- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нигматуллина Ф.М. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО Заместитель директора по УВР Приказ № ______
Руководитель_______ /Хасанова Р.Р./ ________/ Закиева Э.Ф./ «____»_______2015
Протокол №1 « » августа 2015 г. Директор МБОУ «СОШ с.Чалпы»
« » августа 2015 г. _________/Авзалов Ф.Г./
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа села Чалпы"-"Начальная общеобразовательная школа села Татарский Шуган"Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан.
Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе.
Составила: Нигматуллина Фарида Мударисовна,
учительница начальных классов,
первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
" " августа 2015г
2015-2016 учебный год
с.Татарский Шуган
Учебно - методическое планирование
Класс - 4 Учитель: Нигматуллина Ф.М. Количество часов: 35, в неделю - 1 час Планирование составлено на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования . Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - М.: Просвещение, 2010 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва «Просвещение»2011.(Стандарты второго поколения) Программы курса «Технология» под редакцией Н.И. Роговцева, С.В.Анащенкова «Просвещение» 2012 г. / Система учебников «Перспектива» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/
Учебник: Технология. 4 класс. . Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, Добромыслова Н.В.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». -М.: Просвещение, 2013. Уроки технологии. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Роговцева Н.И.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». -М.: Просвещение, 2010.
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Технология» создана на основе:
- Федерального государственный стандарт начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от 06. 10. 2009 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования». - Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. - Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва «Просвещение» 2011 (стандарты второго поколения) начального общего образования. - Учебный план образовательного учреждения на 2014 /2015 учебный год. - Локальный акт образовательного учреждения.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения общего образования и примерной программы по технологии и на основе программы, разработанной Н.В.Роговцевой Содержание программы полностью соответствует действующему Государственному образовательному стандарту общего образования и отвечает идеям новой концепции начального образования «Перспектива» , направленной на реализацию культурно-исторического принципа в обучении. Важнейшей особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним. Данный учебный предмет направлен на достижение следующей ЦЕЛИ: - саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Для достижения поставленных целей изучения технологии в начальной школе необходимо решение следующих практических ЗАДАЧ: - стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств; - формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности; - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления; - формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Планируемые результаты обучения по предмету "Технология", 4 класс.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающегося будут сформированы: • положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека на производстве; • ценностное и бережное отношение к результату профессиональной деятельности человека; • осмысление видов деятельности человека на производстве; • осмысление понятия «универсальные специальности» (слесарь, электрик и т. д.); • осмысление значения промышленного производства для развития нашего государства; • интерес к поисковой и исследовательской деятельности, широкая познавательная мотивация; • ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности; • критерии оценивания своей деятельности по разным основаниям; • этические нормы (взаимопомощь, ответственность, долг, сочувствие, сопереживание); • интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей; • представление о производствах, расположенных в регионе проживания ученика, и профессиях, необходимых на данных производствах; • навыки самообслуживания. Обучающийся получит возможность для формирования: • внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, преобладания учебно-познавательных мотивов и умения оценивать результат своей деятельности; • умения открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач; • осознания причин успешности и неуспешности собственной деятельности; • осмысления способов решения проблемных ситуаций с позиции партнёра по общению и взаимодействию; • бережного отношения к окружающей среде; • осмысления значения производств для экономического развития страны и региона проживания; • уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности; • этических чувств (гордость, ответственность, стыд); • осознанных устойчивых этических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой деятельности; • потребности в творческой деятельности и реализации собственных замыслов; • умения учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности и потребности других учеников.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные: У обучающегося будут сформированы умения:
- понимать важность созидательной деятельности, проявлять бережное отношение к результатам труда человека;
- при работе в парах обсуждать проблемы и приходить к общему мнению;
- проявлять уважение к историческому архитектурному наследию своего города;
- понимать важность сохранения природы и её влияние на наше здоровье;
- развивать фантазию и творческие способности; - понимать важность созидательной деятельности, проявлять бережное отношение к результатам труда человека; - с уважением относиться к труду и профессиональной деятельности человека; Обучающийся получит возможность для формирования умений: - проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности;
- проявлять усидчивость и терпение в процессе работы над изделием;
- понимать значение пищи в жизни человека, соблюдать правила этикета в общении с людьми;
- использовать навыки, полученные на уроке, для самообслуживания;
