Урок по русскому языку на тему Корень слова УМК Планета знаний (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Корень слова Цели деятельности учителя: познакомить со сведениями о родственных словах, о наличии в них общей смысловой части, терминами «корень», «однокоренные слова»; учить выделять однокоренные слова по двум признакам: общая часть (внешняя) и общность смысла, отличать однокоренные слова от омонимичных («водица» и «водиться»). Планируемые результаты: личностные: выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; метапредметные: регулятивные - научатся самостоятельно организовывать своё рабочее место; получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; познавательные - научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; коммуникативные - научатся слышать, точно реагировать на реплики; получат возможность научиться соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; предметные: научатся выделять однокоренные слова по двум признакам: общая часть (внешняя) и общность смысла, отличать однокоренные слова от омонимичных; получат возможность научиться устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами.

Ход урока

  1. Организационный момент.
Учитель: Громко прозвенел звонок - Начинается урок. Учащиеся: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.

Мы хороший, дружный класс. Всё получится у нас. Учитель: - Работаем старательно, слушаем внимательно. - Открываем тетради, записываем число, классная работа. II. Чистописание. - Прочитайте запись на доске. Как можно назвать такое изречение? Ум да разум надоумят сразу. -Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.) - Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии. - Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.
III. Актуализация знаний (введение в тему урока) - Какие части растения вы знаете? ( Корень, стебель, листья, цветок, плод.) - Отгадайте загадку: Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

( Корень есть у растений, у зуба, у слова.)

-Сколько значений у слова корень?

-Какой вывод можно сделать? (Слово «корень» - многозначное) - Давайте поищем в толковом словаре С. И. Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». Учащиеся зачитывает значение слова «корень»: 1)подземная часть растения; 2) часть волоса, зуба, ногтя; 3) часть слова - Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень? - Это важная, необходимая часть. IV. Постановка темы и цели урока.

-Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка?

-Что бы вы хотели узнать на этом уроке? (Определяют проблемные вопросы)

1) Что такое корень?

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

4) Однокоренные слова. 5) Признаки однокоренных слов. V. Работа над новым материалом. - Прочитайте слова. Распределите их по группам. Обсудите в «паре» сколько групп у вас получилось.

Зима, воз, зимушка, больница, перевозка, боль, зимний, заболеть, зимовать, увозить, больной, повозочный.

- Сколько групп? Как называются слова в каждой группе?

(Слова в каждой группе называются родственными.)

-Почему? (В них есть общая часть. Они близкие по значению.) - Может, кто-то из вас догадался, как называется общая часть в родственных словах? (корень) - У родственных слов есть другое название -…(однокоренные)

- Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными? (Родственные слова, у которых одинаковый корень, называются

однокоренными.) - Прочитайте вывод в учебнике (с. 80) - Назовите корень в словах каждой группы (зим, воз, боль) - Выделим корень в словах, он выделяется вот таким значком (показываю на доске) VI. Физкультминутка. VII. . Работа с учебником. 1. Упр.2 - Какие два признака вы нашли в словах в упражнении 2? - Можно ли назвать данные слова родственными? Спишите и обозначьте корень. 2. Упр.3. - Докажите, однокоренные ли слова в упражнении 3. Подберите к ним однокоренные слова. Запишите их, выделите корень. 3. Упр.4. - Подчеркните в однокоренных словах одинаковые гласные. Поставьте знак ударения. - Запомните! Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. Прочитайте вывод и примеры. Приведите свои примеры. VIII. Закрепление пройденного. - Прочитайте текст. На доске: Барабанщик - мужественное, крепкое слово! Дятел-барабанщик - звучит вполне подходяще. Бьёт дятел в барабан весной. Дятлов барабан - это сухой звонкий сучок. Но хоть и сучок, а дробь на нём получается настоящая, барабанная. Палочек тоже нет: барабанит собственным носом. (По Н. Сладкову.) - За что дятла называют барабанщиком? Найдите в тексте однокоренные слова. Выпишите их в таком порядке: сначала слово, обозначающее предмет, затем слово, обозначающее действие, наконец слово, обозначающее признак предмета. Выделите корень. IV. Рефлексия деятельности. - Что нового узнали на уроке? Что такое корень? Приведите примеры однокоренных слов. Домашнее задание: упражнение 6 (учебник, с. 81)

© 2010-2022