УРОК - СКАЗКА Упражнения в подборе проверочных слов к словам с непроизносимыми согласными 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК - СКАЗКА Упражнения в подборе проверочных слов к словам с непроизносимыми согласными 3 классДонецкая общеобразовательная школа l - lll ступеней № 88

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики







УРОК - СКАЗКА

Упражнения в подборе проверочных слов

к словам с непроизносимыми согласными

3 класс






Строгонова Людмила Васильевна,

специалист высшей категории,

учитель - методист






Тема урока: Упражнения в подборе проверочных слов к словам с непроизносимыми согласными.

Задачи урока: Вырабатывать умения и навыки в правописании слов с непроизносимыми согласными, в подборе к ним проверочных слов; формировать навыки грамотного письма; воспитывать у детей доброту, внимательное и чуткое отношение к окружающим.

Средства обучения: таблицы, иллюстрации к сказкам, иллюстрации по теме «Что такое хорошо и что такое плохо», ребусы, «телетайпная» лента, картинный план, перфокарты, цветик - семицветик, грамзапись «Тот и есть волшебник», телефон, блюдце с яблоком, клубок, записи на доске.

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Сообщение темы и задач урока.

  • Сегодня на уроке мы будем вырабатывать навыки и умения в правописании слов с непроизносимыми согласными, в подборе к ним проверочных слов. Но это будет необычный урок. К нам в гости должна прийти волшебница. (Стук в дверь. Заходит «волшебница» с цветиком - семицветиком в руке).

  • Здравствуйте, ребята. Я хочу подарить вам цветик - семицветик из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Он все может. Вы, я знаю, хорошие, добрые ребята, любите уроки русского языка, но можете и отвлекаться. Цветик- семицветик поможет вам стать внимательнее, грамотнее, добрее. Надо только правильно выполнять желание каждого лепестка. Итак, приготовьтесь в дорогу в сказку с проводником цветиком- семицветиком.
    1. Повторение, закрепление изученного материала. Воспитание у детей внимания, отзывчивости, доброты.

1.Минутка чистописания.

- Волшебница: но чтобы попасть в сказку, я хочу вначале проверить: могут ли ваши волшебные палочки-ручки, подаренные моей подругой феей из сказки
«Золушка», творить чудеса, могут ли красиво писать в тетрадях.

  • Учитель: Взяли ручки в руки, обвели в воздухе изображение буквы В.

(письмо 1 строки Вв в тетрадях).

Проверка работ.

Подведение итога (палочки подвластны). Учитель:

  • Какие звуки обозначает буква в ? ([в], [в'])

  • Охарактеризуйте звук [в]

  • Разгадайте ребус. Укажите в отгадке звук буквы в.
    (На доску вывешивается ребус. Отгадка: волшебник).
    Запись этого слова в тетрадь.
  • Подберите слова, близкие по значению к слову волшебник (маг, чародей, фокусник, фея, колдун).

Учитель:

  • Вы, ребята, справились с испытанием. Итак, волшебница, можно взять детей в сказку.

1. Задание Красного лепестка. Волшебник:

Лети, лети, лепесток, Через запад, на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели. (Волшебница срывает с цветика -семицветика красный лепесток с заданием. Читает его).

  • Вели ребятам выполнить звуко -буквенный анализ слова волшебник.
( На парте учеников выложены в ряд по 7 лепестков цветика-семицветика. Дети подхватывают сорванный волшебницей красный лепесток, зажимают его в левой руке и приступают к выполнению задания. Аналогичная работы проводится с каждым лепестком. После правильно выполненного задания на парте составляется из лепестков цветик-семицветик). Волшебник - 3 слога, 9 букв, 9 звуков.
  • Указать согласные звуки.
  • Дать характеристику звуку [н ] Подведение итога (лепесток откладывается).

  • А что еще надо сделать, чтобы стать добрым волшебником? Послушайте, что об этом скажет сама волшебница. ( Читается стих С. Погореловского
    «Попробуй волшебником стать»).

