- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка Чудо - шашки
Рабочая программа кружка Чудо - шашки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Орлова Е.М. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образование Курганинский район Краснодарского края
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9 ст-цы Темиргоевской
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол №_1
от 31 августа 2015 года
Председатель_____ О.А.Хромова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружок
«Чудо - шашки»
срок реализации программы: 2 года
возраст обучающихся: 9 - 11 лет
учитель: Орлова Елена Михайловна
- Пояснительная записка
- развивать умения производить расчеты на несколько ходов вперед, контролировать правила и эмоции во время игры, умение корректировать принимаемые решения, оценивать результативность выбранной стратегии. - обучать основам шашечной игры; обучение комбинациям, теории и практике игры, изучение истории возникновения шашек, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, указав на нарушение правил игры соперником; умение сопереживать и быть благодарным противнику при любом исходе игры.
Методы, пути и средства достижения целей программы. Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной деятельности. В процессе занятий используются различные формы занятий: спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры, классификационные турниры. А также различные методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа и т.д.); наглядный (использование мультимедийных материалов); практический (шашечные турниры). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский - самостоятельная работа учащихся. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 2 года обучения (1 час в неделю): 3-4 - по 34 ч. Всего- 68 часов. Год
обучения Количество часов
(академических) в неделю в год 3 1 34 4 1 34
Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа. Программа рассчитана на учащихся 3-4 класса. Возраст воспитанников в группе от 9 до 11 лет. Количество детей в группе 14 -16 человек. Режим работы группы: 1 час в неделю. Формы организации деятельности: Теоретические сведения. Практические занятия. Презентации. Использование интернет - технологий: - интернет-книги и периодическая издания о шашках для детей; - интернет-ресурсы; -компьютерные программы для игры в шашки; - интернет шашки: соревнования с соперниками из разных городов и стран в режиме реального времени. Оригинальность идеи: Игровая форма шашек для детей делает их увлекательным и интересным занятием. Это игра всесезонная, в неё можно играть в любую погоду и в любых условиях. К тому же по цене шашки достаточно не дорогие, что делает их общедоступными.
-
Учебно - тематический план.
Первый год обучения
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
всего
Аудиторные
Внеауди
торные
1.
Физическая культура и спорт.
1
1
-
Познакомить с русскими шашками. Понимать влияние спорта и физической культуры на здоровый образ жизни.
2.
История развития шашек.
1
1
- Различать шашечные системы. Наблюдать за распространением шашечной игры в России и параллельным развитием русских и международных шашек.
3.
Шашечный кодекс.
2
2
- Знать правила игры в русские и международные шашки. Различать виды соревнований. Владеть правилами поведения спортсмена, спортивной этикой.
4.
Первоначальные понятия.
2
1
1 Владеть основами шашечной теории и ее общими вопросы. Определять позиционное преимущество - важный путь к достижению победы, сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях, умении и важности расчета.
5.
Тактика.
3
1
2 Различать способы выигрыша шашек, разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Оценивать значение недостающей шашки в равных позициях, жертв шашки, «самообложение», «роздых», «любки», комбинационных ловушек, контрударов.
6.
Стратегия.
2
1
1 Оценивать значение центральных полей доски. Сила и слабость центра, бортовых полей. Соотносить выбор наиболее выгодного плана игры на ослабление пункта, прорыв, овладение важными полями доски.
7.
Эндшпиль.
2
1
1 Просчитывать ходы, оценивать время и пространство, игровое качество дамки, три дамки против одной.
8.
Дебют.
2
2
- Определять дебют, его основные цели. Владеть наиболее распространенными дебютными ловушками. Оценивать фланг и решение вопроса о том, какие шашки целесообразно прежде всего развивать в дебютной стадии.
9.
Композиция.
2
2
- Строить композицию, имеющей своей целью раскрытие красоты шашечной игры. Уметь связывать композицию с практической партией.
10.
Международные шашки.
2
1
1 Знать особенности правил боя на стоклеточной доске. Владеть нотацией доски, записью ходов и положений. Использовать ловушки в дебютах, комбинациях.
11.
Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры.
8
-
8 Владеть спарринг-тренировками, разнообразием их тематики, сеансами одновременной игры. Разбирать сыгранные партии, проверять выполнения заданий.
12.
Классификационные турниры.
7
-
7 Участвовать в соревнованиях. Вести запись партий с их последующим разбором с преподавателем.
Итого:
34
13
21
Второй год обучения
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
всего
Аудиторные
Внеауди
торные
1.
Физическая культура и спорт.
1
1
-
Определять значение спорта как средство международного культурного обмена, школа воспитания моральных и психологических качеств.