- проявлять желание выбирать и дарить подарки, которые приносят радость;
- проявлять интерес к предмету «Технология», проявлять бережное и экономное отношение к используемому материалу;
- воспитывать в себе культуру оформления подарков;
- осознавать степень успешности собственных достижений при освоении темы;
- проявлять интерес к истории появления конструктора;
- бережно относиться к воде, объективно оценивать причины успеха и неуспеха в практической деятельности;
- проявлять интерес к работе на компьютере и стремление овладеть необходимыми навыками. РЕГУЛЯТИВНЫЕ У обучающегося будут сформированы умения: - применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта; - учитывать выделенные учителем и/или самостоятельно ориентиры действий в новом учебном материале; - создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия; - определять необходимые этапы выполнения проекта; - планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; - проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно; - различать способ и результат действий; - корректировать своё поведение в соответствии с определённой ролью; - оценивать свою деятельность в групповой и парной работе; Обучающийся получит возможность для формирования умений: - работать над проектом: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий; - самостоятельно ставить задачи при изменении условий деятельности или конструкции изделия; - определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и/или находить новые способы решения учебной задачи; - прогнозировать возможные затруднения при определении способа выполнения изделия или изменении его конструкции; - определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в процесс выполнения изделия. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ У обучающегося будут сформированы умения: - выделять из текста информацию о технологии производственного процесса; - использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора; - использовать различные знаково-символические средства для представления информации и решения учебных и практических задач; - использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работы с материалами учебника;
- самостоятельно проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения;
- самостоятельно находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями;
- самостоятельно проводить защиту проекта по заданным в учебнике критериям;
- работать с информацией, представленной в различных формах;
- обобщать, классифицировать и систематизировать изучаемый материал по заданным критериям;
- выделять существенные признаки изучаемых объектов;
- овладевать общими закономерностями решения познавательных и практических задач.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
- осознанно и произвольно строить сообщение;
- строить логические суждения, включающие причинно-следственные связи;
- создавать и/или преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
- осуществлять выбор наиболее рациональных способов решения практических задач в соответствии с конкретными условиями;
- находить информацию в соответствии с заданными требованиями.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
У обучающегося будут сформированы умения:
- вести диалог при работе в паре и группе;
- находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать свою точку зрения;
- строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
- контролировать свои действия и действия партнёра;
- принимать чужое мнение; участвовать в дискуссии и обсуждении;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
- учитывать разные мнения при обсуждении учебных и практических задач;
- соотносить свою позицию с позицией партнёра:
- выбирать необходимые коммуникативные средства для организации дискуссии, беседы, обсуждения;
- ориентироваться на партнёра при работе в паре и группе.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕТРУДОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ТРУДА.
Обучающийся научится:
-воспринимать производственный процесс как продукт преобразующей, творческой деятельности человека-создателя (на примере производственных предприятий России);
-называть основные виды профессиональной деятельности человека на производстве и в производственных циклах: геолог, буровик, скульптор, художник, изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик, обувщик, столяр, кондитер, технолог-кондитер, электрик, агроном, овощевод, лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач, лётчик, космонавт, редактор, технический редактор, корректор, художник;
-называть наиболее распространённые профессии своего региона и выделять основные виды деятельности людей данных профессий;
-определять основные этапы создания изделий на производстве;
-сравнивать на практическом уровне отдельные этапы производственного цикла выполнения изделия с последовательностью этапов выполнения изделия на уроке;
-самостоятельно анализировать и контролировать собственную практическую деятельность;
-отбирать и при необходимости заменять материалы и инструменты для выполнения изделия в зависимости от вида работы;
-проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемым материалам, способам применения, вариантам отделки;
-выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
-находить в тексте этапы технологии изготовления изделия, определять этапы работы, заполнять технологическую карту.
Обучающийся получит возможность:
-знакомиться с производством и производственными циклами: вагоностроение, добыча полезных ископаемых, производство фарфора, обувное, кондитерское, швейное, деревообрабатывающее производства, очистка воды, тепличное хозяйство, издательское дело;
-осмыслять или объяснять понятия: производственный процесс, производственный цикл;
-осмыслять понятие «универсальные профессии»;
-осмыслять значение производства для экономического развития страны;
-узнавать о наиболее значимых для России производствах и городах, в которых они расположены;
-знакомиться с процессом создания изделий на производстве;
-воспроизводить отдельные этапы производственного цикла при выполнении изделия;
-осмыслять особенности производственной деятельности людей разных профессий;
-выполнять самостоятельно проект.
ТЕХНОЛОГИЯ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ. ЭЛЕМЕНТЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ.
