- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта открытого урока по окружающему миру Русская трапеза (ФГОС)
Технологическая карта открытого урока по окружающему миру Русская трапеза (ФГОС)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Созонова Н.Л. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель: Созонова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов Образовательное учреждение: Копотиловская НОШ - филиал МАОУ Казанская СОШ Предмет: Окружающий мир Класс: 3 Название материала: Конспект и презентация урока «Русская трапеза»
УМК : УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой Учебник: «Окружающий мир» под редакцией Н.Ф.Виноградовой для 3 класса.
Тип урока: урок- проект изучения и первичного закрепления новых знаний Оборудование: интерактивная доска проектор, компьютер, толковые словари Ожегова, Ушакова, Даля; раздаточный материал: конверты с индивидуальными заданиями, карточки с текстами «Традиции русской трапезы»
Цель урока: знакомство со значением слова «трапеза», особенностями национальной кухни, изучение истории и традиций русского народа.
Задачи:
Образовательные
-
Обеспечить в ходе занятия усвоение основных понятий
-
Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников, представлять информацию в виде мини - проекта по теме
Развивающие
-
Формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение
-
Формирование позиции активного слушателя
-
Формирование общеучебных умений
Воспитательные
-
Формирование позитивного отношения к слову, к отечественной культуре, к носителям этой культуры
-
Формирование коммуникативных умений школьников
Планируемые результаты: обобщение и систематизация знаний о традициях русской трапезы, создание проекта по теме «Русская трапеза»
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Формируемые УУД
ИКТ
1этап. Мотивация учебной деятельности( 2 мин).
Цель: создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность
Добрый день дорогие ребята! Просмотрите видео ролик и подумайте «О чём он7»
А что происходит от улыбки?
Подарите свою улыбку друг другу, улыбнитесь гостям и постарайтесь пронести её через весь урок. Присаживайтесь. Мы начинаем наш урок.
Эмоциональный настрой учащихся.
- об улыбке
-радостнее на душе, настроение хорошее, хочется делать добрые дела
Личностные: мотивация учебной деятельности
1 слайд
2 этап. Постановка темы и цели урока ( 5 мин)
Цель: определение темы урока
- Ребята, я вам предлагаю внимательно просмотреть отрывок и после просмотра постарайтесь ответить на вопрос: «О чём говорится в данном отрывке»?
- Что собирался делать царь?
_ Какое слово произнёс слуга?
-Как вы думаете, из какого жанра искусства взят этот отрывок?
-Почему чя вам показала отрывок из кино?
-Конечно, молодцы.
- Давайте вспомним какое слово произнёс слуга?
-Так о чём мы будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока?
- А что бы вы хотели узнать про русскую трапезу?
-Как вы считаете, какого сословия трапезничали люди?
- А кроме богатых, какие люди ещё были на Руси?
--Давайте сформулируем проблему?
- Известно вам узнать, как они трапезничали?
-А знаете ли вы блюда, которые ставили на стол во время трапезы?
Дети смотрят отрывок, высказывают предположения, определяют тему урока, самостоятельно ставят цель.
- обедать
- трапезничать
-из кино
- 2016 г - это год Кино
-трапезничать
- Русская трапеза
(прикрепляют тему на доску)
- как походили трапезы на Руси
- богатые
- бедные
Ответы детей
-Как проходили трапезы на Руси? (вывешивают проблему на доску)
- Что такое трапеза?
-Как питались в старину крестьяне?
-Что подавали гостям на царском пиру?
-Почему в Древней Руси говорили «Каша - матушка наша»?
(выдвигают гипотезы и прикрепляют к доске)
Познавательные:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Личностные:
-определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить еѐ словесно)
2 слайд
3 слайд
4 слайд
3этап. Актуализация знаний. ( 5 минут)
Цель: создание условий для систематизации знаний по теме «Трапеза»
- Для того, чтобы продолжить работу, мы разделимся на группы:
- Как выдумаете, какой главный предмет трапезы?
- Правильно. У меня на подносе лежат ложки, на которых написано название группы.
1гр: крестьяне
2 гр: бояре
3 гр: исследователи
- Ребята, что, по вашему мнению, обозначает слово «Трапеза»
- Где можно посмотреть точное значение данного слова?
- Правильно! На партах в каждой группе лежат словари, найдите значение слова «трапеза» и зачитайте его.
