Конспект урока по русскому языку во 2 классе Разбор слова по составу

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе Разбор слова по составу.Конспект урока по русскому языку во 2 классе Разбор слова по составу.Конспект урока по русскому языку во 2 классе Разбор слова по составу.Конспект урока по русскому языку во 2 классе Разбор слова по составу.Конспект урока по русскому языку во 2 классе Разбор слова по составу.Конспект урока по русскому языку во 2 классе Разбор слова по составу.Конспект урока по русскому языку во 2 классе Разбор слова по составу.Конспект урока по русскому языку во 2 классе Разбор слова по составу.

Предмет: русский язык

Тема: Повторение. Разбор слова по составу.

Цели:

- закрепить умения разбирать слова по составу, повторить ранее изученный материал.

- развивать внимание, речь, наблюдательность; развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас детей, память, познавательные способности учащихся.

- воспитывать аккуратность, ответственность, интерес к предмету.

Оборудование: наглядность, карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечания

Орг. момент

- Все готовы к уроку русского языка?

Ну- ка, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Всё в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтоб иметь знания,

Понадобится старание!

Постановка целей и задач

- Сегодня на уроке мы повторим ранее изученные темы, и вы покажете, как хорошо вы знаете состав слова.

Минутка чистописания

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- Посмотрите на доску:

ЛЕС

- Какие соединения встречаются в этом слове? (верхние)

- Пропишите это слово до конца рабочей строки.

- Подберите к слову «ЛЕС» однокоренные слова. (Лесок, лесочек, лесной)

- С помощью, каких частей слова можно подобрать однокоренные слова?

- Как называются слова с одним и тем же корнем?

Словарная работа

- Инопланетяне прислали нам непонятные слова:

ШАДНАРАК ЛАНЕП РАДЬТЕТ КИНЕЧУ ЖУРДЕНЫЙ

- Все буквы в них запутались.

- Давайте расшифруем эти слова.

- Запишите их.

- Какие это слова?

- Почему они словарные? (потому что нельзя проверить написание какой либо буквы)

Изображение

Повторение

- Назовите, из каких частей состоит слово? ( приставка, корень, суффикс, окончание)

- Как называется общая часть родственных слов?

- Какая часть слова называется приставкой? (перед корнем и служит для образования новых слов)

- Как пишутся приставки? (слитно)

- Какая часть слова называется суффиксом? (стоит за корнем)

- Какова роль суффикса в слове? (для образования новых слов)

- Какая часть слова изменяется?

- Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)

Работа у доски

- Посмотрите на слова:

КРЫЛЫШКО НАГРУЗКА ПЕРЕХОД

Какое из этих слов соответствует схеме ¬ ^

- Давайте разберем первое слово

- Записывайте.

- С чего начинаем разбор?

- Подходит ли это слово?

- Разберем следующее слово.

изображение

Самостоя -

тельная работа

- А сейчас выполняйте самостоятельную работу на карточках по вариантам:

1 вариант 2 вариант

подарки пожар

водичка поездка

заморозки коровушка

подснежники подсвечники

- На это задание даю вам 7 минут.

- Поменялись тетрадями.

- Проверяем.

- У кого нет ошибок - 5

- У кого 1, 2 ошибки - 4

- У кого 3, 4 ошибки - 3

- У кого больше ошибок - 2

Карточки

изображение

Работа по учебнику

- Откройте учебники на странице 124.

- Прочитай, что нужно сделать?

- К доске выходит…

- Что к чему мы прибавляем?

- Из каких частей состоит это слово?

- Какое слово получится?

- Выделяем части слова.

Тест

- А сейчас подпишите свою фамилию и имя на листочке.

- Выполните тест:

1. Корень - это:

А) главная значимая часть слова.

Б) главная, но не значимая часть слова

2. Приставка служит:

А) для связи слов в предложении

Б) для образования новых слов

3. Суффикс служит:

А) для связи слов в предложении

Б) для образования новых слов

4. Окончание служит:

А) для связи слов в предложении

Б) для образования новых слов

5. Укажите слово, строение которого соответствует схеме ^

А) книжка

Б) котик

В) повар

6. Укажите лишнее слово:

А) вода

Б) водитель

В) водяной

7. Укажите слово с разделительным твердым знаком:

А) обез…яна

Б) в…ехал

В) за…явление

8. Укажите слово с разделительным мягким знаком:

А) в…юга

В) в…ехал

С) под...ём

- Найдите упражнение 334.

- Прочитай рассказ о ласточке

- Какими ласковыми словами рассказал автор о ласточке?

- Какая часть слова помогла сделать слово «ласковым»?

- Выпишите из текста все ласковые слова.

- К доске выходит…

Итог урока

-Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Что мы повторили?

- Какие части речи вы знаете?

- Что такое корень? Суффикс? Приставка? Окончание?

Д/з

- стр. 124 упр. 333


Дата: 04. 02.11

Предмет: математика

Тема: Закрепление изученного

Цели:

- закрепить умения решать осложненные уравнения, систематизировать полученные знания;

- развивать аналитическое мышление, умение делать выводы, применять полученные знания на практике; расширять кругозор; обогащать и усложнять словарный запас детей, способствовать устранению пробелов в знаниях.

- воспитывать в детях чувство коллективизма, дисциплинированность.

Оборудование: наглядность, карточки с заданиями, жетоны, учебник.

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечания

Орг. момент

- Приготовились к уроку математики. Настроились на плодотворную работу.


Постановка целей и задач

- Сегодня на уроке мы закрепим знания, полученные на предыдущих уроках. Будем решать осложненные уравнения, составлять выражения и решать задачи. Поэтому нужно быть активными и внимательными, чтобы всё успеть.


Минутка чистописания


- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- Какое число записано на доске?

- Дайте характеристику этому числу.

- Сколько десятков в этом числе?

- Сколько единиц в этом числе?

- Назовите предыдущее число.

- Назовите последующее число.

- Пропишите это число до конца рабочей строки


Устный счет

Чтоб мозгам работу дать

Надо устно посчитать!

Решим примеры устно, вписывая в пустые кружочки значения сумм и разностей.

Как - то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, косой,

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел -

Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей.

Посчитай-ка всех зверей! (7)

- У старого гнома было 8 волшебных палочек, а у молодого - на 2 палочки больше. Сколько волшебных палочек имел молодой гном? (10)

- Из 10 гномов 4 научились летать. Сколько гномов летать не умеет?

- Саша дрессирует щенка и угощает за правильно выполненные команды печеньем. Сколько печенюшек отдал за день Саша, если с утра у него в кармане было 30 штук печенья, а к вечеру осталось 23? (53)

- Мальчики рассказали на уроке 8 веселых историй, а девочки на 2 меньше. Сколько веселых историй рассказали девочки? Т(6)


Закрепление

№3

- Какую тему мы изучали вчера?

- Как решаются осложненные уравнения?

-Открываем учебники на стр. 128

- Будем решать № 3 коллективно

- К доске выходит…


Решение задач

- Что нужно сделать в № 4?

- Прочитай задачу.

- О чем эта задача?

- Сколько катушек золотых ниток израсходовали для вышивки?

- А сколько серебряных ниток?

- Какой главный вопрос в задаче?

- К доске пойдет…

- Остальные записывают слово «задача» и решают тоже

- Запишем краткое условие.

- Какие слова мы возьмем для краткой записи?

Зол. - 25 н.

? н.

Сер - ?, на 3 н. меньше

- Какой главный вопрос в задаче?

- Можем ли мы сразу на него ответить?

- Почему?

- Как узнать, сколько серебряных ниток израсходовали? Каким действием?

- Зная сколько серебряных катушек ниток и сколько золотых ниток, можем ли мы узнать сколько всего ниток израсходовали?

- Каким действием?

- Записываем ответ

Прочитаем задачу под буквой. Б

- Сколько катушек золотых ниток израсходовали?

- Что еще о них сказано?

- А сколько серебряных?

- Если сказано что золотых ниток на 3 меньше чем серебряных, то серебряных на 3 больше чем золотых?

- Какой вопрос в этой задаче?

-Запишем краткую запись

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос в задаче?

- Почему?

- А как узнать, сколько серебряных катушек ниток?

-- Зная сколько серебряных катушек ниток и сколько золотых ниток, можем ли мы узнать, сколько всего ниток израсходовали?

- Каким действием?

- Записываем ответ

- Чем похожи эти задачи?

- А в чем их различие?


