выполнить упражнение мне помог большой словарный запас, т.к. я много читаю. ( ОЛП, дедуктивное умозаключение ) 7.При работе иногда отвлекалась на шорох листочков у товарищей. 8. Трудности я сегодня не испытывала. 9. При проверке нахожу ошибку. Начинаю подбирать несколько однокоренных слов разных частей речи, так чтобы после согласного стоял гласный или сонорный звук. (УА, контроль ) 10. Самым трудным оказалось быть внимательной, чтобы не сделать ошибки на другие правила, которые встречаются в словах, а я на них практически не обращаю внимания, и поэтому пришлось перечитывать слова ещё раз. ( УА, контроль ) 12. У меня всё получилось. Я думаю, что все слова написала правильно. Я легко подбирала проверочные слова. (УА, фиксация результата ) Е 12. Посмотрела на работу, аккуратно ли её написала. Мне понравилось. (УА, фиксация результата, рефлексия)
  1. Теперь я смогу помочь одноклассникам. ( УА, фиксация результата )
  2. Я радуюсь, что закончила работу раньше других, считаю, что в работе нет ошибок, уверена, что твёрдо знаю эту орфограмму. Хвалю себя, думаю, что и мама меня похвалит ( ОЛП, умозаключение, личностная рефлексия ).


В данной стратегии чётко прослеживаются аудиальные предпочтения. Стратегия Алины соответствует модели ТОТЕ. В ней отражены цели, критерии, есть мотивация. Прописаны пошаговые действия. В стратегии присутствуют операции ЧП ( воспоминание, проговаривание, восприятие ), логического познания ( умозаключение ), аналитико - синтетические операции ( анализ, сравнение). Из управленческих актов присутствуют целеполагание, контроль, коррекция, фиксация результата.

Стратегия ученика 4 класса Адилбекова Даурена ( кинестетик )

Т1 1. Я хочу получить удовлетворение от выполненной работы. (УА, целеполагание ) 2. Я чувствую, что справлюсь с работой не хуже своих товарищей. ( ОЧП, ощущение ) 3. Когда я прочитал задание к упражнению, то у меня появилась уверенность в своих силах (ОЧП, ощущение ) О 4.

  • Сначала я внимательно прочитал задание. (ОЧП, восприятие)
  • Посчитал, сколько слов мне придётся написать. (УА, контроль )
  • Посмотрел, какие правила встречаются в словах. (УА, контроль )
  • Отметил для себя, что правило мне знакомо.
  • Глазами нашёл в классе опорную табличку на эту орфограмму. ( ОЧП, восприятие, УА, контроль )
  • Вспомнил способы проверки звонких и глухих парных согласныхю ( ОЧП, воспоминание)
  • Подбирал проверочные слова, изменяя форму словаю
  • Выделял вставленную парную согласную зелёной пастойю
  • В словах, где сомневался, какую писать парную согласную, карандашом писал знак вопроса, чтобы потом вернуться к этому словую (УА, контроль, коррекция )
5.Чтобы правильно выполнить задание, мне пришлось подбирать несколько проверочных слов (слова, обозначающие профессии людей, изменял форму слова, слова с уменьшительно - ласкательным значением ). (УА, контроль, коррекция ) 6.Быстро подобрать проверочное слово мне помогло умение находить корень слова и с этим корнем образовывать новые слова. ( УА, планирование ) 7. Я, конечно, торопился, и это мне мешало сосредоточиться. (ОЧП, ощущение ) 8. Мне показалось трудным подбирать проверочные слова, которые обозначают профессии людей. (ОЧП, ощущение ) Т2 9. В конце работы я вернулся к словам, в правописании которых сомневался. Подбирал проверочные слова разными способами: подбирал слова обозначающие профессии людей, слова с уменьшительно - ласкательным значением, слова, где после проверяемого согласного стоял сонорный звук. (ОЧП, ощущение, УА, контроль, коррекция ) 10. Если мне трудно, обращаюсь к опорной табличке «Написание звонких и глухих согласных в середине слова». Стараюсь мысленно прописать слово, то со звонкой, то с глухой согласной. (ОЧП, ощущение, УА, контроль, коррекция ) 11.Уверен, что ошибки я исправил все и получу похвалу учителя. (УА, контроль, коррекция )

Е 12. Закрыл тетрадь. Порадовался за себя, что не бросил выполнять упражнение, доделал его до конца. ( УА, фиксация результата ) 13.Хвалю себя за то, что смог найти и исправить ошибки. Я молодец! (УА, фиксация результата , личностная рефлексия) Вывод: В стратегии Даурена явно преобладают кинестетические предикаты (чувствую, посчитал, нашёл, подбирал, выделял знаком, порадовался). Модели ТОТЕ эта стратегия соответствует:
  • Есть целеполагание.
  • Есть критерии достижения цели.
  • Мотивация.
  • Операции разнообразны.
  • Содержит достаточное количество шагов.
Свою деятельность ученик постоянно контролирует и корректирует. Многие стратегии учащихся были успешные. На одном из следующих уроков предложила ученикам составить универсальную стратегию «Написание звонких и глухих согласных". Учащиеся разбились на четыре группы, в которых обсудили ценные действия в своих стратегиях. Они послужили для создания универсальной стратегии.

