- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по технологии 1 класс
Рабочая программа по технологии 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мананкова Е.В. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №12 ГОРОДА ЛИПЕЦКА
Рассмотрено
на заседании кафедры
начального и эстетического образования
Протокол № ___ от __________ г.
Заведующая кафедрой начального и эстетического образования
Смородина Л.М.
___________________________
Принято
на заседании
Педагогического совета
Протокол № ___ от _________г.
Утверждаю
Директор
МБОУ гимназии №12 города Липецка
Уласевич О.Н.
_________________________________
Приказ от ___________ № _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ТЕХНОЛОГИЯ»
УЧИТЕЛЬ: МАНАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
КЛАССЫ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
В НЕДЕЛЮ
В ГОД
1 В
1
33
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Цели и задачи программы В системе предметов общеобразовательной школы технология реализует познавательную и социокультурную цели: изучения технологии является приобретение личного опыта как основы обучения и познания; первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Задачи:- духовно-нравственное развитие учащихся; формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; воспитание толерантности к мнениям и позициям других;
- формирование целостной картины мира на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации достижения успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование внутреннего плана деятельности, умений переносить усвоенные теоретические знания в практику изготовления изделий, коммуникативных умений , первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений, неукоснительного соблюдения техники безопасности, первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Общая характеристика учебного предмета «Технология» Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счёте низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать, историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним. Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребёнка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ гимназии № 12 города Липецка предусматривается 1 час в неделю по технологии в 1В классе. Всего за год - 33 часа, из них 4 часа - на экскурсии.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Технология»
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы:
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
2. Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
3. Предметные результаты:
Обучающийся научится:
-
получать первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- получать первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- приобретать навыки самообслуживания; овладеет технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоит правила техники безопасности;
-
использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- приобретать первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание учебного предмета 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2-3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом) формообразование деталей (сгибание, складывание, сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов РОССИИ (растительный, геометрический и другой орнамент). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме
3. Конструирование и моделирование Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным. Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
- Практика работы на компьютере
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление); - простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ урока
Тема урока
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Дата проведения
Коррекция
1 Работа с разным материалом. Как работать с учебником. Материалы и инструменты.
Я и мои друзья
Т.Б. 1.7
1.09-4.09.15
2 Работа с разным материалом. Как работать с учебником. Материалы и инструменты.
Я и мои друзья
Т.Б. 1.9
7.09-11.09.15
3
Экскурсия «Красота окружающей природы» Т.Б. 1.1
14.09-18.09.15
4 Работа с разным материалом. Человек, природа, техника. Профессии. Организация рабочего места
Т.Б. 2.3.1
21.09-25.09.15
5 Работа с разным материалом. Природный материал. «Фигурки из листьев», «Чудо-коробочка». Экскурсия
Т.Б.
3.2.1
28.09-2.10.15
6 Работа с пластилином.
Пластилин. «Мудрая сова». Пластилиновый мир его законы
Т.Б 1.2
5.10-9.10.15.
7 С/Х труд
Растения в жизни человека. Выращивание растений Т.Б. 3.2.2
12.10-16.10.15
8 С/Х труд
Повторение
Т.Б.
3.1.1
19.10-23.10.15
9 Работа с бумагой. Бумага. Изготовление закладки для книг. Законы бумажного мира
2.3.2
26.10-30.10.15
10 Работа с пластилином.
Пчёлы. Пластилин- строитель
Т.Б. 1.2
9.11-13.11.15
11 Работа с пластилином.
Пчёлы. Пластилин- строитель Т.Б. 1.3
16.11-20.11.15
12 Повторение.
23.11-27.11.15
13 Работа с пластилином. Дикие звери. Пластилиновая сказка
Т.Б. 1.7 1.9
30.11-4.12.15
14 Работа с пластилином. Домашние животные. Калейдоскоп знаний
Т.Б.
7.12-11.12.15
15 Работа с разным материалом. Такие разные дома. Бумажные силуэты
Т.Б.
2.3.2
14.12-18.12.15
16 Работа с разным материалом. Свет в доме. Бумажная история
Т.Б. 2.3.2
21.12-25.12.15
17 Работа с бумагой. Мебель. Уборка квартиры. Обрывочная мозаичная аппликация
Т.Б. 2.3.4
11.01-15.01.16
18 Работа с тканью. Одежда. Ткань. Нитки. От веретена к прядильной машине.
Т.Б. 2.3.4
18.01-22.01.15
19 Работа с разным материалом. Учимся шить. Иголка - вышивальщица. Способы пришивания пуговиц
Т.Б. 2.3.4
25.01-29.01.16
20 Способы пришивания пуговиц. Т.Б. 2.3.2
1.02-5.02.16
21
Повторение
8.02-12.02.16
22
Царство ткани Т.Б.
22.02-26.02.16
23
Калейдоскоп знаний Т.Б. 2.3.1
29.02-4.03.16
24 Работа с разным материалом. Вода в жизни человека. Выращивание растений.
Питьевая вода
Т.Б. 3.2.2
7.03-11.03.16
25 Питьевая вода. Изделие: «Колодец»
3.6.3
14.03-18.03.16
26 Работа с бумагой. Передвижение
по воде. «Кораблик из бумаги», «Плот»
Т.Б.
2.3.1
28.03-1.04.16
27
Использование ветра. Изделие: «Вертушка»
2.3.4
4.04-8.04.16
28 Полеты птиц.
Изделие: «Попугай»
3.2.2
11.04-15.04.16
29 Работа с разным материалом. Полеты человека. «Самолет», «Парашют».
Т.Б. 1.4
18.02-22.04.16
30 Работа с разным материалом. Способы общения
Т.Б. 2.1.4
25.04-29.04.16
31
Работа с разным материалом. Важные номера телефонов. Правила дорожного движения
Т.Б. 2.14
2.05-6.05.16
32
Компьютер. Повторение
Т.Б. 1.10
9.05-13.05.16
33 Промежуточная аттестация.
1.3
16.05-20.05.16
Материально - технические средства обеспечения образовательного процесса
Учебно- методическое обеспечение
1. Учебник: Н.И.Роговцева; Н.В.Богданова; И.П.Фрейтаг. Технология. 1 класс. « Просвещение», ФГОС
Материально- техническое обеспечение
- Отдельный кабинет со столами и стульями для 30 человек.
- Доска магнитная
- Компьютерная техника:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Принтер
- Акустическая система
- Интерактивная доска SMART Board