Рабочая программа по технологии

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании МО Заместитель директора по УВР Приказ № ______

Руководитель_______ /Хасанова Р.Р./ ________/ Закиева Э.Ф./ «____»_______2015

Протокол №1 « » августа 2015 г. Директор МБОУ «СОШ с.Чалпы»

« » августа 2015 г. _________/Авзалов Ф.Г./



Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа села Чалпы"-"Начальная общеобразовательная школа села Татарский Шуган"Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан.

Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе.

Составила: Нигматуллина Фарида Мударисовна,

учительница начальных классов,

первой квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

" " августа 2015г

2015-2016 учебный год

с.Татарский Шуган



































Учебно - методическое планирование



Класс - 4 Учитель: Нигматуллина Ф.М. Количество часов: 35, в неделю - 1 час Планирование составлено на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования . Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - М.: Просвещение, 2010 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва «Просвещение»2011.(Стандарты второго поколения) Программы курса «Технология» под редакцией Н.И. Роговцева, С.В.Анащенкова «Просвещение» 2012 г. / Система учебников «Перспектива» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/
Учебник: Технология. 4 класс. . Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, Добромыслова Н.В.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». -М.: Просвещение, 2013. Уроки технологии. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Роговцева Н.И.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». -М.: Просвещение, 2010.



Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Технология» создана на основе:
- Федерального государственный стандарт начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от 06. 10. 2009 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования». - Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. - Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва «Просвещение» 2011 (стандарты второго поколения) начального общего образования. - Учебный план образовательного учреждения на 2014 /2015 учебный год. - Локальный акт образовательного учреждения.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения общего образования и примерной программы по технологии и на основе программы, разработанной Н.В.Роговцевой Содержание программы полностью соответствует действующему Государственному образовательному стандарту общего образования и отвечает идеям новой концепции начального образования «Перспектива» , направленной на реализацию культурно-исторического принципа в обучении. Важнейшей особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним. Данный учебный предмет направлен на достижение следующей ЦЕЛИ: - саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Для достижения поставленных целей изучения технологии в начальной школе необходимо решение следующих практических ЗАДАЧ: - стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств; - формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности; - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления; - формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Планируемые результаты обучения по предмету "Технология", 4 класс.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающегося будут сформированы: • положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека на производстве; • ценностное и бережное отношение к результату профес­сиональной деятельности человека; • осмысление видов деятельности человека на производ­стве; • осмысление понятия «универсальные специальности» (слесарь, электрик и т. д.); • осмысление значения промышленного производства для развития нашего государства; • интерес к поисковой и исследовательской деятельности, широкая познавательная мотивация; • ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности; • критерии оценивания своей деятельности по разным ос­нованиям; • этические нормы (взаимопомощь, ответственность, долг, сочувствие, сопереживание); • интерес к производственным процессам и профессио­нальной деятельности людей; • представление о производствах, расположенных в реги­оне проживания ученика, и профессиях, необходимых на дан­ных производствах; • навыки самообслуживания. Обучающийся получит возможность для формирования: • внутренней позиции на уровне понимания необходи­мости учения, преобладания учебно-познавательных мотивов и умения оценивать результат своей деятельности; • умения открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач; • осознания причин успешности и неуспешности собствен­ной деятельности; • осмысления способов решения проблемных ситуаций с позиции партнёра по общению и взаимодействию; • бережного отношения к окружающей среде; • осмысления значения производств для экономического развития страны и региона проживания; • уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности; • этических чувств (гордость, ответственность, стыд); • осознанных устойчивых этических предпочтений и ори­ентации на искусство как значимую сферу человеческой дея­тельности; • потребности в творческой деятельности и реализации собственных замыслов; • умения учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности и потребности других учеников.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные: У обучающегося будут сформированы умения:

- понимать важность созидательной деятельности, проявлять бережное отношение к результатам труда человека;

- при работе в парах обсуждать проблемы и приходить к общему мнению;

- проявлять уважение к историческому архитектурному наследию своего города;

- понимать важность сохранения природы и её влияние на наше здоровье;

