Презентация урока по окружающему миру на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Бутурлинского района Нижегородской области








Проект урока по окружающему миру

на тему:

«Разнообразие растений»


3 класс





Выполнил учитель начальных классов Щелыканцева Елена Владимировна Квалификационная категория - I Стаж работы учителем начальных классов - 24 г


с. Кочуново

2015 г.

Структура проекта


1. Общие сведения о проекте. 2. Описание знаний, умений и навыков учащихся по данной теме. 3. Тема урока. 4. Задачи урока. 5. Оборудование урока. 6. План урока с хронометражем. 7. Ход урока. 8. Теоретическое обоснование.


Общие сведения о проекте

  • Название учебного предмета: окружающий мир;
  • Класс: 3;
  • УМК «Школа России»
  • Программа по учебному предмету : Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. А.А. Плешаков. М.: Просвещение, 2014 - (Школа России);
А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях: 3 класс. - М.: Просвещение, 2014 - (Школа России); Урок по теме «Разнообразие растений» является 9 в разделе «Эта удивительная природа».

Календарно-тематическое планирование по разделу «Эта удивительная природа»

«Окружающий мир» А.А.Плешаков (3 класс)

п/п

Тема

Вид

Элементы содержания образования

Характеристика деятельности учащихся

1

Тела, вещества, частицы

Урок - исследование

Любой предмет - тело. Солнце, луна, планеты - небесные тела. Тела состоят из веществ. Вещества состоят из частиц.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить;
характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;классифицировать тела и вещества, наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; работать в группе; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах; формулировать выводы , оценивать достижения на уроке

2


Разнообразие веществ



Урок - исследование

Вещества, созданные природой и искусственно.

Вещества изучает наука химия. Поваренная соль, сахар, крахмал, кислоты

3

Состав и свойства

воздуха

Урок - практикум

Воздух - это смесь газов. Состав воздуха. Свойства воздуха. Воздух должен быть чистым.

Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;
работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять;: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;

4

Вода.


Превращения воды.


Комбинированный урок с элементами исследовательской работы

Вода- часть всего живого на земле. Свойства воды. Превращение воды: твердое, жидкое, газообразное состояние.

Практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы ;
работать в паре; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию

5

Круговорот воды в природе

Урок - исследование

Природное явление - круговорот воды в природе.

6

Берегите воду.

Урок - путешествие

Значение воды для человека и всего остального живого мира на земле. Причины загрязнения воды. Как охраняют воду от загрязнения.

7

Как разрушаются камни?

Урок -исследование

Разрушение камней. Факторы, способствующие разрушению камней.

Высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;
практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;
анализировать схему связей почвы и растений; на основе схемы моделировать связи почвы и растений;

8

Что такое почва?


Урок - практикум

Почва плодородный слой земли, состав почвы, что растения получают из почвы?

9

Разнообразие растений.


Урок - исследование


Наука о растениях - ботаника. Деление царства растений на группы:

Знакомиться с группами растений по материалам учебника;
работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;
приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя;
подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;

10

Солнце, растения и мы с вами.


Урок с применением проблемных задач

Растения - живые существа. Питание растений.

11

Размножение и развитие растений

Урок - исследование

Размножение растений. Развитие растений.

12

Охрана растений.


Урок -проект

Значение растений для человека и всего остального живого мира на земле. Причины исчезновения растений.

13

Разнообразие животных.


Урок - путешествие.

Наука о животных -зоология. Деление царства животных на группы. Виды животных.

Актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах;
классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;
приводить примеры животных разных групп;
с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определенной группе;
Анализировать схемы цепей питания;
характеризовать защитные приспособления растений и животных;
обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе

14

Кто что ест?


Урок исследование с применением творческих заданий

Разделение животных по особенностям их питания. Как приспособлены животные к проживанию в природе.

15

С кем дружит дуб?

Урок - путешествие

Связь животных и растений.

16

Размножение животных.


Комбинирован

-ный урок с использованием проблемных задач

Размножение животных, развитие животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.

17

Охрана животных.



Урок - проект.

Роль животных в природе. Причины исчезновения некоторых животных. Меры, принимаемые для охраны животных.

18

В царстве грибов. Съедобные и ядовитые грибы

Урок - путешествие с применением эвристической беседы

Части гриба, связь грибов с деревьями, съедобные и несъедобные грибы.

Характеризовать строение шляпочных грибов;
с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;
обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;
моделировать различие грибов-двойников

19

Великий круговорот жизни.


Урок -соревнование.

Обобщение знаний, полученных при изучении раздела "Эта удивительная природа".

Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;
обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;
моделировать круговорот веществ в природе;
рассказывать о круговороте веществ на Земле

20

Проверочная работа

Урок-контроль.

Выполнять тесты с выбором ответа;
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
оценивать свои знания.