(Трапеза -Толковый словарь Д.Н.Ушакова
ТРА'ПЕ'ЗА, ы, ж. [греч. trapeza - стол]. Общий стол для приема пищи в монастыре (церк)
ТРАПЕЗА - Толковый словарь В.Даля
Трапезница трапеза, в знач. столовая, застольная. | Обедальщица. Трапезовать, кушать за столом, обедать, ужинать
ТРАПЕЗА, -ы толковый словарь С.И. Ожегова
-
Общий стол для приема пищи в монастыре.
2. Прием пищи, еда в монастыре.
-Ребята, так что же такое трапеза?
- Итак, ребята, ответили мы на первый вопрос, доказали гипотезу?
- Оцените свою работу. (на столах у ребят блюда , которыми они оценивают свою деятельность- накроем стол: «5» - 3 блюда, «4»- 2 блюда, «3» - 1 блюдо
Физминутка под песню «Вдруг как в сказке скрипнула дверь»
ложка
ребята берут ложку, читают название и присаживаются в данную группу.
- в словаре
-работа со словарём
Работа в группах со словарями, затем зачитывают значение и вывешивают на доску значение из данного словаря.
- приём пищи, кушанье
- да
Ребята на доску (стол) прикрепляют блюда
Познавательные:
-перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) .
Коммуникативные :
-планирование учебного со-
трудничества с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации
5 слайд
6,7 слайды
Слайд 8
4 этап Исследовательская работа по теме урока Трапеза ( 15 мин)
Цель: изучения новых знаний и способов деятельности, создание выступлений.
-Итак, ребята, мы с вами доказали, что трапеза - это прием пищи.
-
-Ребята давайте вспомним, какие цели нам ещё необходимо достигнуть?
- В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Об этом вам сейчас расскажет Лена.
-Сейчас вам предстоит поработать с текстом учебника и создать свои мини- проекты: 1 группа - должна выяснить, как питалась крестьянская семья; 2 группа - что подавали гостям на царском пиру; 3 группа- почему кашу называли матушкой? После работы с текстом выберите высказывания и блюда, которые относятся к вашему вопросу и наклеите их на лист бумаги.
( после выступления каждая группа оценивает свою работу, а ребята остальных групп благодарят их за выступление - хлопают в ладоши и говорят «Молодцы»)
Зачитывает ученик с карточки:
В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Поэтому к ее подготовке на Руси во всякое время относились очень ответственно. Еда сама по себе и все, связанное с ней, здесь всегда были предметом особой гордости. А процесс приготовления, подачи и потребления пищи зачастую превращался в особого рода, ритуал.
- работа в группах. Выступление ребят от каждой группы. Свои проекты ребята помещают на доску.
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации;
-анализ объектов с целью выделения признаков,
-классификации объектов для создания нового продукта. Регулятивные:
- осуществлять действия по реализации плана, прилагая . усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалоги- ческой речи
Личностные:
самоопределение
9-12 слайды
5 этап. Закрепление изученного учебного материала, введение его в систему изученного ранее предметного материала (10 минут).
Цель: создание выступлений
- Ребята, русский народ каким был?
Ребята, а вы любите ходить в гости? Представьте себе, что нас с вами пригласили на обед в крестьянскую семью. Как вы думаете, какие правила русской трапезы необходимо соблюдать.
- У вас на партах лежат правила русской трапезы, которые вы должны проиграть, т. Е показать понтомимо. Задача остальных групп- назвать правило, которое показала группа.
1 гр: - Мытье рук перед обедом считалось обязательным.
2 гр:- Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб.
3 гр:- Пока семья собирается, никто не начинает есть.
-Давайте зачитаем правила, которые соблюдались во время русской трапезы?
- Как проходила русская трапеза?
-Конечно. Молодцы!
гостеприимным
Высказывают свои мнения
Инсценирование учащихся
- после выступления группа оценивает своё выступление
- читают правила со слайда.
- по правилам
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации;
-анализ объектов с целью выделения признаков,
-классификации объектов для создания нового продукта. Регулятивные:
- осуществлять действия по реализации плана, прилагая . усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
Личностные:
самоопределение
6 этап. Итог урока. Рефлексия 10 мин
Цель: подведение результатов.
- Ребята, давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
- Что такое трапеза?
- Как питались в старину крестьяне?
-Что подавали гостям на царском пиру?
-Почему в Древней Руси говорили «Каша - матушка наша»?
- Давайте, ребята, закончим урок продолжением предложений, которые вы видите на слайде
- -Я узнал…
-Я научился…
-Я бы хотел…
-Новые знания мне пригодятся…
- Результатом нашей плодотворной работы стал накрытый стол. Каким он получился богатым!
