Программа литра 2015 (2). docx

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка В структуре начального образования в соответствии с Концепцией государственного стандарта общего образования второго поколения учебный курс «Литературное чтение» занимает особое место. Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам в начальной школы.

Цели Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа); умение работать с разными видами информации; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; - воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве понимания мира о самопознания. Курс «Литературное чтение» в особой мере нацелен на решение следующих целей: - освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге; - овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой; - воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе; - формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Задачи

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке, как основе национального самосознания.

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.

- развитие коммуникативных умений.

- развитие нравственных и эстетических чувств.

- развитие способностей к творческой деятельности.

Нормативно-правовые документы


  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральные государственные образовательные стандарты, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г № 189 г. Москва «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».ю зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план.

  5. Недельный учебный план для 1-4 классов (ФГОС) Муниципального бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы с. Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области на 2015 - 2016 учебный год.

Сведения о программе, на основании которой

разработана рабочая программа

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 класс». УМК «Школа России».


Сроки реализации курса

Данная программа по предмету «Литературное чтение» рассчитана на 1 год обучения (2015 - 2016 учебный год).


Изменения внесённые автором программы и обоснование выбора примерной программы

для разработки рабочей программы

В авторскую программу изменения не внесены. Данная программа соответствует Образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, основывается на концепции образовательной области «Языки и литература» и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Основные линии программы: развитие навыка чтения; развитие восприятия произведения; развитие литературоведческих представлений и понятий; развитие речевых умений; развитие творческой деятельности. Программе построена с учетом следующих концептуальных положений: - изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры; - в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности; - содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка. Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучению чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников. Чтение является речевой деятельностью, а, следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой единицы. Но следует помнить, что обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное восприятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти аспекты деятельности не следует путать. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произведения» разделены, каждый имеет свое содержание. Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка - и труд, и творчество, и удовольствие, и самовоспитание. Программа учитывает следующие принципы обучения: тематический, жанровый, жанрово-тематический, художественно-эстетический, авторский, эмоционально-эстетический, принцип системности, приемлемости, непрерывности, перспективности. Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем. Авторская программа создает все условия для достижения этой цели.

Предполагаемые результаты

1 класс

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

осознанно воспринимать и различать произведения фольклора

(скороговорки, загадки, песни, сказки);

читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение,

сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие,

жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Ученик получит возможность научиться:

понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

высказывать суждения о произведении и поступках героев;

узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

использовать в речи литературоведческие понятия (произведение,

заголовок, фамилия автора, название произведения);

различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских

сказок.

Ученик получит возможность научиться:

сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

находить в тексте произведения сравнения, обращения;

находить в тексте и читать диалоги героев;

определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

моделировать «живые картины» к изученным произведениям или

отдельным эпизодам;

придумывать истории с героями изученных произведений;

пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или

группах;

создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

получать информацию о героях, произведении или книге;

работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

дополнять таблицы, схемы, модели;

сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

находить информацию о произведении и книге (фамилия автора,

жанр, тема);

дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему,

модель;

находить в тексте информацию о героях произведений.


Система оценки достижений учащихся

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых резуль-татов усвоения программы по окружающему миру должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка. В соответствии с требованиями ФГОС необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявлении и оценку образовательных достижений учащихся, с целью итоговой оценку и подготовки учеников на ступени начального общего образования. Особенностями такой системы оценки являются:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов)

- использование планируемых результатов, освоение основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки

- оценка динамики образовательных достижений учащихся

- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования

- использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений

- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические и творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдение.



Формы и методы работы с учащимися Урок - основная форма организации обучения по литературному чтению.

Технологии обучения Иллюстративно - объяснительная, проблемная, частично - поисковая.

Виды и формы контроля Проверочная работа, тест. Форма итоговой аттестации обучающихся -контрольное чтение.


























Общая характеристика учебного предмета, курса

Особенности содержания и методического аппарата УМК Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам в начальной школе. Специфика курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формирование читательской самостоятельности. Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Изучение грамоты»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный -подготовительный; букварный - основной, послебукварный -завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения. Объем чтения - необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор - 10-12 %; русская литература XIX века - 15-20 %, отечественная литература XX века - 40-45 %, национальная литература (в переводе и на русском языке) - 10 %, зарубежная литература - 20 % учебного времени. Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки.