Д/з

Стр. 129 №6


=




Самостоятельная работа

Разберите слова по составу

Тест

1. Корень - это:

А) главная значимая часть слова. Б) главная, но не значимая часть слова

2. Приставка служит:

А) для связи слов в предложении Б) для образования новых слов

3. Суффикс служит:

А) для связи слов в предложении Б) для образования новых слов

4. Окончание служит:

А) для связи слов в предложении Б) для образования новых слов

5. Укажите слово, строение которого соответствует схеме: ^

А) книжка Б) котик В) повар

6. Укажите лишнее слово:

А) вода Б) водитель В) водяной

7. Укажите слово с разделительным твердым знаком:

А) обез…яна Б) под…ехал В) за…явление

8. Укажите слово с разделительным мягким знаком:

А) в…юга Б) в…ехал В) под…ём


_____________________________________________________________________________________-



Тест

1. Корень - это:

А) главная значимая часть слова. Б) главная, но не значимая часть слова

2. Приставка служит:

А) для связи слов в предложении Б) для образования новых слов

3. Суффикс служит:

А) для связи слов в предложении Б) для образования новых слов

4. Окончание служит:

А) для связи слов в предложении Б) для образования новых слов

5. Укажите слово, строение которого соответствует схеме: ^

А) книжка Б) котик В) повар

6. Укажите лишнее слово:

А) вода Б) водитель В) водяной

7. Укажите слово с разделительным твердым знаком:

А) обез…яна Б) под…ехал В) за…явление

8. Укажите слово с разделительным мягким знаком:

А) в…юга Б) в…ехал В) под…ём







Дата: 07. 02.11

Предмет: русский язык

Тема: Многозначные слова.

Цели:

- познакомить детей с понятием «многозначные слова»; показать различие между многозначными и однозначными словами; обеспечить усвоение основных задач входящих в содержание темы урока;

- развивать орфографическую зоркость, речь детей, словарный запас, память, познавательные способности учащихся; внимание; память; образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.

- воспитывать аккуратность, чувство коллективизма, интерес к предмету.

Оборудование: интерактивная доска, наглядность, жетоны.

Ход урока


Этапы

Содержание

Примечания

Орг. момент

Психологический настрой

- Здравствуйте, садитесь! Сегодня наш урок пройдет под девизом:

На уроке не болтать

Время даром не терять

Надо многому учиться

Это в жизни пригодиться

слайд №1

Словарная работа

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Посмотрите на доску:

- Прочитайте пословицу:

Язык болтает - рукам мешает.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Найдите словарное слово в этой пословице?

- Какая орфограмма в этом слове? (слово с безударной гласной, непроверяемая ударением)

- Запишите эту пословицу себе в тетрадь.

- Подчеркните безударную гласную в словарном слове.

слайд №2

Постановка целей и задач

- Сегодня к нам на урок пришли гости - Смешарики. Они хотят посмотреть как ученики 2 Б класса знают русский язык. Для этого они принесли на урок многозначные слова.

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с многозначными словами

Слайд № 3

Объяснение нового материала

А что такое многозначные слова?

- Откройте учебники на стр. 132 и прочитайте самостоятельно правило в рамочке.

- Теперь все вместе хором:

- Какие слова называются однозначными?

- А какие слова называются многозначными?

- Это слова, которые имеют много значений

- Лосяш хочет, чтобы вы помогли ему разобраться в рассказе.

- Послушайте рассказ, и потом вы мне ответите, какое слово имеет много значений.

- Сережа говорит:

- Ты знаешь я сегодня потерял ключ.

-Саша отвечает:

- Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из него пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

- О каком ключе говорил Сережа? (может быть он говорил о ключе, которым закручивают гайки) Какой ключ он потерял?

- Что оно обозначает?

- О каком ключе говорил Саша?

- Что он обозначает?

- Сколько значений имеет слово «ключ»?

- Значит, какое это слово? (многозначное)

- Составьте предложение с первым значением слова «ключ».

- Запишите это предложение.

- Составьте предложение со вторым значением слова «ключ».

- Запишите это предложение.

- Составьте предложение с третьим значением слова «ключ».

- Запишите это предложение.

- Какие слова мы называем многозначными?

- Крош очень любит бегать, недавно он узнал, что не только он умеет бегать. Он принес вам слова, а вы должны сказать, кто из них может бегать.

- Посмотрите на экран:

- Что изображено?

МАЛЬЧИК МОЛОКО МИНУТЫ

- Кто из них может убежать?

Мальчик может убежать? (Да)

- Это первое значение слова «убежать»

- А молоко может убежать?

- У молока есть ноги?

- А как же оно убегает? ( Оно поднимается, добирается до края кастрюли, а потом льется через край)

- Это второе значение слова «убежать».

- А минуты могут убежать?

- А на уроке быстро минуты бегут? (На уроке каждая минута дорога, нельзя терять из него ни минутки)

- Это третье значение слова «убежать».

- Давайте сделаем вывод.

- Сколько значений имеет слово «убежать»

- Значит это слово, какое?

Слайд № 4


Слайд № 8


Слайд № 8

Слайд № 9


Работа по учебнику

- Потапыч приготовил для нас задание на странице 132.

- Найдите упражнение 351.

- Что нужно сделать в этом упражнении?

- Будем выполнять коллективно.

- Какое слово вставим?

Слайд № 10

- Нюша сочинила стихотворение и хочет, чтобы вы нашли в нем многозначное слово

- Не жалейте пятачка, -

Говорит корова, -

Вы купите молочка -

Вкусного, парного!

Поросята тут как тут:

- Нам по целой кружке! -

Пятачки свои суют

Маленькие хрюшки.

- Какое слово является многозначным?

- Правильно ли хрюшки поняли человеческий язык? А почему?

- Какой пятачок имела в виду корова? (монеты)

- Какие пятачки имели в виду хрюшки? (носы)

- Почему так произошло?

Слайд № 11

Самостоятельная работа

- Совунья приготовила для вас самостоятельную работу.

- Спишите. Подчеркните многозначное слово.

Ручка у чайника стала горячей. Эта ручка была просто волшебной, она писала без ошибок. Было слышно, как мышка грызла корку сыра. «Мышка» не работала, поэтому мы выключили компьютер.

- Проверяем.

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Итог урока

- Какая называлась тема нашего урока?

- Чем мы сегодня на уроке занимались?

- С какими словами познакомились?

- Какие слова называются многозначными?

Д/з

- Выучить правило, стр. 132 упр. 350

Оценивание

- Вы справились со всеми заданиями смешариков, и они хотят вас оценить.

- За активную работу на уроке получают оценки…





















Дата: 07.02.11

Предмет: познание мира

Класс: 2 Б

Тема: Как животные приспособились в природе.

Цели: 1) сформировать у учащихся знания о приспособлении животных в природе;

2) развивать память, внимание, любознательность, логическое мышление; учить детей делать выводы, высказывать свои мысли; расширить кругозор;

3) воспитывать бережное отношение к окружающей среде..

Оборудование: слайды,таблицы.

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечания

1.Орг. момент

- Здравствуйте, садитесь!

В класс пришел - не хмурь лица,

Будь веселым до конца.

Не лениться, улыбаться,

Всем заданиям подчиняться!


2.Проверка д/з

- Что было задано на дом?

- Какие условия необходимы для жизни животных?

- Какие животные хорошо видят и днем и ночью?

- Какие животные могут долго обходиться без воды?

- Чем питаются насекомые и птицы?

- Чем питаются травоядные животные? А хищники?

- Что происходит с животными с наступлением холодов?

Фронтальный опрос

Постановка целей и задач

- Сегодня на уроке мы узнаем, как некоторые животные приспосабливаются в природе.

Слайд № 1


3.Вводная беседа

- Где живут животные?

- Что животные делают чтобы выжить в условиях окружающей среды? (приспосабливаются)

- Как же животные приспосабливаются к жизни в различных условиях?

- Что за животное здесь показано? (Пустынная игуана)

- К какой группе его можно отнести? (пресмыкающееся)

- Где она обитает?

- Пустынная игуана с утра когда ещё не жарко окрашена в более тёмные тона, а когда становится жарко она светлеет.

- С помощью изменения окраски пустынная игуана приспосабливается к изменению температуры воздуха. Когда прохладно в пустыне она темная, а когда жарко - она светлая.

- Таким же приспособлением пользуется и пустынная черепаха.

- Она тоже меняет свою окраску: если холодно в течении дня - она становится более темной, если жарко - светлой.

- А кто еще меняет свою окраску?