- развивать фантазию и творческие способности; - понимать важность созидательной деятельности, проявлять бережное отношение к результатам труда человека; - с уважением относиться к труду и профессиональной деятельности человека; Обучающийся получит возможность для формирования умений: - проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности;

- проявлять усидчивость и терпение в процессе работы над изделием;

- понимать значение пищи в жизни человека, соблюдать правила этикета в общении с людьми;

- использовать навыки, полученные на уроке, для самообслуживания;

- проявлять желание выбирать и дарить подарки, которые приносят радость;

- проявлять интерес к предмету «Технология», проявлять бережное и экономное отношение к используемому материалу;

- воспитывать в себе культуру оформления подарков;

- осознавать степень успешности собственных достижений при освоении темы;

- проявлять интерес к истории появления конструктора;

- бережно относиться к воде, объективно оценивать причины успеха и неуспеха в практической деятельности;

- проявлять интерес к работе на компьютере и стремление овладеть необходимыми навыками. РЕГУЛЯТИВНЫЕ У обучающегося будут сформированы умения: - применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта; - учитывать выделенные учителем и/или самостоятельно ориентиры действий в новом учебном материале; - создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия; - определять необходимые этапы выполнения проекта; - планировать свои действия в соответствии с поставлен­ной учебной задачей; - проводить контроль и рефлексию своих действий само­стоятельно; - различать способ и результат действий; - корректировать своё поведение в соответствии с опреде­лённой ролью; - оценивать свою деятельность в групповой и парной рабо­те; Обучающийся получит возможность для формирования умений: - работать над проектом: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, рас­пределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий; - самостоятельно ставить задачи при изменении условий деятельности или конструкции изделия; - определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и/или находить новые способы решения учебной задачи; - прогнозировать возможные затруднения при определе­нии способа выполнения изделия или изменении его конструк­ции; - определять правильность выполнения действий и вно­сить необходимые коррективы в процесс выполнения изделия. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ У обучающегося будут сформированы умения: - выделять из текста информацию о технологии производ­ственного процесса; - использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора; - использовать различные знаково-символические сред­ства для представления информации и решения учебных и практических задач; - использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работы с материалами учебника;

- самостоятельно проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения;

- самостоятельно находить закономерности, устанавли­вать причинно-следственные связи между реальными объекта­ми и явлениями;

- самостоятельно проводить защиту проекта по заданным в учебнике критериям;

- работать с информацией, представленной в различных формах;

- обобщать, классифицировать и систематизировать из­учаемый материал по заданным критериям;

- выделять существенные признаки изучаемых объектов;

- овладевать общими закономерностями решения познава­тельных и практических задач.

Обучающийся получит возможность для формирования умений:

- осуществлять расширенный поиск информации в соот­ветствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреж­дения;

- осознанно и произвольно строить сообщение;

- строить логические суждения, включающие причинно-следственные связи;

- создавать и/или преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

- осуществлять выбор наиболее рациональных способов решения практических задач в соответствии с конкретными ус­ловиями;

- находить информацию в соответствии с заданными тре­бованиями.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

У обучающегося будут сформированы умения:

- вести диалог при работе в паре и группе;

- находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать свою точку зрения;

- строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, исполь­зуя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;

- контролировать свои действия и действия партнёра;

- принимать чужое мнение; участвовать в дискуссии и об­суждении;

- проявлять инициативу в ситуации общения.

Обучающийся получит возможность для формирования умений:

- учитывать разные мнения при обсуждении учебных и практических задач;

- соотносить свою позицию с позицией партнёра:

- выбирать необходимые коммуникативные средства для организации дискуссии, беседы, обсуждения;

- ориентироваться на партнёра при работе в паре и группе.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕТРУДОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ТРУДА.

