Из опыта работы с одарёнными детьми

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы с одарёнными детьми

Одарённые дети

из опыта работы

учителя начальных классов

МБОУ «Гимназия №94»

г.Казани



Содержание

Введение

  1. Признаки и виды одаренности
  2. Формы и методы работы с одаренными детьми
  3. Рекомендации по организации системы работы с одаренными, способными детьми
4.Литература 5. Приложения

Введение


Приметой последнего времени стало повышенное внимание к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался, интерес и к проблеме детской одаренности, к организации процесса обучения одаренных детей. В настоящее время проблема одаренности становится все более актуальной. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Выражение «одаренные дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Одаренных детей, как правило, отличают высокая любознательность, исследовательская активность; большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями; умение ставить вопросы. Такие дети с удовольствием читают словари, энциклопедии; продумывают слова, выражающие их собственные понятия и воображаемые события; предпочитают игры, требующие умственных способностей. Они отличаются упорством в достижении любого результата, берутся за слишком сложные задачи. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении "неодобряемых". В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и, прежде всего, это связано с подготовкой самих педагогов. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний. В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин. Огромную работу, как теоретик проделал В.А. Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление. Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс. Интересные исследования в области физиологии одаренных, гениальных людей провел доктор биологических наук, профессор В.П. Эфроимсон. Как правило, знание механики любого явления позволяет более точно судить о его проявлениях. И, наконец, можно отметить великолепную исследовательскую работу доктора психологических наук Ю.З. Гильбуха. Вместе с группой ученых им была разработана дифференцированная система обучения, дающая больше возможности для проявления индивидуальности ребенка.
Признаки и виды одаренности



Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода. Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «хочу» и «могу». Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его действия. Мотивационный - характеризует отношение к ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка имеет следующие признаки:

  1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности:
    • Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения.
    • Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации
    • Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющие появление, на первый взгляд неожиданных идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности.
  1. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в уникальности ее продукта.
  2. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом - сложное.
  3. Особый вид обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
  1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, техническим устройствам, растениям и т.д.), либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
  2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
  3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
  4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
  5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонности ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но необязательно как порождающие ее. Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка не обязательно должно соответствовать всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Поэтому наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая. К основным видам одарённости относят общую ,специальную и творческую одаренности. Общая одаренность (общая умственная) обеспечивает овладение разнообразными знаниями и умениями, которые человек реализует во многих видах деятельности. Н.С. Лейтес пишет, что «общая одаренность или общие способности проявляются в широком многообразии возможностей человека. К общей одаренности относятся прежде всего свойства ума, и поэтому общие способности называют «общими умственными способностями». Общую одаренность часто отождествляют с интеллектуальной. В отличие от общей специальная одаренность рассматривается в отношении к специальным областям деятельности. В соответствии с этим выделяют художественную, спортивную, социальную одаренность. Творческая одаренность характеризуется нестандартным, нешаблонным мышлением, творческие способности определяются как креативность (творческость). При этом способности к усвоению знаний могут быть не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар. Реальная педагогическая практика научилась определять три категории одаренных детей: 1. Дети с высокими показателями по уровню общей одаренности. 2. Дети, достигшие успехов в каких-либо определенных областях деятельности. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Такую категорию детей часто называют талантами. 3. Дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одаренность»). Каждый из этих типов, а он соответствует понятию группы способностей, включает в себя ряд видов. Соответственно по типу предпочитаемой деятельности различают одаренность интеллектуальную, академическую, художественную, психомоторную (спортивную), лидерскую (организаторскую) и др. При этом все специалисты согласны с Б.М. Тепловым в том, что, хотя одаренность теснейшим образом связана с уровнем развития способностей, ее нельзя отождествлять с развитием отдельных способностей и, тем более, с психическими процессами.