Обучающийся научится:
-
использовать конструктивные и художественные свойства материалов в зависимости от поставленной задачи;
-
узнавать и называть свойства материалов (см. таблицу 1);
-
осознанно выбирать материалы в соответствии с конструктивными особенностями изделия;
-
выбирать в зависимости от свойств материалов технологические приёмы их обработки;
-
выполнять эскизы, наброски и технические рисунки изделий;
-
экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия;
-
выполнять разметку деталей изделия по чертежу, при помощи шаблонов и на основе слайдов;
-
пользоваться при разметке чертёжными инструментами (карандашом, линейкой, циркулем), мелом;
-
работать с технической документацией (технологическая карта);
-
выстраивать алгоритм выполнения изделия на основе технологической карты;
-
оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
-
узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств (см. таблицу 2):
- применять инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль) для перенесения чертежа деталей изделия;
- самостоятельно чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам;
- определять радиус окружности по чертежу и самостоятельно вычерчивать окружность при помощи циркуля; выполнять эскиз и технический рисунок;
- применять масштабирование при выполнении чертежа;
- читать простейшие чертежи;
- анализировать и использовать обозначения линий чертежа;
• применять приёмы безопасной работы с инструментами:
- использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, напёрстком, ножницами, ножом-косяком (деревообработка), циркулем, гаечным и накидным ключами;
- классифицировать инструменты по назначению: режущие - нож, ножницы, пилка; колющие - шило, иглы; ударные - молоток; монтажные - отвёртка, гаечный ключ; разметочные - линейка, циркуль, угольник;
- проверять и определять исправность инструментов;
- выполнять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами;
- использовать способы безопасной работы с кухонными инструментами и приспособлениями;
- использовать правила безопасности и гигиены при приготовлении пищи;
- осваивать способы безопасной работы с фольгой и проволокой;
осмыслять понятие «универсальность инструмента»;
• при сборке изделий использовать приёмы:
- крепление выкройки булавками;
- теснение по фольге при помощи стержня от шариковой ручки;
- соединение с помощью ниток, клея;
- склеивание объёмных фигур из развёрток и целого листа.
Обучающийся получит возможность научиться:
• изготавливать изделия (плоские и объёмные) по чертежу;
• комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
• осмыслять возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
• осмыслять технологию изготовления изделий на промышленных производствах (на примере производства автомобилей, железнодорожных вагонов, обуви, одежды, фаянсовой посуды, кондитерских изделий; создания медалей, изделий из поделочного камня, а также издания книг и добычи полезных ископаемых);
• выполнять отдельные элементы технологического производственного процесса при выполнении изделия на уроке;
• осмыслять значение инструментов и приспособлений в практической работе, быту, профессиональной деятельности и производственном процессе;
• оформлять изделия по собственному замыслу;
• выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий.
КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
Обучающийся научится:
• анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, схеме, готовому образцу; выделять детали, форму и способы соединения деталей;
• изменять свойства конструкции изделия за счёт изменения конструкции деталей и/или способа их соединения;
• выполнять изделие, используя разные материалы и технологии;
• повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов;
• составлять на основе анализа готового образца план выполнения изделия;
• анализировать последовательность операций технологического производственного процесса изготовления изделий и соотносить с последовательностью выполнения изделия на уроке.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять общие конструктивные особенности реальных объектов и выполняемых изделий;
• создавать изделие по собственному замыслу.
ПРАКТИКА РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ
Обучающийся научится:
• использовать различные способы получения и передачи информации;
• находить информацию о создателях книги на практике; знакомиться со структурой книги;
• пользоваться программой Microsoft Word для написания текста, вставки рисунков;
• осваивать способы создания таблиц в текстовом редакторе Microsoft Word;
• работать с таблицами в программе Microsoft Word;
• соблюдать правила работы с компьютером;
• наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и обобщения;
• использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации;
• редактировать тексты под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться: создавать простейшие информационные объекты: тексты, слайды;
• создавать макет книги;
• создавать иллюстрации для книги.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Обучающийся научится:
• анализировать текст учебника и на его основе составлять план выполнения изделия;
• самостоятельно определять этапы проектной деятельности;
• самостоятельно определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
• распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и выбирать роли в зависимости от своих интересов, возможностей и условий, заданных проектом;
• проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
• проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта;
• работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять задачи проектной деятельности;
• распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;
• предполагать возможные затруднения при выполнении изделия и проекта;
• проводить оценку качества выполнения изделия и корректировать его выполнение;
• развивать навыки работы в коллективе, умение работать в группе; применять на практике правила сотрудничества.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).
Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация)
Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнера
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий)
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта)
Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий)
Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребенка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Ещё одной важной особенностью курса «Технология» является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности. Основной задачей в 4 классе становится выполнение изделия в проектной деятельности самостоятельно. Результатом обучения становится осмысленное использование приёмов работы с материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении проекта: продумывание идеи проекта, анализ готового изделия, построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, распределение ролей при реализации проекта, непосредственное выполнение работы и, наконец, её презентация, анализ и оценка. Большое внимание в УМК «Технология» для 4 класса отведено работе с научно-популярными текстами. Учащиеся не только получают информацию, но и объясняют значение новых понятий: производственный цикл, машиностроение, конструкция, ходовая часть, месторождение, нефтепровод, имитация, конвейер, «русская мозаика» и др.
Логика подачи материала в УМК для 4 класса, так же как и в предыдущих классах, опирается на ведущие принципы дидактики, переведённые в технологическую плоскость:
- от непосредственного изготовления изделия до самостоятельной проектной деятельности через освоение технологии процесса;
- обучение тому, что (содержание), с какой целью (мотивация), какими средствами, а главное, как делать;
- обучение планированию всех видов деятельности: от самообслуживания до составления проекта;
- знакомство с материалами, инструментами, техникой и правилами работы с ними, профессиями и технологией труда в различных сферах;
- осмысление всех действий в триединстве «человек - природа - техника».
Первый раздел «Как работать с учебником» - вводная. В ней учащимся предлагается вспомнить особенности построения учебника; материалы, инструменты и приспособления, которые учащиеся использовали для выполнения изделий в предыдущих классах; последовательность работы над проектом; вопросы к защите проекта; значение использования технологической карты для выполнения изделия и освоение критериев оценки качества выполнения изделия. В 4 классе эти критерии соотнесены с критериями оценки качества выполнения изделия в основной школе: соответствие замыслу или выбранной модели; аккуратность, точность выполнения; композиция, цветовое решение, оригинальность; самостоятельность, инициативность, проведение презентации. Здесь же задаётся тема годового проекта (с. 7 учебника) - создание книги «Дневник путешественника», материал для которой ученики будут собирать в течение учебного года в папку «Мои достижения ».
В ходе изучения раздела «Человек и земля» учащиеся знакомятся с основными видами деятельности человека в производственной сфере, основными промышленными производствами нашей страны (вагоностроительный и автомобильный заводы, фаянсовая, швейная, обувная, кондитерская фабрики; деревообрабатывающее производство, тепличное хозяйство, использование бытовой техники). При выполнении изделий учащиеся используют приёмы работы с конструктором, тканями, бумагой, осваивают новые приёмы работы с древесиной, металлом, пластичными и волокнистыми, бросовыми материалами: имитация (витраж, малахит), тиснение (чеканка) по фольге, шитьё блоков, создание объёмной мягкой игрушки и многое другое. При выполнении изделий соблюдаются правила безопасной работы со знакомыми инструментами и приспособлениями (ножницами, иглой, стеками и т. д.), а также осваиваются правила безопасной работы с новыми инструментами и приспособлениями (столярным ножом). В теме «Бытовая техника» учащиеся знакомятся с правилами эксплуатации бытовой техники, электронагревательных приборов и способами утилизации батареек, самостоятельно составляют правила эксплуатации электрического чайника, выполняют сборку простой электрической цепи. В текстах, предложенных в каждой теме учебника, описаны этапы технологического процесса изготовления изделия на производстве. В процессе выполнения изделия учащиеся сравнивают свою деятельность с производственной.
В разделе «Человек и вода» учащиеся знакомятся с водоснабжением городов и посёлков как производственным процессом, обеспечивающим жизнедеятельность людей и работу производства; со способом очистки воды, определения объёма её расходования (а также учатся фильтровать воду в бытовых условиях); с производственными процессами в порту и профессиями людей, выполняющих определённые виды деятельности в порту, обслуживающих порт; осваивают способы завязывания простых морских узлов, которые можно использовать при креплении грузов.
В разделе «Человек и воздух» учащиеся знакомятся с историей и элементами авиакосмической промышленности, с самолётами и космическими ракетами; повторяют правила разметки деталей из бумаги и картона сгибанием, самостоятельно составляют план работы, технологическую карту и собирают из конструктора модель самолёта.
В разделе «Человек и информация» учащиеся узнают о работе издательства, о процессе создания книги, об особенностях работы редактора, художника, корректора, знакомятся с элементами книги, осуществляют набор титульного листа и содержания книги на компьютере, изготавливают переплёт, осваивая новое соединение - шитьё блоков втачку. В этом разделе создаётся на основе собранного за год материала книга «Дневник путешественника».
