Урок обучения грамоте

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте в 1-а классе. Тема урока: «Звук [ш], буквы Ш, ш.»

Учебник В.Г.Горецкого (УМК «Школа России») 1-й класс

Цель: Познакомить учащихся с всегда твердым согласным звуком [ш], буквами ш,Ш.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Личностные умения:

Мотивация к обучению; соотнесение с нормой; умение сделать выбор.

Регулятивные умения:

Умение проговаривать последовательность действий на уроке, учиться выдвигать версию, отличать верно выполненное задание от неверного.

Предметные умения:

Соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоить способы определения твердости звука [ш], уметь давать характеристику звука.

Познавательные умения:

Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.

Коммуникативные умения:

Оформлять свою мысль в речи, слушать и понимать других, учиться выполнять различные роли (исполнитель - слушатель)

Оборудование: оборудование для презентации, презентация к уроку, , карточки со схемами слов для сильных и слабых учеников ( ь в конце слова, ь в середине слова)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

У. Сегодня на уроке у нас гости. Они посмотрят, чему вы научились за 3 месяца учебы.

Повернулись друг к другу. Улыбнулись. И опять ко мне вернулись.

II. Повторение изученного материала.

У. Сегодня на урок обучения грамоте Солнышко на приготовила сюрприз. Мы познакомимся с новым звуком и буквами. Какими, мы узнаем позже, но сначала нам надо вспомнить, в чем отличие звуков от букв.

Д. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

У. На какие две большие группы делятся все звуки русского языка?

Д. Звуки делятся на гласные и согласные.

У. В чем отличие гласных звуков от согласных?

Д. При произнесении гласного звука воздух проходит изо рта не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть, петь. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Фонематическая разминка

У. Назовите гласные, которые указывают на твёрдость согласных звуков.

Д. (а,о,у,ы,э)

У. Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласных.

Д. (и,е, я.)

У. Назовите гласные, которые могут обозначать два звука.

Д. (е,я)

У. Когда гласная буква обозначает два звука?

Д. Когда стоит в начале слова или после гласной.

У. Что знаете о согласных буквах?

Д. Они обозначают звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие звуки

У. Буква не обозначающая звука.

Д. Ь

У. Для чего она нужна? Игра «Занимательные модели» ( до урока дать детям слабым) Урок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеЬ (конь,лось,ноль,соль,моль,гусь рысь, мель, пыль ,боль,тюль) (Урок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамотеУрок обучения грамоте до урока дать сильным ученикам) Ь (пальто, письмо, коньки ,деньги, резьба, судьба, банька ,ходьба, зорька) Закончите слово с ь.( на доске) Бук(варь), тет(радь), сло(варь), мед(ведь), ян(варь), фев(раль).

У. Молодцы! Какие из согласных букв обозначают всегда мягкие звуки? (ч)

Есть ли среди них те, которые обозначают всегда твердые согласные звуки?

У. Правильно вы ответили на мой последний вопрос или нет, вы узнаете по ходу нашего урока, если будете внимательны и старательны.

III. Введение нового звука.

У. Сформулируйте тему нашего урока

У. Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

Д.Узнать всё про новый звук, новую букву. Научиться читать слоги и слова с буквой ш.

Научиться писать новую строчную букву ш.

У. Отгадайте загадки, в отгадках выделите первый звук [1].

Кругленький летает,
А куда - не знает. (Шарик)



Черна, а не земля. Пушиста, а не снег, Греет, а не печка, (Шуба)

Игра "Доскажи словечко"

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему … (штанишки).

У. Итак, какой первый звук мы слышим? И где мы его слышим в слове ?

Д. Это звук [ш]. Мы его слышим в начале слова.

У. А теперь - ш-ш-ш! Слушайте еще одну загадку!

Ну-ка, вытяните шеи,
Навострите ваши уши
И попробуйте скорее
Дать мне правильный ответ.

Что такое есть у Хрюши,
У Степашки и Каркуши,
А у нашего у Фили
Совершенно даже нет.

Д. Это - звук [ш].

