Технологическая карта открытого урока по окружающему миру Русская трапеза (ФГОС)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Технологическая карта открытого урока по окружающему миру Русская трапеза (ФГОС)Технологическая карта открытого урока по окружающему миру Русская трапеза (ФГОС)Технологическая карта открытого урока по окружающему миру Русская трапеза (ФГОС)Технологическая карта открытого урока по окружающему миру Русская трапеза (ФГОС)Технологическая карта открытого урока по окружающему миру Русская трапеза (ФГОС)Технологическая карта открытого урока по окружающему миру Русская трапеза (ФГОС)Технологическая карта открытого урока по окружающему миру Русская трапеза (ФГОС)Урок-проект на тему «Русская трапеза»
Учитель: Созонова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов Образовательное учреждение: Копотиловская НОШ - филиал МАОУ Казанская СОШ Предмет: Окружающий мир Класс: 3 Название материала: Конспект и презентация урока «Русская трапеза»

УМК : УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой Учебник: «Окружающий мир» под редакцией Н.Ф.Виноградовой для 3 класса.

Тип урока: урок- проект изучения и первичного закрепления новых знаний Оборудование: интерактивная доска проектор, компьютер, толковые словари Ожегова, Ушакова, Даля; раздаточный материал: конверты с индивидуальными заданиями, карточки с текстами «Традиции русской трапезы»

Цель урока: знакомство со значением слова «трапеза», особенностями национальной кухни, изучение истории и традиций русского народа.

Задачи:

Образовательные

  1. Обеспечить в ходе занятия усвоение основных понятий

  2. Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников, представлять информацию в виде мини - проекта по теме

Развивающие

  1. Формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение

  2. Формирование позиции активного слушателя

  3. Формирование общеучебных умений

Воспитательные

  1. Формирование позитивного отношения к слову, к отечественной культуре, к носителям этой культуры

  2. Формирование коммуникативных умений школьников

Планируемые результаты: обобщение и систематизация знаний о традициях русской трапезы, создание проекта по теме «Русская трапеза»

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Формируемые УУД

ИКТ

1этап. Мотивация учебной деятельности( 2 мин).

Цель: создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность

Добрый день дорогие ребята! Просмотрите видео ролик и подумайте «О чём он7»

А что происходит от улыбки?

Подарите свою улыбку друг другу, улыбнитесь гостям и постарайтесь пронести её через весь урок. Присаживайтесь. Мы начинаем наш урок.

Эмоциональный настрой учащихся.

- об улыбке

-радостнее на душе, настроение хорошее, хочется делать добрые дела

Личностные: мотивация учебной деятельности

1 слайд

2 этап. Постановка темы и цели урока ( 5 мин)

Цель: определение темы урока

- Ребята, я вам предлагаю внимательно просмотреть отрывок и после просмотра постарайтесь ответить на вопрос: «О чём говорится в данном отрывке»?

- Что собирался делать царь?

_ Какое слово произнёс слуга?

-Как вы думаете, из какого жанра искусства взят этот отрывок?

-Почему чя вам показала отрывок из кино?

-Конечно, молодцы.

- Давайте вспомним какое слово произнёс слуга?

-Так о чём мы будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока?

- А что бы вы хотели узнать про русскую трапезу?

-Как вы считаете, какого сословия трапезничали люди?

- А кроме богатых, какие люди ещё были на Руси?

--Давайте сформулируем проблему?

- Известно вам узнать, как они трапезничали?

-А знаете ли вы блюда, которые ставили на стол во время трапезы?

Дети смотрят отрывок, высказывают предположения, определяют тему урока, самостоятельно ставят цель.

- обедать

- трапезничать

-из кино

- 2016 г - это год Кино

-трапезничать

- Русская трапеза

(прикрепляют тему на доску)

- как походили трапезы на Руси

- богатые

- бедные

Ответы детей

-Как проходили трапезы на Руси? (вывешивают проблему на доску)

- Что такое трапеза?

-Как питались в старину крестьяне?

-Что подавали гостям на царском пиру?

-Почему в Древней Руси говорили «Каша - матушка наша»?

(выдвигают гипотезы и прикрепляют к доске)

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Личностные:

-определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить еѐ словесно)

2 слайд





3 слайд

4 слайд

3этап. Актуализация знаний. ( 5 минут)

Цель: создание условий для систематизации знаний по теме «Трапеза»

- Для того, чтобы продолжить работу, мы разделимся на группы:

- Как выдумаете, какой главный предмет трапезы?

- Правильно. У меня на подносе лежат ложки, на которых написано название группы.

1гр: крестьяне

2 гр: бояре

3 гр: исследователи

- Ребята, что, по вашему мнению, обозначает слово «Трапеза»

- Где можно посмотреть точное значение данного слова?