Структура и специфика курса Большое внимание на уроках чтения уделяется формированию и развитию ключевых компетенций у младших школьников, таких как информационные, социально- правовые, коммуникативные, общекультурные, учебно- познавательные, компетенции самосовершенствования. Сегодня проблема формирования ключевых компетенций является актуальной для начальной школы, поэтому каждый урок чтения в первую очередь должен быть нацелен на формирование тех или иных предметных и общепредметных компетенций. 1. Учебно- познавательные компетенции формируются в большей степени на уроках, где предусмотрена самостоятельная деятельность учащихся по четко спланированному алгоритму действий по достижению тех или иных целей. Включение в уроки частично- поискового, проблемного, исследовательского методов обучения формируют умения анализировать, обобщать, сравнивать. 2. Формирование и развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках чтения способствуют развитию способов совместной деятельности в группе, обучают приемам действий в ситуациях общения, умениям искать и находить компромиссы. 3. Формирование информационных компетенций идет через овладение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, словарями, энциклопедиями и т.д. 4. Формирование общекультурных, социальных компетентностей, компетентностей личностного саморазвития должно происходить на уроках чтения где-то в большей, где-то в меньшей степени в зависимости от целей и задач урока. Постановки сценок, ролевые игры, литературные композиции способствуют развитию личности ребенка, обогащению жизненного опыта.

Универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса. Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимо-связанных конкретных учебных дейс твий. Например, механизм

чтения предполагает следующие действия ученика: фонемный анализ слова;

ориентировка на гласную букву (определение особенностей звука, который стоит до гласной (мягкий согласный, твердый согласный); объединение букв в слоги (буква а, читая твердо ма; буква я, читаю мягко мя), слогов в слова и т.д. Таким образом, учебное действие состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи. Сначала все эти дейс твия происходят во внешнем вербальном плане: ребенок проговаривает каждую операцию, которую он выполняет, затем из

развернутого они становятся «свернутым» сокращенным умственным

действием (интериоризуются, как говорят психологи).

На первых этапах обучения учебное действие складывается как

предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций

становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться

учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится

сравнивать объекты природы, геометрические фигуры, разные виды текстов

(в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но

постепенно у обучающегося развивается интеллектуальная операция

сравнения, то есть осознание того, что означает акт сравнения: сопоставление

объектов, выделение общего, фиксация различного. Теперь ученик владеет

универсальным учебным действием: он умеет применить его в любой

ситуации, независимо от содержания. Универсальное учебное действие, как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности:

является предпосылкой формирования культурологических

умений как способности u1086 обучающегося самостоятельно

организовывать учебно-познавательную деятельность,

используя обобщенные способы действий;

не зависит от конкретного предметного содержания; и в

определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;

отражает способность обучающегося работать не только с

практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?),

но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)

возникает в результате интеграции всех сформированных

предметных дейс твий;

«вынуждает» обучающегося действовать четко,

последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.

Целевые установки для класса - осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека. - понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; - применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста; - составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный); - вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; - выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; - работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор); - полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителе?-! или одноклассником произведения, устного ответа товарища; - осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями; - давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания: - создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на предмет «Литературное чтение» в 1классе отводится 4ч в неделю (33недели, 132ч)

Темы регионального содержания

  1. Одна у человека мать, одна и родина.

  2. Каков мастер, такова и работа

  3. Гласные буквы Е, е

  4. Согласные звуки п, п\

  5. Согласный звук й\

  6. М. М. Пришвин. Предмайское утро

Количество практических, контрольных, бесед, экскурсий

Проверочных работ - 7 ч, контрольное чтение - 2 ч

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета, курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- целостного и социального ориентированного взгляда на мир, его орга-ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- уважительного отношение к иному мнению, истории и культуре других на-родов.

- овладение начальными навыками адаптации, в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- развитие этических чувств, доброжелательности, понимания и сопережива-ния чувствам других людей.

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

Метапредметные результаты

регулятивные

- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

- сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия, в соответствии с поставленной задачей

- начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности.

Познавательные

- Умение осознанно читать, строить речевые высказывания.

- овладение навыками смыслового чтения текста разных стилей и жанров.

- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера.

- Начальное умение излагать своё мнение и аргументировать.

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

- Способность использовать знаково-символические средства представ-ления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

коммуникативные

- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

- умение определять общую цель и пути её достижения.

- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

- позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

- умение ориентироваться в целях, задачах и условиях общения.

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

- понимание литературы, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

- осознание значимости чтения для личного развития.

- достижение необходимого продолжения образования уровня читательской компетентности общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя.

- использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое).

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками.

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи, определять главную мысль, делить на части, озаглавливать их, составлять простой план.

- умение работать с различными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.

