Рабочая программа по внеурочной деятельности ДПИ (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура программы

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план.

3. Содержание изучаемого курса.

4. Методическое обеспечение.

5. Список литературы.







Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности «Декоративно - прикладное искусство»

для 1б класса

учителя начальных классов Ризвановой С.М.

на 2015-2016 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа кружка декоративно - прикладного творчества разработана для организации внеурочной деятельности младших школьников (1 класса) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Данная программа предусматривает:

  • углубленное ознакомление с теоретическими и практическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам,

  • графические и живописные упражнения,

  • выполнение художественных работ по народным мотивам,

  • украшение интерьера, класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.

Искусство декоративного оформления является одним из самых массовых видов художественного творчества.

Эстетическое и эмоционально - выразительное начало является важной особенностью декоративно - прикладной работы.

Эта работа формирует в детях художественный вкус, творческую инициативу, развивает чувство прекрасного.

Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.

Данная программа предусматривает углубленное ознакомление с теоретическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам, практические упражнения и выполнение художественных работ по народным мотивам, украшение интерьера класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.

На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию.

Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие работы. Работа, выполненная своими руками - огромная радость для ребят.

Это помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность ребенка.

Приёмы и методы организации занятий кружка.

  • игра

  • труд

  • учение

  • общение

  • творчество

При этом соблюдаются следующие правила:

  • виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;

  • деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;

  • необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • воспитывающего характера труда;

  • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)

  • связи теории с практикой

  • систематичности и последовательности;

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;

  • доступности и посильности;

  • сознательности и активности;

  • наглядности;

  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

  1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;

  2. общетрудовые: организаторские, конструкторские;

  3. специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.

Формы организации учебной деятельности: групповая, конкурс, выставка, экскурсия, творческая мастерская.

Основной вид занятий - практический.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Педагогические приёмы:

  • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

  • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

  • сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;

  • свободного выбора.

В результате реализации рабочей программы кружка декоративно - прикладного творчества разработанной для организации внеурочной деятельности младших школьников (1 класса) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учащиеся получат возможность более глубокого и расширенного знакомства:

  • с художественными материалами и техникой работы художественными материалами (гуашь, масляная пастель, акварель, цветная бумага, фломастеры, бумагопластика, гелевые ручки);

  • с цветоведением: основные и составные цвета;

  • с декоративно - символической ролью цвета в декоративно-прикладном искусстве;

  • с пропорциями: соотношение целого и частей;

  • с произведениями декоративно - прикладного искусства.

Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, конкурсы, творческие отчёты и проекты.

Программа актуальна, поскольку предполагает формирование у младших школьников:

  • ценностных эстетических ориентиров,

  • художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности,

  • даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства,

  • проявить и реализовать свои творческие способности,

  • использовать полученные знания в творческих работах на уроках изобразительного искусства.

Программа рассчитана на 1 год .

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

2. Учебно - тематический план

дата

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1

Вводное занятие.

1

Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка

Рисование Страны Мастеров.

2

Работа с природным материалом.

«В чудесном лесу».

1

Правила заготовки природного материала, засушивания. Фон. Клеящие составы. Флористика.

Художественные

работы из природного материала.

3

Работа с бумагой и картоном.

«Бумажный город».

1

Техника безопасности труда. Беседа «Как появилась бумага?». Виды бумаги. Виды бумажного клея, его назначение. Технология плетения из бумаги. Оригами.

Оригами; вырезание и плетение из бумаги; объёмные поделки из картона.

4

5

6

Декоративно-прикладное искусство.

Изобразительные виды декора.

Виды орнаментов.

Создание орнамента.

3

Значение и происхождение декоративно-прикладного искусства. Сюжетное изображение. Орнамент. Декоративный элемент. Замкнутый, ленточный, сетчатый орнаменты.

Выполнение акварелью и гуашью простейших узоров в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике из декоративных цветов, ягод, листьев.

7

Народный орнамент.

Хохломская роспись.

Городецкая роспись.

Дымковская роспись.

Жостовская роспись.

Гжельская роспись.

1

Характерные декоративные элементы хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, гжельской росписей

Упражнения в выполнении отдельных элементов народных орнаментов. Роспись посуды, разделочных досок, игрушек узорами народных орнаментов.

8

Лепка

1

Простейшие приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание).

Лепка дымковских игрушек.

9

10

Рисование без кисточки

Рисование палочкой, пальчиком.

2

Технология выполнения работ.

Рисование композиций на тему «Золотая осень», «Морской пейзаж».

11

12

Коллективный проект.

Изготовление декоративного панно «Золотая осень».

