Рабочая программа Русский язык для 3 спец. класса VIII вида

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Дерябинская средняя общеобразовательная школа»

Свердловской области Верхотурского района

Согласовано:

Заместитель по УЧ

___________________ Валиева Л.А.

___________________

Утверждаю:

Директор МКОУ «Дерябинская СОШ»

______________________ Плетнева Л.Ю.

______________________

Рабочая программа

по русскому языку

для 3 (специального) коррекционного класса VIII вида









Составитель: Рагозина

Мария Андреевнна,

учитель начальных классов

Дерябино, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с программой под редакцией И.М. Бгажноковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 класс». Москва, «Просвещение», 2011. - учебника Русский язык А.К. Аксенова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская 3 класс М., Просвещение, 2011 - учебного плана МКОУ «Дерябинская СОШ» на 2015-16 г Место в учебном плане Русский язык в 3 классе рассчитан на 105 ч (35 учебных недель* 3 раза в неделю) ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА РУССКИЙ ЯЗЫК Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми поможет выпускникам реализоваться в самостоятельной жизни. Ведущим коррекционным принципом является развитие речи школьников, особенно ее коммуникативной функции. Задачи курса «Русский язык»:

  • формирование интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
  • развитие умения пользоваться речью как средством общения;
  • знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
  • обучению грамотному и аккуратному письму;
  • осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания.
Задачи раздела «Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи»
  • развитие познавательного интереса к языку, первоначальных языковых обобщений;
  • совершенствование устной речи учащихся на уровне языковых единиц;
  • обучение школьников применению изученных орфографических правил;
  • формирование первоначальных умений в письменных высказываниях.
Программа включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная письменная речь». Раздел «Связная письменная речь» в содержании и календарно-тематическом планировании не выделен как самостоятельный, т.к. упражнения в связном высказывании включены в другие разделы программы. В раздел программы «Слово» включено изучение правописания слов с непроверяемыми написаниями в корне (словарные слова). Эти слова изучаются в течение всего учебного года.

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

  • записывать слова с послоговым орфографическим пpоговариванием;
  • различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать оппозиционные согласные;
  • делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
  • списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (15-20 слов), включающий слова с изученными орфограммами;
  • выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  • составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

2-й уровень

  • дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
  • делить слова на слоги, переносить слова по слог с помощью учителя;
  • списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного текстов;
  • писать под диктовку слова (из двух слогов), написание которых не расходится с произношением (8 слов);
  • писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце;
  • составлять предложение по картинке;
  • подбирать по вопросам названия предметов и действий.



СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Перечень разделов и тем

Колич часов

Требования к уровню подготовки учащихся


Повторение

9 (8+1)


Оформлять предложение на письме. Составлять предложения по картинке, по вопросам, по опорам. Восстанавливать порядок слов в предложении.

Выделение предложения из речи. Его графическое изображение.

1 Практическая отработка оформления предложения на письме и в устной речи

2 Завершение начатого предложения. Сравнение предложения и не предложения.

1 Работа с деформированным предложением.

1 Выделение в предложении названий предметов и названий действий.

1 Ответы на вопросы. Коллективная запись ответов

1

Самостоятельное составление предложений по картинке.

1

Различение рассказа и набора предложений. Определение темы рассказа

1

Звуки и буквы

40 (36+4Р.Р)


Находить слова в словарике. Располагать слова в алфавитном порядке

Порядок букв в русской азбуке. Алфавит

1 Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса.

1 Знакомство со «Школьным орфографическим словарём»

1 Восстановление в памяти слов из словаря 2 класса, нахождение их в орфографическом словаре.

1

Ударение

9


Ставить ударение, различать ударные и безударные гласные Гласные звуки и буквы

1 Ударение в двусложных и трехсложных словах

2

Выделение ударной гласной

2

Гласные ударные и безударные

2 Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов - «родственников»

1

Восстановление деформированного текста с опорой на серию картинок. Озаглавливание.