У. В какой части слова мы его слышим? Произнесите и прислушайтесь: Степаш-шка, Хрюш-ша, Каркуш-ша. Филя расстроен, а давайте изменим слово "Филя" так, чтобы в нем тоже был звук [ш]. Филюш-шка.

Д. Этот звук слышится в середине слова.

У. А теперь, нарядим Филюшку, чтобы он выглядел веселым и смешным. Подберите слова со звуком [ш].

Д. Шуба, шапочка, шарф, варежки, шлепанцы, шерстяные носки, шорты, шелковый платочек в руке и т.д.

У. Посмотрите, какой смешной получился Филя. Ему наверное нравится его новая одежда. Но Филя любит рисовать, а для этого мы дадим ему …

Д. Карандаш.

У. Ребята, а кто попробует назвать слова, в которых звук [ш] слышится в конце слова?

Д. Шалаш, фарш, морж, еж, карандаш, камыш и др.

Физминутка/ ( Мы шли - шли - шли, земляничку нашли ,,,,)

IV. Характеристика звука [ш].

У. Над чем вы работали сейчас?

Д. Выделяли звук в слове У. А сейчас приготовьте схемы, для слого-звукового анализа слова «карандаш». а) выделение нового звука.

  • Произнесем слово по слогам.
  • Сколько в слове слогов? Почему ?
Д. В слове три слога У. Произнесем первый слог. Что слышим ? Д. Слияние согласного с гласным. У. Произносим второй слог. Что слышим ? Какой звук находится вне слияния ? Д. -ран -, Вне слияния находятся зву­к [и] У. Произносим третий слог.Какой звук вы слышите в конце слога? (В конце слога слышится звук [Ш]) У.Произнесем звук [ш ].
  • Какой это звук: гласный или согласный? (звук [ш] согласный)
  • Почему вы так считаете?

Д. Если звук тянется при произношении, его можно петь, то это звук - гласный, если воздух на своем пути встречает преграды, то - согласный. При произношении звука [ш] воз­дух во рту встречает препятствие.

  • Произнесем звук [ш] еще раз.
  • Какой это звук: твердый или мягкий? (Звук [ш] твердый)

У. Произнесем звук [ш] еще раз.Звук [ш] глухой или звонкий? Какие известные приемы помогут вам справиться с задачей?

Д. Для определения звонкий или глухой звук мы закроем ушки или подставим ладошку к горлышку. Если в образовании звука участвует голос, голосовые связки вибрируют, то звук звонкий, если нет - то глухой.
Звук [ш], глухой. У. Посмотрите схему слова «карандаш». Сколько в слове слогов? (В слове три слога) У. Назовите звуки, находящиеся вне слияния. (Вне слияния находятся зву­ки [и] и [ш]) Итак, где может находится звук [ш] в словах? (Звук [ш] может нахо­диться в начале, в середине, в конце слов)

У. Сейчас нам необходимо дать полную характеристику новому звуку. Можно пользоваться схемами- памятками.

У. Кто при работе испытывал трудности? У кого не было ошибок? К нам на урок сегодня «пришел» согласный, глухой, твердый звук [ш], он приготовил для вас мультфильм из урока тетушки Совы. Смотрите внимательно, в этом мультфильме спрятались слова со звуком [ш] , найдите их и назовите. (Мультфильм из серии «Уроки тетушки Совы»)

Просмотр видео урока Тетушки Совы

Шуба- непоседа на стене висела.

Как-то прогуляться шуба захотела.

Вылезла в окошко,

Прыг через забор

По тропинке смело вышла за бугор.

А за бугорочком медведь зимовал,

Он примерил шубу

И себе забрал.

Д. называют слова со звуком [ш]: шуба, вешалка, кувшин, шапка, мешок, окошко, шторы, петушок.

V. Знакомство с буквой Шш

У. - Я думаю, вам стоит поближе познакомиться с этой буквой.

