- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности ДПИ (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности ДПИ (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ризванова С.М. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Структура программы
1. Пояснительная записка.
2. Учебно-тематический план.
3. Содержание изучаемого курса.
4. Методическое обеспечение.
5. Список литературы.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Декоративно - прикладное искусство»
для 1б класса
учителя начальных классов Ризвановой С.М.
на 2015-2016 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа кружка декоративно - прикладного творчества разработана для организации внеурочной деятельности младших школьников (1 класса) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Данная программа предусматривает:
-
углубленное ознакомление с теоретическими и практическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам,
-
графические и живописные упражнения,
-
выполнение художественных работ по народным мотивам,
-
украшение интерьера, класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.
Искусство декоративного оформления является одним из самых массовых видов художественного творчества.
Эстетическое и эмоционально - выразительное начало является важной особенностью декоративно - прикладной работы.
Эта работа формирует в детях художественный вкус, творческую инициативу, развивает чувство прекрасного.
Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.
Данная программа предусматривает углубленное ознакомление с теоретическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам, практические упражнения и выполнение художественных работ по народным мотивам, украшение интерьера класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.
На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию.
Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие работы. Работа, выполненная своими руками - огромная радость для ребят.
Это помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность ребенка.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
-
игра
-
труд
-
учение
-
общение
-
творчество
При этом соблюдаются следующие правила:
-
виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
-
деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
-
необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
-
воспитывающего характера труда;
-
научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
-
связи теории с практикой
-
систематичности и последовательности;
-
учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
-
доступности и посильности;
-
сознательности и активности;
-
наглядности;
-
прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:
-
политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
-
общетрудовые: организаторские, конструкторские;
-
специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.
Формы организации учебной деятельности: групповая, конкурс, выставка, экскурсия, творческая мастерская.
Основной вид занятий - практический.
Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.
Педагогические приёмы:
-
формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
-
организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
-
стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
-
сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
-
свободного выбора.
В результате реализации рабочей программы кружка декоративно - прикладного творчества разработанной для организации внеурочной деятельности младших школьников (1 класса) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учащиеся получат возможность более глубокого и расширенного знакомства:
-
с художественными материалами и техникой работы художественными материалами (гуашь, масляная пастель, акварель, цветная бумага, фломастеры, бумагопластика, гелевые ручки);
-
с цветоведением: основные и составные цвета;
-
с декоративно - символической ролью цвета в декоративно-прикладном искусстве;
-
с пропорциями: соотношение целого и частей;
-
с произведениями декоративно - прикладного искусства.
Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, конкурсы, творческие отчёты и проекты.
Программа актуальна, поскольку предполагает формирование у младших школьников:
-
ценностных эстетических ориентиров,
-
художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности,
-
даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства,
-
проявить и реализовать свои творческие способности,
-
использовать полученные знания в творческих работах на уроках изобразительного искусства.
Программа рассчитана на 1 год .
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
2. Учебно - тематический план
№
дата
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Кол-во часов
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
1
Вводное занятие.
1
Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка
Рисование Страны Мастеров.
2
Работа с природным материалом.
«В чудесном лесу».
1
Правила заготовки природного материала, засушивания. Фон. Клеящие составы. Флористика.
Художественные
работы из природного материала.
3
Работа с бумагой и картоном.
«Бумажный город».
1
Техника безопасности труда. Беседа «Как появилась бумага?». Виды бумаги. Виды бумажного клея, его назначение. Технология плетения из бумаги. Оригами.
Оригами; вырезание и плетение из бумаги; объёмные поделки из картона.
4
5
6
Декоративно-прикладное искусство.
Изобразительные виды декора.
Виды орнаментов.
Создание орнамента.
3
Значение и происхождение декоративно-прикладного искусства. Сюжетное изображение. Орнамент. Декоративный элемент. Замкнутый, ленточный, сетчатый орнаменты.
Выполнение акварелью и гуашью простейших узоров в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике из декоративных цветов, ягод, листьев.
7
Народный орнамент.
Хохломская роспись.
Городецкая роспись.
Дымковская роспись.
Жостовская роспись.
Гжельская роспись.
1
Характерные декоративные элементы хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, гжельской росписей
Упражнения в выполнении отдельных элементов народных орнаментов. Роспись посуды, разделочных досок, игрушек узорами народных орнаментов.
8
Лепка
1
Простейшие приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание).
Лепка дымковских игрушек.
9
10
Рисование без кисточки
Рисование палочкой, пальчиком.
2
Технология выполнения работ.
Рисование композиций на тему «Золотая осень», «Морской пейзаж».