Содержание регионального компонента интегрируется в содержании учебного предмета по темам: полезные ископаемые, автомобильный завод «КамАЗ», швейная фабрика, обувная фабрика, деревообрабатывающее производство, тепличное хозяйство, самолетостроение и ракетостроение.
Примерное распределение часов по темам предмета
№
Наименование раздела программы
Количество часов
1
Знакомство с учебником
1 ч
2
Человек и земля
17 ч
3
Человек и вода
3 ч
4
Человек и воздух
3 ч
5
Человек и информация
11ч
Итого:
35 ч
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Технология» к концу четвёртого года обучения.
Учащиеся должны знать/понимать:
-
виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
-
неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный - клейстер (клей) и нитки, подвижный - проволока, нитки, тонкая веревочка);
-
о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе.
-
новые термины, встречающиеся на уроках (коллаж).
-
свойства новых материалов ( тесто).
-
новые свойства уже встречавшихся материалов.
-
новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.
-
новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.
-
новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.
-
приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.
-
знать область применения и назначения, таких технических устройств, как компьютер, основные источники информации, назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
Учащиеся должны уметь:
-
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
-
с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки, лески.
-
лепить способом вытягивания из целого куска.
-
вырезать из бумаги детали криволинейного контура.
-
вырезать из бумаги полоски на глаз.
-
обрывать бумажные детали по намеченному контуру.
-
плести разными способами из различных материалов.
-
вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру.
-
самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.
-
самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
-
самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.
-
контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
-
создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения.
-
владеть простейшими видами народных ремесел;
-
получать необходимую информацию, используя такие технические устройства, как компьютер
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
применение информации для решения различных задач;
-
выполнение домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);
-
соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приёмов работы с материалами, инструментами;
-
создание различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных и текстильных материалов, пластилина;
-
осуществление сотрудничества в совместной работе.
Календарно - тематическое планирование по технологии
№
Тема урока
Кол-во час
Планируемые результаты
УУД
Дата
План/факт 1 Как работать с учебником. Дәреслек белән ничек эшләргә.
1
Отвечать на вопросы по материалу,
изученному в предыдущих классах.
05.09
Человек и земля - 20 часов
2-3 Вагоностроительный завод. Изделия: Кузов вагона. Пассажирский вагон. Эшләнмә:Вагон арбасы.Пассажир вагоны
1
1 Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников. Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля. Личностные умения: - проявлять интерес к изученной теме; - проявлять желание под_готавливать и защищать проекты
Познавательные умения: - раскрывать значение поня_тий «учебник», «тетрадь», «ус_ловные обозначения», «крите_рии», «материалы», «инстру_менты», «приспособления», «проект» и использовать их в активном словаре - анализировать план работы над проектами и обосновывать необходимость каждого из них
Регулятивные умения: - выполнять учебное дейст_вие, используя условные зна_ки; - выполнять взаимопроверку учебного задания.
Коммуникативные умения: - адекватно использовать ре_чевые средства в рамках учеб_ного диалога.
редметные умения: - составлять план работы над проектом; - активно пользоваться нави_гационной системой учебника; - ориентироваться на страни_цах учебного комплекта 12.09 19.09
4-5 Полезные ископаемые. Изделие: Буровая вышка. Файдалы казылмалар. Эшләнмә: Бораулау вышкасы.
1
1 Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции. 26.09 03.10
6-7 Полезные ископаемые. Изделие: Малахитовая шкатулка. Файдалы казылмалар. Эшләнмә:Малахит шкатулка.
1
1 Находить и отбирать информацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников. Определять технологию лепки слоями для создания имитации рисунки малахита. Смешивать пластилин близких оттенков для создания нового оттеночного цвета. 10.10 17.10
8-9 Автомобильный завод. Изделия: КамАЗ. Кузов грузовика Автомобиль заводы. Эшләнмә: КамАЗ. Йөк машинасы кузовы.
1
1 Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выделять информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ) 24.10 31.10
10-11 Монетный двор. Изделия: Стороны медали. Медаль. Акча сугу йорты. Эшләнмә: медаль яклары.Медаль.
1
1 Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Освоить правила теснения фольги. 14.11 21.11
12 Фаянсовый завод. Изделия: Основа для вазы. Ваза. Фаянс заводы. Эшләнмә:Ваза өчен кыса. Ваза.