Описание знаний, умений и навыков учащихся по данной теме


К моменту проведения урока учащиеся владеют понятиями и знакомы с отличительными признаками:

  • неживая и живая природа;
  • растения дикорастущие и культурные;
  • деревья, кустарники, травы;

Знакомы с некоторыми охраняемыми растениями своей местности, правилами поведения в природе. Учащиеся умеют вести наблюдения в природе под руководством учителя, приводить примеры растений групп с помощью атласа-определителя (дикорастущие и культурные, деревья, кустарники, травы). Учащиеся умеют ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить нужные сведения на определённой странице книги, пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках. Учащиеся умеют внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать ответы товарищей. Дети умеют различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной простейшей логической оценкой. Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности. Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

Тема урока: Разнообразие растений

Задачи урока: 1. Дать первичное представление о многообразии растений, их классификации и отличительных признаках. Учить находить общие части у разных видов растений. 2. Развивать навыки классификации и обобщения на основе предложенных понятий групп растений.

3. Воспитывать понимание своей роли в деле охраны окружающей среды. Формирование универсальных учебных действий (УУД) Личностные УУД: - формирование мотивации к обучению и познанию мира природы; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроке, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе, Формирование культуры экологической грамотности. Познавательные УУД: -формирование умения находить в тексте нужную информацию, анализировать ее, устанавливать взаимосвязи между живой природой и человеком, умения выдвигать свои предположения по разрешению выдвинутых проблем. Регулятивные УУД: - формирование: умения удерживать цель до получения ее результата, умения регулировать и контролировать свою деятельность. Коммуникативные УУД: формирование умения работать в группе, навыка сотрудничества. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Оборудование урока: учебник, рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о растении каждой группы; компьютер, интерактивная доска, презентация; рабочие тетради.

План урока с хронометражем


План урока

Время

1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.

0,5 мин

2.Актуализация опорных знаний:
Цель: Актуализировать знания о растениях.

- загадка

-вспомнить классификацию: деревья, кустарники, травы

2,5 мин

3.Постановка проблемы, цели урока.
Цель: Сформировать представление о результате.

- дискуссия

-постановка проблемы

-постановка задач

5 мин

4. Открытие нового знания
Цель: Сформировать представление о разнообразии растений

- выдвижение гипотезы;

- составление плана под руководством учителя;

- исследование в малых группах (ботаники.)

Анализ объектов живой природы с выделение существенных и несущественных смысловых признаков. (Заполнение таблицы в группах- помощь-учебник)

- обмен информацией

- выступление перед классом представителей от групп;

- связывание информации

- обобщение под руководством учителя.

15 мин

Физкультминутка

- классификация растений по группам в движении.

2 мин

5.Включение нового знания в систему знаний

Цель: проверить уровень усвоения нового знания.

Работа в парах. Работа в тетрадях на печатной основе стр. 39-40

-коллективное обсуждение

12 мин

6.Контроль и оценка
Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности

3 мин

7. Рефлексия

Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.

3 мин

8. Домашнее задание

По выбору 2 варианта творческого задания

2 мин


Ход урока


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.

2.Актуализация опорных знаний:
Цель: Актуализировать знания о растениях.


3.Постановка проблемы, цели урока.
Цель: Сформировать представление о результате.


Организация детей к уроку.

Прежде, чем начать урок, проверьте свои рабочие места.

Начинаем урок!

Я надеюсь, ребята, что на протяжении всего урока у вас сохранится хорошее настроение, вы будете доброжелательны друг к другу и взаимовежливы.

- Догадайтесь, о чём будем говорить на уроке?

Отгадайте загадку

Их называют зелёной одеждой Земли.

- Каких представителей этого царства вы видите? (Слайд 2)

- На какие группы можно их разделить?

- Как по-другому можно классифицировать растения?

- Какая наука изучает растения?

- Учёные - ботаники поделили растения таким образом: мхи, папоротники, водоросли, цветковые растения и хвойные растения. (Слайд 3)

- По каким признакам нужно отнести растения к этим группам?

- Какова будет цель урока? Какому вопросу мы посвятим наше исследование?


- Растения.

- Шиповник, сосна, тополь, смородина, одуванчик, папоротник, водоросли.

- Деревья, кустарники, травы.

Дети высказывают свои предположения.

- Ботаника

Дети высказывают свои предположения. Возникает спор.

- Изучить группы растений, их признаки.

- Научиться классифицировать растения.

Регулятивные УУД: умение организовать свое рабочее место.


Познавательные УУД: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, знаний, анализ объектов.

Коммуникативные УУД:

принимать ответы одноклассников.

Познавательные УУД: выдвигать предположения и обосновывать их

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

4.Открытие нового знания
Цель: Сформировать представление о разнообразии растений



Исследование в малых группах

- Сегодня вы будете в роли ботаников. 1-я группа будет изучать водоросли и мхи; 2-я - папоротники и хвойные растения, 3-я - цветущие деревья, кустарники, травы.