Контрольно - измерительные материалы

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно, по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения, по уровню творческой деятельности, умению работать самостоятельно или в группе).

В первом классе ведётся безоотметочное обучение. При использо-вании такого обучения нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимание, восприятие. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие, инициативные проявления ребёнка - умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного материала.

Основной инструментарий для оценивания результатов



В первом классе нет контрольных работ и промежуточного конт-роля, так как ведётся безотметочное обучение. Оценка усвоения зна-ний и умений осуществляется через выполнение школьником про-дуктивных заданий в учебнике и рабочей тетради. В первом классе используется три вида оценивание - текущее, тематическое и итого-вое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождаю-щееся словесной оценкой.

Содержание учебного курса

Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» (92ч)

Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного обще-ния. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собесед-ника, чтение различных текстов).

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и усло-виями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение уме-ниями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказывани-ями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рас-суждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодар-ность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью на-хождения необходимого материала. Нахождение информации, задан-ной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на осно-ве информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, язы-ковых особенностей и структуры текста.

Фонетика и орфоэпия

Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звуко-вого состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак - рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной мо-дели.

Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, парные - непарные.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и соче-таний звуков в соответствии с нормами современного русского лите-ратурного языка.

Графика

Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его бук-венной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости - мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотирован-ные), их функции.

Обозначение буквами звука [й'] в разных позициях.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Слово и предложение

Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Орфография

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

- обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча - ща, чу - щу, жи - ши);

- заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);

- раздельное написание слов;

- перенос слов по слогам без стечения согласных;

- знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформиро-ванного текста повествовательного характера.

Круг детского чтения

Сказки А. С. Пушкина, рассказы для детей Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Сказки К. И. Чуковского. В. В. Бианки. Первая охота. С. Я. Маршак. Угомон, дважды два. Стихи и рассказы русских поэтов и писателей - С. Я. Маршака, А. Л. Барто, В. Осеевой. Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова.

Блок «Литературное чтение» (40 ч)

Вводный урок. (1ч)

Знакомство с учебником. Система условных обозначений.

Жили-были буквы (6ч)

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.

Творческая работа: волшебные превращения.

Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы - герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.

Сказки, загадки, небылицы (6ч)

Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака».

Сказки А. С. Пушкина.

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого

Апрель, апрель. 3венит капель! (5ч)

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева.

Проект: «Составляем сборник загадок».

И в шутку и всерьёз (6ч)

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина.

Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.

Я и мои друзья (6ч)

Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

О братьях наших меньших (4ч)

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.

Рассказы В. Осеевой.

Сказки - несказки Д. Хармса, Н. Сладкова.

Резерв - 6ч

Тематическое планирование















Описание учебно-методического

и материально-технического обеспечения



  1. Азбука. 1 кл. В 2-х ч. / Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.- М.: Просвещение, 2015.
  2. Электронное приложение к учебнику «Азбука», 1 класс (Диск CD-ROM), автор В.Г. Горецкий.
  3. Прописи. В 4-х ч. / Горецкий В.Г., Федосова Н.А.- М.: Просвещение, 2015.
  4. Литературное чтение. Учебник 1 кл. В 2-х ч. / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. - М.: Просвещение, 2014.
  5. Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс (Диск CD-ROM), автор Л.Ф. Климанова.

  1. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь. / Бойкина М.В. - М.: Просвещение, 2015.






















Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета, курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- целостного и социального ориентированного взгляда на мир, его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- уважительного отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

- овладение начальными навыками адаптации, в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- развитие этических чувств, доброжелательности, понимания и сопере-живания чувствам других людей.

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

Метапредметные результаты

регулятивные

- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель-ности, находить средства и способы её осуществления.

- сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия, в соответствии с поставленной задачей

- начальный уровень сформированности умений проводить само-контроль и самооценку результатов своей деятельности.

Познавательные

- Умение осознанно читать, строить речевые высказывания.

- овладение навыками смыслового чтения текста разных стилей и жанров.

- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера.

- Начальное умение излагать своё мнение и аргументировать.

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

- Способность использовать знаково-символические средства представ-ления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

коммуникативные

- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

- умение определять общую цель и пути её достижения.

- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

- позитивного отношения к правильной устной и письменной реки, как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

- умение ориентироваться в целях, задачах и условиях общения.

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

- понимание литературы, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

- осознание значимости чтения для личного развития.

- достижение необходимого продолжения образования уровня читательской компетентности общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя.

- использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое).

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками.

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи, определять главную мысль, делить на части, озаглавливать их, составлять простой план.

- умение работать с различными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.





© 2010-2022