- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по обучению грамоте не тему: Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове. (1класс)
Конспект урока по обучению грамоте не тему: Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове. (1класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильясова Г.Ф. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове. Предмет: Русский язык. (Обучение грамоте) Класс: 1 (1-4) Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений средствами технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа. Цели урока по содержанию:
1. Образовательные: - создать условия для отработки умения составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове, различать изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове. 2. Развивающие: - создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания - планирования, самооценки, рефлексии); - создать условия для развития мышления, речи учащихся. 3. Воспитательные: - создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная. Средства обучения:
- В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин. Букварь. 1 класс, ч.1.
- Раздаточный материал для учеников.
- Дидактический материал на доске.
- Мультимедийный проектор.
- Маркеры для работы в группах.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Создание «ситуации успеха».
- Какое слово длиннее: час или минута? (Минута)
- Найди четвёртое- лишнее:
- Черёмуха или Каштан? Так звали докторов, которые лечили одинокого графа Вишенку в книге «Приключения Незнайки». Кто из них вместо лекарства прописал Вишенке игры с друзьями? В имени-отгадке - 2 слога. (Каштан)
- Белка или барсук? Кто из них зимой впадает в спячку? Слово-отгадка то, в котором больше звуков. (Барсук)
- Кролик или Пятачок? Кто из них гадал на ромашке: «Любит, не любит, плюнет, поцелует?» В слове-отгадке второй звук гласный. (Пятачок)
-Как отличаете гласный звук от согласного? Игра «Гласный- согласный?» (Учитель называет звук, дети фишкой
показывают, что это за звук. Учитель обязательно использует задания-ловушки.)
- Следующее задание приготовил Небойсик. Надо прочитать слова по моделям, на которых показаны гласные и согласные звуки. (Учитель использует модели Приложение 1. Слова- подсказки из Презентации к уроку (Приложение 8) - слайды 2,3,4,5) Кот - кит; бочка - кочка, дочка, мочка, ночка, почка, кочка; кружки - кружки) - Чем отличались слова? (гласными, согласными, ударным звуком)
3. Целеполагание и мотивация. - Вчера на уроке у нас появился волшебник - ударение, который помог нам выполнить это задание. Какие звуковые мастера вчера появились? (Ах, Ох, Ух, Эх, Их, Ых) - Что делают эти мастера? (Ударяют молоточком, ставят ударение в слове) - Чем тогда, по-вашему, сегодня займёмся на уроке? (Будем учиться ставить ударение в слове, чтобы правильно понимать смысл слова) - Оцените свои умения ставить ударение на сегодняшний день. (Дети на самооценочных линейках в тетради ставят себе оценку, одну оценку ставят общую на класс на доске) Уд.
4. Решение учебной задачи. Осознание и осмысление учебного материала. - Какой приём можно использовать, чтобы правильно поставить ударение в слове? («Позвать» слово) - Ещё в этом нам помогут звуковые модели слов. Вспомните алгоритм составления звуковых моделей слов. (Приложение 2. Дети называют алгоритм, который вывешивается на доске)
- Задания от Дядюшки Агу. 1) Отгадайте загадку. Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста) (Приложение 8. Слайд 6) (Далее дети по цепочке составляют звуковую модель слова «капуста», действуя по алгоритму) 2) Отгадайте следующее слово, если ВОЛК - ЗУБЫ ЁЖ - ИГОЛКИ СЛОН - БИВНИ ЛОСЬ - ? (рога) ((Приложение 8. Слайд 7) - Какая звуковая модель правильная к слову «рога»? (Приложение 3) (Работа в группах, обсуждение) 3) Авосик составлял дома звуковую модель имени своего друга, которого зовут Яша. Проверьте, всё ли правильно. (Детям в группы выдаётся модель слова «Яша», дети исправляют ошибки, вывешивают работы на доску, идёт обсуждение) (Приложение 4) - Что общего во 2 и 3 слове? (По 2 слога) - Чем отличаются? (Ударением) - На какой слог падает ударение в 1 слове? (На 2) 4) Помогите Маше и Пете подобрать картинки к слоговым моделям слов. (Приложение 8. Слайд 9) - В группах выберите картинки с названиями слов, которые подходят к вашей слоговой модели. 1- 2 группы - 1 модель, 3 - 4 группы - 2 модель, 5 - 6 группы - 3 модель. (Дети в группах подбирают картинки, выданные на группы, к моделям, далее идёт обсуждение с выделением ударного слога )
- Прочитайте слова.
6. Рефлексия. Использование мобильного компьютерного класса. Общение в чате. - Чему учились на уроке? (Ставить ударение. Понимать смысл слова.) - Оцените свои продвижения в умениях на самооценочных линеечках, на общей оценке умений класса.