Стать добрым волшебником Ну-ка попробуй! Тут хитрости вовсе Не нужно особой: Понять и исполнить Желанье другого- Одно удовольствие, Честное слово!

(Дети дают ответ на вопрос. Читают хором строки, в которых выражена главная мысль стихотворения).

  • Найдите в тексте слово, где есть непроизносимая согласная. (Честное)
  • Как проверить написание данного слова?

Подведение итога. (Зная правило, мы можем продолжить свое путешествие).



2. Задание оранжевого лепестка
- Волшебница повторяет слова своего заклинания. Срывает оранжевый лепесток.

Задание: при помощи волшебной палочки разгадать слова, заколдованные злым пауком. Записать к ним проверочные слова.

-Учитель:
Если разгадаете эти слова, то паук освободит муравьишку из своих сетей. Давайте сделаем доброе дело, как это сделал комарик из сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Сч.стл.в.й -

..вест -

с.рдц. -

…….ныи





Подведение итога. Откладывание оранжевого лепестка (помогли муравью).

3. Задание желтого лепестка.

Волшебница повторяет слова своего заклинания. Срывает желтый лепесток.


Задание: Прикажи ребятам...

(И тут «зазвонил» телефон. Учитель слушает разговор по телефону).

Учительь:
Это позвонили зайчики из сказки К. Чуковского «Телефон» и рассказали мне о ситуации, свидетелями которой они стали, когда катались на санках.

  • О чем же они мне рассказали?

(На доску вывешиваются 2 иллюстрации по теме «Что такое хорошо и что такое плохо», даются опорные слова к иллюстрациям). Опорные слова: каталась, грустно, помогли, поступили, честно, радостно.

  • Выскажите свое отношение к происходящему.

  • Озаглавьте рассказ по этим иллюстрациям («Приди на помощь»)
    (Катя каталась на санках и упала. Ей стало грустно. Мальчики помогли девочке встать. Они поступили честно и по совести. Всем стало радостно).

Задание: записать текст рассказа с комментированием у доски (1,2 пр.). В первом предложении выделить грамматическую основу. Подчеркнуть слова с непроизносимым согласным в корне слова.

(Самостоятельная работа .3,4,5 пр.)

Проверка самостоятельной работы.

Подведение итога. (Зайчики остались довольны). Отложить лепесток.

4. Задание зеленого лепестка.

Волшебница повторяет слова своего заклинания. Срывает зеленый лепесток.

Задание: Попроси ребят выписать из ряда слов каждой строки слово, противоположное по смыслу и другим словам этой строки.

Учитель:

  • В этом вам поможет золотое блюдечко и наливное яблочко. Его подарило нам доброе страшилище из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек».

Вы должны успеть отыскать нужное слово за то время, которое понадобится яблочку, чтобы прокатиться по блюдечку и таким образом расколдовать доброе чудовище.

-Докатилось яблочко к слову ... (выбрать нужные)

На доске записаны слова: Счастливый, хмурый, несчастный. Некрасивый, прелестный, безобразный. Ясный, солнечный, ненастный. Ранний, поздний, утренний.

Дети выписывают слова самостоятельно столбиком: счастливый, прелестный, ненастный, поздний и включают их в словосочетания. К словам с н/с подбирают устно проверочные слова.

Подводится итог («Помогли чудищу»). Откладывают лепесток.
Физкультминутка под музыку Г. Гладкова «Тот и есть волшебник».

5. Задание голубого лепестка.

Повторяются волшебницей слова заклинания. Срывается лепесток. Волшебница читает задания:

  • Попроси ребят написать текст диктанта «Разные слова» без ошибок, без искажения слов и букв.

Учитель:

  • Таким образом вы поможете девочкам Оле и Яло из сказки «Королевство Кривых Зеркал» освободить из крепости их друга Гурда. Кстати, как читается это имя в обратном порядке букв? (Друг).

  • Но чтобы попасть в это королевство, надо пройти испытание перед зеркалом: прочитать некоторые искаженные слова правильно.

