- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Русский язык для 3 спец. класса VIII вида
Рабочая программа Русский язык для 3 спец. класса VIII вида
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рагозина М.А. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Дерябинская средняя общеобразовательная школа»
Свердловской области Верхотурского района
Согласовано:
Заместитель по УЧ
___________________ Валиева Л.А.
___________________
Утверждаю:
Директор МКОУ «Дерябинская СОШ»
______________________ Плетнева Л.Ю.
______________________
Рабочая программа
по русскому языку
для 3 (специального) коррекционного класса VIII вида
Составитель: Рагозина
Мария Андреевнна,
учитель начальных классов
Дерябино, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с программой под редакцией И.М. Бгажноковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 класс». Москва, «Просвещение», 2011. - учебника Русский язык А.К. Аксенова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская 3 класс М., Просвещение, 2011 - учебного плана МКОУ «Дерябинская СОШ» на 2015-16 г Место в учебном плане Русский язык в 3 классе рассчитан на 105 ч (35 учебных недель* 3 раза в неделю) ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА РУССКИЙ ЯЗЫК Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми поможет выпускникам реализоваться в самостоятельной жизни. Ведущим коррекционным принципом является развитие речи школьников, особенно ее коммуникативной функции. Задачи курса «Русский язык»:
- формирование интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
- развитие умения пользоваться речью как средством общения;
- знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
- обучению грамотному и аккуратному письму;
- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания.
- развитие познавательного интереса к языку, первоначальных языковых обобщений;
- совершенствование устной речи учащихся на уровне языковых единиц;
- обучение школьников применению изученных орфографических правил;
- формирование первоначальных умений в письменных высказываниях.
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
- записывать слова с послоговым орфографическим пpоговариванием;
- различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать оппозиционные согласные;
- делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (15-20 слов), включающий слова с изученными орфограммами;
- выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
2-й уровень
- дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
- делить слова на слоги, переносить слова по слог с помощью учителя;
- списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного текстов;
- писать под диктовку слова (из двух слогов), написание которых не расходится с произношением (8 слов);
- писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце;
- составлять предложение по картинке;
- подбирать по вопросам названия предметов и действий.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Перечень разделов и тем
Колич часов
Требования к уровню подготовки учащихся
Повторение
9 (8+1)
Оформлять предложение на письме. Составлять предложения по картинке, по вопросам, по опорам. Восстанавливать порядок слов в предложении.
Выделение предложения из речи. Его графическое изображение.
1 Практическая отработка оформления предложения на письме и в устной речи
2 Завершение начатого предложения. Сравнение предложения и не предложения.
1 Работа с деформированным предложением.
1 Выделение в предложении названий предметов и названий действий.
1 Ответы на вопросы. Коллективная запись ответов
1
Самостоятельное составление предложений по картинке.
1
Различение рассказа и набора предложений. Определение темы рассказа
1
Звуки и буквы
40 (36+4Р.Р)
Находить слова в словарике. Располагать слова в алфавитном порядке
Порядок букв в русской азбуке. Алфавит
1 Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса.
1 Знакомство со «Школьным орфографическим словарём»
1 Восстановление в памяти слов из словаря 2 класса, нахождение их в орфографическом словаре.
1
Ударение
9
Ставить ударение, различать ударные и безударные гласные Гласные звуки и буквы
1 Ударение в двусложных и трехсложных словах
2
Выделение ударной гласной
2
Гласные ударные и безударные
2 Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов - «родственников»
1
Восстановление деформированного текста с опорой на серию картинок. Озаглавливание.
1
Слог. Перенос слов
7
Делить слова на слоги, определять количество слогов по количеству гласных.
Переносить части слова при письме.
Деление слов на слоги.
2
Гласные е, ё, ю, я , э в начале слова или слога. Перенос части слова при письме
2
Перенос части слова при письме
1
Самостоятельное составление предложений по вопросу.
1
Твёрдые и мягкие согласные.
5
Различать твердые и мягкие согласные.
Обозначать мягкость согласных гласными второго ряда и Ь
Согласные твёрдые и мягкие. Их дифференциация на слух и в произношении.
1
Буква ь на конце и в середине слова
2
Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю. я, ь.
2
Гласные после шипящих
5 Писать слова с сочетаниями
жи-ши, ча-ща, чу-щу
Сочетание гласных с шипящими Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу
5
Парные звонкие и глухие согласные
10
Различать парные согласные на слух. Проверять их на конце слова путем изменения формы слов.
Писать слова с парными согласными на конце
Парные звонкие и глухие согласные.
1
Различение парных звонких и глухих согласных на слух и в произношении.
1 Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце.
1
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова
1
Проверка парных согласных на конце слов путем изменения формы слова.