Формы и методы работы с одаренными детьми
В нынешних условиях одаренных детей выявляют психологи с помощью специальных методик. Чаще всего это проводится в школе, где широко распространены всевозможные тесты. Однако, даже лучшие тесты не гарантируют защиты от ошибок. И основными методами остаются наблюдения и эксперимент. Одним из методов исследования одаренных детей являются лонгитюдные наблюдения (наблюдения одаренности ребенка в развитии, т.е. наблюдения на протяжении ряда лет). Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования, либо в процессе индивидуального образования). Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаются определенным своеобразием (поисковые, проблемные, исследовательские, игровые). Используются, в частности, тематические и проблемные мини-курсы: «мозговые штурмы, ролевые тренинги, круглые столы, дискуссии, дебаты, развитие исследовательских умений в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.д. Методы и формы работы разделяются на урочные и внеурочные. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. В рамках урока основной задачей педагога является создание условий для формирования и развития познавательной активности одаренных детей. Для этого используют метод «детского эксперимента». Это когда ученики, сталкиваются с проблемной ситуацией; сами определяют, какой материал они не знают, что повторить для изучения новой темы; помогают составить алгоритм для решения учебной задачи; выполнять задания повышенной сложности и работать с дополнительной литературой. Также рекомендуется проводить групповую работу для формирования учебного содружества, при которой в группу входят дети с разным уровнем обученности. При решении учебной задачи одаренный ученик использует роль консультанта, следит, чтобы все ребята высказывались по данной проблеме, все предположения детей анализирует по заданным критериям и обобщает их, оказывает помощь каждому члену группы, старается это сделать так, чтобы достаточно слабый ученик попытался сам объяснить материал. Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных детей обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсах вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Функциями системы является обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра (игровой метод), которая является главным средством развития творческих способностей учащихся. Для детей с незаурядными способностями разработаны специальные учебные и развивающие программы, которые реализуются в специальных кружках, учебных классах и школах для одаренных.

Рекомендации по организации системы работы с одаренными, способными детьми

Система работы с одаренными детьми должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. Ее становление в конкретных школах, районах, городах области как специфического взаимодействия различных учреждений и способов работы с одаренными детьми неизбежно. Поэтому в качестве основных направлений работы с одаренными детьми следует выделить: а) систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь детских садов общеразвивающего вида, Центров развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающих учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивающих преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу; б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей; в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности; г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми (в том числе лицеев, гимназий нетиповых образовательных учреждений высшей категории и т.п.) и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования. Учитывая разнообразие социальных, образовательных и психологических функций современного образования, цели проектирования и моделирования образовательной среды предполагают определение не только дидактических целей собственно обучения, но и психологических целей развития учащегося, а также и целей его социализации. В последнем случае речь идет о формировании у учащегося способности быть субъектом (носителем) тех способов и тех видов деятельности, которые необходимы ему для активной жизни в современном обществе. Поэтому цели обучения и развития, а также, соответственно, проектирование образовательной среды, могут быть ориентированы:

  • на передачу учащимся знаний, умений, навыков, соответствующих их интересам и склонностям, т.е. на формирование субъекта общих предметных знаний, умений, навыков (традиционная цель обучения);
  • на развитие у учащихся специальных способностей, соответствующих определенным типам культурно-исторических видов человеческой деятельности (учебной, профессиональной, математической, технической, художественной, спортивной и т.д.), т.е. на формирование субъекта предметно-специализированных знаний, умений, навыков (традиционная цель специального обучения);
  • на развитие у учащихся способностей, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста (игровая, учебная, коммуникативная и т.п.), т.е. на формирование субъекта деятельности ведущего типа (игровой, учебной, общения, допрофессиональной подготовки) - цель развивающего обучения;
  • на создание образовательных условий (системы возможностей), необходимых учащимся для проявления своих потенциальных возможностей, развития их в склонности, интересы и способности в разных сферах деятельности человека, т.е. на формирование субъекта своего развития (физического, интеллектуального, личностного, социального) - цель развивающего образования.
Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом обучения. Опыт показывает, что значительные трудности одаренные люди испытывают и в период профессионального самоопределения, и в дальнейшем. При организации обучения одаренных детей важным является разработка таких учебных программ, которые бы в максимальной мере соответствовали качественной специфике конкретного типа одаренности и учитывали внутренние психологические закономерности его формирования. Очевидно, что учебные программы для детей с высоким потенциалом должны отличаться от обычных: они должны отвечать потребностям этих детей. Иным должно стать содержание программ, а также методы, формы и средства обучения через которые они воплощаются. Особые требования предъявляются и к самой обстановке обучения, к результатам, которые предположительно будут получены. На основе этих положений программы для обучения одаренных, способных детей дифференцируются по содержанию, по методам и процедуре обучения, по результатам, а также по окружению. Однако все программы должны предполагать изучение широких тем, проблем; педагоги должны применять междисциплинарный подход в обучении; развивать умения самостоятельной и исследовательской работы; поощрять стремление к пониманию самого себя, к признанию своих способностей. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Исследования показали, что количество детей со среднем уровнем развития преобладает над количеством одаренных детей. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям. Вот направления, над которыми надо работать взрослым: учителям, воспитателям, родителям.