Умонтсеч и доброму уцдрес - ьтуп открыт. (Честному и доброму сердцу путь открыт).

  • Ворота в Королевство Кривых Зеркал открыты. Приступаем к paботе.
    Работа по учебнику (учебник «Русский язык» 3 класс В.Канакина школа России)
    стр.119 упр.228

Дети читают задание к упр. и самостоятельно текст упражнения. (Читают отрывок из сказок А.С.Пушкина). Объясняют написание слов к пропущенным букв

Телеграфируют 1пр. Объясняют контрольные орфограммы в словах.
Записывают его по слуху).

Взаимопроверка работ (письмо без ошибок)

  • Найти в тексте предложения по данной схеме (телетайпной ленте).
    Написать его в тетрадь самостоятельно (2 пр.)

  • Прочитать 3 предложение. Устная работа.

Подведение итога (помогли Оле и Яло выручить из крепости их друга).

Отложить лепесток.

  • Назовите слова с н/с, которые на уроке еще не употреблялись.

6. Задание синего лепестка.

Волшебница повторяет слова заклинания. Срывает синий лепесток. Задание: Выполнение задания, спрятанное Бабой-Ягой в волшебном клубке. Учитель:

  • Представьте, ребята, вокруг вас дремучий лес, непроходимая чаща. Надо помочь Ивану-царевичу - найти выход из леса при помощи волшебного клубка, чтобы спасти Василису Прекрасную от Кощея Бессмертного. Бросьте клубок и следуйте за ним. С каким словом вы обратитесь к клубку? (Пожалуйста).

В клубке задание: выписать слова с н/с. Читает задание тот ученик, у ног которого остановился клубок.

Учитель:

  • Радостно встречают ребят праздник в марте. Вадик нарисовал маме прелестный цветок. Света вышила салфетку. Мама будет счастлива.

Работа проверяется (радостно, праздник, прелестный, счастлива).

Подведение итога. (Выбрали правильные слова, правильный путь, помогли Ивану-Царевичу). Отложить синий лепесток.

7. Задание фиолетового лепестка

Волшебница повторяет слова заклинания. Срывает фиолетовый лепесток. Задание: Прошу помочь Кирилле Кожемяке одолеть двуглавого змея. Ваше оружие - ваши знания. Учитель:

- У каждого из нас на парте карточка для индивидуальной дифференцированной работы. Выполнить задание надо правильно и в короткий срок, чтобы быстрее одолеть двуглавое чудовище, «отрубить ему голову».

  1. вар. -1 гр. Вставь согласные буквы, где это нужно. Напиши проверочное слово.

Будьте чес[] ными ( ) и трудолюбивыми.
Смотрите на опас[] ность ( ) глазами смелости.
Нет доли счас [] ливей ( ) чем служить народу.
Поднимайся вверх по лес []нице ( ) знаний. Чу 0 ствуй ( ) ответственность за порученное дело.

  1. вар. - И гр. Вставь пропущенные буквы, где это нужно. Напиши проверочные слова.

ЧесО ный -

Опас[] ность -

Счас []ливый-

ЛесПница -

Чу □ ствуй- (У доски выполняет работу ученик с 1 гр.)

  • Как же проверяется написание слов с н/с?

Подведение итога. ( Помогли К. Кожемяке «отрубить» голову Змею.) Положить фиолетовый лепесток. Подведение итога урока. Волшебница:

  • Итак, цветик -семицветик помог нам побывать в разных сказках, оказать помощь, нуждающимся в ней, совершить добрые дела, показать свои знания, силу, проявить волшебство.

Учитель:

  • Чем же должен обладать волшебник, чтобы его волшебство имело силу? (Доброта, знания).

  • Какое правило помогло закрепить цветик-семицветик? (на партах у детей выложен цветик)

Учитель: домашнее задание (дифференцированное) стр.120 упр231

  1. гр. - списать текст, вставить пропущенные буквы.

  2. гр. - выписать слова с пропущенными буквами, записать к ним проверочные слова.

з

© 2010-2022