1
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова
4
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Озаглавливание.
1
Слово
40(36+4Р.Р.)
Слова, обозначающие названия предметов
8
Различать существительные по вопросам кто? что?
Составлять пары слов с ласкательным и уменьшительным значением, противоположных по значению слов
Заменять существительные местоимениями Названия предметов
1 Различение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам кто? что?
1 Выделение названий предметов из предложения
1 Расширение круга слов, обозначающих предметы, явления природы, растения, животных
1 Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением, противоположных по значению
2 Использование текстовых синонимов для называния действующего лица.
1
Использование местоимений вместо существительного
1
Слова, обозначающие названия действий
10
- Различать глаголы по вопросам.
Подбирать глаголы к существительному
Определять предмет по действию
Названия действий
3 Различение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам что делает? что делают?
1 Знакомство с вопросами к названиям действий: что делал? (что сделал?), что будет делать? (что сделает?)
1 Подбор названий действий по вопросам или по образцу
1 Согласование слов, обозначающих названия действий, с названиями предметов.
1 Отгадывание названий предметов по названиям действий
1 Подбор к названиям предметов нескольких названий действий
1
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Озаглавливание
1
Названия признаков
12
Различать прилагательные по вопросам.
Согласовывать существительные и прилагательные.
Называть признаки предмета.
Названия признаков предмета
1 Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
1 Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета
1 Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного предмета
1 Отгадывание предмета по его признакам.
1 Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов.
1 Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам
3 Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов
1 Восстановление деформированного текста с опорой на серию картинок. Озаглавливание рассказа
2
Предлог
6
Раздельно писать предлоги со словами.
Использовать предлоги в речи.
Предлоги к, от, по, над, под. Их пространственное значение
1 Выполнение действий, демонстрирующих отношения между объектом и субъектом
1
Предлог О. Его значение
1
Раздельное написание предлогов со словами
1
Графическое обозначение предлога в схеме предложения
1
Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме в зависимости от предлога
1
Непроверяемые гласные
4
Использовать «Школьный орфографический словарь» для проверки написания слов
Слова с непроверяемыми гласными.
1 Единообразное написание гласной в словах-родственниках
1 Использование «Школьного орфографического словаря» для проверки написания слов
2
Предложение
14 Составлять и записывать предложение. Согласовывать слова в предложении. Выделять предложение в тексте. Отвечать на вопросы предложением.
Восстанавливать порядок слов в предложении
Выделение предложения из текста. Смысловая законченность предложения
4 Практическая отработка правил оформления предложения на письме и в устной речи
1 Сравнение предложения и набора слов.
1 Сравнение законченного и незаконченного предложений
1 Распространение предложений по картинке и вопросам
1 Работа с деформированным предложением
2 Чтение диалога. Соблюдение правильной интонации в вопросе и ответе
1 Составление диалогов из данных вопросов и ответов
1 Восстановление деформированного текста с опорой на вопросы. Озаглавливание рассказа.
2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 полугодие (48 часов)
№
Название раздела,
темы урока
Кол-во
час
Тип урока
Информ. сопровождение
Дата
по плану
по
факту
Повторение.
9
1 Выделение предложения из речи. Его графическое изображение. с. 4
1
Урок актуализ. зн.
Таблица
2 Практическая отработка оформления предложения на письме и в устной речи. с. 5
1
Комбинир. урок
огород
3 Завершение начатого предложения. Сравнение предложения и не предложения. с. 6
1
овощи
Д/И «Что где растет»
4 Работа с деформированным предложением. с. 7-8
1
Д/И «Собери предложение»
5 Выделение в предложении названий предметов и названий действий. с. 9
1
Д/И
«Большой ремонт»
6 Ответы на вопросы. Коллективная запись ответов с. 11
1
Таблица
Д/И «Полный ответ»
7
Самостоятельное составление предложений по картинке. с. 12-13
1
8
Различение рассказа и набора предложений. Определение темы рассказа с. 14-15
1
Урок компл. прим. зн
Загадки
9
Контрольный диктант №1 по теме «Предложение. Алфавит»
1
Урок контроля знаний
Звуки и буквы.
4
10 Работа над ошибками диктанта. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. с. 24
1
Урок изуч. нов м-ла и перв. закр. зн.
Алфавит
11 Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса. с. 26
1
Алфавит
Д/И «Магазин»
12 Знакомство со «Школьным орфографическим словарём» с. 27
1
Комбинир. урок
Словарь
13 Восстановление в памяти слов из словаря 2 класса, нахождение их в орфографическом словаре. с. 28
1
Урок актуализ. зн
Словарь
Ударение.