Литература:
  1. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. - Киев, 1992.
  2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973.
  3. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. - М., 2003.
  4. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение, 1994.
  5. Программа «Одаренный ребенок». Основные положения. - М.: Новая школа, 2005.
  6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.,1996.
  7. Учителю об одаренных детях /Под ред. В.П. Лебедевой, В.И, Панова.- М.,1997.



Приложения

Задача 1. Какое отчество у мамы ?

ВИз опыта работы с одарёнными детьмиИз опыта работы с одарёнными детьмиасиного отца зовут Иван Николаевич,

а дедушку - Семен Петрович.

Какое отчество у Васиной мамы?

Задача 4. Считаем ступеньки

Из опыта работы с одарёнными детьми

Сережа поднимается по лестнице. Каждый раз он перепрыгивает через одну ступеньку.

Сейчас он - на третьей ступеньке.

На какой ступеньке он окажется, сделав три своих "шага"?

Если вы уже посчитали, поищите свое число в списке ответов :


(a) 9; (b) 8; (c) 6; (d) 5;



Задача 6. Лодочный поход

1Из опыта работы с одарёнными детьмиИз опыта работы с одарёнными детьми4 ребят отправились в лодочный поход.
У четверых из них вместе с ними в походе участвовало трое братьев,

у шестерых ребят было по 2 брата - также участников похода,

имелось двое человек, вместе с которыми в поход отправилось по одному брату.

И только у двоих ребят не было ни одного брата в этом походе.

Сколько всего матерей дожидалось возвращения своих детей из похода ?

(a) 9 матерей; (b) 8 матерей; (c) 7 матерей; (d) 6 матерей; (e) 5 матерей; (f) 4 матери;

Задача 2. Пожиратели Песка

НИз опыта работы с одарёнными детьмиИз опыта работы с одарёнными детьмиа краю пустыни поселились Пожиратели Песка.

Аппетит у них отменный : два Пожирателя могут съесть 2 тонны песка за 2 часа.

Сколько песка могут съесть 6 животных за 6 часов, если аппетит у них будет тот же самый ?

(a) 6 тонн; (b) 12 тонн; (c) 14 тонн; (d) 18 тонн; (e) 22 тонн; (f) 24 тонн;





Задача 4. Шоколад и Поварята

Пять Маленьких Поварят решили разделить между собой большую прямоугольную шоколадку.

Из опыта работы с одарёнными детьми


Но она упала на пол и когда они развернули ее, то увидели, что шоколадка разбилась на 7 кусков.

Николай съел самый большой кусок.
Света и Маша съели одно и тоже количество шоколада, но Света съела три куска, а Маша только один кусок.

Белла съела 1/7 часть целой шоколадки, и Катя съела все остальное.

Какой кусок шоколадки достался Кате ?

(a) 1; (b) 2; (c) 3; (d) 4; (e) 5; (f) 7;



Комбинаторная задача для 3-4 классов

Задача 1. Из рук в руки

ЕИз опыта работы с одарёнными детьмисли Андрей даст Борису 3 рубля,

а Борис даст 5 рублей 60 копеек Косте,

а Костя даст Андрею 3 рубля 70 копеек,

тогда у каждого из них окажется по 20 рублей.

Сколько денег у Андрея и Кости вместе на самом деле?

(a) 40 руб; (b) 39 руб 10 коп.; (c) 37 руб. 40 коп.; (d) 36 руб. 50 коп; (e) 35 руб. 10 коп.; (f) 30 руб.;



Комбинаторная задача для 2 - 3 класса:

ЗИз опыта работы с одарёнными детьмиадача 5. Верные друзья


Пятачок хочет вставить в три разные рамки портреты Винни-Пуха, Тигры и Иа-Иа.

Он может разместить портрет Винни-Пуха в розовой рамочке, Тигры - бирюзовой, а Иа-Иа - в коричневой.