1

Слог. Перенос слов

7


Делить слова на слоги, определять количество слогов по количеству гласных.

Переносить части слова при письме.

Деление слов на слоги.

2

Гласные е, ё, ю, я , э в начале слова или слога. Перенос части слова при письме

2

Перенос части слова при письме

1

Самостоятельное составление предложений по вопросу.

1

Твёрдые и мягкие согласные.

5


Различать твердые и мягкие согласные.
Обозначать мягкость согласных гласными второго ряда и Ь

Согласные твёрдые и мягкие. Их дифференциация на слух и в произношении.

1

Буква ь на конце и в середине слова

2

Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю. я, ь.

2

Гласные после шипящих

5 Писать слова с сочетаниями

жи-ши, ча-ща, чу-щу

Сочетание гласных с шипящими Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу

5

Парные звонкие и глухие согласные

10




Различать парные согласные на слух. Проверять их на конце слова путем изменения формы слов.

Писать слова с парными согласными на конце

Парные звонкие и глухие согласные.

1

Различение парных звонких и глухих согласных на слух и в произношении.

1 Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце.

1

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

1

Проверка парных согласных на конце слов путем изменения формы слова.

1

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

4

Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Озаглавливание.

1

Слово

40(36+4Р.Р.)

Слова, обозначающие названия предметов

8
Различать существительные по вопросам кто? что?

Составлять пары слов с ласкательным и уменьшительным значением, противоположных по значению слов

Заменять существительные местоимениями Названия предметов

1 Различение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам кто? что?

1 Выделение названий предметов из предложения

1 Расширение круга слов, обозначающих предметы, явления природы, растения, животных

1 Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением, противоположных по значению

2 Использование текстовых синонимов для называния действующего лица.

1


Использование местоимений вместо существительного

1

Слова, обозначающие названия действий

10


  • Различать глаголы по вопросам.
Знать вопросы глаголов. Согласовывать существительные и глаголы.
Подбирать глаголы к существительному

Определять предмет по действию

Названия действий

3 Различение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам что делает? что делают?

1 Знакомство с вопросами к названиям действий: что делал? (что сделал?), что будет делать? (что сделает?)

1 Подбор названий действий по вопросам или по образцу

1 Согласование слов, обозначающих названия действий, с названиями предметов.

1 Отгадывание названий предметов по названиям действий

1 Подбор к названиям предметов нескольких названий действий

1

Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Озаглавливание

1

Названия признаков

12



Различать прилагательные по вопросам.
Согласовывать существительные и прилагательные.
Называть признаки предмета.


Названия признаков предмета

1 Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

1 Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета

1 Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного предмета

1 Отгадывание предмета по его признакам.

1 Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов.

1 Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам

3 Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов

1 Восстановление деформированного текста с опорой на серию картинок. Озаглавливание рассказа

2


Предлог

6


Раздельно писать предлоги со словами.

Использовать предлоги в речи.

Предлоги к, от, по, над, под. Их пространственное значение

1 Выполнение действий, демонстрирующих отношения между объектом и субъектом

1

Предлог О. Его значение

1

Раздельное написание предлогов со словами

1

Графическое обозначение предлога в схеме предложения

1

Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме в зависимости от предлога

1

Непроверяемые гласные

4

Использовать «Школьный орфографический словарь» для проверки написания слов


Слова с непроверяемыми гласными.

1 Единообразное написание гласной в словах-родственниках

1 Использование «Школьного орфографического словаря» для проверки написания слов

2

Предложение

14 Составлять и записывать предложение. Согласовывать слова в предложении. Выделять предложение в тексте. Отвечать на вопросы предложением.

Восстанавливать порядок слов в предложении


Выделение предложения из текста. Смысловая законченность предложения

4 Практическая отработка правил оформления предложения на письме и в устной речи

1 Сравнение предложения и набора слов.