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета

- Кто это? (заяц)

- Серую шубку летом сложно разглядеть среди травы. А зимой заяц сливается со снегом, поэтому он становится, не заметен для хищников. Он тоже меняет свою окраску - это и есть его приспособление в природе.

- Осьминог тоже меняет свою окраску, приспосабливаясь к окружающей среде.

- Зачем они это делают как вы думаете?

- Итак, о каком приспособлении вы узнали?

1. Изменение окраски

Отгадайте загадки:

Летом катится клубок

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами?

(Ёжик)

На себе ношу я дом

От зверей я прячусь в нем.

(Улитка)

Летом по лесу гуляет

Зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

- - Посмотрите на это изображение, что может объединять таких разных животных?

- А всё дело в том, чтобы выжить зимой они впадают в спячку.

- А какие животные, обитающие в нашей местности способны впадать в спячку зимой? (барсуки, суслик и т.д.)

- О каком приспособлении мы узнали?

- Для чего нужно это приспособление?

2. Зимняя спячка.

- Отгадайте загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся:

Больше спать не захотел

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(бабочка)

- Кто это?

- Бабочка расправляет свои крылышки и садится на яркие цветы, и тогда их принимают за цветы.

- На что похожа эта бабочка?

- Таким образом она прячется от врагов.

  • Гусеницы бабочек-пядениц своей окраской и строением похожи на веточки.

- Они маскируются.

  • В борьбе за выживание некоторые животные и насекомые так приспосабливаются к окружающей среде, что их невозможно заметить. Другие при виде опасности шокируют врага своим поведением.

  • Способностями маскироваться особенно поражают насекомые. Некоторые богомолы умело притворяются листочками.

- Отгадайте загадку:

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка -

Зеленая спинка

- Кто это?

- А как кузнечики маскируются?

- Кузнечики - зеленые и их можно принять за веточку.

- У божьей коровки наоборот: яркая внешность - ее защита, черные точки отпугивают врагов.

- Итак, как животные приспосабливаются? (они маскируются)

- Для чего они маскируются?

- Для кого они могут стать добычей?

3. Маскировка

- Какие животные меняют окраску?

- Какие животные впадают в спячку? Почему они спят?

- Какие животные маскируются? Зачем они маскируются?

- Как назвать это, одним словом? (Приспособление животных)

- А вы знаете, какое животное приспособилось быть чистоплотным?

Тигр - после приёма пищи или после сна тщательно вылизывает себя.

- Какие еще животные приспособлены к этому?

- Пчелы - хорошо различают запахи.

- А чем они нюхают? (усиками)Это их приспособление.











Слайд № 2















Слайд № 3















Слайд № 4









Слайд № 5



Слайд № 6

Слайд № 7























Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10







Слайд № 11



Слайд № 12





Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18


Работа по учебнику

- А теперь прочитаем статью в учебнике на стр. 61.

- Начинает читать …

- Какие изменения происходят в природе?

- Какие животные охотятся ночью?

- Какое приспособление есть у оленя?

- Как приспосабливаются белки, суслики и хомяки?


Итог урока

- Как называлась тема нашего сегодняшнего урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Как приспосабливаются животные в природе?

- Какие существуют приспособления?


Д/з

61 - 62 читать - пересказывать










ШАГ 1.

На экране появляется изображение ящерицы .

(ТЁМНАЯ ОКРАСКА СПОСОБСТВУЕТ ПОГЛОЩЕНИЮ ВНЕШНЕГО ТЕПЛА, А СВЕТЛЫЙ ТОН ОТРАЖАЕТ СОЛНЕЧНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ.)

- Таким образом с помощью изменения окраски в течении суток черепаха приспособилась переносить изменения температур. На экране появляется надпись: Изменение окраски тела.

ШАГ 2.

На экране появляется изображение лягушки и крокодила.

- Кто изображён на экране? К какой группе относятся данные животные?

- А где могут обитать эти животные? Поскольку эти животные холоднокровные, им так же приходится приспосабливаться к изменению температуры в течении суток. Они это делают при помощи изменения двигательной активности. При понижении температуры холоднокровные становятся активнее.

На экране появляется надпись: Изменение двигательной активности при колебаниях температуры в течении суток.

ШАГ 3.

На экране появляется изображение черепахи.

- А это пустынная черепаха. При сильном повышении температуры воздуха у неё резко возрастает отделение слюны. Вытекая изо рта , она смачивает нижнюю часть головы , шею и конечности - так черепаха охлаждается. Многие животные чтобы избежать перегрева закапываются в песок или наоборот стараются найти какую-нибудь возвышенность и забраться на неё, т.к. песок очень сильно нагревается. Таким образом здесь на помощь приходят поведенческие манёвры.

На экране появляется надпись: Поведенческие маневры.

ШАГ 4.

На экране появляется изображение виноградная улитка и медведь.

- Посмотрите на это изображение, что может объединять таких разных животных? А всё дело в том, чтобы избежать неблагоприятные для них температуры они впадают в спячку и оцепенение. Кроме моллюсков в оцепенение способны впадать рыбы, амфибии. А какие животные, обитающие в нашей местности способны впадать в спячку зимой? (Ежи, землеройки, барсуки, суслик и т.д.)

На экране появляется надпись: Спячка, оцепенение при сезонных изменениях температуры.

ШАГ 5.

На экране появляется изображение группа пингвинов.

- Посмотрите на изображение. Это пингвины.

- Сейчас мне понадобится 10 самых смелых помощников. Прошу вас, ребята, выйдите к доске!

(ВЫХОДИТ ГРУППА РЕБЯТ, РАЗДАЮ ИМ ШАПОЧКИ И ВСЕ ВМЕСТЕ ПЫТАЕМСЯ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ ДВИЖЕНИЯ ПИНГВИНОВ).

- Мы сейчас изобразим с вами поведение в группе пингвинов.

Ребята встаньте близко друг к другу и образуйте внешний и внутренний круг.

Именно таким способом строятся пингвины. Так они стоят какое-то время, переминаясь с ноги на ногу. Затем они двигаются по кругу, шагая влево или вправо. Позже те пингвины, что были внутри группы выходят в наружный круг, а те оказываются внутри группы. И опять стоят и топчутся на месте и снова через определённое время меняются местами. Так они греются.

- Какой же вывод можно сделать, что это за приспособление?

На экране появляется надпись: Образование групп животных при понижении температуры.

ШАГ 6.

На экране появляется изображение белого медведя и бурого и сразу же надпись: Чем жарче климат, тем меньше масса тела.

- Здесь вы видите представителей одного класса и даже одного отряда, но обитают они в разных условиях. Это, конечно же отражается на их внешнем облике. Эти особенности были сформулированы так: Чем жарче климат, тем меньше масса тела! В экологии это получило название правила Бергмана, по фамилии ученого, который его сформулировал.

ШАГ 7.

На экране появляется изображение лисиц и песца и сразу же появляется надпись: Чем холоднее климат, тем короче выступающие части тела (уши, хвост, лапы). Правило Алена.

- Здесь тоже действует правило, но какое? Давайте представим себя на минуту учёными-исследователями и попытаемся это правило сформулировать. Здесь показаны лисичка Фенек, обыкновенная лисица и песец. Обитают они в различных климатических условиях. НАЗЫВАЮ ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ГРАНИЦЫ,

- Что можно сказать об отличительных особенностях внешнего вида этих животных?

- Верно!

- Ребята, а действует в этом случае правило Бергмана?

ШАГ 8.

На экране появляется изображение птицы, медведя, моржа.

-Может быть, кто-то догадался почему эти животные здесь объединены? Посмотрите на фон. он синий, а это значит мы здесь рассматриваем приспособление к низким температурам.

На экране появляется надпись: Наличие защитного покрова.

ШАГ 9.

На экране появляется изображение собаки .

- Ребята, что обычно бывает с вами, когда вы пробежите кросс?

- Верно, вы потеете, а собаки в силу своих физиологических особенностей не имеют потовых желёз. Как же они выходят из положение? Какое приспособление имеют они для того чтобы переносить высокие температуры?

(ВЫСОВЫВАЮТ ЯЗЫК)

На экране появляется надпись: Увеличение испарения при повышении температуры.

ШАГ 10.

- Итак, рассмотрев приспособления животных к различным температурным условиям, мы сформулировали следующие выводы:

На экране высвечиваются все тезисы.

- Вот мы и справились со всеми поставленными в начале урока задачами.

Задач было много,

Но все решены!

Но сколько ещё у вас впереди?