9
14 Гласные звуки и буквы. с. 31-32
1
Урок актуализ. зн
Лента букв
15 Ударение в двусложных словах с. 45-46
1
Комбинированный урок
Предметные картинки
16 Ударение в трехсложных словах с. 47
1
Загадки
17
Выделение ударной гласной с. 48
1
одежда Д/И«Разложи вещи на полки»
18
Гласные ударные и безударные с. 49
1
Загадки о профессиях
19 Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов - «родственников» с. 50-51
1
Предметные картинки животных
20
Восстановление деформированного текста с опорой на серию картинок. Озаглавливание. с. 35 или с. 60
1
РР
Рассказы
21
Контрольный диктант № 2 по теме «Звуки и буквы. Ударение»
1
Урок контроля знаний
22
Работа над ошибками диктанта. Звуки и буквы. Ударение
1
Урок компл. прим. зн.
Д/И «Расставь игрушки на полки»
Слог. Перенос слов
7
23
Деление слов на слоги. с. 55-56
1
Урок актуализ. зн
месяц
24
Деление слов на слоги. с. 57
1
Урок компл. прим. зн.
Словарные слова
25
Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога. Перенос части слова при письме с. 38-40
1
Комбинир. урок
Таблица
яблоко
26
Слова с гласной э в начале слова. Перенос части слова при письме с.43
1
Комбинированный урок
Правило
27 Перенос части слова при письме с.63-65
1
Д/И
28
Самостоятельное составление предложений по вопросу. с. 69 у. 13
1
РР
Комбинированный урок
Сюжетные картинки
Твёрдые и мягкие согласные.
5
29
Согласные твёрдые и мягкие. Их дифференциация на слух и в произношении. с. 70-71
1
Урок изуч. нов м-ла и перв. закр. зн.
Д/И на диф-ю тв/м согласных
30
Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю. я. с. 72
1
Комбинированный урок
Лента гласных
неделя
31
Буква ь на конце слова. с. 80, 82
1
Д/И «Собираем овощи»
32
Буква ь в середине слова. с. 83-84
1
мебель
33
Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю. я, ь. с.86-86
1
Урок компл. прим. зн
таблица
Гласные после шипящих
5
34
Сочетание гласных с шипящими Правописание жи-ши с. 89-91
1
Комбинированный урок
Таблица
35
Правописание ча-ща с.92-93
1
товарищ
36
Правописание чу-щу с. 93-94
1
Таблица
37 Контрольный диктант №3 по теме «Твёрдые и мягкие согласные. Гласные после шипящих»
1
Урок контроля знаний
38
Работа над ошибками. Сочетание гласных с шипящими. с. 95
1
Урок компл. прим. зн
Д/И «Исправь ошибки»
Парные звонкие и глухие согласные.
10
39
Парные звонкие и глухие согласные. с. 98-99
1
Урок изуч. нов м-ла и перв закр зн.
Лента букв
город
40
Различение парных звонких и глухих согласных на слух и в произношении. с. 100-101
1
Комбинированный урок
Д/И «Кто где живет»
класс
41 Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце. с. 106
1
Лента букв
42
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова с.107-108
1
Д/И «Один - много»
43
Проверка парных согласных на конце слов путем изменения формы слова. с 109-110
1
Д/И «Много-один»
44 Контрольный диктант № 4 по теме «Парные звонкие и глухие согласные»
1
Урок контроля знаний
45
Работа над ошибками диктанта. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова с. 112-113
1
Урок компл. прим. зн
Карточки для инд работы
46
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Подбор проверочных слов. с 114-115
1
Д/И «Один - много»
47
Проверка парных согласных на конце слов путем изменения формы слова.
1
Д/И «Много-один»
48
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Озаглавливание. с. 114 у 22
1
РР
2 полугодие (54 часа)
№
Название раздела,
темы урока
Кол-во
часов
Тип урока
Информ. сопровождение
Дата
По плану
По
Факт
Слово.
40
Слова, обозначающие
названия предметов
8
1 Названия предметов с. 130-131
1
Урок изуч. нов м-ла и перв закр зн.
Таблица
2 Различение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам кто? что? с. 132-133
1
Комбинированный урок
Вопросы
3 Выделение названий предметов из предложения с. 136
1
праздник
Д/И «4 лишний»
4 Расширение круга слов, обозначающих предметы, явления природы, растения, животных с. 134-135
1
Предметные картинки
5 Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением
1
погода
Д/И «Назови ласково»
6 Составление пар слов, противоположных по значению
1
Карточки
7 Использование текстовых синонимов для называния действующего лица.
1
РР
Урок компл. прим. зн
Предметные картинки
8
Использование местоимений вместо существительного
1
Таблицы для работы над ошибками
Слова, обозначающие названия действий.
10
9
Названия действий
1
Урок актуализ. зн
Таблица вопросов
10 Различение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам что делает? что делают?
