Презентация Физминутки - это здорово

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Физминутка - это здорово.

Юлия Леонидовна Черницина,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №3»

Г. Ревда


Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым.

В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. По результатам исследований российских психологов в среднем дети в начальной школе, которые учатся стабильно на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. А ведь к этому нужно добавить и уроки в школе.

Учебная деятельность требует от детей большого напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходит ряд физиологических сдвигов, снижающих их функциональные возможности и работоспособность. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища. Особенно спины, находящиеся в статистическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Кроме того, усиливаются застойные явления крови в ногах, в области таза и живота, изменения в положении позвоночника, плеч, грудной клетки.

В начальной стадии утомления, характеризующихся процессом возбуждения центральной нервной системы, ослабляются внимание, восприятие, запоминание, другие мыслительные процессы, резко меняется поведение учащихся: они отвлекаются от учебной деятельности, невнимательно слушают учителя, разговаривают, вертятся и т.д. Подобное спонтанное переключение детей на другие виды деятельности является охранительной реакцией организма. Такая реакция организма на утомление при непрерывном умственном напряжении сменяется процессом торможения, излишняя подвижность сменяется вялостью: дети потягиваются, зевают, ложатся грудью на парту или, наоборот, откидываются на спинки сидении, «разваливаются»…

Как помочь детям?

Ответом на этот вопрос является внедрение в работу учителя рекомендаций, приёмов, технологий, которые связаны со здоровьесбережением. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока педагог должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: «Не навреди!»

Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы оздоровительные минутки - физминутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально-положительное состояние. Дети после физминуток становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Физминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Проводятся на каждом уроке примерно между 20-й и 25-й минутами в течение 1,5-2 минут.

Основные задачи физминутки это:

снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику;

выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью;

развитие сенсорных и моторных функций;

развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);

развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

формирование черт гармоничной и не закомплексованной личности (дружбы, уважения и самоуважения, оценки и самооценки и др.).

В своей работе я использую следующие виды физминуток:

оздоровительно-гигиенические;

двигательно-речевые;

подражательные;

физкультурно-спортивные;

танцевально-ритмические.

Комплексы выбираю в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.

Каждый день на первом уроке хорошо проводить утренние упражнения, такие как тренинг-настрой. Для этого использую различные рифмовки.

Всем говорю я: »Здравствуйте!

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный,

Потому что в нём ВЫ и Я!

Или утренний настрой на работу такой

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом, не стесняясь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь по утру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

Это может быть и утренний настрой на оздоровление.

Я проснулась, я здорова,

И к работе я готова.

Голова моя светла,

Отдохнула до утра.

Мышцы стали все сильнее,

Каждый орган - здоровее.

Нервы крепкие - стальные,

Как пружинки заводные.

Ноги - руки - все в движенье -

Вот и снято напряженье.

Влево - вправо повернусь,

Солнцу низко поклонюсь:

«Здравствуй, матушка-природа!

Мы с тобой одного рода,

Друг без друга жить не сможем,

И друг другу мы поможем.

Мы - частички, ты и я.

Это значит, мы семья!»





Можно сделать зарядку.

Солнце глянуло в кроватку

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться - три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

Очень нравится детям разминка-массаж «Бодрость за одну минуту» проводится в начале учебного дня и в начале урока для активации организма.

  1. Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек).
  2. Щеки. Быстро, но не сильно похлопайте по щекам (5 сек).
  3. Уши. Потрите уши (5 сек).
  4. Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек).
  5. Плечи. Энергично, но не сильно похлопайте или поглаживайте ладонью внутреннюю и внешнюю стороны плеча и предплечья (5 сек).
  6. Шея. Осторожно погладьте шею открытыми ладонями от боковой поверхности шеи вниз к яремной впадине у основания шеи (5 сек). Затем погладьте заднюю и боковую поверхность шеи движениями сверху вниз (5 сек).
  7. Затылок. Потрите руками влево-вправо у основания головы со стороны затылку (у основания черепной коробки) (5 сек).
  8. Ноги. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (5 сек).

Ситуация успеха, созданная в классе таким образом, позволяет детям настроиться на плодотворную работу. Учащиеся уверенны в том, что всё у них получится.

Оздоровительно - гигиенические.

Чаще всего устают глаза, мелкие мышцы рук, позвоночник. Ребёнок перестаёт думать об уроке, нарастает напряжение, наваливается усталость. Это самый подходящий момент для отдыха. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам.

Для расслабления глаз.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.


Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом». «Трава» -

За окном у нас видна.

Вдаль теперь ты посмотри.

Что ты видишь там в дали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз -

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат так их до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно глазки открывать!

Упражнение для глаз «Палминг»

Очень простое и эффективное упражнение (palm анг. ладонь). Заключается в создании полной темноты для глаз, что приводит к расслаблению глазных мышц. Расслабиться. Скрестить пальцы ладоней, закрыть ладонями открытые глаза так, чтобы ладонь плотно и полностью закрыла глазную впадину со всех сторон, скрещенные пальцы расположены на лбу. В глаза не должен попадать ни один луч света. Упражнение выполнять 1-2 мин. Открыть глаза. Быстро поморгать несколько раз.

Упражнения для рук.

Для учеников начальных классов, особенно для первоклашек, держать в руках ручку - большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что крепче они держать ручку, тем красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?

На уроках письма мною используются:

- упражнения для снятия общего и локального утомления;

- упражнения для кистей рук, которые сопровождаются рифмовками.

Упражнение «Капуста»

Используется для расслабления кисти рук после письма. Во время проговаривания стихотворения дети руками имитируют называемые движения.

