Конспект урока по теме «Времена глаголов»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Времена глаголов».

Цели: введение понятия «изменение глагола по временам» через постановку учебной проблемы и организацию исследовательской деятельности учащихся, формирование умений распознавать время глагола.

Задачи:

Предметные

- создать условия для обучения умениям распознавать время глагола;

- развивать орфографическую зоркость и познавательный интерес;

Метапредметные

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками (регулятивные);

- развивать умения самостоятельно «открывать» новые знания, классифицировать объекты по заданным параметрам; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания существенных признаков объектов на основе наблюдений (познавательные);

- учить учебному сотрудничеству в парах (коммуникативные).

Оборудование: учебник для 3 класса Канакиной, презентация, интерактивная доска, карточки-помощницы (алгоритм работы).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь друг другу. Пусть этот урок подарит вам радость новых знаний и радость общения.

- Запишите число. Классная работа.

  1. Актуализация знаний.



  1. Словарная работа .

Вам было дано задание провести небольшое исследование. Исследовать слово РИСУНОК. Расскажите, что нового вы узнали об этом слове? СЛАЙД 1

(- Это словарное слово, т.к. нельзя проверить безударную гласную.)

(Этимология, лексическое значение слова, синонимы. )

- Назовите орфограмму (непроверяемая безуд. гласная в корне).

- Запишите слово. Подберите и запишите однокоренные слова. Выделите корень в словах.

(Рисунок, нарисованный (или рисованный), рисовать). СЛАЙД 2

- Что можно сказать об этих словах? (сущ., прил., глагол)

- Над какой большой темой мы работаем? (Глагол)

-Что вы уже знаете о глаголе? (после высказываний детей появляется схема: СЛАЙД 3

Глагол

Часть речи

Что делать? Что делает?...

действие

изменяется

по числам

  1. Постановка учебной проблемы.

Как вы думаете, вы всё узнали о глаголе? А хотите узнать?

Отгадайте загадку:

Оно и бежит, оно и лечит,

Оно и быстротечно, оно и бесконечно.

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.

О чём я говорю? (это время)

- Как вы понимаете слово «время?»

- А что говорится о времени в толковых словарях Сергея Ивановича Ожигова и Даля? (рассказывают дети)

ВРЕМЯ - это слово является ключевым в определении темы урока.

- Сформулируйте тему урока. (Времена глаголов)

- Какую задачу мы поставим перед собой? (научиться определять время глаголов)

- Как определить время глаголов?

Я вам предлагаю провести исследование. Думаю, что умение работать в парах вам поможет.

  1. Открытие нового материала.

- Возьмите первый лист. Перед вами план работы. (По рядам)

План.

  1. Прочитайте предложения.
  2. В скобках запишите вопрос к глаголу.
  3. Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
- до момента речи - в момент речи - после момента речи
  1. Запишите вывод. Как вы назовёте это время?
(Рабочий лист 1) - 1 ряд (Что …………?) Растаял снег. (Что …………?) Прилетели птицы. Вывод: действие происходит ……. момента речи. (до) (Рабочий лист 2) - 2 ряд Солнце (что …………..?) светит. (Что ………….?) Цветут кисти черёмухи. Вывод: действие происходит ……... момент речи. (в) (Рабочий лист 3) - 3 ряд Скоро (что………….?) зазеленеет травка, будут (что………….?) цвести яблони. Вывод: действие происходит ……момента речи. (после) - Отчитаемся о проделанной работе. 1 ряд: До момента речи. (- Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее) Запишем - пр.в. -На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? 2 ряд: «В момент речи». (- Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? -настоящее) Запишем - н.в. -На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? 3 ряд: «После момента речи». (как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? - будущее время) Запишем - б.в. (Запись на доске и в тетрадях: пр.в. н.в. б.в. растаял светит зазеленеет прилетели цветут будут цвести - Сейчас вы открыли секрет узнавания времени глагола. - Сделайте вывод о том, как определить время глагола. - Давайте проверим правильность наших предположений. Откройте учебник на стр. 112 и прочитайте правило. - Так на какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Настоящего времени? Будущего времени? ФИЗМИНУТКА ΙΙΙ. Закрепление изученного.
  1. Стр. 113, упр. 198 (сам-но)
- Проверьте себя по эталону. Оцените свою работу. (Кто не справился с работой?) СЛАЙД 4. 2) Упражнение «Четвёртый лишний». СЛАЙД 5. (Записаны группы слов. В каждой есть «лишнее» слово.) (1)Трещит, скрипит, воет, скулил. 2) Встречает, визжал, поскрипывал, дул. 3) Прочитал, запишет, нарисует, удивил) 3 человека у доски. - Запишите слова. Укажите время глаголов. - Проверьте себя по эталону. Оцените свою работу. СЛАЙД 6. 3) СЛАЙД 6. - Спишите текст, употребляя глагол каждого предложения: 1 вариант - в форме настоящего времени. 2 вариант - в форме прошедшего времени. (Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилетать) грач. Он (вить) гнездо. СЛАЙД 7. - Проверьте себя. Оцените работу.
  1. Рефлексия.
- Запишите под диктовку глаголы: 1 ряд - глаголы прошедшего времени. 2 ряд -глаголы настоящего времени 3 ряд - глаголы будущего времени ( Зазвенела, поют, расцветёт, побежал, плетёт, нарисует, полетели, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает). ΙV - Итог: - Как определить время глагола? - На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? - На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? - На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени? - Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД 8















© 2010-2022