- Правильно! На партах в каждой группе лежат словари, найдите значение слова «трапеза» и зачитайте его.

(Трапеза -Толковый словарь Д.Н.Ушакова

ТРА'ПЕ'ЗА, ы, ж. [греч. trapeza - стол]. Общий стол для приема пищи в монастыре (церк)

ТРАПЕЗА - Толковый словарь В.Даля

Трапезница трапеза, в знач. столовая, застольная. | Обедальщица. Трапезовать, кушать за столом, обедать, ужинать

ТРАПЕЗА, -ы толковый словарь С.И. Ожегова

  1. Общий стол для приема пищи в монастыре.

2. Прием пищи, еда в монастыре.

-Ребята, так что же такое трапеза?

- Итак, ребята, ответили мы на первый вопрос, доказали гипотезу?

- Оцените свою работу. (на столах у ребят блюда , которыми они оценивают свою деятельность- накроем стол: «5» - 3 блюда, «4»- 2 блюда, «3» - 1 блюдо

Физминутка под песню «Вдруг как в сказке скрипнула дверь»

ложка

ребята берут ложку, читают название и присаживаются в данную группу.

- в словаре

-работа со словарём

Работа в группах со словарями, затем зачитывают значение и вывешивают на доску значение из данного словаря.



- приём пищи, кушанье

- да

Ребята на доску (стол) прикрепляют блюда

Познавательные:

-перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) .

Коммуникативные :

-планирование учебного со-

трудничества с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации


5 слайд

6,7 слайды




Слайд 8

4 этап Исследовательская работа по теме урока Трапеза ( 15 мин)

Цель: изучения новых знаний и способов деятельности, создание выступлений.

-Итак, ребята, мы с вами доказали, что трапеза - это прием пищи.

-

-Ребята давайте вспомним, какие цели нам ещё необходимо достигнуть?

- В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Об этом вам сейчас расскажет Лена.

-Сейчас вам предстоит поработать с текстом учебника и создать свои мини- проекты: 1 группа - должна выяснить, как питалась крестьянская семья; 2 группа - что подавали гостям на царском пиру; 3 группа- почему кашу называли матушкой? После работы с текстом выберите высказывания и блюда, которые относятся к вашему вопросу и наклеите их на лист бумаги.

( после выступления каждая группа оценивает свою работу, а ребята остальных групп благодарят их за выступление - хлопают в ладоши и говорят «Молодцы»)

Зачитывает ученик с карточки:

В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Поэтому к ее подготовке на Руси во всякое время относились очень ответственно. Еда сама по себе и все, связанное с ней, здесь всегда были предметом особой гордости. А процесс приготовления, подачи и потребления пищи зачастую превращался в особого рода, ритуал.

- работа в группах. Выступление ребят от каждой группы. Свои проекты ребята помещают на доску.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-анализ объектов с целью выделения признаков,

-классификации объектов для создания нового продукта. Регулятивные:

- осуществлять действия по реализации плана, прилагая . усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалоги- ческой речи

Личностные:

самоопределение




9-12 слайды


5 этап. Закрепление изученного учебного материала, введение его в систему изученного ранее предметного материала (10 минут).

Цель: создание выступлений

- Ребята, русский народ каким был?

Ребята, а вы любите ходить в гости? Представьте себе, что нас с вами пригласили на обед в крестьянскую семью. Как вы думаете, какие правила русской трапезы необходимо соблюдать.

- У вас на партах лежат правила русской трапезы, которые вы должны проиграть, т. Е показать понтомимо. Задача остальных групп- назвать правило, которое показала группа.

1 гр: - Мытье рук перед обедом считалось обязательным.

2 гр:- Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб.

3 гр:- Пока семья собирается, никто не начинает есть.

-Давайте зачитаем правила, которые соблюдались во время русской трапезы?

- Как проходила русская трапеза?

-Конечно. Молодцы!

гостеприимным

Высказывают свои мнения

Инсценирование учащихся

- после выступления группа оценивает своё выступление

- читают правила со слайда.

- по правилам

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-анализ объектов с целью выделения признаков,

-классификации объектов для создания нового продукта. Регулятивные:

- осуществлять действия по реализации плана, прилагая . усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

Личностные:

самоопределение




6 этап. Итог урока. Рефлексия 10 мин

Цель: подведение результатов.

- Ребята, давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

- Что такое трапеза?

- Как питались в старину крестьяне?

-Что подавали гостям на царском пиру?

-Почему в Древней Руси говорили «Каша - матушка наша»?

- Давайте, ребята, закончим урок продолжением предложений, которые вы видите на слайде

- -Я узнал…

-Я научился…

-Я бы хотел…

-Новые знания мне пригодятся…

- Результатом нашей плодотворной работы стал накрытый стол. Каким он получился богатым!

