Разработка урока по русскому языку на тему Звуки [м] и [м’]. Буквы М, м. Строчная буква м. (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Звуки [м] и [м']. Буквы М, м.

Строчная буква м. Цель: Изучение буквы м. Задачи: - познакомить с новыми согласными звуками [м] и [м'] и буквами М, м; - учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах, различать новые звуки по твердости и мягкости; - формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения; - учить писать строчную букву м, писать слоги и слова с буквой м; - составлять предложения; - развивать фонематический слух, речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук; - воспитывать аккуратность, уважение к партнеру во время совместной работы. Оборудование: учебник «Русская азбука» 1 класс В.Г.Горецкий, пропись к «Русской азбуке», демонстрационная таблица с буквами Мм, касса букв, пропись, музыкальное сопровождение, слайды с изображением солнца, серого мышонка, слайды с предметами, шапочки с изображением серых и белых мышей, листы для рисования, палочки, шнурок.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  1. Приветствие, проверка готовности.

2. (Музыка. Слайд солнца).

Утром солнце рано встало,

Яркий лучик всем послало.

Разбудило лис, зайчат,

Кур, утят и поросят.

Проскользнуло в норку

Под высокой горкой.

Там в серой шубке кто-то спал,

Лапки к хвостику прижал.

Пищало что-то спросонок,

Это был… (хором) мышонок.

(Слайд) Мышонок.

Мышонок наш потянулся,

Он нежно солнцу улыбнулся.

С подушки голову поднял,

И тихо солнышку сказал:…

- Ребята, что мог сказать маленький мышонок солнышку?

(Дети приветствуют солнышко, говорят ему слова-комплементы: доброе, теплое, милое, красивое, …)

(Дети делятся на группы, надевают шапочки с изображением серых и белых мышей).

Умный маленький мышонок,

В первый класс решил пойти.

Чтобы грамоту учить

И считать до десяти.

Умный мышонок ранец собрал:

Книгу, тетрадь, ручку, пенал.

В школу с собою позвал он друзей

Серых и белых мышей-малышей.

II. Формулировка учащимися темы и целей урока.

Старый учитель, Серая мышь,

Строго сказала: «Слушай, малыш,

Смелее к доске выходи,

И букву свою ты найди».

Мышонок робко к доске подошел

И на картинке свою букву нашел.

- Ребята, какую букву показал мышонок? (эм, м)

(Слайд с предметами: мяч, мыло, майка, морж, муха, мальчик).

- Назовите предметы и постарайтесь их запомнить.

(Дети хором называют предметы. Закрывают глаза. Учитель делает перестановку).(Слайд) - Скажите, в какой последовательности были изображены предметы первоначально? Что изменилось? Сколько предметов перед вами? Каким по счету изображен мяч, морж, мальчик?

- Что объединяет названные предметы? (звуки [м], [м'], м.р. (он))

- С помощью чего вы назвали эти предметы? (с помощью слов).

А теперь, малыши, не спешите,

Слова еще раз произнесите.

Давайте решим проблему

И сформулируем тему.

(Звуки [м], [м'] и буква, которая их обозначает).

III. Знакомство с новыми звуками.

Мышонка зовут Миша,

Его подружку Маша.

Помочь им обучиться

Теперь задача наша.

  1. Выделение звуков [м],

I группа II группа

(серые мышки) (белые мышки)

Маша Миша - Проведите звукобуквенный анализ слов с помощью фишек. - Известна ли нам буква, которой можно обозначить первый звук? - Чем похожи слова Миша и Маша? (3-й и 4-й звуки - одинаковые).
2. Характеристика звука [м]. - Произнесите слово Маша, выделяя первый звук. Возьмите в руки зеркальце, произнесите звук [м], расскажите, как располагаются органы речи. (Губы плотно сжаты, не растягиваются в стороны. Зубы не касаются друг друга. Язычок лежит свободно.) - Как проходит воздух при произнесении звука [м]? - Дайте краткую характеристику звуку [м]. (Звук [м] - согласный, звонкий, твердый.) 3. Характеристика звука [м']. - Произнесите слово Миша, выделяя первый звук. - Дайте краткую характеристику звуку [м']. (Звук [м'] - согласный, звонкий, мягкий.) 4. Знакомство с буквой. - Какой буквой обозначим звуки [м], [м']? Найдите ее в кассе букв и замените первый звук в схеме буквой М.