1 Сравнение законченного и незаконченного предложений

1 Распространение предложений по картинке и вопросам

1 Работа с деформированным предложением

2 Чтение диалога. Соблюдение правильной интонации в вопросе и ответе

1 Составление диалогов из данных вопросов и ответов

1 Восстановление деформированного текста с опорой на вопросы. Озаглавливание рассказа.

2




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 полугодие (48 часов)

Название раздела,

темы урока

Кол-во
час

Тип урока

Информ. сопровождение

Дата

по плану

по

факту


Повторение.

9





1 Выделение предложения из речи. Его графическое изображение. с. 4

1

Урок актуализ. зн.

Таблица



2 Практическая отработка оформления предложения на письме и в устной речи. с. 5

1

Комбинир. урок

огород



3 Завершение начатого предложения. Сравнение предложения и не предложения. с. 6

1

овощи

Д/И «Что где растет»



4 Работа с деформированным предложением. с. 7-8

1

Д/И «Собери предложение»



5 Выделение в предложении названий предметов и названий действий. с. 9

1

Д/И

«Большой ремонт»



6 Ответы на вопросы. Коллективная запись ответов с. 11

1

Таблица

Д/И «Полный ответ»



7

Самостоятельное составление предложений по картинке. с. 12-13

1




8

Различение рассказа и набора предложений. Определение темы рассказа с. 14-15

1

Урок компл. прим. зн

Загадки



9

Контрольный диктант №1 по теме «Предложение. Алфавит»

1

Урок контроля знаний





Звуки и буквы.

4





10 Работа над ошибками диктанта. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. с. 24

1

Урок изуч. нов м-ла и перв. закр. зн.

Алфавит




11 Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса. с. 26

1

Алфавит

Д/И «Магазин»



12 Знакомство со «Школьным орфографическим словарём» с. 27

1

Комбинир. урок

Словарь



13 Восстановление в памяти слов из словаря 2 класса, нахождение их в орфографическом словаре. с. 28

1

Урок актуализ. зн

Словарь




Ударение.

9





14 Гласные звуки и буквы. с. 31-32

1

Урок актуализ. зн

Лента букв



15 Ударение в двусложных словах с. 45-46

1

Комбинированный урок


Предметные картинки



16 Ударение в трехсложных словах с. 47

1

Загадки



17

Выделение ударной гласной с. 48

1

одежда Д/И«Разложи вещи на полки»



18

Гласные ударные и безударные с. 49

1

Загадки о профессиях



19 Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов - «родственников» с. 50-51

1

Предметные картинки животных



20

Восстановление деформированного текста с опорой на серию картинок. Озаглавливание. с. 35 или с. 60

1

РР

Рассказы



21

Контрольный диктант № 2 по теме «Звуки и буквы. Ударение»

1

Урок контроля знаний




22

Работа над ошибками диктанта. Звуки и буквы. Ударение

1

Урок компл. прим. зн.

Д/И «Расставь игрушки на полки»




Слог. Перенос слов

7





23

Деление слов на слоги. с. 55-56

1

Урок актуализ. зн

месяц



24

Деление слов на слоги. с. 57

1

Урок компл. прим. зн.

Словарные слова



25

Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога. Перенос части слова при письме с. 38-40

1

Комбинир. урок

Таблица

яблоко



26

Слова с гласной э в начале слова. Перенос части слова при письме с.43

1

Комбинированный урок

Правило




27 Перенос части слова при письме с.63-65

1

Д/И



28

Самостоятельное составление предложений по вопросу. с. 69 у. 13

1

РР

Комбинированный урок

Сюжетные картинки




Твёрдые и мягкие согласные.

5





29

Согласные твёрдые и мягкие. Их дифференциация на слух и в произношении. с. 70-71

1

Урок изуч. нов м-ла и перв. закр. зн.