А сколько всего разных способов есть у Пятачка, чтобы разместить портреты своих друзей ?


Из опыта работы с одарёнными детьми
a) 1 способ b) 2 способа; c) 3 способа; d) 4 способов; e) 5 способов; f) 6



Текстовая логическая задача для 2 3 класса:

Задача 6. Что дороже ?

ПИз опыта работы с одарёнными детьмиосле того, как Сереже сказали, что 7 карандашей стоят дороже, чем 8 тетрадей, его спросили :

"Что дороже стоит, 8 карандашей или 9 тетрадей ?"

А если спросят Вас, что Вы ответите ?


Из опыта работы с одарёнными детьмиИз опыта работы с одарёнными детьми(a) 8 карандашей стоят столько же, сколько 9 тетрадей;
(b) 8 карандашей стоят дороже 9 тетрадей;
(c) 8 карандашей стоят дешевле 9 тетрадей;



Задачи - детям: занимательная задача на геометрическую форму

Задача 3. Поможем Пингвинчику !

Пингвин строит себе домик изо льда. Осталось достроить крышу. Но он никак не может выбрать, какую взять льдинку. Помоги ему, дружок !

Из опыта работы с одарёнными детьми

Какая льдинка подойдет ?

(a) A; (b) B; (c) C; (d) E; (e) K; (f) M; (j) P; (h) H.



Текстовая логическая задача для 2 3 класса:

Задача 6. Что дороже ?

ПИз опыта работы с одарёнными детьмиосле того, как Сереже сказали, что 7 карандашей стоят дороже, чем 8 тетрадей, его спросили :

"Что дороже стоит, 8 карандашей или 9 тетрадей ?"

А если спросят Вас, что Вы ответите ?


Из опыта работы с одарёнными детьмиИз опыта работы с одарёнными детьми(a) 8 карандашей стоят столько же, сколько 9 тетрадей;
(b) 8 карандашей стоят дороже 9 тетрадей;
(c) 8 карандашей стоят дешевле 9 тетрадей;



Задача 2 3 : математический ребус

Задача 3. Разгадываем математический ребус

Расставьте числа 1, 2, 3, 4, 5 в колонке и в строчке из диназавриков, так, чтобы сумма чисел как в колонке, так и в строчке была бы равна 9 !

Из опыта работы с одарёнными детьми

Какое число стоит на месте вопроса ?


a) 1 ; b) 2 ; c) 3 ; d) 4 ; e) 5 .



ЗИз опыта работы с одарёнными детьмиадача 3. Обед в ресторане

ВИз опыта работы с одарёнными детьми меню маленького ресторана имеются

три супа : грибной суп, мясной суп, и фруктовый суп;

четыре вторых блюда : фрикадельки и спагетти, макароны и гусь, вегетарианские котлетки, и запеченный цыпленок.

два десерта : блинчики и сладкие каштаны в шоколаде и глазури.

Сколько разных вариантов обедов из трех блюд Вы можете составить, имея такой выбор, если Вы хотите заказать суп, второе блюдо и десерт ?

(a) 1; (b) 3; (c) 6; (d) 8; (e) 12; (f) 24;



Задача на логику для детей 3-4 класса

Задача 5. Разберемся с обложками книг

ВИз опыта работы с одарёнными детьми библиотеке есть книги по истории, математике и физике.

Обложки этих книг красные, зеленые и голубые.

Нам известно, что обложки книг по истории не голубые, обложки математических книг либо голубые, либо зеленые,

и что обложки книг по физике не красные, и не зеленые.

Какого цвета обложки исторических книг ?


(a) красные; (b) зеленые; (c) голубые.; (d) невозможно определить;

Задача 1. Сын отца сапожника

Из опыта работы с одарёнными детьми



Сын отца сапожника - плотник.

Кем приходится сапожник - плотнику ?

Из опыта работы с одарёнными детьми

(a) сапожник - сын плотника; (b) сапожник - отец плотника;
(c) сапожник - дедушка плотника; (d) сапожник - брат плотника.

Задача 3. Кто где живет ?

МИз опыта работы с одарёнными детьмиарина и Наталия едут вместе в поезде из Санкт-Петербурга в Москву. Во время их беседы выяснилось, что обе они совершали этот рейс несколько раз раньше и всегда поездом.

