- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку по теме: Обобщение знаний об имени существительном (3 класс)
Конспект урока по русскому языку по теме: Обобщение знаний об имени существительном (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Урсакий .С. |
Дата | 28.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок по русскому языку в 3-м классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном"
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.
Задачи урока:
Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, падежа имен сущ.
Образовательная: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Имя существительное» его постоянных и непостоянных признаках, обогатить словарный запас детей, учить выполнять группировку существительных по существенному признаку.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки , развивать монологическую речь, развитие речи, умение работать в группе, слушать друг друга. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Оборудование: а) для учителя: учебник «Русский язык» Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой для уч-ся 3 класса (2 часть);презентация; б) для учащихся: учебник «Русский язык» (2 часть); рабочая тетрадь.
Техническое обслуживание: проектор, экран.
1. Организационный момент. В некотором царстве, словесном государстве есть страна Морфология, в которой живут части речи.
-Какие части речи живут в этой стране?
- В гостях у какой части речи вы были на предыдущих уроках русского языка?
Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие в город «Имя существительное», будем повторять и закреплять знания об этой части речи.
За активную работу вы будете получать сову- символ мудрости. В конце урока посмотрим, у кого таких символов будет больше - значит тот у нас самый мудрый.
Итак, в путь. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
А в начале пути- Аукцион: кто запишет больше имен существительных из стихотворения.
2.Письмо по памяти.
Часть речи существительное
Очень удивительное.
Ночь, звезды, луна, закат и рассвет -
Ничего на свете прекраснее нет.
Мама, Родина, земля -
Самые главные на свете слова.(13)
Я просмотрела записанное количество слов, за это задание сову получает…Зачитай все записанные слова.
3.Словарная работа. Минутка каллиграфии.
Аукцион закрыт и мы отправляемся . Ребята, отгадайте загадку и скажите, на чем мы будем с вами путешествовать? Что за чудо - синий дом! Ребятишек много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином. Это автобус. А автобус у нас необычный- сказочный. -Чтобы наш автобус завелся, мы должны записать строчку каллиграфии. Аа ава ала авл ассо автобус
- Назовите орфограммы в слове автобус. Можно ли их проверить? ( В этом слове пишем безударную гласную «А», парную согласную «В», Это надо запомнить. Парную согласную на конце слова «С». Её можно проверить «автобусы».) -Обозначьте орфограммы в слове автобус. - Мы сели в автобус. Что требуется нам приобрести? (Нам надо купить билет.)
А билеты у нас словарные. Вставьте буквы в слова, которые записаны на доске: животное, альбом, собака, тарелка, медведь, солнце, шоссе, заяц, ладонь.
-Что объединяет все эти слова? (Все слова словарные, все они - имена существительные) Давайте вспомним, что же называется именем существительным? На какие группы можно разделить все имена существительные? (одушевленные - КТО? и неодушевленные - ЧТО?)
4.Вот мы на 1 остановке «Угадай-ка» Разделим слова, написанные на доске на 2 группы- одушевленные и неодушевленные. Эту работу выполнят индивидуально 2 ученика(вызвать) у доски, а остальные ребята выполнят самостоятельно следующее задание:
Так как город у нас волшебный, вы тоже станете немного волшебниками. Превратите записанные на экране неодушевленные имена сущ. в одушевленные (однокоренные) (Слайд 1) волшебство- … сказка- … добро- … царство-… При помощи какой части слова образовались новые слова? Выделите, проверьте.
А теперь обратим внимание на доску. Справились ли ребята с заданием. Проверяем. Есть ли у кого замечания? Молодцы. Итак, 1 признак имен существительных: они могут обозначать одушевленные и неодушевленные предметы. «Одушевленные - неодушевленные»?(вывесить на доску)
5.Следующая остановка «Повторяй-ка»
Какие еще группы имени существительного вы знаете? (нарицательные и собственные) Примеры. Подберите и запишите к нарицательным именам существительным собственные, относящиеся к нашей местности: (исходные слова записаны на экране). (Слайд 2) река … город… поселок… Проверка. Как пишутся имена собственные? (с заглавной буквы) Составьте предложения с данными словосочетаниями: 1ряд- со словосочетанием река Обь; 2ряд-со словосочетанием город Сургут; 3ряд-со словосочетанием поселок Дорожный. Прочитайте.
Подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи. Попробуем соединить составленные вами предложения. Что у нас получилось? Рассказ. Как вы его озаглавите? Молодцы, итак, мы проехали наш родной город Сургут, побывали в поселке Дорожном, которые должны ???( любить и беречь), где повторили 2 признак имен существительных- Это какой признак? «нарицательные и собственные»(вывесить на доску)
6.Следующая остановка «Закрепляй-ка» На какие еще три большие группы делятся имена существительные? (3 рода) Ученик рассказывает стихотворение о родах имен существительных.
Женский род запомню я И скажу: «Она - моя». Я запомню род мужской И опять скажу: «Он - мой». Средний род: «Оно - моё» - Это правило - твое! Выпишите из слов, с которых мы начали работу на уроке, имена существительные: распределяя их по родам ( по 1 человеку от ряда) 1 ряд - женский род 2 ряд - мужской род 3 ряд - средний род собака альбом пальто лестница заяц животное тарелка медведь солнце Выделите окончания. Вот и 3 признак-род имен существительных (на доску) 7.А у нас остановка «Отдыхай-ка». Физминутка. (Слайд 3) Назовите имена существительные, которые вы зрительно запомнили из физминутки. Молодцы, вы не просто отдохнули, а отдохнули с пользой.
8.Следующая остановка «Изменяй-ка» Ребята, а как изменяется имя существительное? (по числам) Молодцы. А сейчас измените названные из физминутки имена существительные по числам: (Слайд 4) …-коты цветок-… …-птицы туча-… Выделите окончания. Какой следующий признак имен существительных мы повторили? Это формы числа имен существительных. (на доску)
9.Следующая остановка -«Задумайся-ка»
Пока вы работали, кто-то забежал к нам в автобус. Кто же это?
а) Чтение стихотворения учеником.
(Слайд 5)
У норы добычи ждет
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота,
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая - и та,
Видя грозного кота,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретится с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте!
-Формы какого одного и того же слова вы услышали? Верно. - Кот.
-Охарактеризуйте существительное кот- (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, в форме единственного числа)
(Слайд 6)
Назовите из стихотворения словосочетания со словом кот.
А кот- какое животное? Как надо относиться к домашним животным?
Что изменялось в слове кот? (окончание)
А изменение окончаний имен существительных по вопросам как называется?)
-Дружок, а ты знаешь падежи? А, ну-ка, расскажи.
10. И еще остановка-«Волшебная книжка»
а)- Откройте учебники на с.94, упр.103. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Как же еще изменяются имена существительные? -По падежам. (на доску).
11.Последняя остановка «Давайте подумаем»
-Сейчас вам придется задуматься- мы проведем индивидуальную работу в группах:
1 ,2- просклоняет слово кот
3,4- просклоняет слово -мышь
5,6-Запишитеслова в 2 столбика: в первый столбик слова с мягким знаком смягчающим, во второй- слова с мягким знаком. указывающим на род имени существительного:
Молодежь, лень, ночь, печь, тень, день, тишь, камень, помощь, роскошь, студень, брошь.
7,8-Составьте и запишите пословицы.
НЕ выловишь, труда, без, рыбку, и , пруда, из.
Человеке, о, по, судят, труду.
Определите падеж имен существительных.
12. Остановка-Задание - тест Сейчас вы индивидуально опредите, в каких словосочетаниях существительное употреблено в Предложном падеже. Если слово в Предложном падеже - обводите букву в столбике «да» - если другие, то «нет». Заданий шесть Да Нет 1. нырнул в воду о м 2. играют в воде о к 3. на морском берегу л п 4. привез на берег и о 5. скользят по воде ч д 6. в морской пучине е н 7. жить на острове ц й
Молодцы, ребята, вы сами дали оценку своей работе.
12.Последняя остановка- Итог урока: (Слайд 7) Какие знания каждый из вас приобрел на этом уроке? Ещё раз возвращаемся на карте Города слов, повторяем все признаки существительного.( На уроке мы повторили о том…)
Дом. задание: с.96 у.109