Узнать нужно столько!!!

Что знай - не ленись.

К познанию мира всегда ты стремись!

IV. Закрепление нового материала.

- А теперь давайте проверим результаты нашего совместного труда!

- Напомните, каким цветом мы сегодня обозначали теплокровных животных и холоднокровных.

- Посмотрите на экран. Определите кто здесь лишний и почему?

- У вас на столах лежат карточки с названиями животных, подчеркните теплокровных красным цветом, а холоднокровных синим цветом.

V. Итог урока.

(ВЫСВЕЧИВАЕТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЛАНЕТЫ И ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

Как мир наш прекрасен!

Леса и сады, Журчит ручеёк,

Воды тихой реки!

Затихли деревни, дороги, поля,

И спит в колыбели Вселенной Земля.

Не будь же, дружок, ты к планете жесток,

Любой береги и цветок и листок,

Её охраняй, помогай ей трудом…

Земля среди звёзд наш единственный дом.

- Итак, ребятнаш урок подходит к концу. Посмотрите ещё раз на карту и вспомните, что температурный режим нашей планеты очень разнообразен, посмотрите на схему в тетради и вспомните каких животных мы относим к группе теплокровных и холоднокровных, и , наконец, вспомните какие всевозможные приспособления имеют животные для того, что бы переносить воздействие различных температур.

VI. Домашнее задание: §12

Над волнами в бурном море

Реют птицы на просторе.

Птицы рыбку любят очень,

Днем охотятся и ночью.

По одной летят и стайкой

Гордых птиц зовем мы ... (Чайки)

Цели:

1. Ввести понятие «многозначные слова», показать различие между многозначными и однозначными словами.

2. Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.

3. Воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Оборудование: мультимедиа установка, экран, компьютер, карточки для индивидуальной работы с разноуровневыми заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Сейчас урок русского языка, - наверное, самый сложный из всех уроков в начальной школе. А вы любите преодолевать сложности?

Поднимите руку, кто уверен, что справится со всеми трудностями на нашем уроке?

Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Давайте, улыбнёмся, друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

2. Минутка чистописания. (Слайд 1)

- Прочитайте слова. Что у них общего?

- Как проверить парную согласную на конце слова?

- Какая буква чаще всего встречается в словах?

- Напишите заглавную и строчную букву Дд в соединении. (Слайд 2)

- И, наверное, не случайно с этой буквы начинается слово «дом». В старину на Руси говорили: «Дом-это добро». Запишите это предложение. Как вы его понимаете? (Слайд 3)

- А Земля - это наш общий дом. Запишите предложение: Земля - наш дом. Как понимаете это предложение?

Мы не должны забывать об этом. Всех жителей Земли волнует и объединяет одна проблема. Какая?

3. Мотивация.

- Как называется раздел русского языка, который мы сейчас изучаем?

- А что изучает лексика? Что уже знаем о слове?

- Итак, а соль нашего урока - исследовать данные слова и сделать вывод, чем же они интересны и что в них такого, с чем мы ещё не встречались. (Слайд 4)

- Работаем по группам. (Приложение)

4. Фронтальное исследование.

5. Проверк, обмен информацией.

6. Формулировка первичного вывода.

- Итак, с какими словами мы познакомились? А может, кто-то уже догадался, как называются эти слова?

- Представьте, что вы - авторы нового создаваемого учебника по русскому языку для второклассников. Какое определение многозначных слов из двух предложенных Вы бы выбрали для своей книги. Какое определение точнее? (Слайд 6)

7. Физ. минутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Поклонились, выпрямились, - 2раза

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

8. Мотивация.

- А сейчас я вам предлагаю решить ещё одну проблему. Мы должны разобраться, что нужно для того, чтобы правильно определить смысл многозначного слова?

1 уровень - самостоятельно выполняют упр. 5 с. 28.

- Все остальные работают со мной. И я вам предлагаю ещё одно слово - золотой. Какой части речи это слово? Что может быть золотым? Давайте все вместе придумаем и запишем словосочетания.

- Можно ли слово - золотой назвать многозначным? Почему? В каких значениях может употребляться слово - золотой? Что нам помогло определить значение этого слова?

- А сейчас попрошу к нам присоединиться ребят, которые работали самостоятельно. В упражнении, которое они выполняли, так же встречалось слово - золотой. Прочитайте предложение с этим словом. Объясните, в каком значении оно употреблено? Что помогло это определить? Сделайте вывод

- Произнесите слово - золотой орфографически. Назовите орфограммы. А теперь посмотрите в своих тетрадях, как оно написано во всех предложениях и словосочетаниях? Сделайте вывод.

9. Физ. минутка.

(Упр. на релаксацию.)

10. Закрепление. Работа с предложением.

- Посмотрите на экран. (Слайд 6)

- Найди однокоренные слова, обозначьте в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. При помощи чего изменился смысл слова? Найдите многозначное слово.

- Закройте предложение линейкой, мы будем открывать, и читать его постепенно.

11. Итог урока.

С какими словами работали на уроке? Что узнали о многозначных словах? Как вы думаете, сколько многозначных слов в русском языке? 100? 300? а может 500? а вот решить эту проблему мы попробуем на следующем уроке. А сейчас попрошу вас оценить свою работу на уроке.

Стоп, ребята! Вот дела - многозначные слова!

Вы на карту посмотрите,

Что заметили, скажите.

Что же это за многозначные слова?

Д. Они имеют много значений.

У. Сегодня мы познакомимся с некоторыми жителями этого города многозначных слов. А чтобы мы не забыли их, давайте записывать многозначные слова, которые узнаем, в тетрадь. Итак, вперед, на поиски новых друзей русского языка!

Какие многозначные слова мы уже знаем?

Д. Корень, кисть

У. В каких значениях они могут употребляться? Расскажите, приведите примеры. Запишите еще одно слово: хвост. В каких значениях можно употребить это слово?

Д. Хвост у кошки.

Хвост у самолета

Еще может быть хвост поезда. Ведь говорят: "Я увидел хвост поезда".

Можно сказать: "Хвост очереди". "Я стоял в хвосте очереди".

У. А что нужно для того, чтобы правильно определить смысл многозначного слова?

Д. Нужно слово-помощник.

У. Можете ли вы вспомнить другие многозначные слова?

Д. Плитка, коса, иголка.

У. Молодцы! Объясните, в каких значениях могут употребляться эти слова. Запишите их в тетрадь. Придумайте два предложения с любым из этих слов в разных его значениях и запишите их.

Проверка работы.

Физкультминутка.

Стали мы учениками

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,

В школу к знаниям стремясь.

Продолжение темы урока.

У. А теперь я прошу вас помочь мне разобраться в рассказе. Прочитайте и объясните, почему не поняли мальчики друг друга.

(Рассказ написан на доске).

- Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ.

- Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из него пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная

Д. Мальчики не поняли друг друга, потому что Саша говорит о роднике, а Сережа о ключе от дома. А может быть, он говорил об инструменте: чтобы завернуть гайку, нужен ключ.

У. Значит, мы встретились еще с одним многозначным словом: ключ. Запишите его в тетрадь.

Работа с учебником.

У. Откройте учебники на с.37. Найдите упражнение №3. Прочитайте задание. Что эти слова обозначают вне текста? Запишите первое предложение с комментированием.

Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами познакомились с жителями страны Лексика - с многозначными словами.

Вспомним, какие слова называются многозначными?

Почитайте слова, записанные сегодня в течение урока.

(На плакате выписаны новые слова: корень, кисть, коса, ключ, хвост, плитка, иголка).

(Дети читают хором.)

У. Но мы не прощаемся с этой страной, так как нам еще предстоит сюда вернуться, познакомиться с жителями других городов.

Домашнее задание: придумать 2-3 многозначных слова, придумать с ними предложения и записать их.


Дата: 09. 02. 11.

Предмет: литературное чтение.

Тема: В. Ю. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»

Цели: 1) познакомить учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского на примере его произведения «Надо иметь чувство юмора.

2) развивать полноценные качества чтения, умение выделять главную мысль в рассказе, давать характеристику героям, озаглавливать части, способствовать развитию связной речи, развитию и обогащению словарного запаса, расширению кругозора; умение анализировать произведения.

3) формировать чувство юмора в детях, добродушие.

Оборудование: интерактивная доска, учебник «литературное чтение» за 2 класс.

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечания

Орг. момент

- Подравнялись. Садитесь. Настроились на плодотворную работу.


Проверка д/з

- Начнем урок с проверки домашнего задания.