Одна из них живет в Санкт-Петербурге, а другая - в Москве. Из опыта работы с одарёнными детьми

У Марины было уже 95 рейсов между этими двумя городами, включая этот рейс, а у Наталии - только 86.

Кто живет в Москве?

a) Марина; b) Наталия; c) Невозможно определить.

Задача 5. Кто победил ?

ЕИз опыта работы с одарёнными детьмиИз опыта работы с одарёнными детьмилена, Инна и Ольга, три внучки, участвовали в соревновании по поеданию кексов.

Их бабушка сделала три заявления перед началом соревнований :

а) Елена будет второй.
б) Инна не будет победительницей.
в) Ольга не будет второй.

Три внучки заняли первое, второе и третье места в этом соревновании.

Но только одно предсказание бабушки оказалось верным.

Кто занял первое место ?


a ) Елена; b ) Инна; c ) Ольга; d ) Нельзя определить;

ЗИз опыта работы с одарёнными детьмиадача 6. Чему равна ошибка ?

Самый Сильный Человек города N-ска должен был поднять штангу.

ОИз опыта работы с одарёнными детьмирганизаторы состязания попросили зрителей высказать их предположения.

Четыре человека назвали следующие числа :

196 кг, 163 кг, 178 кг, и 185 кг.

Впоследствии оказалось, что все ошиблись. Кто-то ошибся

на 1 кг, кто-то - на 6 кг, еще один на 16 кг и еще один - на 17 кг.

Найдите истинный вес поднятой штанги.

На сколько кг ошибся человек, предсказавший вес 163 кг ?

a) на 1 кг; b) на 6 кг; c) на 16 кг; d) на 17 кг;

Комбинаторные задачи deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/782.html

Логические задачи festival.1september.ru/articles/524977/

Развлекательные задачи для школьников

1) У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: Да, если трактористы - женщины, либо речь о разных Сергеях.

2) В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется?
Ответ: Останется 20: задутые свечи не сгорят полностью.

3) Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
Ответ: Нет, - через 72 часа будет снова полночь.

4) На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?
Ответ: Кусок льда.

5) Можно ли из двух химических элементов создать еще один элемент?
Ответ: Да, гальванический.

6) Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на "а", либо на "я": Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть женские имена, которое не оканчивается ни на "а", ни на "я". Назовите его.
Ответ: Любовь и Нелли.

7) Назовите пять дней, не называя чисел (напр., 1, 2, 3,..) и названий дней (напр., понедельник, вторник, среда...).
Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

8) Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?
Ответ: Многие сразу говорят, что ночью. Все гораздо проще: когда дверь открыта.

9) На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать?
Ответ: Надо достать лист бумаги.

10) Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой - из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся?
Ответ: В момент встречи они будут на одинаковом расстоянии от Москвы.

11) Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?
Ответ: 100% , т.к. три точки всегда образуют одну плоскость.

12) На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них - не 1 рубль. Какие это монеты?
Ответ: 2 рубля и 1 рубль. Одна то не 1 рубль, а вот другая - 1 рубль.

13) С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?
Ответ: Эта задача в компании сразу выявляет физика: физик сразу отвечает, что ей нужно бежать со сверхзвуковой скоростью. Разумеется, собаке достаточно стоять на месте.

14) Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть?
Ответ: 1 ч 40 мин = 100 мин

15) Крыша одного дома не симметрична: один скат ее составляет с горизонталью угол 60 градусов, другой - угол 70 градусов. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо - в сторону более пологого или крутого ската?
Ответ: Петухи не кладут яйца.

16) В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?
Ответ: Независимо от распределения жильцов по этажам, кнопка "1".

17) Мальчик упал с 4 ступенек и сломал ногу. Сколько ног сломает мальчик, если упадет с 40 ступенек?
Ответ: Всего одну, т.к. вторая у него уже сломана, либо не больше ни одной, если повезёт ;-)

18) Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу - двенадцать ребят,
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке - кошка,
У каждой кошки - двенадцать котят,
У каждого котенка в зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
" Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?"

Ответ: Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками,
С мышками и кошками
Шли навстречу ему - в Кострому.

19) Возможно ли такое: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?
Ответ: Да, это всадник на лошади.

20) Какое колесо не крутится при правом повороте?
Ответ: Запасное.

21) Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить - всем по одному досталось. Как это могло быть?
Ответ: Это были дед, отец и сын.