Мы капусту рубим.
Мы капусту трем.
Мы капусту солим.
Мы капусту жмем

Кроме рифмовок используются следующие упражнения:


Массаж пальцев рук перед письмом

  • потирание ладошек,

  • "Скалка" - покатать ручку между ладонями;

  • покатать ручку между большим и указательным пальцем

  • "Игра на клавишах" (по очереди постукивание пальцами обеих рук о парту).

На уроке литературного чтения применяю различные упражнения на дыхание.

Упражнение для формирования правильного дыхания

Правильное дыхание - носовое, при котором вдох должен быть короче выдоха в два раза. Такое дыхание легко можно формировать при выполнении этого упражнения. Дети делают носом вдох, а на выдохе произносят слова стихотворения.


Писать «корова» нелегко.

Дает корова молоко,

Мы слышим громкое «му-му».

Вдох - носом. На выдохе:

Мы за коровой последим,

Подышим носом, помычим:

«М-м-м-м-м».

Вдох - носом. На выдохе:

Тебе, корова, помогу:

Я травки для тебя нарву.

Ты будешь нас благодарить

И молоком парным поить.

Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой) Вызывает у занимающихся эмоциональный подъем, улучшает кислородный обмен, дает хороший оздоровительный эффект

«Кошка» И.п.: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны от­рываться от пола). Вспомнить кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторять ее дви­жения. Сделать необходимое приседание и од­новременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Выдохи происходят между вдоха­ми сами, непроизвольно. Колени слегка сги­бать и разгибать. Руками делать хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спи­на абсолютно прямая, поворот - только в та­лии. Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.

Двигательно - речевые физминутки.

Этот вид физминуток наиболее популярен на уроках. Дети коллективно читают небольшие, веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

1. «Буратино»

2. «Хомячок».


Подражательные физминутки.

Эти физминутки основываются полностью на фантазии учителя. Читая с детьми азбуку, или рассматривая картинки с машинами, паровозиками, бабочек, или например: любые буквы: буква «Л»

Буквой Л расставим ноги

Словно в танце - руки в боки

Наклонимся влево, вправо

Получается на славу.

На уроке литературного чтения очень нравится детям физминутки со звукоподражанием.

Вышли уточки на луг:

Кря - кря - кря!

Пролетел веселый жук:

Ж - Ж - Ж!

Гуси шею выгибают: Га-га-га!

Клювом перья расправляют: Га-га-га!

Или например такие подражательные физминутки:

Зеркало Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показывает взрослый, чётко копируя их. Учитель играет роль зеркала, в которое смотрят учащиеся. Они должны:

  • замереть на месте;
  • повернуться вправо, влево;
  • постоять на пальчиках;
  • постоять на пальчиках с закрытыми глазами;
  • покивать головой, как будто соглашаются или не соглашаются с чем-то;
  • постоять, попеременно поднимая над головой левую и правую руку с разомкнутыми пальцами;
  • постоять, обнимая себя за шею то левой, то правой рукой.

Близнецы Учащиеся встают и выходят из-за парт. Они кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:

  • присесть;
  • встать;
  • встать на цыпочки;
  • наклониться влево;
  • наклониться вправо;
  • прогнуться назад;
  • постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;
  • постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене.
  • Ребята должны выполнять команду слаженно и очень тихо.

Физкультурно - спортивные. Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет. С равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитоно на укрепление определенной группы мышц.
Физминутки можно проводить и под музыку, если это не мешает поставленным задачам урока. Это танцевально - ритмические физминутки. Они особо любимы детьми, т. к. выполняются под веселую музыку, все движения произвольны. Если добавлять элемент ритмики, тогда движения должны быть более четкими. В отличие от танцевальных, в которых все танцуют произвольно, при этом желающие могут петь. Они могут проводится под музыку знакомых мультфильмов или песенки сказочных героев («Утята»,»Два веселых гуся» и др.).
На любом уроке использую упражнения, способствующие снятию общего утомления.

Релаксационные упражнения

Упражнения на релаксацию снимают напряжение от неподвижной позы, дают детям небольшой отдых, вызывают положительные эмоции.

1-й этап. Сядьте удобно и расслабьтесь.

2-й этап. Осмотрите все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и покоя. Желательно при этом закрыть глаза.

3-й этап. Ощутите приятное тепло, удовольствие, покой, комфорт от расслабленного тела.


«Сожми кулачок»

Вы держите в руках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулаки все крепче и крепче… и крепче, уже побелели косточки. Кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете кулаки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают…


«Чудесная полянка»

Представьте себе полянку, на которой растет мягкая травка-муравка, вы лежите на ней как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку… вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

Психологические паузы

Эффективным способом расслабиться на уроке выступает и возможность посидеть, расслабившись и закрыв глаза, под тихую спокойную музыку. Такой одной паузы в 1.5-2 минуты достаточно, чтобы организм отдохнул, и ученик смог эффективно дальше работать.
Физминутка поможет сделать нам наших учеников жизнерадостными. Активными, любознательными. Процесс усвоения знаний будет более легким, продуктивным, эффективным. Каждый учитель должен помнить, что физминутка должна быть адресная, непродолжительная, не должна утомлять детей, и просто должна быть!

ЛИТЕРАТУРА : В. И. Ковалько «Школа физкультминуток», в которой даны физминутки на разных уроках, подвижные игры, оздоровительные упражнения.


Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. - М. : Вентана-Граф, 2008. - 112 с. - (Педагогическая мастерская).

Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 184 с.

Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. - М.: КНОРУС, 2006. С. 147

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - с. 62.

Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. -Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.

Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. - 220 с. shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные









.


© 2010-2022