Обучающийся научится:

-воспринимать производственный процесс как продукт преобразующей, творческой деятельности человека-создателя (на примере производственных предприятий России);

-называть основные виды профессиональной деятельно­сти человека на производстве и в производственных циклах: геолог, буровик, скульптор, художник, изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик, обувщик, столяр, кондитер, технолог-кондитер, электрик, аг­роном, овощевод, лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач, лётчик, космонавт, редактор, технический редактор, корректор, художник;

-называть наиболее распространённые профессии своего региона и выделять основные виды деятельности людей дан­ных профессий;

-определять основные этапы создания изделий на произ­водстве;

-сравнивать на практическом уровне отдельные этапы производственного цикла выполнения изделия с последова­тельностью этапов выполнения изделия на уроке;

-самостоятельно анализировать и контролировать соб­ственную практическую деятельность;

-отбирать и при необходимости заменять материалы и ин­струменты для выполнения изделия в зависимости от вида ра­боты;

-проводить самостоятельный анализ простейших предме­тов быта по используемым материалам, способам применения, вариантам отделки;

-выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;

-находить в тексте этапы технологии изготовления из­делия, определять этапы работы, заполнять технологическую карту.

Обучающийся получит возможность:

-знакомиться с производством и производственными ци­клами: вагоностроение, добыча полезных ископаемых, произ­водство фарфора, обувное, кондитерское, швейное, деревообра­батывающее производства, очистка воды, тепличное хозяйство, издательское дело;

-осмыслять или объяснять понятия: производственный процесс, производственный цикл;

-осмыслять понятие «универсальные профессии»;

-осмыслять значение производства для экономического развития страны;

-узнавать о наиболее значимых для России производствах и городах, в которых они расположены;

-знакомиться с процессом создания изделий на производ­стве;

-воспроизводить отдельные этапы производственного цикла при выполнении изделия;

-осмыслять особенности производственной деятельности людей разных профессий;

-выполнять самостоятельно проект.

ТЕХНОЛОГИЯ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ. ЭЛЕМЕНТЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ.

Обучающийся научится:

  • использовать конструктивные и художественные свой­ства материалов в зависимости от поставленной задачи;

  • узнавать и называть свойства материалов (см. таблицу 1);

  • осознанно выбирать материалы в соответствии с кон­структивными особенностями изделия;

  • выбирать в зависимости от свойств материалов техноло­гические приёмы их обработки;

  • выполнять эскизы, наброски и технические рисунки из­делий;

  • экономно расходовать используемые материалы при вы­полнении изделия;

  • выполнять разметку деталей изделия по чертежу, при помощи шаблонов и на основе слайдов;

  • пользоваться при разметке чертёжными инструментами (карандашом, линейкой, циркулем), мелом;

  • работать с технической документацией (технологическая карта);

  • выстраивать алгоритм выполнения изделия на основе технологической карты;

  • оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;

  • узнавать, называть, выполнять и выбирать технологиче­ские приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств (см. таблицу 2):

- применять инструменты, необходимые при вычерчива­нии, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, цир­куль) для перенесения чертежа деталей изделия;

- самостоятельно чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам;

- определять радиус окружности по чертежу и самостоя­тельно вычерчивать окружность при помощи циркуля; выполнять эскиз и технический рисунок;

- применять масштабирование при выполнении чертежа;

- читать простейшие чертежи;

- анализировать и использовать обозначения линий чертежа;

• применять приёмы безопасной работы с инструментами:

- использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, напёрстком, ножницами, ножом-косяком (деревообработка), циркулем, гаечным и накидным ключами;

- классифицировать инструменты по назначению: ре­жущие - нож, ножницы, пилка; колющие - шило, иглы; ударные - молоток; монтажные - отвёртка, гаечный ключ; разметочные - линейка, циркуль, угольник;

- проверять и определять исправность инструментов;

- выполнять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами;

- использовать способы безопасной работы с кухонными инструментами и приспособлениями;

- использовать правила безопасности и гигиены при при­готовлении пищи;

- осваивать способы безопасной работы с фольгой и прово­локой;

осмыслять понятие «универсальность инструмента»;

• при сборке изделий использовать приёмы:

- крепление выкройки булавками;

- теснение по фольге при помощи стержня от шариковой ручки;

- соединение с помощью ниток, клея;

- склеивание объёмных фигур из развёрток и целого листа.