22) На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось?
Ответ: На березе яблоки не растут.

23) Какие слова изнуряли Винни-Пуха?
Ответ: Длинные и труднопроизносимые.

24) Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь?
Ответ: Под мокрым.

25) Как далеко в лес может забежать заяц?
Ответ: До середины. Дальше он уже выбегает из леса.

26) Какое слово всегда звучит неверно?
Ответ: Слово "неверно".

27) Из какой посуды нельзя ничего поесть?
Ответ: Из пустой.

28) Куда идет цыпленок, переходя дорогу?
Ответ: На другую сторону дороги.

29) Что можно приготовить, но нельзя съесть?
Ответ: Да много чего: домашнее задание, цемент.

30) Как можно поместить два литра молока в литровую бутылку?
Ответ: Налить в бутылку литр, когда его выпьют, налить второй литр; или насыпать сухого молока...

31) Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку?
Ответ: Пять.

32) Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
Ответ: Все 12, т.к. если в месяце 30 дней, то и 28 дней среди них есть.

33) Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды?
Ответ: Якорь (морской, а не ресурсный ;)

34) Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось?
Ответ: Она ходила внутри круга с радиусом 10м, причём не обязательно по кругу.

35) Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?
Ответ: Палец на карте, глобусе; марка на конверте; интернетчик ;-)

36) Можно ли зажечь спичку под водой?
Ответ: Если ты в подводной лодке, то да.

37) Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться?
Ответ: Главное бросать его так, чтобы оно летело больше 3 метров, тогда оно разобьется не когда пролетит 3м, а когда упадет.

38) Что станет с зеленым утесом, если он упадет в Красное море?
Ответ: Ничего, разве что немного раскрошится от падения, или утонет.

39) Мужчина вел большой грузовик. Огни на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть ее?
Ответ: Так днем дело - то было.

40) Два человека играли в шашки. Каждый сыграл по пять партий и выграл по пять раз. Это возможно?
Ответ: Да, т.к. и проиграл тоже 5. Вничью они играли.
Также возможно, что они играли не друг с другом.

41) Что может быть больше слона и одновременно невесомым?
Ответ: Вакуум, но по объему он должен занимать много места.

42) Что все люди на Земле делают одновременно?
Ответ: Живут.

43) Что становится больше, если его поставить вверх ногами?
Ответ: Уровень песка в песочных часах.

44) Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться?
Ответ: Спрыгнуть с нижней ступеньки. Или положить лестницу на землю.

45) Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?
Ответ: Кучу всего: скорость, время, работу, напряжение, IQ и тд

46) Какой рукой лучше размешивать чай?
Ответ: В которой ложка, а если ложка есть в обоих, то которой удобней.

47) Когда сеть может вытянуть воду?
Ответ: Когда вода превратится в лед.

49) Hа какой вопрос нельзя Ответить "Да" ?
Ответ: Ты умер? Ты, что глухонемой?

50) Hа какой вопрос нельзя Ответить "Hет" ?
Ответ: Вы живы? Пить будешь?

51) Что имеет две руки, два крыла, два хвоста, три головы, три туловища и восемь ног?
Ответ: Инопланетянин ;-) Или всадник на коне с соколом в руке.

Задачи шутки

Будем условно считать, что если человек не будет семь суток есть или семь суток спать, то он умрет. Пусть человек неделю не ел и не спал. Что он должен сделать в первую очередь к концу седьмых суток: поесть или поспать, чтобы остаться в живых?
(Несмотря на шутливый характер, задача имеет строгое и единственное решение).
Ответ Человек не может одновременно и спать и есть. Поэтому срок в семь суток после сна и после еды наступает в разное время. Человек должен сделать то, что неделю назад делал раньше: спал или ел.

Снесли вместе 7 стожков сена и 11 стожков. Сколько стожков получилось?
Ответ Получился один стог.

На одном доме четыре дымовые трубы, на соседнем три и на следующем две. Что получается в результате?
Ответ В результате получится дым.

Как правильно сказать: "9 и 7 будет 15" или "9 плюс 7 равно 15"?
Ответ 9+7=16.

Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее, наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница?
Ответ: Надо один из пустых мешков вложить в другой такой же, а затем в него насыпать смолотую пшеницу.