- Как вы думаете, почему наш стол получился богатым, как на царском пиру?

А такой шикарный и богатый он получился потому, что вы работали отлично. Угощения здесь хватит не только нам с вами, а всем гостям, которые пришли сегодня к нам на урок!

Вы все молодцы. Мне очень понравилось работать с вами. Большое вам спасибо за урок!

- называют



Коммуникативные:

доносить свою позицию до других, владея приёмами

монологической и диалогической речи

Регулятивные:

учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса, группы на уроке.

21-27 слайд

Литература



1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях - М.: Вентана - Граф, 2013г.
2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 класс, №1, №2. Виноградова Н.Ф., М.: Изд. Центр «Вентана-Граф», 2013 г.

3.Виноградова Н.Ф..: программа: 1 - 4 классы/ Н.Ф. Виноградова. - 2-е изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2012, с. 29-30.

4. Беседы с учителем 3 кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М.: Изд. центр «Вентана - Граф», 2008 г.
5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения. - М.: Вентана-Граф, 2008.
6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1 - 4 классы/ Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана -Граф





гречневая каша

овсяная каша

рисовая каша

В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Поэтому к ее подготовке на Руси во всякое время относились очень ответственно. Еда сама по себе и все, связанное с ней, здесь всегда были предметом особой гордости. А процесс приготовления, подачи и потребления пищи зачастую превращался в особого рода, ритуал.



Трапеза -Толковый словарь Д.Н.Ушакова ТРА'ПЕ'ЗА, ы, ж. [греч. trapeza - стол]. Общий стол для приема пищи в монастыре (церк)

ТРАПЕЗА - Толковый словарь В.Даля Трапезница трапеза, в знач. столовая, застольная. | Обедальщица. Трапезовать, кушать за столом, обедать, ужинать

ТРАПЕЗА, -ы толковый словарь С.И. Ожегова 1.Общий стол для приема пищи в монастыре.

  1. Прием пищи, еда в монастыре.

Крестьяне: Мытье рук перед обедом считалось обязательным.

Бояре: Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб.

Исследователи: Пока семья собирается, никто не начинает есть.
Питались скромно, экономно и однообразно.
Основной пищей были хлеб, квас, морковный чай, овощи, молоко, иногда рыба и очень редко- мясо.
Летом и осенью обед был богаче.
По воскресеньям и праздникам баловали детей пирогами с лесными ягодами или грибами, ягодным киселём.
Зимой кушали постные щи из кислой капусты, суп из пареной репы, сушёных грибов. Пили чай из сушёной мяты, земляники.

Обед начинался с жареного лебедя.
Потом подавали холодные закуски, горячие похлёбки, пироги, жареную птицу и рыбу и многое другое.

На десерт подавали печенье, пряники, сладкие пироги, фрукты, конфеты.
Всё это выкладывали на золотые и серебряные блюда и тарелки. На Руси кашей называли любую похлёбку, сваренную из измельченных продуктов- крупы, гороха, моркови, репы, рыбы.
Каша подавалась на свадьбе, на поминках, при заключении важных договоров.
Свадебный пир тоже назывался «кашей».

Полба - это каша, сваренная из особого злака, похожего на пшеницу.

Как проходили трапезы на Руси?


Что такое трапеза?

Как питались в старину крестьяне?

Что подавали гостям на царском пиру?

Почему в Древней Руси говорили «Каша - матушка наша»?

Русская трапеза



КРЕСТЬЯНЕ





БОЯРЕ









ИССЛЕДОВАТЕЛИ





Его цель - ознакомление с блюдами славян, особенностями национальной кухни, изучение истории и традиций русского народа. Урок направлен на воспитание интереса к историческому прошлому своего народа, воспитания патриотизма через изучение истории своей Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.. На уроке используется проектная деятельность В целях лучшего усвоения нового материала в ходе урока применяется мультимедийное оборудование. Авторские комментарии: На уроке используются различные формы работы: коллективная (фронтальная) работа, работа в группах ; прослеживается межпредметная связь с уроками трудового обучения и уроками ИЗО. Разнообразие используемых на уроке активных методов (словесные - беседа с использованием компьютерных слайдов; практические - создание сборника рецептов, составление рассказа и др.) способствуют включенности в работу учащихся с различными видами восприятия и позволяет учащимся лучше закрепить, систематизировать материал. Возрастные особенности учащихся предполагают соблюдение принципов занимательности, доступности, наглядности материала. Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных - это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени. Данный конспект и презентация могут использоваться во внеурочной работе и по другим программам обучения. Презентация оживляет урок, делает его более интересным и наглядным. Авторский медиапродукт: презентация к уроку - 27 слайдов.



© 2010-2022