Самообразование. Тема Формирование коммуникативных УУД во внеурочное время

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Самообразование. Тема Формирование коммуникативных УУД во внеурочное время

НОУ «Дивеевская монастырская православная средняя общеобразовательная школа»






Тема самообразования:

«Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочное время»

Савельева Надежда Витальевна

учитель начальных классов







Дивеево 2014

Цель: изучить формы, методы, приёмы формирования коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте. Целью образования в современном обществе становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

- изучить литературу о разновидностях УУД;

- изучить литературу и материалы сети Интернет о диагностике КУУД;

- посетить уроки коллег;

- провести диагностику согласно «Программе мониторинга» и выявить уровень КУУД у детей в классе;

- создать копилку игр, помогающих адаптироваться ребёнку в классном коллективе;

Актуальность: "Развивающемуся обществу, - подчеркивается в "Концепции модернизации Российского образования", - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью … способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально - экономическое процветание". Формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная часть
Коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживание с ними оптимальных отношений.
Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством - различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида. В последнее время в науке наряду с понятием "общение" используется понятие "коммуникация". В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация - более широкое понятие по объёму. Коммуникация - связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями. К коммуникативным действиям относятся: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функции участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; -управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Внеурочная деятельность. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время на внеурочную деятельность. Целью внеурочной деятельности является создание условий для позитивного общения учащихся в школе, за её пределами для проявления инициативы и самостоятельности.
Внеурочная деятельность позволяет проявить и развить разные способности у ребят: творческие, организаторские, исследовательские, ораторские. Общение школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми: - первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование. - вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. При этом преобладают: - действенные умения; - риторические умения; - умение вести диалог; - умение слышать и слушать и вести спор; - умение вставать на точку зрения другого; - умение работать сообща для достижения общей цели - третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и не регламентированности. Если в общении со взрослым даже самые несмелые дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Желание поучаствовать в таких движениях нашло применение на художественно- эстетическом направлении. Ребята с удовольствием отрабатывают актерское мастерство, умение держаться на сцене, … Еще одна особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из - за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка наиболее важно его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого они принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей. Поэтому, учитывая эту особенность, стараемся обращать внимание на проявление инициативы самим ребенком и поддержкой её со стороны детей: особенно это можно проследить на образовательном направлении: при правильном построение алгоритма, выстраивании правильной логики ответа. Перечисленные особенности отражают специфику конфликтов среди детей младшего школьного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от 7- к 10 годам. На протяжении младшего школьного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы: - первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение от одного - двух месяцев его пребывания в школе его потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место, у более старших детей эта потребность выдвигается на первое место, теперь они начинают явно предпочитать общество других детей, взрослому или одиночной игре. - второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен; он связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Моменты формирования коммуникативных навыков можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками. Первая форма - эмоционально - практическое общение со сверстниками. Потребность в общении со сверстником складывается в период обживания в школьной среде, ведь здесь проявляется интерес не только к сверстникам, но и ко взрослому. Особенно на первых занятиях дети активно посещали кружки с целью знакомства с педагогами, затем в дальнейшем делали выбор, при чем они с удовольствием вступали в контакт общения со взрослыми, т.е. стремились привлечь внимание взрослого и сверстника к своим действиям. Особое место во взаимодействии во внеурочной деятельности занимает - подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение. Особенно оно имело место в художественно - эстетическом направлении. Следующая форма общения сверстников - ситуативно-деловая. Такая форма общения наблюдается при участии ребят в проектной деятельности, где дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие и было названо - сотрудничество. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста. Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Дети внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивают и часто критикуют партнеров, в этом возрасте они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. В этот период дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах. Задача взрослых: поддержать ребенка, одобрить его действия. Одной из главных отличительных особенностей организации внеурочной деятельности по каждому направлению является: свободный выбор каждым ребенком образовательной области, признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе; личностно - деятельностный характер обучения; личностно - ориентированный подход к ребенку; создание условий для самореализации; самопознания, самоопределения личности.
При работе в кружках педагоги должны использовать такие формы работы, как парная, групповая, индивидуальная, при этом состав не должен быть постоянным, он изменяется в зависимости от общих интересов детей, желаний. В процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, как они развиваются, изменяются и формируются. Работа в парах поможет формированию следующих умений: слышать друг друга, т.е. понимать услышанное; считаться с мнением партнера, уважать его мнение; отстаивать свою точку зрения. Ребята учатся договариваться, развивается речь, обогащается словарный запас малышей.
Таким образом, при умелой и грамотной организации внеурочной деятельности, учащиеся: - могут работать в группах и коллективах; - вести диалог; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - продуктивно работать в поиске и сборе нужной информации; - умеют находить альтернативные способы разрешения конфликтов; - умеют управлять и контролировать поведение товарищей; - умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умеют слушать и слышать сверстников.

Список литературы:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).

  2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О.Н. Истратова. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 349 с.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).

  4. Интернет - 122.72.0.6openclass.ru/node/323752

  5. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy

  6. mkoshkina.ru


© 2010-2022