Д/И на диф-ю тв/м согласных



30

Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю. я. с. 72

1

Комбинированный урок


Лента гласных

неделя



31

Буква ь на конце слова. с. 80, 82

1

Д/И «Собираем овощи»



32

Буква ь в середине слова. с. 83-84

1

мебель



33

Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю. я, ь. с.86-86

1

Урок компл. прим. зн

таблица




Гласные после шипящих

5





34

Сочетание гласных с шипящими Правописание жи-ши с. 89-91

1

Комбинированный урок


Таблица



35

Правописание ча-ща с.92-93

1

товарищ



36

Правописание чу-щу с. 93-94

1

Таблица



37 Контрольный диктант №3 по теме «Твёрдые и мягкие согласные. Гласные после шипящих»

1

Урок контроля знаний




38

Работа над ошибками. Сочетание гласных с шипящими. с. 95

1

Урок компл. прим. зн

Д/И «Исправь ошибки»




Парные звонкие и глухие согласные.

10





39

Парные звонкие и глухие согласные. с. 98-99

1

Урок изуч. нов м-ла и перв закр зн.

Лента букв

город



40

Различение парных звонких и глухих согласных на слух и в произношении. с. 100-101

1

Комбинированный урок


Д/И «Кто где живет»

класс



41 Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце. с. 106

1

Лента букв




42

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова с.107-108

1

Д/И «Один - много»



43

Проверка парных согласных на конце слов путем изменения формы слова. с 109-110

1

Д/И «Много-один»



44 Контрольный диктант № 4 по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

1

Урок контроля знаний




45

Работа над ошибками диктанта. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова с. 112-113

1

Урок компл. прим. зн


Карточки для инд работы



46

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Подбор проверочных слов. с 114-115

1

Д/И «Один - много»



47


Проверка парных согласных на конце слов путем изменения формы слова.

1

Д/И «Много-один»



48

Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Озаглавливание. с. 114 у 22

1

РР





2 полугодие (54 часа)

Название раздела,

темы урока

Кол-во
часов

Тип урока

Информ. сопровождение

Дата

По плану

По

Факт


Слово.

40






Слова, обозначающие

названия предметов

8





1 Названия предметов с. 130-131

1

Урок изуч. нов м-ла и перв закр зн.

Таблица



2 Различение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам кто? что? с. 132-133

1

Комбинированный урок


Вопросы



3 Выделение названий предметов из предложения с. 136

1

праздник

Д/И «4 лишний»



4 Расширение круга слов, обозначающих предметы, явления природы, растения, животных с. 134-135

1

Предметные картинки



5 Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением

1

погода

Д/И «Назови ласково»



6 Составление пар слов, противоположных по значению

1

Карточки



7 Использование текстовых синонимов для называния действующего лица.

1

РР


Урок компл. прим. зн


Предметные картинки



8

Использование местоимений вместо существительного

1

Таблицы для работы над ошибками




Слова, обозначающие названия действий.

10





9

Названия действий

1

Урок актуализ. зн

Таблица вопросов



10 Различение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам что делает? что делают?

1

Комбинированный урок

Таблица вопросов




11 Знакомство с вопросами к названиям действий: что делал? (что сделал?), что будет делать? (что сделает?) с. 150

1

ДИ « Подружи слова» Вчера, сегодня, завтра



12 Подбор названий действий по вопросам или по образцу с. 151 у 6

1

ДИ «собери слова»



13 Согласование слов, обозначающих названия действий, с названиями предметов. с. 152

1

ДИ «один -много»



14 Отгадывание названий предметов по названиям действий

1

ДИ «Кто больше»



15 Подбор к названиям предметов нескольких названий действий

1

Урок компл. прим. зн

ДИ по теме

сапоги



16

Контрольный диктант № 5 по теме «Названия предметов»

1

Урок контроля знаний




17

Работа над ошибками диктанта. Названия предметов и действий.

1

Урок компл. прим. зн

Таблицы для работы над ошибками



18

Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Озаглавливание. с. 156 у. 21

1 РР






Названия признаков.