Обучающийся получит возможность научиться:

• изготавливать изделия (плоские и объёмные) по черте­жу;

• комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;

• осмыслять возможности использования одной техноло­гии для изготовления разных изделий;

• осмыслять технологию изготовления изделий на про­мышленных производствах (на примере производства автомо­билей, железнодорожных вагонов, обуви, одежды, фаянсовой посуды, кондитерских изделий; создания медалей, изделий из поделочного камня, а также издания книг и добычи полезных ископаемых);

• выполнять отдельные элементы технологического произ­водственного процесса при выполнении изделия на уроке;

• осмыслять значение инструментов и приспособлений в практической работе, быту, профессиональной деятельности и производственном процессе;

• оформлять изделия по собственному замыслу;

• выбирать и заменять материалы и инструменты при вы­полнении изделий.

КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

Обучающийся научится:

• анализировать конструкцию изделия по рисунку, черте­жу, схеме, готовому образцу; выделять детали, форму и спосо­бы соединения деталей;

• изменять свойства конструкции изделия за счёт измене­ния конструкции деталей и/или способа их соединения;

• выполнять изделие, используя разные материалы и тех­нологии;

• повторять в конструкции изделия конструктивные осо­бенности реальных предметов и объектов;

• составлять на основе анализа готового образца план вы­полнения изделия;

• анализировать последовательность операций технологи­ческого производственного процесса изготовления изделий и со­относить с последовательностью выполнения изделия на уроке.

Обучающийся получит возможность научиться:

• определять общие конструктивные особенности реаль­ных объектов и выполняемых изделий;

• создавать изделие по собственному замыслу.

ПРАКТИКА РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ

Обучающийся научится:

• использовать различные способы получения и передачи информации;

• находить информацию о создателях книги на практике; знакомиться со структурой книги;

• пользоваться программой Microsoft Word для написания текста, вставки рисунков;

• осваивать способы создания таблиц в текстовом редакто­ре Microsoft Word;

• работать с таблицами в программе Microsoft Word;

• соблюдать правила работы с компьютером;

• наблюдать и соотносить разные информационные объ­екты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и обобщения;

• использовать компьютер для поиска, хранения и воспро­изведения информации;

• редактировать тексты под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность научиться: создавать простейшие информационные объекты: тексты, слайды;

• создавать макет книги;

• создавать иллюстрации для книги.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Обучающийся научится:

• анализировать текст учебника и на его основе составлять план выполнения изделия;

• самостоятельно определять этапы проектной деятельно­сти;

• самостоятельно определять задачи каждого этапа про­ектной деятельности;

• распределять роли при выполнении изделия под руко­водством учителя и выбирать роли в зависимости от своих ин­тересов, возможностей и условий, заданных проектом;

• проводить оценку качества выполнения изделия по за­данным критериям;

• проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализа­ции проекта;

• работать в паре; применять на практике правила сотруд­ничества.

Обучающийся получит возможность научиться:

• определять задачи проектной деятельности;

• распределять роли при выполнении изделия в зависимо­сти от умения качественно выполнять отдельные виды обработ­ки материалов;

• предполагать возможные затруднения при выполнении изделия и проекта;

• проводить оценку качества выполнения изделия и кор­ректировать его выполнение;

• развивать навыки работы в коллективе, умение работать в группе; применять на практике правила сотрудничества.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация)

Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнера

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий)

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта)

Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий)

Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребенка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Ещё одной важной особенностью курса «Технология» яв­ляется наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности. Основной за­дачей в 4 классе становится выполнение изделия в проектной деятельности самостоятельно. Результатом обучения стано­вится осмысленное использование приёмов работы с матери­алами, инструментами и приспособлениями при выполнении проекта: продумывание идеи проекта, анализ готового изде­лия, построение плана работы или использование плана, пред­ложенного в учебнике, распределение ролей при реализации проекта, непосредственное выполнение работы и, наконец, её презентация, анализ и оценка. Большое внимание в УМК «Технология» для 4 класса отведено работе с научно-популяр­ными текстами. Учащиеся не только получают информацию, но и объясняют значение новых понятий: производственный цикл, машиностроение, конструкция, ходовая часть, место­рождение, нефтепровод, имитация, конвейер, «русская моза­ика» и др.