- Что было задано на дом? (придумать сказку)

- Кто выйдет к доске и прочитает свою сказку.



Оценивание

Постановка целей и задач урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Виктора Драгунского «Надо иметь чувство юмора»


Подготовка к восприятию

- Мы переходим к изучению нового раздела под названием:

«Хотите, верьте, хотите нет»

- Как вы думаете, о чем будем читать в этом разделе ?

- Посмотрите на доску: Это В.Ю. Драгунский.

- Что вы знаете о Викторе Драгунском?

- Послушайте внимательно рассказ о писателе и постарайтесь как можно больше запомнить.

Виктор Юзефович Драгунский - русский писатель, автор веселых и смешных «Денискиных рассказов» - это реальные рассказы про его сына Дениса и его друзей. Родился в 1913 году в Америке. Свою трудовую деятельность начал с 16 лет, чтобы обеспечить себе пропитание. Параллельно занимался литературной работой, писал стихи, рассказы, сценки. Писатель был большим фантазером, выдумщиком, блестящим рассказчиком. Он прожил интересную, многообразную жизнь: был лодочником, токарем, цирковым клоуном, актером, руководителем сатирического ансамбля «Синяя птичка». Он внес огромный вклад в развитие юмористических рассказов для детей.

- Что вы узнали об авторе?

- Как вы понимаете слово «юмор»?

- Какие слова у вас ассоциируются со словом «юмор»?

- Есть черный юмор, а есть белый юмор, а еще есть сатира.

- Сатира и черный юмор высмеивают какие - то не хорошие качества человека, могут задеть и обидеть его как личность.

- А белый юмор - это простой добродушный смех, который никого не обижает.

-Как вы думаете, о каком юморе будет говорится в этом рассказе?



Слайд №1



Слайд №2









































Слайд №3


Словарная работа

- Прежде чем читать этот рассказ разберем непонятные слова, которые будут встречаться в этом тексте.

ЛЕМУР ЦЕЛИНА ДЕЛЕГАЦИЯ

- Кто может объяснить значение слова «лемур»?

- Лемур - это вид полуобезьян, которые обитают во влажных тропических лесах.

- Кто знает что такое «целина»?

Целина - это покрытые растительностью земли, которые веками распахивались.

- А кто знает, когда началась целина?

- Целина началась с 1953 года. Когда наши прабабушки и прадедушки приехали в Кустанайскую область для освоения целины.

- А кто знает, что обозначает слово «делегация»?

- Делегация - это послы от правительства или общества.





Слайд №4



Слайд №5





Слайд №6

Слайд №7

Первичное восприятие

- Сейчас я прочитаю вам рассказ «Надо иметь чувство юмора», а вы внимательно слушайте, и потом ответите на вопрос:

- Почему рассказ так назван?


Проверка восприятия

- Какой вопрос я задала перед чтением?

- Почему рассказ так назван?

- Кто главные герои рассказа?

- От чьего лица повествует автор этот рассказ?

- Кто вам больше понравился?

- В какой момент вам было смешно?


Повторное чтение и анализ

- Будем читать этот рассказ по частям. Начнем читать с 1 части, а потом вы скажете:

- Почему мальчики наделали ошибок при выполнении домашнего задания?

- Какой вопрос я задала перед чтением?

- Почему же мальчики наделали ошибок при выполнении домашнего задания?

- Зачитайте из текста, какие ошибки допустили мальчики?

- Почему они решили, что виноваты лемуры?

- А на самом деле разве лемуры виноваты?

- Почему при выполнении домашнего задания нельзя отвлекаться?

- Какими вы увидели героев в этой части?

- Каким был Мишка?

- А каким был Денис?

- А кем они были друг для друга? Какими друзьями?

- Какие задачки задавали друг другу Мишка и Денис?

- Почему надулся Мишка?

- Почему долго думал папа?


Чтение в лицах

- Сейчас прочитаем отрывок из этой части по ролям.

- Сколько героев нам понадобится? ( А, М, Д, П)

- Самостоятельно прочитайте отрывок со слов «Потом Мишка говорит….», и до слов « Это меня тетя Мила научила » и отметьте карандашом слова автора (А), слова Мишки (М), слова Дениса (Д), слова папы (П)

- Как должен читать Денис? (с насмешкой)

- А как должен читать Мишка? (оправдательно)

- К доске выходят….

- А все остальные внимательно слушают, а потом определят, кто из ребят правильнее передал слова героя.

Слайд №8


- О чем самом главном говорится в этой части?

- Как бы вы ее озаглавили?

План: 1) Виноватые лемуры.






Чтение второй части и анализ

- Продолжаем читать. Будем читать 2 часть, а потом вы скажете:

- Какой вопрос я задала перед чтением?

- Почему Денис не смеялся, когда папа загадал задачку мальчикам?

- Как вы думаете, догадался ли Денис об ответе на задачу, которую задал ему папа?

- Почему обиделся Денис?

- Как вы думаете, что бывает с такими мальчиками?

- Найдите в тексте, какой вопрос задал папа в задаче?

- Какими были мальчики в этой части?

- О чем самом главном говорится в этой части?

- Как озаглавим эту часть?

2) Трудная задача.























Слайд №9

Повторное чтение 3 части и анализ

- Будем читать 3 часть, а потом вы ответите на вопрос:

- Почему Денис решил уехать на целину?

- Как папа догадался, что Денис обиделся? (глаза)Найдите в тексте.

- Почему говорят, что «глаза - зеркало души»?

- Каким мы увидели папу Дениса в этой части?

- Что сказал отец Денису? Найдите в тексте.

- Как вы их понимаете?

- О чем самом главном говорится в этой части?

- Как бы вы ее озаглавили?

3. Обидчивый Денис



















Слайд №10

Обобщающая беседа

- Какое произведение прочитали?

- Кто автор этого произведения?

- Что хотел сказать нам автор этим произведением?

- Чему учит нас этот рассказ?

- А у вас были такие случаи, когда вы обижались на родителей?

- Расскажите, как наступало примирение?


Д/з

Читать стр. 42 - 47, 1 часть диалог в лицах.















Дата: 09.02.11

Предмет: познание мира.

Тема: Разнообразие птиц.

Цели: 1)расширить и углубить знания детей о птицах; закрепить знания о многообразии и разнообразии условий обитания птиц, дать понятие о перелетных птицах.

2) развивать умение анализировать, обобщать; расширять кругозор детей; развивать любознательность, логическое мышление, внимание, память, связную речь.

3) сформировать чувство ответственности за сохранение птиц, воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: интерактивная доска, учебник познания мира за 2 класс, жетоны.

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечания

Орг. момент

- Приготовились к уроку познания мира.

- Девиз нашего урока:
На уроке не болтать,
Время даром не терять.
Надо многому учиться,
Это в жизни пригодится
!


Проверка д/з

- Что было задано на дом?

- Какие приспособления существуют?

- Какие изменения происходят в природе?

- Какие животные охотятся ночью?

- Как животные маскируются в природе?

- Почему некоторые животные зимой спят? Как называется такое приспособление?


Постановка целей и задач

- Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием птиц. Мы поговорим о наших пернатых друзьях.

Слайд №1

Объяснение нового материала

- Скажите, что отличает птиц от других животных? (перья)

- А как приспосабливаются птицы в природе?

- Для чего птицам нужны клюв и ноги?

Отгадайте загадку:

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

Журавль

Всю ночь летает - мышей добывает.

А станет светло - спать летит в дупло.

Сова

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно он будет мой.

Дятел

Такой смешной и неуклюжий

И НОСИТ ОН МЕШОК ПОД КЛЮВОМ

Пеликан

- Чем эти птицы отличаются друг от друга? ( у них разные разные клювы и ноги)

- Какие приспособления вы заметили у журавля?

1) У журавля длинные ноги и сильный прямой клюв. Им они добывают всевозможных земноводных. Это кровожадные птицы. Обитают на болотах.

- Чем отличается сова от журавля?

2) Главное приспособление совы - огромные глаза, которые дают способность видеть в темноте, а также острый слух. У нее кривой клюв и острые когти. Она питается мелкими грызунами. Кто относится к грызунам?

- Чем отличается дятел от других птиц?

- А какое приспособление у пеликана?

Характерная особенность пеликанов - это мешок под клювом, напоминающий длинный сачок, они зачерпывают им рыбу.

- А кто из этих птиц хищник?

- А каких еще птиц - хищников вы знаете?

