Конспект урока по литературному чтению на тему Лев и собачка (3 класс). УМК Планета знаний

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению

Подготовила: учитель начальных классов Дурнева Т.В.

Класс: 3

УМК: «Планета знаний» Э.Э.Кац

Тема: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»

Цель: познакомить детей с новым произведением Л.Н.Толстого, раскрытие трагедийного смысла рассказа «Лев и собачка».

Планируемые результаты

Предметные:

- расширять знания о творчестве Л.Н.Толстого.

-развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения.

- учить самостоятельно, работать с текстом, анализируя произведение.

Метапредметные:

- обогащение словарного запаса,

-развитие умения извлекать информацию из прочитанного текста.

-развитие умения находить ответы на вопросы используя текст произведения.

-развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

-умение читать выразительно.

-учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

Личностные:

- формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого, его заботы и переживания.

- формирование позитивной самооценки

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма проведения урока: индивидуально-групповая

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и наглядные пособия: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, обложки книг Л.Н.Толстого, раздаточный материал, карточки для рефлексии.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование

УУД

1. Организационный момент. Чтение художественной книги

5 минут

- Прозвенел звонок. Достаем художественную книгу, читаем.

- Закрываем художественную книгу. Готовимся к уроку.

Читают художественную книгу.

Готовятся к уроку.

Личностные УУД:

- умение настраивать себя на работу.

2. Актуализация знаний

5 минут

Работа в парах:

Сейчас каждая пара получит лист, на котором напечатаны названия произведений. ("Старый дед и внучек", "Акула", " Слон и Моська", " Два товарища", "Филиппок").

Прочитайте названия произведений.

Какое произведение "лишнее" и почему?

К какому жанру относятся?

Кто автор данной басни? Кто написал остальные произведения?


Выполняют упражнение в парах.

Лишнее «Слон и Моська». Это басня. Написал ее И.Крылов. Остальные произведения написал Л.Н.Толстой.

Коммуникативные УУД:

-умение высказывать свою точку зрения,

- умение работать в парах (проводить взаимопроверку).

3. Целеполагание

3 минуты

С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?

(появляется портрет Л.Н.Толстого).

Мы познакомимся с творчеством Л.Н.Толстого.

Личностные УУД:

- умение самостоятельно ставить цель урока.

4. Знакомство с биографией автора.

5 минут

- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель!

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя, но сначала повторим то, что уже знаем.

Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали - Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой. Он был простым человеком, жил скромно. Сам кроил и шил себе одежду. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

Родился и жил в Ясной Поляне. Создал школу для крестьянских детей, учил их. Написал много рассказов для детей.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать.

5. Выборочное чтение

5 минут

- На дом вам было задано прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Лев и собачка». Давайте прочтем текст еще раз, а потом поговорим о нем.

- Но прежде чем читать рассказ я вам задам такой вопрос: - О какой дружбе идет речь в этом тексте? В то время, пока мы будем читать, постарайтесь найти ответ.

Учитель сам называет того, кто начинает читать, а кто продолжает.

- Дети читают текст. Внимательно следят за тем, кого назовут продолжить чтение.

Познавательные УУД:

Умение выразительно читать.

6. Физминутка

2 минуты

- Давайте поднимем глазки на меня и немного отдохнем.

Руки за спину, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх)

Головки опустим - на парту гляди.

(Вниз)

И снова наверх - где там муха летит?

(Вверх)

Глазами повертим, поищем ее.

(По сторонам)

И снова читаем. Немного еще.

Дети выполняют упражнения.


7. Работа с текстом.

10 минут

- Сейчас каждый ряд получит задание - найти ответы на вопросы по тексту. Задание появляется на слайдах.

1 ряд -

1)Чем платили люди за показ диких зверей в Лондоне?

- Как вы думаете, правильно ли,

по-человечески ли они поступали?

2) Найдите отрывок, где собачка ласково и хитро приветствует льва.

Вопросы:

-Прочитайте, как лев повел себя ?

-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило ?

Найди и прочитай это место.

-Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку?

- Почему?

- Вспомним, какое животное лев?

-По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

-Как лев относился к собачке?

2 ряд -

1) Что сделали с собачонком, которого принесли в зверинец?

2) Найдите тот отрывок, где говориться о том, как жили лев и собачка.

Вопросы:

- Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?

-Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении?

3 ряд -

1) Как лев начал вести себя после смерти собачонка?

2) Прочитайте отрывок о переживании льва смерти собачки.

Вопросы:

-Какие чувства испытывает лев от потери собачки?

-С помощью каких слов автор передаёт чувства …..льва? Зачитайте.

- Почему лев стал грызть засовы и пол?

- Почему он убил другую собачку?

-Почему лев не принимает новую собачку?

- Возвращаемся к нашему вопросу «О какой дружбе идет речь в этом тексте?»

Что хотел сказать нам Л.Н.Толстой этим рассказом?

В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

- С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?



- Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой.

Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.

Собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова .

Он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная.

Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание.

Оторвал кусок мяса и поделился с ней

Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.

Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст.

Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.

Безысходность, грусть, печаль, он не знает, как вернуть своего друга.

Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.

Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.

Ему не нужен был другой друг.

Друзей не меняют, был ей предан.



Изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.

ПознавательныеУУД:

- умения извлекать информацию из прослушанного текста,

- умение находить ответы на вопросы используя текст произведения,

- умение проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД: Умение высказывать свою точку зрения.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

3 минуты

- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ?

- Все произведения Л.Н. Толстого нас поучают, дают новые знания, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва - урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

- Перед вами лежат смайлики. Покажите тот, что соответствует вашему настроению сейчас.

Дети делятся впечатлениями от урока.



О преданности и любви животных друг к другу

Регулятивные УУД:

умение давать оценку своей деятельности.

Личностные УУД:

9. Домашнее задание

2 минуты

Рабочая тетрадь на печатной основе.

Стр. 38-39, №3,4.

Записывают домашнее задание.



© 2010-2022