  • Почему заглавная? (Имена людей, клички животных.)
  • А с какой буквы вы будете писать слова: мяч, муха, мыло?(строчной)

Добрый учитель

Четко и громко

Мышат своих спросил:

- На что похожа буква м? (на перевернутый флажок, на кремлевскую стену, на качели.)

Взявшись за руки,

Мы встали

И на М похожи стали. (дети изображают в паре букву М.)

Практическая работа:

а) На столе у мышат

Палочки лежат.

Вы, мышата, не спешите,

Букву М из них сложите.

б) Из шнурка известно всем

Может выйти буква М. (работа в паре).

IV. Физкультминутка.

Малыши-мышата,

Будьте же внимательны.

Как услышите звук [м]

Присядьте обязательно.

Если звука в слове нет,

Маши лапкой ему вслед. (Учитель называет слова: мама, метла, кот, рама ,цветок, лимон, парта, карта, лампа, пальма).

V. Закрепление.

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я, друзья мои, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

  1. Работа в «Прописи» на стр.6

  1. Обвести по контуру узор.

  2. Сравнить печатную «м» и строчную «м»

  3. Графический анализ буквы «м».

- Из каких элементов состоит буква м? ( )

4) Перед тем как начать писать, давайте вспомним правила письма: (Дети хором повторяют)

  1. Надо писать с наклоном.

  2. Надо писать легко, не нажимая на ручку.

  3. Слог следует писать безотрывно.

  4. Писать слова надо на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно.

  5. Писать надо четко, ровно, без помарок.

5)Письмо элементов буквы «м».

6) Показ и объяснение написания буквы «м». Начинаем писать, чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ее. Ведем плавную линию до верхней линии рабочей строки. Вниз опускаем прямую линию. Не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее. Линию продолжаем до верхней линии рабочей строки, отклоняясь вправо. Вниз опускаем прямую, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.

7)Письмо учащимися буквы «м» в прописи.

(Дети пишут самостоятельно)

2. Чтение слогов по учебнику с.89 и письмо слогов-слияний в прописи стр.6.

3. Чтение слов и письмо слов.

4. Работа по учебнику. (стр.88-89)

1) Составление рассказа по картинке на тему « О Москве» по вопросам

учителя.

2) Чтение предложений. Мышонок с друзьями конечно устал, Ведь с вами старался, когда он читал. Конечно, друзья, нам пора отдохнуть.

VI. Физкультминутка

5. Продолжение работы по с.6 «Прописи».

1) Запись предложения: Клава мыла руки мылом.

2) Отгадать ребусы. Запись слов-отгадок.

6. Игра «Сделай подарок».

(Самостоятельная работа учащихся) -Нарисуй предмет, в названии которого встречаются звуки [м] или [м'] и подари другу.

VII. Итог.

Подошел к концу урок,

Надо подвести итог.

Я Мышонка хочу спросить:

-Что для себя, ты, сегодня открыл.

Мышонок учителю сказал:

-Что в школе многое сегодня узнал,

Домой с победою идет.

Об этом всем лесным зверям

Он с радостью поведает.

-О чем умный мышонок расскажет лесным зверям? ( Познакомился с новыми буквами М, м; научился писать строчную букву м, слова с буквой м; научился читать слова с буквой м ).

(На столе у ребят рисунки веселых и грустных мышат. Дети выбирают рисунки мышат в соответствии со своим настроением и прикрепляют). Д/З c.89 читать

© 2010-2022