- Как вы думаете, почему наш стол получился богатым, как на царском пиру?
А такой шикарный и богатый он получился потому, что вы работали отлично. Угощения здесь хватит не только нам с вами, а всем гостям, которые пришли сегодня к нам на урок!
Вы все молодцы. Мне очень понравилось работать с вами. Большое вам спасибо за урок!
- называют
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других, владея приёмами
монологической и диалогической речи
Регулятивные:
учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса, группы на уроке.
21-27 слайд
Литература
1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях - М.: Вентана - Граф, 2013г.
2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 класс, №1, №2. Виноградова Н.Ф., М.: Изд. Центр «Вентана-Граф», 2013 г.
3.Виноградова Н.Ф..: программа: 1 - 4 классы/ Н.Ф. Виноградова. - 2-е изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2012, с. 29-30.
4. Беседы с учителем 3 кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М.: Изд. центр «Вентана - Граф», 2008 г.
5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения. - М.: Вентана-Граф, 2008.
6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1 - 4 классы/ Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана -Граф
гречневая каша
овсяная каша
рисовая каша
В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Поэтому к ее подготовке на Руси во всякое время относились очень ответственно. Еда сама по себе и все, связанное с ней, здесь всегда были предметом особой гордости. А процесс приготовления, подачи и потребления пищи зачастую превращался в особого рода, ритуал.
Трапеза -Толковый словарь Д.Н.Ушакова ТРА'ПЕ'ЗА, ы, ж. [греч. trapeza - стол]. Общий стол для приема пищи в монастыре (церк)
ТРАПЕЗА - Толковый словарь В.Даля Трапезница трапеза, в знач. столовая, застольная. | Обедальщица. Трапезовать, кушать за столом, обедать, ужинать
ТРАПЕЗА, -ы толковый словарь С.И. Ожегова 1.Общий стол для приема пищи в монастыре.
- Прием пищи, еда в монастыре.
Крестьяне: Мытье рук перед обедом считалось обязательным.
Бояре: Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб.
Исследователи: Пока семья собирается, никто не начинает есть.
Питались скромно, экономно и однообразно.
Основной пищей были хлеб, квас, морковный чай, овощи, молоко, иногда рыба и очень редко- мясо.
Летом и осенью обед был богаче.
По воскресеньям и праздникам баловали детей пирогами с лесными ягодами или грибами, ягодным киселём.
Зимой кушали постные щи из кислой капусты, суп из пареной репы, сушёных грибов. Пили чай из сушёной мяты, земляники.
Обед начинался с жареного лебедя.
Потом подавали холодные закуски, горячие похлёбки, пироги, жареную птицу и рыбу и многое другое.
На десерт подавали печенье, пряники, сладкие пироги, фрукты, конфеты.
Всё это выкладывали на золотые и серебряные блюда и тарелки. На Руси кашей называли любую похлёбку, сваренную из измельченных продуктов- крупы, гороха, моркови, репы, рыбы.
Каша подавалась на свадьбе, на поминках, при заключении важных договоров.
Свадебный пир тоже назывался «кашей».
Полба - это каша, сваренная из особого злака, похожего на пшеницу.
Как проходили трапезы на Руси?
Что такое трапеза?
Как питались в старину крестьяне?
Что подавали гостям на царском пиру?
Почему в Древней Руси говорили «Каша - матушка наша»?
Русская трапеза
КРЕСТЬЯНЕ
БОЯРЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛИ
Его цель - ознакомление с блюдами славян, особенностями национальной кухни, изучение истории и традиций русского народа. Урок направлен на воспитание интереса к историческому прошлому своего народа, воспитания патриотизма через изучение истории своей Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.. На уроке используется проектная деятельность В целях лучшего усвоения нового материала в ходе урока применяется мультимедийное оборудование. Авторские комментарии: На уроке используются различные формы работы: коллективная (фронтальная) работа, работа в группах ; прослеживается межпредметная связь с уроками трудового обучения и уроками ИЗО. Разнообразие используемых на уроке активных методов (словесные - беседа с использованием компьютерных слайдов; практические - создание сборника рецептов, составление рассказа и др.) способствуют включенности в работу учащихся с различными видами восприятия и позволяет учащимся лучше закрепить, систематизировать материал. Возрастные особенности учащихся предполагают соблюдение принципов занимательности, доступности, наглядности материала. Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных - это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени. Данный конспект и презентация могут использоваться во внеурочной работе и по другим программам обучения. Презентация оживляет урок, делает его более интересным и наглядным. Авторский медиапродукт: презентация к уроку - 27 слайдов.