- На столах у вас лежат фотографии, гербарий представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

(Слайд 4)

План

1.Прочитать текст

2.Рассмотреть гербарий, фотографии

3.Заполнить таблицу, отметив какие части (органы) имеют растения - представители этой группы. (Прилож.1)

стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

Цветковые

Обмен информацией

- Поделитесь информацией друг с другом.

Слайд (5,6,7,8,9)

Таблица на доске представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчета групп на доске появляется таблица (Слайд 11)

Связывание информации

- Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определенными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства?

- Как представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесем к цветковым? К нецветковым?

(Слайд 12)


Высказывают свои предположения


Представители от групп рассказывают об отличительных признаках растений на конкретных примерах. (Прилож.2)

Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую таблицу.

Имеющие цветы и не имеющие цветов.

Познавательные УУД: Анализировать объекты живой природы с выделение существенных и несущественных смысловых признаков.

Коммуникативные УУД: согласовывать усилия по решению учебной задачи; договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать другие мнения.

Регулятивные УУД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу.



Физкультминутка

Игра

Колокольчик, облепиха, осина, сосна, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, папоротник, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

Правила: при назывании цветковых растений дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, при назывании нецветковых растений - присаживаются на корточки

5.Включение нового знания в систему знаний

Цель: проверить уровень усвоения нового знания.

Парная работа

Работа в тетрадях на печатной основе

стр. 39-40

- Что узнали нового о лекарственных растениях, выполняя задание 2?

-Какая группа растений наиболее богата видами?

- Какую роль играют растения в жизни людей?

- Что мы с вами можем сделать для того, чтобы растения не исчезали?

Высказывания детей

Познавательные УУД: умение применять полученные знания на практике.

Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога

Личностные УУД: понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

6.Контроль и оценка
Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности

-Подведем итог нашего урока.

- Какие знания мы открыли?

- На какие группы учёные - ботаники делят царство растений? (слайд 15)

- На основе каких признаков ведётся распределение?

- Какие задачи мы ставили на урок?

- Удалось ли нам их выполнить?

Оцените свою работу

Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Каждая группа имеет свои отличительные признаки…………

РегулятивныеУУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

7. Рефлексия

Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.

- Ребята, закончите фразы:

Сегодня на уроке я узнал(а)………………….

Я похвалил(а) бы себя за………………………

Оцените своё настроение, нарисуйте на доске Смайлик.

Дети рисуют Смайлик на доске

Личностные УУД : осознание практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.; понимание причин собственного успеха

Регулятивные УУД : умение сравнивать, делать выводы;

ПознавательныеУУД применение новых знаний в жизненных ситуациях;

8. Домашнее задание

- Домашнее задание по выбору

1 в. Составить рассказ об одном растении и оформить

2 в. Составить загадку о растении и оформить.

Познавательные УУД: умение применять полученные знания на практике.

Список литературы


  1. Васильева Е.В. «Урок-исследование в начальной школе», 2009

  2. Деменева Н.Н. «Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики:Методическое пособие - Москва: АРКТИ, 2005.

  3. Деменева Н.Н., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю. « Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока» Н.Новгород, 2014

  4. Нетрадиционные уроки в начальной школе: практическое пособие.- Ростов н / Д «Учитель»,2002.

  5. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса- М.:Просвещение, 2013.

  6. Н.Б.Шумакова- Развитие исследовательских умений младших школьников М.:Просвещение,2011.




Приложение 1


стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

Цветковые


стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

Водоросли


стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

Мхи


стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

Папоротники


стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

Хвойные








Приложение 2


Цветет папоротник огненным цветком, распускается в глухую ночь накануне дня Ивана Купала(7 июля) под удары грома и раскаты молний.Презентация урока по окружающему миру на тему

Как прекрасен в период цветения мох- кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы.



Презентация урока по окружающему миру на тему

В морях Южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль- грушеносный макроцистис, что означает «крупноклеточный». Он обладает грушевидными плодами, которые, конечно же ,несъедобны.




Презентация урока по окружающему миру на тему

Лиственница- хвойное растение. Весной её веточки покрываются ярко- зелеными хвоинками. А между ними появляются не цветы, а розоватые шишечки.



Презентация урока по окружающему миру на тему

Мать-и-мачеха - травянистое растение с ползучим длинным корневищем. Цветки жёлтые. Стебли покрыты плёнчатыми листьями. Цветёт в апреле-мае. Растение лекарственное.



Презентация урока по окружающему миру на тему

Приложение 3

Страницы рабочей тетради

Презентация урока по окружающему миру на темуПрезентация урока по окружающему миру на тему

Презентация урока по окружающему миру на тему

2


© 2010-2022