- Одним из них является ястреб:

  • Ястребы - питаются живыми животными, искусны в охоте и великолепно летают, бегают и даже плавают. Преследуя добычу, ястребы часто залетают в дома, врезаются в автомобили, поезда и вертолеты. От ястреба трудно скрыться, и часто он ловит сразу по две несчастные птахи.

- Отгадайте следующего хищника:

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться -

Два могучих крыла

У хозяина ...

(Орла)

- А теперь вы должны распределить, кто, чем питается.

- Кто является добычей сов?

- Чем питается дятел?

- Что заглатывает пеликан?

- Чем питаются журавли?

- На кого охотятся орлы?

- Отгадайте следующие загадки:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край я не летаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик- чирик! Не робей!

Я бывалый … (воробей)

Трещала с самого утра:

« По -р-р-ра ! Поррра! А что - пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит….

(сорока)

Как зовут почтальона, который

Без адреса письма доставляет? (голубь)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: Карр! Карр! Карр!

(ворона)

- А кто догадался, что для этих птиц общее?

Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.

- Этих птиц называют оседлыми.

- А каких птиц, зимующих у нас, вы еще знаете? (галки, синицы, дятлы, совы, поползни)

- Как называют этих птиц?

- А узнаете ли вы эту птичку?

Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица - птичка, ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склёвывая мушек и притаившихся жучков. Зимой она прилетит к нашим домам за помощью, они будут клевать всё, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.

- А бывают ли такие птицы, которые прилетают к нам зимой?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

(снегири)

Снегирь - доверчивая и общительная птичка. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Еще наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири

- Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.

- Ребята, в адрес нашей школы пришло срочное письмо.

- Давайте прочитаем его?

- Как мы можем помочь воробьям и другим птичкам, оставшимся зимовать?

- Отгадайте следующие загадки:

Черный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам враг.

(грач)

Угадайте, что за птичка -

Темненькая невеличка

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(ласточка)

Хочет - прямо полетит,

Хочет в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поет.

( жаворонок)

- Как вы думаете, что это за птицы?

- Чем они схожи?

- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернутся в родные места?

- Каких перелетных птиц вы еще знаете? (скворец, соловей, журавль , иволга, дрозды, чижи, аисты)

- Отгадайте перелетную птичку:

Кто на елке, на суку

Счет ведет: ку-ку, ку-ку?

(Кукушка)

Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. Снеся на земле яйцо, кукушка в клюве или в лапках переносит и кладет его в чужое гнездо. Но несмотря на это, кукушки - одни из самых полезных наших птиц. Кукушка - птица насекомоядная и очень прожорливая. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

- Куда улетают некоторые птицы на зиму?

- Когда они вновь возвращаются к нам?

- Как называют этих птиц?

- Почему их так называют? (потому что они совершают перелеты по всем районам Земли)

-Отгадайте следующую загадку:

И петь не поёт, и летать не летает...

За что же тогда его птицей считают?

(Страус)

Страус - самая крупная из ныне живущих птиц. Их крылья превратились в декоративные придатки и не годятся для полётов. У них есть привычка проглатывать мелкие блестящие предметы. Один страус проглотил 53 алмаза. Это действительно правда! Желудок страуса способен переваривать металл. Иногда с приближением опасности страус припадает к земле и вытягивает шею. Но страусы не прячут голову в песок- это лишь легенда!









































Слайд №2



















Фильм о дятле Фильм о пеликане

Слайд

Работа по учебнику

- А сейчас прочитаем статью в учебнике на стр. 63.

- Начинаем читать, а потом вы ответите на вопрос:

- Какие птицы являются хищниками?

-Как охотятся хищные птицы?

- Какие птицы гнездятся в траве, кустарниках, на полях?

- Как птицы приспособились к природным условиям?


Обобщающая беседа

- Как называлась тема нашего сегодняшнего урока?

- С какими птицами познакомились?

- Что нового узнали на уроке?

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен - человек птицам или птицы человеку?...Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»

- Как вы думаете?


Д/З

Стр. 63 - 64 читать, пересказывать





Дата: 10. 02.11

Предмет: трудовое обучение.

Тема: Оригами «Тюльпан»

Цели: 1) познакомить детей с последовательностью изготовления букетов тюльпанов; научить создавать букеты цветов, учить детей правильно располагать цветы на листе, аккуратно склеивать детали.

2) развивать память, внимание, воображение, расширять кругозор.

3) воспитывать дисциплинированность, эстетические чувства, бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска, наглядный материал, шаблоны.

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечания

Орг. момент

- Приготовились к уроку трудового обучения.

Беседа

- Какие цветы вы знаете?

- А людям нужны цветы? Зачем?

- А как называется этот цветок?

Что вы знаете о тюльпанах?

Тюльпаны - всеми любимые яркие весенние цветы, поражающие красотой и разнообразием формы и окраски цветков. Он произрастает в степях и полупустынях. В составе этого обширного рода, принадлежащего к семейству лилейных, насчитывается более 150 видов. Название рода персидское, что в переводе означает «тюрбан»; форма цветков тюльпана напоминает чалму.

Тюльпаны редко встречаются в природе и находятся под угрозой исчезновения. Они занесены в Красную книгу Казахстана

Существует легенда о тюльпанах, согласно которой в бутоне жёлтого тюльпана заложено счастье. До счастья никто не мог добраться из-за того, что бутон не раскрывался. Когда маленький мальчик, гуляющий с мамой, впервые увидел прекрасный жёлтый бутон и со счастливой улыбкой побежал к нему - тюльпан раскрылся. С тех пор считается, что подаренные тюльпаны приносят счастье или, как минимум, хорошее настроение[1].

Предполагают, что родиной всех дикорастущих тюльпанов является Средняя Азия, откуда они распространились в разные страны мира.

Тюльпан используется в культуре очень давно - уже в XII - XV веках тюльпаны выращивали в азиатских странах. В Западной Европе тюльпаны появились в XVI веке и сразу же завоевали любовь цветоводов и внимание селекционеров. Ученые создали множество роскошных сортов тюльпанов с разной высотой цветоносов, с разнообразной окраской и изысканной формой цветка (чашевидная, бокаловидная, овальная, яйцевидная, шаровидная, звёздчатая, попугайная).

- А что нужно делать для того чтобы сохранить эту красоту - тюльпаны?

Постановка целей и задач

- Сегодня на уроке каждый из вас создаст своеобразный теплый костер - букет из тюльпанов, выполненных путем складывания бумаги. А в конце урока у нас получится целый цветник!

Практическая работа

- А как называется работа, когда мы складываем поделку из бумаги? (оригами)

- Из каких частей состоит тюльпан?

- Начнем с самого цветка.

- Какую фигуру мы называем квадратом?

- Для начала нужно начертить квадрат со сторонами 9 см.

- Я на парту раздала вам шаблоны. Переведите их себе на бумагу.

Как нужно использовать бумагу? (рационально и экономно)

- Откуда начинаем расчерчивать? (с угла)

- Вырезаем квадрат.

- Как нужно обращаться с ножницами?

- Это диагональ.

- Согните квадрат по диагонали.

- Разгладьте место сгиба пальцами.

- Получился треугольник.

- Найдем середину. Согнем еще раз. Разгладьте место сгиба.

- А теперь разверните обратно. У нас получилась середина

- Загните с двух сторон углы, начиная с середины, и наискосок.

- Теперь вырежьте стебелек и листочки для тюльпана.

- Как выглядит стебелек? А листочек? Начертите сначала карандашом на бумаге, а потом вырежьте.

- Сделайте несколько тюльпанов со стебельками и листьями.

- А теперь разметьте карандашом на листе где у вас будут расположены тюльпаны, где сами цветки, где листочки, где стебельки.

- А теперь аккуратно приклеиваем сначала стебелек, затем сам цветок, и листочки.

- Оформляем картину, изготовляя рамочку.

- Подписываем работу.





На доске показываю

Итог урока

- У нас с вами получился вот такой огромный теплый костер из букетов тюльпанов - целый цветник.

- Давайте закроем глаза и представим, что они пахнут.

- Вдохнули.



Дата: 12. 02.11.

Предмет: русский язык

Тема: Синонимы, их роль в речи.

Цели:

- познакомить с понятием "синонимы"; научить правильному использованию синонимов в речи, научить находить сходство и различие слов - синонимов;

- развивать логическое мышление, связную речь учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать

формировать навыки каллиграфического письма, расширять кругозор, познавательные способности, обогащать словарный запас.

