- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему Кто такие рыбы?
Конспект урока по окружающему миру на тему Кто такие рыбы?
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рябова И.Н. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: « КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»
Тип урока: изучение нового материала. Цель: знакомство детей с понятием «рыбы», с общими признаками и разнообразием. Планируемые результаты: Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания. Метапредметные: регулятивные - овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления; познавательные - освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: воспитывать любовь к природе; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции,ИКТ-компетентность, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
- Повторение изученного.
-Ребята, сколько же ног у мотылька? -Вспомните, у каких животных 6 ног?
-
Актуализация знаний, постановка учебной задачи.
-Сегодня Муравьишка приглашает нас к водоёму. Кого можно увидеть там?
Отгадайте загадку:
По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звёзд не считают,
Людей не знают?
Слайд №2.
-Кто такие рыбы?
-Где они могут жить?
-Предположите, о чём или о ком пойдёт речь на уроке?
Слайд№3
- Назовите, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
-
Изучение нового материала.
- Вспомните, каких рыб вы знаете.
Игра «Кто больше?»
- Молодцы! Сколько вы знаете рыб!
- А как можно отличить рыб от других животных?
-Отгадаем загадки, отгадки на них подскажут, по каким признакам можно отличить рыб от других животных.
-Отгадываем первую загадку (учебник с. 34).
- Что нам подсказывает отгадка? (рыбы водные животные)
- Давайте рассмотрим строение рыбы.
Слайд №4
- А что нам подсказывает вторая отгадка? Чем покрыто тело рыб?
Слайд №5
-Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.
-Вот так выглядит чешуя рыб при увеличении.
-Мы с вами сейчас попробуем построить модель «одежды » рыб. Далее учитель предлагает детям с помощью вырезанных из фольги кружочков смоделировать «одежду» рыб. Оказывается, это не так-то просто. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом. Пусть дети самостоятельно найдут закономерность в расположении чешуек, рассматривая рисунок на с. 34 (справа), и попробуют повторить ее на модели. Дети убедятся: если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу. Учитель, проходя по рядам, оказывает индивидуальную помощь детям и проверяет их работу.
Затем просит дорисовать чешуйки в круге на странице учебника. Один-два ряда чешуек рисуются под руководством учителя (учитель рисует мелом на доске), затем дети рисуют самостоятельно.
Подвести итог, кто такие рыбы, если кто-то ошибся исправить.
Физкультминутка
- Рыбки плавали, ныряли
В тёплой, голубой воде.
То сойдутся - разойдутся,
То зароются в песке.
Затем можно перейти к знакомству с разнообразием рыб.
- Рассмотрите иллюстрации.Слайд № 6
- Какую информацию о рыбах вы узнали? (рыбы бывают речные)
- Почему называют рыб речными?
Просмотр слайда №7
- Что ещё узнали про рыб?(рыбы бывают морские)
- Почему рыб называют морскими?
-Каких же рыб Черепаха могла увидеть в реке? (Дети называют известных им речных рыб.) А могла Черепаха увидеть в реке акулу? Почему? Найдите в учебнике речных рыб, положите ладошку на эту страницу. Найдите морских рыб, положите ладошку на эту страницу.
Учитель предлагает хором сказать нужное слово:
- Рыбы, живущие в реке, называются… речными.
- Рыбы, живущие в море, называются… морскими»
Затем учитель читает загадки и загадочные описания, по которым дети узнают некоторых рыб, изображенных на с. 35 учебника. Учащиеся находят данную рыбу, отмечают ее изображение фишкой. Учитель задает уточняющий вопрос: «Какая это рыба - речная или морская?»
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(Сом)
Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.
(Ерш)
Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна.
(Щука)
Ее называют грозой морей.
Она большая и быстро плавает.
Зубы у нее в шесть рядов
и острые, как бритва.
(Акула)
Эта рыба плоская, как блин,
и все время лежит на дне.
(Камбала)
Знакомя детей с той или иной рыбой, учитель может сообщить о ней дополнительные сведения: «У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники - защита ерша. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов».
- А теперь вы, ребята, попробуйте рассказать об одной из рыб по плану на
с. 35.(работа в парах)
Рассказы детей об одной из рыб.
-
Первичное осмысление и закрепление
- Рассмотрите рисунки в тетради на с. 24.
- Каких рыб вы узнали по их силуэтам? (выполнение задания).
- А сейчас нам предстоит научиться рисовать рыбку. Рассмотрите порядок выполнения рисунка. Выполните задание.
-
Итог урока.
Слайд № 8
Один ученик выходит к доске. По просьбе учителя показывает части рыбы.
Затем учитель показывает части рыбы, а учащиеся называют их.
- Каких животных называют рыбами?
- Приведите примеры речных рыб.
- Приведите примеры морских рыб.
-
Рефлексия.
- Что узнали на уроке сегодня?
- Чему научились?
-Что у вас сегодня получилось лучше всего?
-В чём испытывали затруднения?
-Как бы оценили своё настроение после урока?
-Давайте отметим ваше настроение на смайликах.