2.
История развития шашек.
1
1
- Владеть особенностями шашек в России. Оценивать творческий вклад выдающихся шашистов в теорию русских шашек.
3.
Шашечный кодекс.
2
2
- Наблюдать за историей разработок шашечных правил игры, организацией и судейством соревнований. Знать последствия выхода игроков из турнира. Составлять таблицу очередности игр по круговой системе.
4.
Первоначальные понятия.
2
2
- Использовать в игре позиционное преимущество, ведущее к достижению победы, силу дамки, значение связок, разменов, владеть оппозицией, темпах, маневренных возможностях, умении и важности производить расчеты.
5.
Тактика.
3
1
2 Владеть комбинацией в партии, ее идейным содержанием. Изучать технические приемы комбинаций.
6.
Стратегия.
2
1
1 Владеть атакой и защитой. Оценивать игровые возможности для создания атаки, характер ее ведения. Разнообразить атакующих и защитные тактические средства. Строить план игры с учетом связи комбинационных и позиционных действий.
7.
Эндшпиль.
2
1
1 Владеть борьбой простых шашек и совместной борьбой дамок и простых шашек.
8.
Дебют.
2
2
- Оценивать важность изучения начал партии. Знать историю развития дебюта. Использовать индивидуальный подход к выбору дебютного репертуара, общие задачи начала партии.
9.
Композиция.
2
1
1 Использовать комбинационные концовки и этюды, их связь с практической партией. Владеть основными критериями и требованиями к произведениям композиции.
10.
Спортивный режим, психологическая подготовка.
2
2
- Применять гигиенические знания и навыки. Определять значение развития волевых качеств для повышения спортивного мастерства шашистов, совершенствовать моральные и волевые качества. Изучать психологию шашечной борьбы.
11.
Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры.
6
-
6 Владеть последовательностью перехода от теоретических занятий к спарринг-тренировкам, уметь сочетать их с проведением разнообразных конкурсов решений, сеансами одновременной игры.
12.
Классификационные турниры.
4
-
4 Участвовать в классификационных турнирах. Владеть навыками в организации соревнований и проведении судейства.
13.
Другие соревнования
5
-
5 Принимать участие в первенствах класса, школы, района и т. п. с последующим разбором сыгранных партий.
Итого:
34
14
20
- Содержание программы первого года обучения - 34 ч.
Международные шашки (2 ч.) Особенности правил боя на стоклеточной доске. Красота игры, простор для творчества. Нотация доски, запись ходов и положений. Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры. Практические занятия. Упражнения на усвоение отличительных правил международных шашек, разбор игровых примеров, демонстрирующих глубину и красоту международных шашек. Упражнения в записи отдельных положений и записи партий. Спарринг-тренировки, конкурсы решений (8 ч.) Систематичность спарринг-тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров. Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры. Учет тренировочных выступлений занимающихся. Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий. Классификационные турниры (7 ч.) Участие в соревнованиях. Запись партий, их последующий разбор с преподавателем.
Содержание программы второго года обучения - 34 ч. Физическая культура и спорт (1 ч.) Значение физической культуры и спорта в жизни человека. Шашки - массовый вид спорта. Влияние шашечной игры на физиологические системы организма, совершенствование физических и морально-волевых качеств и психологической устойчивости, на нервно-эмоциональную умственную сферы обучающихся. История развития шашек (1 ч.) Шашки в России. Выдающиеся шашисты конца XIX в.: С. Воронцов, Ф. Каулен, братья А. и В. Шошины, П. Бодянский, А. Оводов, Д. Саргин - и их творческий вклад в теорию русских шашек. Первый пропагандист и популяризатор шашек в России П. Бодянский. Значение аналитических работ братьев Шошиных для создания теории начал и исследований Н. Панкратова для теории окончаний. Шашечный кодекс (2 ч.) Краткая история разработки шашечных правил игры и соревнований. Шашечный кодекс России. Организация и судейство соревнований. Дисциплина участников турнира. Последствия выхода игроков из турнира. Таблицы очередности игр по круговой системе. Турнирные часы. Первоначальные понятия (2 ч.) Основы шашечной теории и ее общие вопросы. Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы, сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях, умении и важности расчета. Тактика (3 ч.) Комбинация в партии, ее идейное содержание и цели, комбинационное зрение. Вскрытие дамочных полей, финальные удары. Мотивы, идеи и механизмы комбинаций. Изучение технических приемов комбинаций. Красота комбинаций. Жертвы для получения позиционного преимущества. Жертвы в сочетании с другими тактическими приемами (связка, оппозиция, зажим и т. п.). Практические занятия. Разбор тематических упражнений, нахождение решений в комбинационных примерах. Стратегия (2 ч.) Понятие об атаке и защите. Оценка игровых возможностей для создания атаки, характер ее ведения. Разнообразие атакующих и защитных тактических средств. Вынужденное изменение плана игры в зависимости от обстоятельств