Универсальная стратегия

«Написания парных звонких и глухих согласных в середине слова»

Т1. 1. Выполняй задания:

  • получить удовлетворение от работы;
  • проверить свои знания по данной теме;
  • подготовиться к написанию диктанта:
  • получить мотивацию на хорошую отметку.
2. Пиши работу аккуратным, разборчивым почерком, быстро, без ошибок. 3. Успокойся. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся. О. 4. Прочитай слово:
  • найди в нем орфограмму;
  • постарайся представить значение этого слова;
  • выдели корень и сомнительную согласную, выдели ее зеленым цветом;
  • подбери для этого согласного парный звук;
  • вспомни правило проверки парного звонкого и глухого согласного;
  • подбери удобный для себя вариант проверки;
  • если сомневаешься, какую согласную писать, вернись к этому слову в конце работы;
  • проверь слово по словарю.
Т2. 5.Проверь работу еще раз, найди ошибки, подбери разные варианты проверочных слов, исправь ее, спроси правильный ответ у товарища или учителя. 6.Подбери проверочное слово: согласная - гласная (слова, обозначающие животных, профессии людей, действия, признаки, слова с уменьшительно - ласкательным значением, слова, обозначающие размер, согласная + сонорная(Л,Р,М,Н). Посмотри на схему-памятку. 7.Почувствуй уверенность, что ты сделал все правильно, представь, что ты получаешь одобрение со стороны учителя, подумай, сможешь ли ты оказать помощь другим.

Е. 8.Посмотри, аккуратно и качественно ли написана работа. Наведи порядок на столе, похвали себя за проделанную работу. Представь, что получил хорошую отметку. 9.Порадуйся, что уложился во времени, что не отвлекался, похвали себя за то, что не допустил ошибки и хорошо знаешь орфограмму. На основе универсальной стратегии дети коллективно составили памятку-инструкцию по написанию парных звонких и глухих согласных в середине слова.



Памятка - инструкция.

1.Прочитай внимательно слово. 2.Пойми его значение. 3.Выдели корень. 4.Подбери однокоренные слова, следи, чтобы после согласного стоял гласный:

  • измени форму слова (ед. или мн. число);
  • подбери слова, изменяя размер предмета (большой - маленький);
  • подбери слово с уменьшительно-ласкательным значением (шапка-шапочка);
  • подбери слово, обозначающее действие (что делать?);
  • подбери слово, обозначающее признаки (какой?);
  • подбери слово, обозначающее животных;
  • подбери слово, обозначающее профессии людей;
  • подбери слово, чтобы после согласного стоял сонорный звук;
  • 5.Найди общую часть в этих словах и сопоставь согласную букву.
6.Запиши проверяемое слово. В этой памятке даются конкретные указания о необходимости необходимых действий, (т.е. шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или пропуска одного из них. Памятка способствует развитию самостоятельности учащихся, развивает умение преодолевать трудности, совершенствует развитие мышления и речи, обогащает словарный запах. Следующий контрольный диктант по данной теме учащиеся выполняли, используя памятку - инструкцию.



Анализ выполнения контрольного диктанта






Первичный диктант Контрольный диктант Уровень выполнения работ Количество учащихся Процентное соотношение Количество учащихся Процентное соотношение Задание выполнено без ошибки 2 уч 11 % 13 уч 68% Допущена 1 ошибки 2 уч 11 % 4 уч 21% Допущено 2 ошибки 10 уч 53 % 2 уч 10,5 % Допущено 2 ошибки 5 уч 26 % 0 уч 0%













Сравнительные данные проведённых диктантов









Из таблицы видно, что работа выполнена практически без ошибок, качественная успеваемость выросла. Учащиеся увидели реальные изменения результативности своей работы, осознали значение анализа своих действий и операций. Вся проведённая работа способствовала повышению мотивации к выполнению последующих работ и подтолкнуло учащихся собрать ряд тренировочных упражнений. За несколько месяцев работы с учениками по технологии ЦРПС наблюдается положительная динамика. Некоторые учащиеся пытаются давать свои ответы, формируют свои личные успешные действия.






























© 2010-2022