Конспект урока по литературному чтению на тему: русская народная сказка Сестрица Аленушка и братец Иванушка (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению, 2 класс.

УМК «Перспектива».

Автор: Осипова Елена Ивановна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 9 города Тамбова.

Тема урока: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной сказкой); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие особенности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать жанры народного творчества, характеризовать героев сказки, соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план, рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Оборудование: видео или аудиозаписи сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», картина В.М.Васнецова «Аленушка».

Задачи:

- формировать у детей представление о традиционных зачинах и концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки;

.- развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности;

- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;

- учить находить нужный отрывок в тексте по вопросу;

- развивать память, внимание, речь учащихся;

- формировать навыки беглого, осознанного чтения;

- воспитывать любовь к устному народному творчеству;

- прививать любовь к живописи.

Тип урока : Комбинированный

музыкальный фрагмент « Сказки бродят по свету », картинки со сказочными героями , портрет В. Васнецова, репродукция « Алёнушка».

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел уже звонок

И мы с радостью начнём урок

Я желаю всем удачи ,

За работу , в добрый час !

- С каким настроением вы пришли на урок ? Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу .С улыбки всегда приятно начинать любое дело .

- Думаю , что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и наше хорошее настроение нас не покинет.

- Чтобы урок у нас был полезным, плодотворным, достиг цели , мы должны всегда помнить правила школьника.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и …………….( внимательным)

Работай не отставая ,

Слушай ….( не перебивая)

Говори всё чётко , внятно ,

Чтобы было всё ……..( понятно)

Если хочешь отвечать

Надо руку ……( поднимать),

Если друг стал отвечать ,

Не спеши …………( перебивать),

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно ……( руку ).

2. Стадия вызова.

- Предлагаю произнести волшебные слова с которых мы начинаем наши уроки. «Чтоб в жизни быть умелым ,

Любым заняться делом

Придётся непременно …………..»

На уроках чтения « Мало уметь читать , надо уметь……….»

- Что мы сейчас с вами произнесли?( пословицу )

- К какому виду творчества относятся пословицы?

-Как вы думаете, почему я вас об этом спрашиваю?

- С какими произведениями устного народного творчества мы уже знакомы?

- Вспомним песню , которую учили наизусть.( дети хором рассказывают песню «Спляшем».

3. Актуализация знаний учащихся.

- Как вы понимаете слово « фольклор»?

- Почему творчество , с которым мы сейчас знакомимся, называют « устным народным творчеством»?

4 . Работа в парах « Собери пословицу»

5. Сообщение темы и цели урока.

- Послушайте песню и скажите ,о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

- Мы начинаем знакомство с народными сказками .

- Дома вы рисовали свою любимую народную сказку , давайте послушаем тех . кто выполнил эти работы.

6. Презентация « Поиграем со сказками».

-Сегодня мы работаем со сказкой « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

- Дома вы её читали , понравилась вам сказка?

- Какие виды русских народных сказок мы знаем ?

-К какому виду относится сказка « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

- Докажите.

7.Работа над сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

- Ребята , попробуйте задать друг другу вопросы по содержанию сказки.

- А теперь ответьте на мои вопросы :

Анализ произведения.

- Как случилось, что Иванушка стал козлёночком?

- Что ему говорила сестра?

- Что предложил Алёнушке купец?

- Согласилась ли Алёнушка выйти за него замуж?

- Что произошло, пока купца не было дома?

- Что злая ведьма хотела сделать с козлёночком.

- Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал?

- Стал ли козлёнок снова мальчиком? Как?

- Как поступили с ведьмой?

-Чему учит нас эта сказка?

- В какой момент вы особенно переживали?

- В сказке нет описания Алёнушки ,а какой вы себе её представляете? -Художник Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку.

8. Беседа по репродукции картины В.М.Васнецова "Алёнушка"

А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый?

(именно с водой связаны все грустные события сказки)

Какие грустные моменты в сказке связаны с водой?

(найдите эти строчки и прочитайте)

Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца.

Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.

Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки ( Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал: : .).

Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.

Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное;

Ключевая вода оживляет Алёнушку).

-Как вы думаете, почему она грустит?

-А при помощи каких средств художник показал. Что девочка сирота.

9. Физкультминутка.

10. Чтение сказки .

11. Первичное восприятие текста.

- О ком сказка, кто главные герои?

- Какие чувства вызвала у вас эта сказка?()

- Почему так названа эта сказка?

12. Чтение сказки выборочно.

13. Работа по содержанию сказки. ( работа в парах).

- Назовите персонажей сказки.

- Трудная ли была судьба у Иванушки и Аленушки?

- Как они относились друг к другу?

- А как относится к ним рассказчик?

-Как вы думаете, почему Иванушка превратился в козленочка.

- Что ему говорила сестра?

- Что предложил Аленушке купец?

- Что произошло, пока купца не было дома? Найди отрывок в сказке.

- Стал ли козленочек снова мальчиком? Как?

- Как поступили с ведьмой?

14. Рефлексия.

- Выберите и продолжите любое предложение.

1. На сегоднешнем уроке я узнал…

2. На этом уроке я похвалил бы себя за…

3. После урока мне захотелось…

4. Сегодня я сумел…

15. Подведение итогов.

- С какой сказкой вы познакомились?

- К какому виду сказок она относится?

- Докажите, что она волшебная.

- Чему учит эта сказка?

16. Домашнее задание. Выполнить задание 4 на стр. 78 учебника.



© 2010-2022