  • Звук [ш] обозначается буквами Шиш.
  • Найдите в кассах эту букву. Прочитайте ее.
  • Найдите эту букву на «ленте» букв. Прочитайте ее.
  • Почему эта буква стоит в нижнем ряду «ленты» букв?
Д. Потому что бук­вой Ш обозначается глухой звук [ш]

Работа в парах.

У. Сконструируйте из палочек, шнурка, бумаги, при помощи рук, карандашей новую букву.

У. Вижу, что вы познакомились с буквой Ш. . На что похожа буква ?

У. Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому, что из неё

Можно сделать Е и Ё

На что похожа буква III?

На зубья этого ковша.

Шура сено ворошил

Вилы в сене позабыл.

У. А почему звук один, а букв Шш - две ?

Д. С заглавной буквы мы будем писать имена собственные и первую букву в предложении, а остальные слова напишем с маленькой буквы.

У. Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Д. Имена, фамилии, Все с заглавной буквы
Клички, города - Пишутся всегда".

VI. Работа со слоговыми таблицами.

ША
ШО
ШИ
ШУ
ШЕ

АШ
ОШ
ИШ
УШ
ЕШ

АША
ОШО
ИШИ
УШУ
ЕШЕ

ИША
ОША
УША
ИШО
ОШУ

Эти таблицы дети читают громко, тихо, от тихого чтения - к громкому, от громкого - к тихому, в разбивку, сверху вниз, снизу вверх и т.д.

Используя слог ша, попробуем сочинить чистоговорки, чтобы последнее слово заканчивалось на ша

ША-Ша-ша - мы ходим неспеша, посмотри на малыша

ша-ша-ша-……………

Шу-шу шу- я сижу и не дышу, я в кино спешу

шу-шу-шу-……………

Шо - шо - що -мне здесь хорошо.

шо-шо-шо -……………

Физкультминутка

На каждый вопрос дети хором отвечают "Вот так!"

Как мы в школе живём?

- Вот так! (Дети вытягивают руки вперёд и показывают большой палец).

- Как мы в школу идём?

- Вот так! (Ходьба на месте).

- А как в школу бежим? (lдети показывают)

- Как мы в школе молчим?

- Вот так! (палец к губам)

- Как мы в школе грозим?

- Вот так!

- А сидим?

- Вот так! (Все тихо садятся) Услышали тишину? -В этом слове есть звук [ш]?

VII. Работа по Азбуке с. 16 У. Откройте учебник на стр. 16

Рассмотрите рисунок на этом развороте. Назовите только те предметы в названии, которых присутствует звук Ш (шатер, чаша, шуты, ковш, шаровары, подушка, волшебник) Кто нас встречает на странице учебника ? Д. Шамаханская царица.

У. А кто изображен на рисунке ? Почему это Шамаханская царица ?Из какой сказки она к нам пришла ? Кто автор этой сказки ? Д. А.С. Пушкин Сказка о золотом петушке. У. .Пре­красная царица приветствует нас. Посмотрите на иллюстрацию в учеб­нике. Мы видим роскошное убранство шатра. Перед царицей стоят не­обыкновенные яства. Царица величественно восседает на подушках, пе­ред ней танцуют шуты. Шамаханская царица хочет узнать, можем ли мы читать слова с новой буквой. Чтение слов в столбиках На доске напечатаны слова: Ка/ра:н/да:ш ш:ко/ла Ми/ша на/ша Ка/ра:н/да/ши ко:ш/ка Г:ри/ша На/та/ша У. Прочитайте слова в столбиках. (Чтение слов хором и по цепочке)

Работа над текстом. а) чтение текста учителем. У. Сейчас я прочитаю вам текст, напечатанный внизу страницы 17.. Вы вни­мательно следите за чтением, чтобы потом ответить на вопрос: «Куда ходили дети?» б) проверка первичного восприятия.

О каком времени года идёт речь ? Куда пошли дети? Что они собирали?

б) Работа с текстом

Чтение текста (птичий базар)
Прочитайте этот текст. (Чтение по цепочке)

Перечитайте еще раз текст и простым карандашом подчеркните встречающуюся вам букву Ш.