11
12
Коллективный проект.
Изготовление декоративного панно «Золотая осень».
2
Тёплые краски. Контраст. Композиция.
Декоративные элементы для орнамента на осеннюю тему.
Вырезание осенних листьев простой и сложной формы.
Декоративное панно «Золотая осень».
13
14
Художественные работы из природного материала
Аппликации из засушенных растений.
2
Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы.
Составление миниатюр из частей растений. Аппликации на свободную тему.
15
Композиция
Тематическая композиция
«Любимая сказка»
1
Понятие «композиция».
Пространство. Перспектива. Пропорции.
Иллюстрирование русских народных сказок.
16
Композиция.
Коллективные композиции.
1
Линейная и воздушная перспектива.
Композиции на тему: «Красавица Зима»,
«В деревне».
17
Художественные работы из нетрадиционных материалов.
«Остров ненужных вещей».
1
Правила техники безопасности. Рецепт солёного теста. Технология выполнения работ.
Поделки из солёного теста, фантиков, проволоки, фольги, пуговиц, опилок, яичной скорлупы.
18
Оформительская работа.
«Новогодняя сказка».
1
Украшения для Новогоднего зала.
19
Рисование без кисточки.
Аэрография
1
Понятие «аэрография».
Технология выполнения работ.
Упражнения.
Поздравительная открытка.
20
21
22
Аппликация
Предметная аппликация.
Декоративная аппликация.
Сюжетная аппликация.
3
Эскиз к аппликации. Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Мозаика.
Национальные орнаменты в декоративной аппликации
Оформление аппликацией календарных праздничных дней.
23
24
Оформительские работы
Оформление к праздникам (День защитника Отечества, 8 Марта)
2
Художественные работы по заданиям учителя, по выбору учащихся.
25
Народный орнамент.
« Народные мастера».
1
Элементы декоративной росписи Хохломы, Гжели.
Роспись бутылок.
26
Работа с бумагой и картоном.
«Бумажный город».
1
Техника безопасности.
Силуэт. Изображения симметричного строения.
Оригами; силуэты; вырезание симметричных фигур; игрушки из конусов.
27
Художественные работы из разных материалов.
«Волшебная страна».
1
Техника безопасности труда. Мозаика.
Коллективные работы на фантастическую тему.
28
Аппликация.
«Лебединое озеро».
1
Композиция. Технология выполнения поделок.
Аппликации из ваты.
29
Народный орнамент.
«Русская красавица».
1
Характерные элементы росписи семёновских, загорских, полхов-майданских матрёшек.
Роспись матрёшек.
30
Художественные работы из нетрадиционных материалов.
Худ. работы из солёного теста, с использованием ракушек, соли, яичной скорлупы, нитей, мятой бумаги.
1
Рецепт солёного теста. Подготовка материалов для работ. Технология выполнения худ. работ из нетрадиционных материалов.
Декоративные панно из нетрадиционных материалов.
31
32
33
Аппликация
Предметная аппликация.
Декоративная аппликация.
Сюжетная аппликация.
3
Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Мозаика.
Национальные орнаменты в декоративной аппликации.
Оформление аппликацией календарных праздничных дней.
3. Содержание изучаемого курса
1. Вводное занятие - 1ч.
2. Народный орнамент - 9 ч.
3. Композиция - 4 ч.
4. Лепка - 2 ч.
5. Рисование без кисточки - 3 ч.
6. Художественные работы из природного материала - 3 ч.
7. Художественные работы из нетрадиционных материалов - 3 ч.
8. Художественные работы из разных материалов - 1 ч.
9. Аппликация - 1 ч.
10. Работа с бумагой и картоном - 3 ч.
11. Декоративно-прикладное искусство - 1 ч.
12. Оформительская работа - 1 ч.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет),
2) организация рабочего места,
3) повторение пройденного материала,
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
-
инструктажи: вводный - проводится перед началом практической работы, текущий - во время выполнения практической работы, заключительный
-
практическая работа,
-
физкультминутки,
-
подведение итогов, анализ, оценка работ.
-
приведение в порядок рабочего места.
4.Методическое обеспечение 4. Методическое обеспечение. Данная программа обеспечена следующими учебными пособиями для учащихся и педагогов: • Учусь мастерить: Пособие из серии «Как мы мастерим» (авторы Д.Д. Данилов, И.В. Кузнецова, Е.В. Сизова; М.: Баласс, 2012); • Новые результаты и их проверка (диск). 5. Список литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования / Министерство образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2013. 2. Образовательные технологии : Сборник материалов. - М. : Баласс, 2012. - 160 с. 3. Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. - М. : Просвещение, 2012.