Логика подачи материала в УМК для 4 класса, так же как и в предыдущих классах, опирается на ведущие принципы ди­дактики, переведённые в технологическую плоскость:

- от непосредственного изготовления изделия до самосто­ятельной проектной деятельности через освоение технологии процесса;

- обучение тому, что (содержание), с какой целью (моти­вация), какими средствами, а главное, как делать;

- обучение планированию всех видов деятельности: от са­мообслуживания до составления проекта;

- знакомство с материалами, инструментами, техникой и правилами работы с ними, профессиями и технологией труда в различных сферах;

- осмысление всех действий в триединстве «человек - природа - техника».

Первый раздел «Как работать с учебником» - ввод­ная. В ней учащимся предлагается вспомнить особенности построения учебника; материалы, инструменты и приспосо­бления, которые учащиеся использовали для выполнения из­делий в предыдущих классах; последовательность работы над проектом; вопросы к защите проекта; значение использования технологической карты для выполнения изделия и освоение критериев оценки качества выполнения изделия. В 4 классе эти критерии соотнесены с критериями оценки качества вы­полнения изделия в основной школе: соответствие замыслу или выбранной модели; аккуратность, точность выполнения; композиция, цветовое решение, оригинальность; самостоятель­ность, инициативность, проведение презентации. Здесь же за­даётся тема годового проекта (с. 7 учебника) - создание книги «Дневник путешественника», материал для которой ученики будут собирать в течение учебного года в папку «Мои достиже­ния ».

В ходе изучения раздела «Человек и земля» уча­щиеся знакомятся с основными видами деятельности человека в производственной сфере, основными промышленными про­изводствами нашей страны (вагоностроительный и автомо­бильный заводы, фаянсовая, швейная, обувная, кондитерская фабрики; деревообрабатывающее производство, тепличное хо­зяйство, использование бытовой техники). При выполнении изделий учащиеся используют приёмы работы с конструк­тором, тканями, бумагой, осваивают новые приёмы работы с древесиной, металлом, пластичными и волокнистыми, бро­совыми материалами: имитация (витраж, малахит), тиснение (чеканка) по фольге, шитьё блоков, создание объёмной мягкой игрушки и многое другое. При выполнении изделий соблюда­ются правила безопасной работы со знакомыми инструмента­ми и приспособлениями (ножницами, иглой, стеками и т. д.), а также осваиваются правила безопасной работы с новыми ин­струментами и приспособлениями (столярным ножом). В теме «Бытовая техника» учащиеся знакомятся с правилами экс­плуатации бытовой техники, электронагревательных приборов и способами утилизации батареек, самостоятельно составляют правила эксплуатации электрического чайника, выполняют сборку простой электрической цепи. В текстах, предложенных в каждой теме учебника, описаны этапы технологическо­го процесса изготовления изделия на производстве. В процессе выполнения изделия учащиеся сравнивают свою деятельность с производственной.

В разделе «Человек и вода» учащиеся знакомят­ся с водоснабжением городов и посёлков как производствен­ным процессом, обеспечивающим жизнедеятельность людей и работу производства; со способом очистки воды, определе­ния объёма её расходования (а также учатся фильтровать воду в бытовых условиях); с производственными процессами в порту и профессиями людей, выполняющих определённые виды де­ятельности в порту, обслуживающих порт; осваивают способы завязывания простых морских узлов, которые можно исполь­зовать при креплении грузов.

В разделе «Человек и воздух» учащиеся знако­мятся с историей и элементами авиакосмической промышлен­ности, с самолётами и космическими ракетами; повторяют правила разметки деталей из бумаги и картона сгибанием, са­мостоятельно составляют план работы, технологическую карту и собирают из конструктора модель самолёта.

В разделе «Человек и информация» учащиеся узнают о работе издательства, о процессе создания книги, об особенностях работы редактора, художника, корректора, зна­комятся с элементами книги, осуществляют набор титульно­го листа и содержания книги на компьютере, изготавливают переплёт, осваивая новое соединение - шитьё блоков втачку. В этом разделе создаётся на основе собранного за год материала книга «Дневник путешественника».

Содержание регионального компонента интегрируется в содержании учебного предмета по темам: полезные ископаемые, автомобильный завод «КамАЗ», швейная фабрика, обувная фабрика, деревообрабатывающее производство, тепличное хозяйство, самолетостроение и ракетостроение.