борьбы. План игры с учетом связи комбинационных и позиционных действий, лучшее использование резервов, выбор момента для проведения решающего маневра. Связь стратегии и тактики. Тактика - неотъемлемая часть стратегии, ее обслуживающая и ей подчиненная. Практические занятия. Упражнения на овладение игровыми приемами для ведения атаки и защиты путем отыскания решений в заданных позициях. Эндшпиль (2 ч.) Борьба простых шашек (две против двух, типичные примеры из борьбы двух против трех, три шашки против трех, три - против четырех, по четыре шашки с каждой стороны). Совместная борьба дамок и простых (дамка против простых, находящихся на одном фланге; дамка против двух и трех простых на разных флангах; совместная борьба дамок и простых против дамки, а также против дамки с простыми). Практические занятия. Анализа специально подобранных окончаний, отработка приемов игры в эндшпиле. Дебют (2 ч.) Важность изучения начал партии. Краткая история развития дебюта, современное состояние дебютной теории. Индивидуальный подход к выбору дебютного репертуара, общие задачи начала партии. «Игра Петрова» (исследования А. Д. Петрова в данном дебюте как первый вклад в теорию, своеобразие этой системы игры по уголкам, оценка дебюта в свете современного понимания силы центра доски, современные схемы игры за черных). Дебют «Кол» (атакующие возможности белых, тактика защиты черных, характерные комбинационные идеи, классическая система, «Кол-угловик», вариант с разменом на q5, разменный вариант, отказ белых от постановки «Кола»). Дебют «Обратный кол» (основная идея начала, отличие позиций этого дебюта от позиций «Кола», основные схемы развития). Дебют «Городская партия» (характерные особенности борьбы в этом начале, влияние связок на игру в центре, развитие шашки h2, значение позиционного маневра, распространенность начала, классическая система, система с занятием белыми поля f4, система игры без упора на а1, занятие белыми поля h4, система с двойным разменом черных). Дебюты «Отыгрыш» и «Старая партия» (основные схемы развития в этих началах). Дебюты «Косяк», «Обратный косяк» и «Отказанный косяк» (их сложность, главные системы игры). Композиция (2 ч.) Красота комбинационных концовок и этюдов, их связь с практической партией, понятие о шашечных задачах, основные критерии и требования к произведениям композиции. Соревнования по композиции, классификация составителей концовок, задач и этюдов. Практические занятия. Разбор интересных для практической партии концовок и этюдов. Спортивный режим, психологическая подготовка (2 ч.) Гигиенические знания и навыки. Общий режим дня. Занятие физическими упражнениями. Режим питания. Водные процедуры, закаливание организма. Моральные качества, свойственные спортсмену. Значение развития волевых качеств для повышения спортивного мастерства шашистов, совершенствование моральных и волевых качеств. Психология шашечной борьбы. Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры, консультационные партии (6 ч.) Последовательность перехода от теоретических занятий к спарринг-тренировкам, сочетание их с проведением разнообразных конкурсов решений, сеансами одновременной игры (обычными и тематическими), консультационными партиями. Контрольные работы. Классификационные турниры (4 ч.) Участие в классификационных турнирах для кружковцев. Последующий разбор сыгранных партий. Приобретение навыков в организации соревнований и проведении судейства. Другие соревнования (5 ч.) Участие в первенствах класса, школы, района и т. п. Последующий разбор сыгранных партий.
- Предполагаемые результаты реализации программы.
Критерии оценки второго года обучения. Первый уровень: - умеет производить расчеты на несколько ходов вперед, оценивать результативность выбранной стратегии по заданным критериям; - в пределах программы владеет основами шашечной игры; - составляет комбинации игры по заданным критериям; - умеет сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности по заданным критериям; - при помощи составленных правил выражает мысли, указав на нарушение правил игры соперником. Второй уровень: - с помощью учителя умеет производить расчеты на несколько ходов вперед, контролировать правила и эмоции во время игры, умеет корректировать принимаемые решения, оценивать результативность выбранной стратегии; - владеет основами шашечной игры; - с помощью учителя составляет комбинации игры; - с помощью учителя умеет сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; - под руководством учителя умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, указав на нарушение правил игры соперником. Третий уровень: - самостоятельно умеет производить расчеты на несколько ходов вперед, контролировать правила и эмоции во время игры, умеет корректировать принимаемые решения, оценивать результативность выбранной стратегии; - полностью владеет основами шашечной игры; - самостоятельно составляет комбинации игры; - самостоятельно умеет сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; - самостоятельно умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, указав на нарушение правил игры соперником.