2

Тёплые краски. Контраст. Композиция.

Декоративные элементы для орнамента на осеннюю тему.

Вырезание осенних листьев простой и сложной формы.

Декоративное панно «Золотая осень».

13

14

Художественные работы из природного материала

Аппликации из засушенных растений.

2

Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы.

Составление миниатюр из частей растений. Аппликации на свободную тему.

15

Композиция

Тематическая композиция

«Любимая сказка»

1

Понятие «композиция».

Пространство. Перспектива. Пропорции.

Иллюстрирование русских народных сказок.

16

Композиция.

Коллективные композиции.

1

Линейная и воздушная перспектива.

Композиции на тему: «Красавица Зима»,

«В деревне».

17

Художественные работы из нетрадиционных материалов.

«Остров ненужных вещей».

1

Правила техники безопасности. Рецепт солёного теста. Технология выполнения работ.

Поделки из солёного теста, фантиков, проволоки, фольги, пуговиц, опилок, яичной скорлупы.

18

Оформительская работа.

«Новогодняя сказка».

1

Украшения для Новогоднего зала.

19

Рисование без кисточки.

Аэрография

1

Понятие «аэрография».

Технология выполнения работ.

Упражнения.

Поздравительная открытка.

20

21

22

Аппликация

Предметная аппликация.

Декоративная аппликация.

Сюжетная аппликация.

3

Эскиз к аппликации. Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Мозаика.

Национальные орнаменты в декоративной аппликации

Оформление аппликацией календарных праздничных дней.

23

24

Оформительские работы

Оформление к праздникам (День защитника Отечества, 8 Марта)

2

Художественные работы по заданиям учителя, по выбору учащихся.

25

Народный орнамент.

« Народные мастера».

1

Элементы декоративной росписи Хохломы, Гжели.

Роспись бутылок.

26

Работа с бумагой и картоном.

«Бумажный город».

1

Техника безопасности.

Силуэт. Изображения симметричного строения.

Оригами; силуэты; вырезание симметричных фигур; игрушки из конусов.

27

Художественные работы из разных материалов.

«Волшебная страна».

1

Техника безопасности труда. Мозаика.

Коллективные работы на фантастическую тему.

28

Аппликация.

«Лебединое озеро».

1

Композиция. Технология выполнения поделок.

Аппликации из ваты.

29

Народный орнамент.

«Русская красавица».

1

Характерные элементы росписи семёновских, загорских, полхов-майданских матрёшек.

Роспись матрёшек.

30

Художественные работы из нетрадиционных материалов.

Худ. работы из солёного теста, с использованием ракушек, соли, яичной скорлупы, нитей, мятой бумаги.

1

Рецепт солёного теста. Подготовка материалов для работ. Технология выполнения худ. работ из нетрадиционных материалов.

Декоративные панно из нетрадиционных материалов.

31

32

33

Аппликация

Предметная аппликация.

Декоративная аппликация.

Сюжетная аппликация.

3

Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Мозаика.

Национальные орнаменты в декоративной аппликации.

Оформление аппликацией календарных праздничных дней.

3. Содержание изучаемого курса

1. Вводное занятие - 1ч.

2. Народный орнамент - 9 ч.

3. Композиция - 4 ч.

4. Лепка - 2 ч.

5. Рисование без кисточки - 3 ч.

6. Художественные работы из природного материала - 3 ч.

7. Художественные работы из нетрадиционных материалов - 3 ч.

8. Художественные работы из разных материалов - 1 ч.

9. Аппликация - 1 ч.

10. Работа с бумагой и картоном - 3 ч.

11. Декоративно-прикладное искусство - 1 ч.

12. Оформительская работа - 1 ч.

Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет),

2) организация рабочего места,

3) повторение пройденного материала,

4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

  • инструктажи: вводный - проводится перед началом практической работы, текущий - во время выполнения практической работы, заключительный

  • практическая работа,

  • физкультминутки,

  • подведение итогов, анализ, оценка работ.

  • приведение в порядок рабочего места.

4.Методическое обеспечение 4. Методическое обеспечение. Данная программа обеспечена следующими учебными пособиями для учащихся и педагогов: • Учусь мастерить: Пособие из серии «Как мы мастерим» (авторы Д.Д. Данилов, И.В. Кузнецова, Е.В. Сизова; М.: Баласс, 2012); • Новые результаты и их проверка (диск). 5. Список литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования / Министерство образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2013. 2. Образовательные технологии : Сборник материалов. - М. : Баласс, 2012. - 160 с. 3. Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. - М. : Просвещение, 2012.



© 2010-2022