Примерное распределение часов по темам предмета


Наименование раздела программы

Количество часов

1

Знакомство с учебником

1 ч

2

Человек и земля

17 ч

3

Человек и вода

3 ч

4

Человек и воздух

3 ч

5

Человек и информация

11ч

Итого:

35 ч

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Технология» к концу четвёртого года обучения.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;

  • неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный - клейстер (клей) и нитки, подвижный - проволока, нитки, тонкая веревочка);

  • о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе.

  • новые термины, встречающиеся на уроках (коллаж).

  • свойства новых материалов ( тесто).

  • новые свойства уже встречавшихся материалов.

  • новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.

  • новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.

  • новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.

  • приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.

  • знать область применения и назначения, таких технических устройств, как компьютер, основные источники информации, назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

  • с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки, лески.

  • лепить способом вытягивания из целого куска.

  • вырезать из бумаги детали криволинейного контура.

  • вырезать из бумаги полоски на глаз.

  • обрывать бумажные детали по намеченному контуру.

  • плести разными способами из различных материалов.

  • вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру.

  • самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.

  • самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.

  • самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.

  • контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.

  • создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения.

  • владеть простейшими видами народных ремесел;

  • получать необходимую информацию, используя такие технические устройства, как компьютер

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • применение информации для решения различных задач;

  • выполнение домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);

  • соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приёмов работы с материалами, инструментами;

  • создание различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных и текстильных материалов, пластилина;

  • осуществление сотрудничества в совместной работе.

Календарно - тематическое планирование по технологии


Тема урока

Кол-во час

Планируемые результаты


УУД


Дата


План/факт 1 Как работать с учебником. Дәреслек белән ничек эшләргә.

1

Отвечать на вопросы по материалу,

изученному в предыдущих классах.
05.09

Человек и земля - 20 часов

2-3 Вагоностроительный завод. Изделия: Кузов вагона. Пассажирский вагон. Эшләнмә:Вагон арбасы.Пассажир вагоны


1

1 Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников. Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля. Личностные умения: - проявлять интерес к изученной теме; - проявлять желание под_готавливать и защищать проекты


Познавательные умения: - раскрывать значение поня_тий «учебник», «тетрадь», «ус_ловные обозначения», «крите_рии», «материалы», «инстру_менты», «приспособления», «проект» и использовать их в активном словаре - анализировать план работы над проектами и обосновывать необходимость каждого из них

Регулятивные умения: - выполнять учебное дейст_вие, используя условные зна_ки; - выполнять взаимопроверку учебного задания.
Коммуникативные умения: - адекватно использовать ре_чевые средства в рамках учеб_ного диалога.
редметные умения: - составлять план работы над проектом; - активно пользоваться нави_гационной системой учебника; - ориентироваться на страни_цах учебного комплекта 12.09 19.09
4-5 Полезные ископаемые. Изделие: Буровая вышка. Файдалы казылмалар. Эшләнмә: Бораулау вышкасы.

1

1 Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции. 26.09 03.10
6-7 Полезные ископаемые. Изделие: Малахитовая шкатулка. Файдалы казылмалар. Эшләнмә:Малахит шкатулка.

1

1 Находить и отбирать информацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников. Определять технологию лепки слоями для создания имитации рисунки малахита. Смешивать пластилин близких оттенков для создания нового оттеночного цвета. 10.10 17.10
8-9 Автомобильный завод. Изделия: КамАЗ. Кузов грузовика Автомобиль заводы. Эшләнмә: КамАЗ. Йөк машинасы кузовы.

1

1 Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выделять информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ) 24.10 31.10

10-11 Монетный двор. Изделия: Стороны медали. Медаль. Акча сугу йорты. Эшләнмә: медаль яклары.Медаль.

1

1 Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Освоить правила теснения фольги. 14.11 21.11
12 Фаянсовый завод. Изделия: Основа для вазы. Ваза. Фаянс заводы. Эшләнмә:Ваза өчен кыса. Ваза.

1

1 Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. 28.11
13-14 Швейная фабрика. Изделие: Прихватка. Тегү фабрикасы.Эшләнмә: Тоткыч.

1

1 Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. 05.12 12.12
15-16 Мягкая игрушка. Изделия: Новогодняя игрушка. Птичка. Йомшак уенчык. Эшләнмә:Яңа ел уенчыгы.Кошчык.

