- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? для 2 класса
Конспект урока по русскому языку на тему Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? для 2 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лютикова Т.М. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Русский язык
Слова, которые отвечают
на вопросы: кто? что?
Тема: Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие - на вопрос: что? Цель: - развитие умений ставить к слову вопросы: кто? или что? и разграничивать слова - названия людей, животных и предметов.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
1.Мотивирова-ние к учебной деятельности.
Слайд 1
Начинаем урок русского языка.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки? -Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.
Чтоб не было скуки, бери дело в руки! -Как вы это понимаете? (Нужно заняться полезным делом, тогда не будет скучно) -Какое у вас, ребята, настроение? (Хорошее) - Значит у нас всё получится! Слайд 2. Девиз нашего урока:
Всё получится! -Я тетрадь свою открою И как надо положу Я от вас друзья не скрою, Ручку я вот так держу Сяду ровно, не согнусь За письмо сейчас возьмусь. - Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа» -Какое опасное место есть в слове «Классная»?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Ι. Актуализация знаний.
Словарная работа.
4 3 - А сейчас - Словарная работа. Посмотрите на доску. Слайд 2,3 - Кто догадался, что нужно делать? -Правильно, помочь мышонку найти сыр. Он его так любит. -А как вы думаете, ему грозит опасность? Какая? - Давайте поможем так ему, чтобы его не поймала кошка. (Если допустили ошибки в словах, записывают их в тетрадь, ставят ударение и подчёркивают опасные места. - Молодцы! Хорошо справились. Работа по учебнику. Введение в новый раздел. - Стр. 42. Откройте учебник. Слайд 4. - Рассмотрите новый кадр киноплёнки. Прочитайте название раздела. - Чему так удивился Петя Зайцев? (Табуретка ожила.) - Что же могло произойти, раз табуреточка ожила? (Задали вопрос кто?) - Вспомните, какие вопросы мы задаём к словам - названиям предметов. (Учебник «Букварь», с. 164, 166.)
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
1 3 1 - Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке, чему учиться? (Задавать вопросы к словам.) - А какие вопросы? (Кто?, что?) - Какова же тема нашего урока?
- Давайте составим план урока.
План
1. Слова, которые отвечают на вопрос: что? 2. Слова, которые отвечают на вопрос: кто?
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
- Рассмотрите картинку в учебнике и прочитайте предложение рядом с ней. Запишите предложение.
Рыжик лежит в корзине.
- Какие опасные места встретились в записи предложения?
-Поставьте вопрос к слову рыжик.
- Почему у некоторых из вас слово рыжик отвечает на вопрос кто?, а у других на вопрос что?
-Что означает слово рыжик? (Гриб, кличка кота).
-Кто из вас собирал в лесу грибы-рыжики?
-Существуют правила сбора грибов? (Да)
-Какие? (Срезаем грибы, чтобы не повредить корневую систему).
- Все ли грибы можно собирать? (Нет)
- Почему? Какие можно?
- О котёнке или о грибе говорится в предложении?
- С чем встретились? (С затруднением)
-Какой вопрос к первому слову поможет понять, о грибе или о котёнке идёт речь?
- На какие же вопросы могут отвечать слова? - Как же выбрать вопрос? Что для этого нужно знать?
Слайд 6. Упр. 48 - развивается умение определять вопрос по тому, что обозначают слова: людей (животных) или предметы. - Посмотрите на слайд. - Какие слова отвечают на вопрос кто? - Какие слова отвечают на вопрос что? - Как вы определили? -Какие слова вы бы дописали в столбики? - Какой вывод можно сделать? Вывод: о людях и животных спрашивают: кто?, о других предметах: что? Ребята, слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? - это имена существительные.
Гимнастика для глаз (Слайд 7)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙΙI. Развитие умений - применение нового знания.
1. Игра в мяч.
- Давайте поиграем! Садитесь на лавочку. Я кидаю мяч и называю слово, а вы должны сказать, на какой вопрос это слово отвечает. Будьте внимательны! (Слова: лампа, снежок, медведь, туман, зайчонок, ложка, повар, стол, компьютер, лиса).
- Молодцы! 2. Игра на развитие творческого воображения «На что похожи эти изображения?». Слайд 8. - Ребята, давайте помечтаем. У нас есть волшебная палочка, которая может условный рисунок превратить в настоящий предмет, но есть одно важное условие - надо правильно поставить вопрос к слову. Справимся? - Сейчас волшебная палочка покажет нам фигуру. На что похожи эти изображения? Посоветуйтесь в парах, в какой предмет можно превратить её. Если готовы, поднимите руки. Во время ответа сначала задаёте вопрос, потом называете предмет.
(ЧТО? солнце.)
(ЧТО? Волна, нитка. КТО? Змея.)
(ЧТО? Листок, капля.)
- Запишите эти слова с вопросом. - Что мы сейчас делали? - Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) 3. Слайд 9,10. - Внимательно посмотрите на картинки. - Какое здесь слово лишнее и почему? 4. Слайд 11. - Назовите предметы каждой группы. - Поставьте вопросы к словам каждой группы. 1 3 3 1 4 5. Работа в парах. Упр. 49 - развивается умение ставить вопросы к словам, опираясь на их значения - названия людей, животных или других предметов. Выполняется самостоятельно. - Запишите слова, отвечающие на вопросы: 1 паре - Кто? ______, ______, ______ 2 паре - Что? ______, _______, _____ Индивидуальное задание (ребёнок без пары) - Вы решили, кто будет зачитывать слова? Проверка: слайд 12
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе правильно записать слова? - Ты записал все слова? - Ты записал слова сам или с помощью товарища? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Домашнее задание.
- Ребята, домашнее задание будете выполнять по карточкам индивидуально. 1. карточка. Упражнение 34 (дидактический материал) - списать слова, поставить к ним вопросы. (Римарчук С.) 2. карточка. Подбери слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?. (Жиряков Д., Николаенко А.) 3. карточка. Определи, какое слово «лишнее» Почему? Составьте и запишите предложения с оставшимися словами. (Зимину А., Лобанову Д).
ΙV. Рефлексия.
- Какую цель мы с вами ставили на уроке? (выяснить, какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?. Научиться задавать вопросы кто? или что? к словам-предметам. -Вам удалось достичь поставленной цели? - Как выбрать вопрос к слову? Что для этого нужно знать? (Что называет слово - людей, животных или предметы.) - Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие на вопрос: что? - Мы начали сегодняшний урок с разговора о настроении. Какое у вас сейчас настроение?
- Значит, какой смайлик вы выберите? (улыбающийся) - Оцените свою работу на уроке. Выберите ступеньку, на которую хотели бы встать и прикрепите свой смайлик.
- Все вы на уроке хорошо потрудились.
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам.
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
Деятельность учеников: - Ставить к словам вопросы: кто? или что? - Классифицировать слова по вопросу.
3