Личностные результаты обучения: - просчитывание ходов в игре способствует развитию стратегического мышления и воспитывает целеустремленность, из-за чего ребенок становится мудрее и дальновиднее; - понимание того, что от собственного решения зависит результат партии, приучает детей к ответственности за свои поступки и учит объективно оценивать ситуацию; - длительная мыслительная работа повышает работоспособность и учит самодисциплине; - воспитывается выдержка и терпение, ведь желание выиграть заставляет довести партию до конца. Метапредметные результаты обучения: Регулятивные: - умение анализировать и достигать поставленной цели; - умение прогнозировать и корректировать игру. Познавательные: - осуществлять анализ ходов во время игры; - умение действовать в соответствии с правилами игры и прощитывать алгоритм ходов. Коммуникативные: - умение договариваться и приходить к общему решению; - умение формулировать собственное мнение и позицию и аргументировать её; - умение задавать вопросы в соответствии с ходом игры и сотрудничества с партнером; - умение адекватно реагировать на результат игры. Предметные результаты обучения: - овладение основам шашечной игры; - обучение детей шашкам способствуют повышению успеваемости в школе; - систематическая игра в шашки тренирует память, внимание, мышление, воображение и, как следствие, все психические познавательные процессы; -шашки развивают важную способность - ценить и рассчитывать время. Такие условия развивают скорость мышления, усиливают концентрацию внимания, делают игрока более эмоционально-устойчивым и расчетливым; - игровые партии воспитывают умение просчитывать в уме на 10 и более ходов вперед. Хочешь больше запоминать, быстрее мыслить, лучше концентрироваться - тренируйся, а шашки сделают этот процесс увлекательным и интересным.
- Формы и виды контроля:
VI. Методические рекомендации Учебный материал программы изложен в описательной форме и в соответствии с современными педагогическими требованиями. Для наглядности и контрастности излагаемых понятий преподаватель должен пользоваться хорошо подобранными примерами из практики прежних и современных мастеров шашек. При проведении занятий необходимо ориентироваться на более активных учащихся, подтягивая к ним остальных. Если какая - либо тема, предусмотренная учебным планом, не может быть пройдена в примерно указанные часы, то пропущенный раздел следует проработать на практических занятиях. Это, прежде всего, относится к начальной стадии партии - дебюту, который должен изучаться в сжатом виде с постепенным увеличением трудности по мере приобретения занимающимися навыков практической игры. Преподаватель должен вести курс занятий творчески. При сохранении последовательности и единства программы он может индивидуально подходить к изложению материала, приводя в качестве примеров яркие иллюстрации, взятые из современной практики. Практические занятия могут включать: анализ дополнительного иллюстративного материала, разбор сыгранных партий учащихся, сеансы одновременной игры (на заданную тему), показ творчества мастеров шашечного искусства, консультации и пр. Распределение тематики этих занятий и их продолжительность (по разделам, темам) зависят от местных условий и должны быть установлены самим преподавателем. Допускается, например, проведение практической части программы комбинированно: беседа по итогам шашечных соревнований, легкие партии, повторение пройденного материала. Основная цель практических занятий - закрепить полученные теоретические знания и содействовать самостоятельной работе учащихся. В процессе обучения усиливается творческий интерес к шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. Значительно расширяется и масштаб участия юных шашистов в различных турнирах и матчах, в сеансах одновременной игры мастеров, в ходе которых используются приобретенные знания, вырабатываются выдержка, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели. Появляется потребность изучать учебную шашечную литературу.
VII.Описание материально-технического обеспечения программы «Чудо - шашки»
№ п/п
Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения
Количество
1.
Библиотечный фонд: 1.Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки.- Киев: Здоровье, 1985. 2.Герцензон Б., Напреенков А. Шашки - это интересно. 1992. 3.Погрибной В.К. Шашки для детей, 2010 4.Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. 2007 5.Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский - М.,1996 6.Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе 7.Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе 8.Начальное образование. - 2006. - №4 9.Б.Грцезон «Шашки - это интересно», 1989 г. 10.Я.Каплунов «Секреты шашечного сундука», 2001 г.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2.
Технические средства обучения:
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Интерактивная доска;
- Принтер.
1
1
1
1
3.
Экранно - звуковые пособия:
Слайды (презентации), соответствующие тематике учебной программы.
4.
Оборудование класса:
-Шашечный комплект
8