- воспитывать дисциплинированность, чувство коллективизма.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, жетоны, карточки с тестовыми заданиями,

учебники, тетради.

.

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечания

Орг. момент.

- Здравствуйте! Садитесь.

- Ребята, повернитесь друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете ему хорошего настроения и доброй работы.

Постановка целей и задач

- Сегодня к нам в гости приехали жители Простоквашино и привезли новые слова - синонимы, их еще называют по другому слова - близнецы, а почему их так называют мы сегодня и узнаем.

Слайд № 1



II. Каллиграфическая минутка.

Откройте тетради, запишите: 12 февраля. Классная работа.

- Буква, над написанием которой мы будем работать, обозначает непарный согласный твёрдый звук в словах, которые вы сейчас записали.

- На второй строчке напишите сочетание букв - оро-?

- Какими соединениями напишем это сочетание букв?

- В каких словах встречается сочетание - оро-?

р

оро

III. Словарная работа.

- Отгадайте загадку:

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

- Какое это слово?

На какую букву падает ударение?

Какую букву надо запомнить?

Почему? (Непроверяемая согласная)

Запишите это слово.

- Посмотрите на рисунок и скажите, как то, что здесь изображено, назвать одним словом? (Одежда)

- На какую букву падает ударение?

- Какую букву надо запомнить? Почему? (Непроверяемая согласная)

- Запишите это слово.

- Составьте предложение с этими словами.

Ребята в мороз вышли на улицу в тёплой одежде.

- Запишем это предложение в тетрадь.

- Кто хочет написать предложение с комментированием на доске?

Слайд № 2











Слайд № 3

IV. Ведение в новую тему.

- Что вы сейчас записали? (Предложение)

- А что такое текст? (Составлять текст.)

- Чем текст отличается от предложения?

- Прочитайте то, что записано на доске.

С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

- Можно ли назвать прочитанное текстами? Докажите.

- Чем отличаются тексты? Какой интереснее?

- Почему?

- Назовите слова, которыми эти тексты различаются. (Малыши, дети, детвора)

- Какое слово чаще всего употребляется во втором тексте. (Ребята)

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Что они обозначают? (Слова близкие по значению.)

Слайд № 4

V. Работа над новой темой.

- Эти слова называются синонимами.

- А что такое синонимы?

- А узнаем мы это на странице 137.

- Самостоятельно прочитайте правило в рамочке.

- Какие слова называются синонимами? Почему мы называем их близнецами?

- На какие вопросы отвечают синонимы? (кто? Какой?)

- Для чего нужны синонимы?

- Прочитаем все вместе хором:

Синонимы - это слова, различные по написанию, но близкие по значению

- Дядя Федор старательно рассказывал Коту Матроскину сказку Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка»

-Дядя Федор говорит: - Дюймовочка была маленькая… просто крошечная.

- Кот Матроскин спрашивает: Подожди, какая именно Дюймовочка - маленькая или крошечная?

- Дядя Федор отвечает: Я же говорю, маленькая, просто крошечная.

Кот Матроскин говорит: Ничего не понятно!

- Так о какой именно Дюймовочке говорил Дядя Федор: о маленькой или крошечной?

- Что обозначают эти слова?

- Как называются слова, близкие по значению?

- Значит, как называются слова «маленькая - крошечная»?



Слайд № 5 Слайд № 6

Закрепление:



Работа с пословицами

- Кот Матроскин и Шарик пошли на рыбалку и хотели наловить рыбы, но вместо этого наловили слова - синонимы. Пока Шарик и Матроскин донесли их до дома - синонимы перемешались.

Посмотрите на доску:

- К словам, записанным в левой колонке, подберите синонимы из правой.

- Что такое синонимы?

алфавит аккуратный

огонь алый

чистый скакать

прыгать азбука

бросать пламя

красный кидать

тайна секрет

- Придумайте предложения с этими словами.

- Дядя Федор решил галчёнка Хватайку раскрасить акварелью. Хватайке так понравилось быть разноцветным, что он мигом вспомнил пословицы с синонимами.

Прочитайте пословицу:

Спеши - не спеши, а поторапливайся.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Найдите синонимы в этой пословице.

- Прочитайте следующую пословицу:

Приятелей много, а друга - нет.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Найдите синонимы в этой пословице.

-Почтальон Печкин принес письмо от Дяди Федора.

- Прочитайте предложения.

Мне передали интересную весть. Я эту весть рассказал своим друзьям .Мы долго обсуждали услышанную весть.

- Какое слово в них повторяется?

- Замените это слово другим синонимом. Запишите их. (Слова-помощники: сообщение, новость, информация).

- Какие это слова? Почему?

Работа в учебнике

- Откройте учебники на стр. 138.

- Прочитайте, что нужно сделать в упражнении 366

- Будем выполнять это упражнение коллективно, к доске выходит…

- Какое слово подходит по смыслу?

- Почему ты выбрал этот синоним?

- Подчеркни синоним.

Самостоятельная работа

- Дядя Фёдор и Кот Матроскин любят гулять по зимнему лесу со своими домашними животными: Муркой и Гаврюшей. Но однажды он пошли в лес и потерялись. Если вы правильно выполните самостоятельную работу, то Дядя Фёдор и его друзья найдут обратную дорогу домой.

А сейчас выполните самостоятельную работу по вариантам.

- Подберите синонимы к следующим словам:

1 вариант 2 вариант

Огромный - … Ребенок -…

Буран -… Врач - …

Воин - … Недалеко - …

Печаль - … Смелый - …

- Кто зачитает свои ответы.

- Выполним упражнение 371.

- Что нужно сделать в этом упражнении?

- Каким синонимом заменим слово «заяц»?

- Каким синонимом заменим слово «тюльпан»?

- Каким синонимом заменим слово «метель»?

- Посмотрите на доску:

Всадник, страна, метель, темнота.

- Выпишем сначала из всех слов синонимы слова «всадник»

- Затем синонимы слова «страна, потом «метель», «темнота».

(Наездник, мрак, буран, сторона, верховой, темень, край, вьюга, конный, потёмки, земля, пурга, государство).

Итог урока

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Как называлась тема нашего сегодняшнего урока?

- Какие слова называются синонимами?

- На какие вопросы отвечают синонимы?

- Для чего нужны синонимы?

Д/З

Стр. 138 упр. 367







Дата: 17. 02. 11.

Предмет: литературное чтение

Тема: М. Зощенко «Глупая история»

Цели:

- познакомить с творчеством М. Зощенко на примере его произведения «Глупая история»

- развивать навыки выразительного, беглого, сознательного и правильного чтения, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, расширять кругозор детей, обогащать и усложнять словарный запас; развивать умение характеризовать героев, находить главную мысль произведения; умение находить изобразительно-выразительные средства языка.

- формировать в детях самостоятельность, чувство юмора, аккуратность.

Оборудование: портрет автора, учебник.

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечания

Орг. момент

- Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.


Проверка д/з

- Что было задано на дом?

- Кто автор этого рассказа?

- Кто выйдет к доске и перескажет рассказ «Надо иметь чувство юмора»?

- Какой раздел мы начали изучать?

- Что такое юмор?


Постановка целей и задач урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством нового писателя Михаила Зощенко и его рассказом « Глупая история».


Подготовка к восприятию

- Посмотрите на доску: Это М.М. Зощенко.

- Что вы знаете об этом писателе?

- Послушайте внимательно рассказ о Михаиле Михайловиче Зощенко и постарайтесь как можно больше запомнить.

- Михаил Михайлович Зощенко - русский писатель, автор многих юмористических произведений, в которых с героями часто случаются забавные происшествия. Родился в семье художника в Петербурге. В 11 лет уже начал писать первые стихи. Михаил Зощенко зарабатывал на жизнь разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, инструктора по кролиководству и куроводству, служил в милиции и был секретарем суда.

Читая остроумные и весёлые рассказы Зощенко, трудно себе представить, что они написаны очень одиноким и молчаливым человеком, который страдал от того, что не может быть общительным и весёлым. Всю свою жизнь писатель посвятил литературе. Его книга рассказов «Самое главное» учит детей мыслить, рассуждать, каким нужно быть и каким не быть, о чем мечтать и как поступать в жизни.

- Что вы запомнили об авторе?

Слайд № 1

Первичное восприятие

- Я начну читать рассказ, а вы внимательно слушайте, а потом ответите на вопрос:

- Почему рассказ так назван?


Проверка восприятия

- Какой вопрос я задала перед чтением? Почему рассказ так назван?