Проверка. Пошли шишки

VШ. Обобщение

1. Секреты какой буквы мы сегодня узнали?
Что вы знаете об этой букве?

2. Тест

Детям раздаются листочки бумаги. Проговариваются высказывания. Если согласен с высказыванием ставят знак +, если не согласны с высказыванием ставят знак -.

Буква Ш обозначает гласный звук.
Звук Ш глухой.
Звук Ш всегда мягкий.
Звук Ш согласный.
Звук Ш всегда твердый.

Проверка: на слайде

IX. Итог урока

А теперь скажи, дружок,

Тебе понравилось урок?

Что расскажешь дома маме?

Поделись сейчас ты с нами.

- Чему сегодня научились?

- У кого были затруднения? Какие?

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Все ли задачи урока решены?

- Как бы оценили своё настроение после урока?



Урок обучения грамоте









2 урок. Работа по развитию речи.

- Какие шишки вы знаете?
- Чем отличаются сосновые шишки от еловых?
(объяснение учителя с опорой на иллюстрацию слайда 10)
Урок обучения грамоте- А какие еще шишки бывают?

4) Давайте поговорим о слове шишки

Разделите слово на слоги.
Назовите гласный в первом слоге.
Какую букву вы видите в первом слоге?
Какой звук слышите?
Почему? (Обсуждение)

Правило: ШИ пиши с буквой И.

6)-Работа в группах

-Кто из вас знает , как отличить сосновую и еловую шишку? (Учащиеся коллективно в группах определяют основные отличительные признаки шишек)

Игра « Найди своё место?»

( На доске картинки с изображение ели и сосны. Определите, где ель и отдайте ей её шишечку. Где сосна? Где её шишечка? Один из членов группы озвучивает свою версию вслух и выполняет задание).

У. А теперь работаем со скороговорками.

Дети читают скороговорку и пытаются произнести ее быстро.

Саша шапкой шишки сшиб.

Поработали вы хорошо, покажите как хорошо вы живете в школе

VII. Работа по обогащению словарного запаса (заранее распечатанные слова, вывешиваются на доску).

У. Прочитать слова первого столбика: шум, шумный, шумит.

-Где можно услышать шум ? (в классе, на перемене, на улице, змея)

У. Что можете сказать о словах?

Д. Эти слова близки по смыслу. Они являются родственными словами.

У. Какой общий корень в этих словах?

Д. Корень "шум".

У. Что же такое родственные слова?

Д. Это слова, которые близки по смыслу и у них общий корень.

У. Подберите антоним к слову "шум".

Д. Тишина.

У. Что такое слова-антонимы?

Д. Антонимы - это слова противоположные по смыслу.

У. Во втором столбике (шут, шутит, шутка, шутник) найдите слова, отвечающие на вопросы кто? иличто?

Д. Шут, шутка, шутник.

У. Почему слово "шутит" "лишнее" среди слов?

Д. Это слово отвечает на вопрос что делает? и поэтому оно является "лишним".

У. А теперь выделяем корень в этих словах.

Д. В словах общий корень "шут".

У. К слову "шут" подберите близкое по значению слово.

Д. Весельчак.

У. В последнем столбике (шуршит, шалит, шутит) надо назвать слова, имеющие общие признаки.

Д. Слова последнего столбика двусложные и отвечают на вопрос что делать?

У. Какое слово среди них "лишнее"?

Д. "Лишнее" слово - "шутит", потому что ударение падает на первый слог, а в остальных словах - на последний.

VI. Физкультминутка.

У. Я вам буду называть слова, а вы должны определить с какой буквы они пишутся. Если с заглавной, то вы встанете на насочки, если с маленькой - присядете.

Учитель называет слова. (шалаш, Шура, машина шнурок шесть, Шеломенцево, Шапокляк, шоколад, Шерлок, шершни)

У. Попробуйте прочитать зашифрованные слова:

Ш Б,
Ш К Ф,
Ш Р Ф,
Б Ш М К.

Д. Шуба, шкаф, шарф, башмак.

\Урок обучения грамоте



© 2010-2022