Написать цифрами число, состоящее из одиннадцати тысяч, одиннадцати сотен и одиннадцати единиц.
Ответ: 12111 = 11000 + 1100 + 11. (Но не 11111)

Летели утки: одна впреди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?
Ответ: Всего летело 3 утки, одна за другой.

Два землекопа выкапывают 2 м канавы за 2 ч. Сколько землекопов за 5 ч выкопают 5 м канавы?
Ответ: 2 землекопа.

Электропоезд едет с востока на запад. Набрав скорость, поезд делает 60 км/ч. В том же направлении - с востока на запад - дует ветер, но со скоростью 50 км/ч.
В какую сторону относит дым поезда?
Ответ:Ни в какую. Электропоезд не дает дыма.

В знойный летний день, когда воздух звенит от насекомых, на зеленой лужайке площадью в три с половиной га пасутся две лошади одной породы и масти, различающиеся между собой разве только тем, что у одной хвост подвязан, а у другой - нет. Лужайка имеет форму параллелограмма, и одна из лошадей щиплет траву, передвигаясь по его диагонали, а другая - по его сторонам. Какая из этих лошадей в течение часа съест больше травы, если аппетит у них одинаков, одинаков и травяной покров лужайки, на которой они пасутся?
Ответ: Больше травы съест та лошадь, у которой хвост не подвязан: ей не приходится отвлекаться от еды, чтобы отгонять мошкару.

Шла баба в Москву и повстречала трёх мужиков. Каждый из них нёс по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?
Ответ: В Москву шла только баба.

Пришёл мельник на мельницу. В каждом углу по 3 мешка, на каждом мешке по 3 кошки, у каждой кошки по три котёнка, у каждого котёнка - по мышонку. Сколько ног?
Ответ: Две ноги (у мельника, у остальных - лапы, лапки).

Почему парикмахер в Женеве скорее предпочтёт постричь двух французов, чем одного немца?
Ответ: Потому что заработает на них вдвое больше.

В шестиэтажном доме с этажа на этаж идут лестницы одинаковой длины. Во сколько раз подъём с первого этажа на шестой длиннее, чем подъём с первого этажа на третий?
Ответ: В два с половиной раза.

Представьте, что у вас в кармане коробок с одной-единственной спичкой. Вы вошли ночью в тёмную комнату, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжёте в первую очередь?
Ответ: Спичку.

Химик обнаружил, что некоторая реакция протекает в течение 80 минут, если он в пиджаке. Если же он без пиджака, то та же самая реакция протекает за 1 час 20 минут. Как вы это объясните?
Ответ: 80 минут равны 1 часу 20 минутам.

На столе лежат три карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его?
Ответ: Переложить один из тех, что короче.

Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?
Ответ: 2; 4; 6, т.к. у половины палки тоже два конца.

На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?
Ответ: 4.

Выпишите одну за другой все цифры от 9 до 1 в обратном порядке.
Ответ: 123456789.

Может ли дождь идти 2 дня подряд?
Ответ: Не может. Дни разделяет ночь.

Магазин при 10-часовом рабочем дне открывается в 8 часов утра и закрывается в 7 часов вечера. Закрывается ли магазин на обеденный перерыв?
Ответ: Закрывается. От открытия до закрытия проходит 11, а не 10 часов.

Полторы рыбы стоят полтора рубля. Сколько стоят 5 рыб?
Ответ: 5 рублей.

"Вот вам три таблетки сказал врач, - принимайте их через каждые полчаса". На какое время хватит прописанных доктором таблеток?
Ответ: На час.

В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами?
Ответ: 10.

Часы с боем отбивают один удар за секунду. Сколько времени потребуется часам, чтобы отбить 12 часов?
Ответ: 11 секунд.

Портной от куска сукна в 16 метров ежедневно отрезает по 2 метра. Через сколько дней он отрежет последний кусок?
Ответ: Через 7 дней

За одну минуту мальчик отпиливает метровое полено от пятиметрового бревна. За сколько минут он распилит бревно на части?
Ответ: За 4 минуты.

Скорый поезд вышел из Москвы в Санкт-Петербург и шёл без остановок со скоростью 60 км в час. Другой поезд вышел ему навстречу из Санкт-Петербурга и тоже шёл без остановок, но со скоростью 40 километров в час. На каком расстоянии друг от друга будут поезда за час до встречи?
Ответ: На расстоянии ста километров друг от друга.



© 2010-2022