1
Комбинированный урок
Таблица вопросов
11 Знакомство с вопросами к названиям действий: что делал? (что сделал?), что будет делать? (что сделает?) с. 150
1
ДИ « Подружи слова» Вчера, сегодня, завтра
12 Подбор названий действий по вопросам или по образцу с. 151 у 6
1
ДИ «собери слова»
13 Согласование слов, обозначающих названия действий, с названиями предметов. с. 152
1
ДИ «один -много»
14 Отгадывание названий предметов по названиям действий
1
ДИ «Кто больше»
15 Подбор к названиям предметов нескольких названий действий
1
Урок компл. прим. зн
ДИ по теме
сапоги
16
Контрольный диктант № 5 по теме «Названия предметов»
1
Урок контроля знаний
17
Работа над ошибками диктанта. Названия предметов и действий.
1
Урок компл. прим. зн
Таблицы для работы над ошибками
18
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Озаглавливание. с. 156 у. 21
1 РР
Названия признаков.
12
19 Названия признаков предмета с. 161
1
Урок изуч. нов м-ла и перв закр зн
Таблица вопросов
20 Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? с. 162
1
ДИ «Скажи, какой»
21 Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета с.163
1
Комбинированный урок
ДИ по теме
22 Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного предмета. с. 165
1
Загадки
23 Отгадывание предмета по его признакам. с. 166
1
дорога
Загадки
24 Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов. с. 167
1
Предметные картинки
25 Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам
1
ДИ по теме
26 Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов
1
Карточки для и/р
27
Контрольный диктант №6 по теме «Названия предметов, действий и признаков»
1
Урок контроля знаний
28 Работа над ошибками диктанта. Образование слов различных категорий по вопросам
1
Урок компл. прим. зн
таблицы
29 Восстановление деформированного текста с опорой на серию картинок. Озаглавливание рассказа
1
РР
С 170 у 24
30 Восстановление деформированного текста с опорой на серию картинок. Озаглавливание рассказа
1
РР
Предлог.
6
31
Предлоги к, от, по, над, под. Их пространственное значение с172-173
1
Урок изуч. нов м-ла и перв закр зн
Таблица
32 Выполнение действий, демонстрирующих отношения между объектом и субъектом
1
Комбинированный урок
арбуз
33
Предлог О. Его значение
1
34
Раздельное написание предлогов со словами
1
Урок компл. прим. зн
ДИ по теме
35
Графическое обозначение предлога в схеме предложения
1
Комбинированный урок
ДИ « подбери предлог»
36
Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме в зависимости от предлога
1
Урок компл. прим. зн
РТ
Непроверяемые гласные
4
37 Слова с непроверяемыми гласными.
1
Урок изуч. нов м-ла и перв закр зн
Таблица
38 Единообразное написание гласной в словах-родственниках
1
Комбинированный урок
Таблица
39 Использование «Школьного орфографического словаря» для проверки написания слов
1
Урок контроля знаний
40 Использование «Школьного орфографического словаря» для проверки написания слов. Словарный диктант
1
Урок компл. прим. зн
Таблицы для работы над ошибками
Предложение.
13
41 Выделение предложения из текста. Смысловая законченность предложения
1
Комбинированный урок
Таблица
42 Практическая отработка правил оформления предложения на письме и в устной речи
1
43 Годовой контрольный диктант №7 по теме: «Предложение».
1
Урок контроля знаний
44 Работа над ошибками диктанта. Сравнение предложения и набора слов.
1
Урок компл. прим. зн
45 Сравнение законченного и незаконченного предложений
1
Комбинированный урок
ДИ по теме
46 Распространение предложений по картинке и вопросам
1
ДИ по теме
47 Работа с деформированным предложением
1
48 Чтение диалога. Соблюдение правильной интонации в вопросе и ответе
1
ДИ «Цепочка»
49 Составление диалогов из данных вопросов и ответов
1
Сюжетные картинки
50 Восстановление деформированного текста с опорой на вопросы. Озаглавливание рассказа.
1
РР
РТ
51 Контрольный диктант №8 по теме «Предложение»
1
Урок контроля знаний
РТ
52
Работа над ошибками. Предложение.
1
Урок компл. прим. зн
53
Восстановление деформированного текста с опорой
1
Таблицы для работы над ошибками
54
Работа с деформированным предложением
1
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Литература основная и дополнительная
- А.К.Аксёнова; Э.В.Якубовская Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. Просвещение, 2002 г.
Дидактические материалы
-
- Раздаточные дидактические материалы по темам (карточки для и/р, сигнальные карточки, орфографические сказки, дидактические игры)
- Демонстрационные материалы (предметные и сюжетные картинки по темам, таблицы, словарные слова, таблицы).
Медиаресурсы презентации к урокам