1

1 Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. 19.12 26.12
17 Обувное производство. Изделие: Модель детской летней обуви. Аяк киемнәре. Эшләнмә:Балаларның җәйге аяк киеме моделе.

1 Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. 16.01
18 Деревообрабатывающее производство. Изделие: Лесенка-опора для растений Агач эшкәртү производствосы. Эшләнмә:Үсемлекләр өчен баскыч-терәк.

1 Находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем. 23.01
19 Кондитерская фабрика. Изделия: «Пирожное «Картошка»»«Шоколадное печенье». Кондитер фабрикасы. Эшләнмә:"Бәрәңге",Шоколадлы печенье.

1 Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. Отмечать на карте города, где находятся крупнейшие кондитерские фабрики. 30.01
20 Бытовая техника. Изделие: Настольная лампа. Көнкүреш техникасы.Эшләнмә:Өстәл лампасы.

1 Находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении. Находить и отмечать на карте России города, где находятся крупнейшие производства бытовой техники. Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми приборами. 06.02
21- Тепличное хозяйство. Изделие: Цветы для школьной клумбы. Теплица хуҗалыгы. Эшләнмә:Мәктәп клумбасы өчен чәчәкләр.

1 Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека. Анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания. 13.02
Человек и вода-3 часа
22 Водоканал. Изделие: Фильтр для воды. Су каналы. Эшләнмә:Су чистарткыч фильтр

1 Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготовить струеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи. Личностные умения: - проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности. Познавательные умения: - использовать приобретённую информацию при выполнении задания. Регулятивные умения: - распределять обязанности для выполнения учебного задания; - выполнять задание в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога; - представлять результат деятельности группы. Предметные умения: - составлять рассказ об учебнике по выбранной теме; - рассказывать об условных обозначениях комплекта «Технология»; - формулировать фразуконструкт о проектной деятельности 20.02
23 Порт. Изделие: Канатная лестница. Порт.Эшләнмә:Аркан баскыч.

1 Находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессии людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и прямого узла. Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания. 27.02
24 Узелковое плетение. Изделие: Браслет. Төенле үрү. Эшләнмә: Беләзек.

1 Освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме». 06.03
Человек и воздух- 3 часа

25 Самолетостроение. Изделие: Самолет Самолет төзелеше.
1 Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты. Личностные умения: - проявлять интерес к определению стоимости изделий, выполненных на уроках технологии. Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения: - составлять план работы над проектом из учебника 4_го класса 13.03
26 Ракетостроение. Изделие: Ракета-носитель. Ракета төзелеше. Эшләнмә:Йөртүче ракета

1 Осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать лист бумаги в объемное геометрическое тело - конус, цилиндр. 20.03
27 Летательный аппарат. Изделие: Воздушный змей. Эшләнмә:Һава очырткычы.






Находить и отбирать информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. 03.04
Человек и информация-8 часов



28 Создание титульного листа. Изделие: «Титульный лист» Титул бите ясау. Эшләнмә:Титул бите. 1 Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании. Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: - представлять результат деятельности группы. Предметные умения: - определять значение проектной деятельности и порядок действий для её выполнения
10.04
29 Работа с таблицами. Изделие: создание таблицы. Таблица белән эш. Эшләнмә: таблицалар ясау. 1 Закрепить знание и умение работы на компьютере. освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе Microsoft Word. 17.04
30 Создание содержания книги. Китапның эчтәлеген ясау. 1 Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. 24.04
31-
32-


33

Переплетные работы. Төпләү эшләре. Изделие: Книга «Дневник путешественника».Элементы книги. "Сәяхәтче көндәлеге" китабы.
Эзкиз обложки книги. Китап тышлыгының эзкизы. 1 1

1 Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики. 08.05
11.05
15.05
34 Итоговой урок. Йомгаклау дәресе. 1 Организовать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. 22.05
35 Тематическая экскурсия в сельскую библиотеку. Авыл китапханәсенә тематик экскурсия. 1

29.05









Перечень учебно-методических средств

Для учителя.

  1. Горецкий В.Г., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение 2011

Для учащихся.

  1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 4 кл, Просвещение 2011




© 2010-2022