12





19 Названия признаков предмета с. 161

1

Урок изуч. нов м-ла и перв закр зн

Таблица вопросов



20 Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? с. 162

1

ДИ «Скажи, какой»



21 Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета с.163

1

Комбинированный урок


ДИ по теме



22 Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного предмета. с. 165

1

Загадки



23 Отгадывание предмета по его признакам. с. 166

1

дорога

Загадки



24 Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов. с. 167

1

Предметные картинки



25 Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам

1

ДИ по теме



26 Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов

1

Карточки для и/р



27

Контрольный диктант №6 по теме «Названия предметов, действий и признаков»

1

Урок контроля знаний



28 Работа над ошибками диктанта. Образование слов различных категорий по вопросам

1

Урок компл. прим. зн

таблицы



29 Восстановление деформированного текста с опорой на серию картинок. Озаглавливание рассказа

1

РР

С 170 у 24



30 Восстановление деформированного текста с опорой на серию картинок. Озаглавливание рассказа

1

РР





Предлог.

6





31

Предлоги к, от, по, над, под. Их пространственное значение с172-173

1

Урок изуч. нов м-ла и перв закр зн

Таблица



32 Выполнение действий, демонстрирующих отношения между объектом и субъектом

1

Комбинированный урок

арбуз



33

Предлог О. Его значение

1




34

Раздельное написание предлогов со словами

1

Урок компл. прим. зн

ДИ по теме



35

Графическое обозначение предлога в схеме предложения

1

Комбинированный урок

ДИ « подбери предлог»



36

Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме в зависимости от предлога

1

Урок компл. прим. зн

РТ




Непроверяемые гласные

4





37 Слова с непроверяемыми гласными.

1

Урок изуч. нов м-ла и перв закр зн

Таблица



38 Единообразное написание гласной в словах-родственниках

1

Комбинированный урок

Таблица



39 Использование «Школьного орфографического словаря» для проверки написания слов

1

Урок контроля знаний




40 Использование «Школьного орфографического словаря» для проверки написания слов. Словарный диктант

1

Урок компл. прим. зн

Таблицы для работы над ошибками




Предложение.

13





41 Выделение предложения из текста. Смысловая законченность предложения

1

Комбинированный урок

Таблица



42 Практическая отработка правил оформления предложения на письме и в устной речи

1



43 Годовой контрольный диктант №7 по теме: «Предложение».

1

Урок контроля знаний




44 Работа над ошибками диктанта. Сравнение предложения и набора слов.

1

Урок компл. прим. зн




45 Сравнение законченного и незаконченного предложений

1

Комбинированный урок


ДИ по теме



46 Распространение предложений по картинке и вопросам

1

ДИ по теме



47 Работа с деформированным предложением

1




48 Чтение диалога. Соблюдение правильной интонации в вопросе и ответе

1

ДИ «Цепочка»



49 Составление диалогов из данных вопросов и ответов

1

Сюжетные картинки



50 Восстановление деформированного текста с опорой на вопросы. Озаглавливание рассказа.

1

РР

РТ



51 Контрольный диктант №8 по теме «Предложение»

1

Урок контроля знаний

РТ




52

Работа над ошибками. Предложение.

1

Урок компл. прим. зн





53

Восстановление деформированного текста с опорой

1

Таблицы для работы над ошибками



54

Работа с деформированным предложением

1




РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Литература основная и дополнительная

  1. А.К.Аксёнова; Э.В.Якубовская Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. Просвещение, 2002 г.
2. А.К.Аксенова, Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. «Читай, думай, пиши». Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях. Москва, Просвещение, 2008 г 3. А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы, Москва, Просвещение, 1991г.

Дидактические материалы

    1. Раздаточные дидактические материалы по темам (карточки для и/р, сигнальные карточки, орфографические сказки, дидактические игры)
  1. Демонстрационные материалы (предметные и сюжетные картинки по темам, таблицы, словарные слова, таблицы).

Медиаресурсы презентации к урокам



© 2010-2022