1
1 Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. 28.11
13-14 Швейная фабрика. Изделие: Прихватка. Тегү фабрикасы.Эшләнмә: Тоткыч.
1
1 Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. 05.12 12.12
15-16 Мягкая игрушка. Изделия: Новогодняя игрушка. Птичка. Йомшак уенчык. Эшләнмә:Яңа ел уенчыгы.Кошчык.
1
1 Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. 19.12 26.12
17 Обувное производство. Изделие: Модель детской летней обуви. Аяк киемнәре. Эшләнмә:Балаларның җәйге аяк киеме моделе.
1 Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. 16.01
18 Деревообрабатывающее производство. Изделие: Лесенка-опора для растений Агач эшкәртү производствосы. Эшләнмә:Үсемлекләр өчен баскыч-терәк.
1 Находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем. 23.01
19 Кондитерская фабрика. Изделия: «Пирожное «Картошка»»«Шоколадное печенье». Кондитер фабрикасы. Эшләнмә:"Бәрәңге",Шоколадлы печенье.
1 Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. Отмечать на карте города, где находятся крупнейшие кондитерские фабрики. 30.01
20 Бытовая техника. Изделие: Настольная лампа. Көнкүреш техникасы.Эшләнмә:Өстәл лампасы.
1 Находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении. Находить и отмечать на карте России города, где находятся крупнейшие производства бытовой техники. Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми приборами. 06.02
21- Тепличное хозяйство. Изделие: Цветы для школьной клумбы. Теплица хуҗалыгы. Эшләнмә:Мәктәп клумбасы өчен чәчәкләр.
1 Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека. Анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания. 13.02
Человек и вода-3 часа
22 Водоканал. Изделие: Фильтр для воды. Су каналы. Эшләнмә:Су чистарткыч фильтр
1 Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготовить струеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи. Личностные умения: - проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности. Познавательные умения: - использовать приобретённую информацию при выполнении задания. Регулятивные умения: - распределять обязанности для выполнения учебного задания; - выполнять задание в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога; - представлять результат деятельности группы. Предметные умения: - составлять рассказ об учебнике по выбранной теме; - рассказывать об условных обозначениях комплекта «Технология»; - формулировать фразуконструкт о проектной деятельности 20.02
23 Порт. Изделие: Канатная лестница. Порт.Эшләнмә:Аркан баскыч.
1 Находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессии людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и прямого узла. Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания. 27.02
24 Узелковое плетение. Изделие: Браслет. Төенле үрү. Эшләнмә: Беләзек.
1 Освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме». 06.03
Человек и воздух- 3 часа
25 Самолетостроение. Изделие: Самолет Самолет төзелеше.
1 Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты. Личностные умения: - проявлять интерес к определению стоимости изделий, выполненных на уроках технологии. Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения: - составлять план работы над проектом из учебника 4_го класса 13.03
26 Ракетостроение. Изделие: Ракета-носитель. Ракета төзелеше. Эшләнмә:Йөртүче ракета
1 Осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать лист бумаги в объемное геометрическое тело - конус, цилиндр. 20.03
27 Летательный аппарат. Изделие: Воздушный змей. Эшләнмә:Һава очырткычы.
Находить и отбирать информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. 03.04
Человек и информация-8 часов
28 Создание титульного листа. Изделие: «Титульный лист» Титул бите ясау. Эшләнмә:Титул бите. 1 Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании. Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: - представлять результат деятельности группы. Предметные умения: - определять значение проектной деятельности и порядок действий для её выполнения
10.04
29 Работа с таблицами. Изделие: создание таблицы. Таблица белән эш. Эшләнмә: таблицалар ясау. 1 Закрепить знание и умение работы на компьютере. освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе Microsoft Word. 17.04
30 Создание содержания книги. Китапның эчтәлеген ясау. 1 Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. 24.04
31-
32-
33
Переплетные работы. Төпләү эшләре. Изделие: Книга «Дневник путешественника».Элементы книги. "Сәяхәтче көндәлеге" китабы.
Эзкиз обложки книги. Китап тышлыгының эзкизы. 1 1
1 Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики. 08.05
11.05
15.05
34 Итоговой урок. Йомгаклау дәресе. 1 Организовать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. 22.05
35 Тематическая экскурсия в сельскую библиотеку. Авыл китапханәсенә тематик экскурсия. 1
29.05
Перечень учебно-методических средств
Для учителя.
- Горецкий В.Г., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение 2011
Для учащихся.
-
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 4 кл, Просвещение 2011