- Кто является главным героем этого рассказа?

- Какой глупая история произошла с Петей?


Повторное чтение и анализ 1,2 частей

- Будем читать рассказ «Глупая история» еще раз по частям. Начинаем читать первую и вторую части. Начинает читать …, а все остальные внимательно следят и потом ответите на вопрос:

- Почему испугалась мама?

- Как относились родители к Пете?

- Почему мама кормила Петю с ложечки и сама одевала его?

- Каким вы увидели Петю?

- О чем самом главном говорится в этих частях?

- Как бы вы озаглавили эту часть?

План: «Испуг родителей»


Повторное чтение 3, 4 части и анализ

- Продолжаем читать рассказ. Будет читать…, а все остальные внимательно следят и потом ответите на вопрос:

- Почему Петя падал?

- Почему мальчик Коля засмеялся?

- Почему взрослые не заметили, как одет Петя?

- Почему всем стало смешно?

- Почему у Коли таких глупостей не происходит?

- Как изменился Петя?

- Какой урок для себя вынес Петя?

- О чем самом главном говорится в 3 и 4 части?

- Как озаглавим эти части?

« Урок для Пети»


Чтение в лицах

- Сейчас прочитаем отрывок из 4 части по ролям.

- Сколько героев нам понадобится? ( А, К, П)

- Самостоятельно прочитайте отрывок со слов «Коля посмотрел на Петю….», и до слов « Теперь я тоже буду сам одеваться » и отметьте карандашом слова автора (А), слова Коли (К), слова Пети (П).

- К доске выходят….

- А все остальные внимательно слушают, а потом определят, кто из ребят правильнее передал слова героя.


Работа с иллюстрацией

- Посмотрите на картинку на странице 52.

- К какой части можно отнести эту картинку?

- Какие слова можно подписать к этой картинке?

- Посмотрите на рисунок на стр. 53.

- К какой части можно отнести эту картинку?

- Какие слова можно подписать к этой картинке?


Пересказ

- Кто выйдет к доске и перескажет 1 и 2 часть?

- Кто выйдет к доске и перескажет 3 и 4 часть?

- Кто выйдет к доске и перескажет весь рассказ по плану?


Обобщающая беседа

- С каким рассказом познакомились сегодня на уроке?

- Кто автор этого рассказа?

- Что хотел сказать нам автор этим рассказом?

- Чему учит нас этот рассказ?

- Прочитайте пословицу:

Раздень меня, уложи меня, а усну я сам.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Подходит ли эта пословица к теме нашего урока?












Д/з

стр. 51 - 53 читать - пересказывать




Дата: 17. 02.11

Предмет: математика

Тема: Приёмы устных вычислений в случаях вида 63 + 37, 100 - 37

Цели:

- познакомить с особым приемом устных вычислений - дополнение до сотни, вычитание из сотни, закрепить изученные вычислительные приёмы, отработать их применение при решении задач.

- развивать аналитическое мышление, математическую речь, умение делать выводы, применять полученные знания на практике; расширять кругозор; обогащать и усложнять словарный запас детей, способствовать устранению пробелов в знаниях.

- воспитывать дисциплинированность, уважение к труду взрослых.

Оборудование: интерактивная доска, учебник, жетоны

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечания

Орг.момент

- Встаньте ровно и красиво.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все что надо под рукой.


Минутка чистописания




- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

- Какое сегодня число?

- Дайте характеристику этому числу.

- Сколько десятков в этом числе? Сколько единиц в этом числе?

- Назовите предыдущее число. Назовите последующее число.

- Увеличьте число 17 на 6 десятков. (77)

- Уменьшите число 17 на 9 единиц. (8)

- Увеличьте число 17 на 7 единиц. (24)

- Уменьшите число 17 на 1 десяток. (7)

- Какое из чисел наибольшее?

- Какое наименьшее?

- Пропишите число 17 до конца рабочей строки.

- Каждая цифра находится в отдельной клеточке


Устный счет

- Помогите Коту Матроскину добраться до молока:

8 + 6 = 14 - 7= 7 + 4= 11 - 5 = 6 + 9 = 15 - 7 = 8

- Дети в зоопарке дали льву 11 пирожков. Лев съел 9 пирожков, а остальными угостил соседа-медведя. Сколько пирожков получил медведь? (2)

- По двору скачут 15 воробьев. Кошка спугнула 8 воробьев. Сколько смелых воробьев? (7)

- У вороны в гнезде было 7 красивых стеклышек. В один прекрасный день ворона пополнила свою коллекцию, и стеклышек стало 12. Сколько стеклышек принесла ворона в этот день? (5)

- Каждый день щенку нужно готовить свежую пищу. Решили на 30 дней распределить дежурства. Папа дежурить отказался. Сережа взял себе 14 дней. Сколько дней будет варить щенку еду мама? (16)


Объяснение нового материала

- Посмотрите на доску:

- - Сколько кубиков изображено? (63)

- Сколько нужно добавить кубиков до ближайшего десятка? (7)

- Сколько стало кубиков? (70)

- Давайте прибавим еще 30 кубиков?

- Сколько получилось всего кубиков? (100)

- А сколько всего мы кубиков прибавили? (37)

- Как мы это сделали?

- Сначала прибавили 7, а потом 30.

- Запишем это выражение в тетради.

- 63 + 37 = (63 + 7) + 30= 100

- Что мы сделали с числом 37? (разложили на удобные разрядные слагаемые)

- Для чего? (чтобы решить это выражение удобным способом)

- Какое число нам удобнее прибавить к 63? (7)

- Сколько у нас осталось? (30)

- Что мы делаем с 30?

- Как еще можно сложить данное выражение?

- Сколько всего кубиков? (100)

- Нам от 100 нужно отнять 37.

- Что мы сначала отнимем? Как?

- Сначала отнимем 30, а потом еще 7

- Давайте запишем это выражение: 100 - 37 = (100 - 30) - 7 = 63

- На какие удобные слагаемые надо разложить число 37? (30 и 7)

- Какое число нам удобнее отнять от 100? (30)

- Почему? (десятки вычитают из десятков)

- Сколько получится? (70)

- Сколько надо отнять еще? (7)

- Сколько останется? (63)


Закрепление

- Закрепим полученные знания и выполним № 1 пункт а)

- Что нужно сделать?

- По цепочке объясните вычисления.

- На какие удобные разрядные слагаемые разложил число?

- Что удобнее прибавить/ отнять сначала?

- Теперь будем выполнять № 1 пункт б коллективно у доски.

- На какие удобные разрядные слагаемые разложил число?

- Что удобнее прибавить/ отнять сначала?

- Как выполним проверку?

- Каким действием проверим сложение?

- Каким действием проверим вычитание?


Решение задач

- Решим задачу № 2

- Прочитайте самостоятельно задачу.

- Прочитай еще раз вслух.

- О чем эта задача?

- Сколько деталей токарь сделал до обеда?

- Сколько деталей токарь сделал после обеда?

- Сколько деталей он отправил на склад?

- А сколько деталей осталось?

- Какой главный вопрос в задаче?

- Составим краткую запись:

- Сколько деталей было?

- Какие слова возьмём для краткой записи?

- Какой главный вопрос в задаче?

- Можем ли мы сразу ответить на него? Почему?

- А можем ли мы узнать, сколько всего деталей было? Каким действием?

- Зная сколько всего было деталей и сколько токарь отправил, можем ли мы узнать сколько осталось?

- Каким действием?


№ 3

- Решим задачу № 3 пункт а.

- Прочитайте самостоятельно задачу.

- Прочитай еще раз вслух.

- О чем эта задача?

- Сколько деталей для машины изготовил первый рабочий?

- Нам известно, сколько деталей изготовил второй рабочий? А что говорится о количестве деталей, которые сделал второй рабочий?

- Какой главный вопрос в задаче?

- Составим краткую запись:

- Какие слова возьмём для краткой записи?

- Какой главный вопрос в задаче?

- Можем ли мы сразу ответить на него? Почему?

- А можем ли мы это узнать? Каким действием?

- Зная сколько деталей изготовил первый и второй рабочий, можем ли мы узнать сколько деталей они изготовили вместе?

- Каким действием?

- Пункт б. решите самостоятельно.

- Чем похожи эти задачи?

- А в чем их различие?


Итог урока

- Чем занимались сегодня на уроке?

- Как можно удобно сложить выражение?

- Как можно удобнее вычесть выражение?


Д/з

Стр. 140 №1 Б (3, 4 столбик) № 4




© 2010-2022