- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения во 2 классе на тему Э Шим Чем пахнет весна, 21 век, ФГОС
Урок литературного чтения во 2 классе на тему Э Шим Чем пахнет весна, 21 век, ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мерзликина Л.М. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»
Учитель начальных классов
Мерзликина Л.М.
Цель урока: создать необходимые условия для ознакомления учащихся с произведением Э.Шима. «Чем пахнет весна», для формирования читательских умений учащихся.
Предметные задачи урока:
- подвести учащихся к пониманию содержания рассказа Э. Шима «Чем пахнет весна»;
- развивать навыки осознанного чтения, устную и письменную речь;
-воспитывать любовь к родной природе.
- сравнивать жанры произведений.
Метапредметные цели урока:
Познавательные - формировать умение отыскивать причины явлений, умение моделировать, умение находить необходимую информацию для выполнения задания;
Регулятивные - формировать умение оценивать правильность выполнения заданий, развивать рефлексивное мышление;
Коммуникативные - формировать умение работать в группах, умение строить речевое высказывание.
Личностные цели урока: формирование у учащихся эстетического чувства - умение видеть красоту весенней природы, осознавать взаимосвязь и закономерности явлений природы, формировать экологическую культуру (бережное отношение и преумножение природы).
Средства обучения:
-
Л.А. Ефросинина. Учебник «Литературное чтение» 2 кл.
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 2 кл.
Дополнительные источники (биография автора, исследовательские бланки, карточки-задания, ИКТ) -
Компьютерная презентация.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности.
Литературное чтение - прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ
Вы учите их, они учат вас!
-Как вы понимаете эти строки?
- Пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.
Стоя приветствуют учителя
Дети отвечают на вопрос.
Личностные УУД - учебная мотивация.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Постановка учебной задачи.
- Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт -
В лесу подснежник
Расцветёт. (Весна)
(слайд 1)
- А как вы думаете, почему именно весне посвящен урок литературного чтения? (Потому что мы изучаем произведения о весне.)
- Что бы вы хотели нового узнать и чему научиться на уроке?
- Наша задача на уроке научиться и стать читателями-исследователями,
а поэтому мы должны быть внимательными и наблюдательными.
План
1. Читать
2. Наблюдать
3. Рассуждать
4. Вывод
- Вспомним изученные произведения о весне. Назовите произведения, которые соответствуют следующим моделям:
(слайд 2)
?
?
?
?
?
?
?
- Молодцы, ребята, вы правильно назвали произведения и авторов.
- А с какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке?
- Вы готовили домашнее задание по выбору.
- Посмотрим, как справились с заданием.
- Ребята кто выучил стихотворение С. Маршака «Весенняя песенка»?
Для чего вы рисовали рисунки к произведению С. Маршака?
- Смогли дети своими рисунками и чтением стихотворения передать весеннее настроение стихотворения С. Маршака?
(оцените работу ребят)
- А сейчас свою творческую работу представят ребята, которые приготовили инсценирование произведения Н. Сладкова «Снег и ветер»
-Удалось ли детям передать образы тающего снега и радостного весеннего ветерка?
- Оцените работу
Дети отгадывают загадку.
(Познакомиться новым произведением, понять, о чем нам хотел рассказать автор, узнать много красивых слов, узнать о чувствах автора)
К 1 модели -А. Пушкин «Гонимы вешними лучами
Ко 2 модели - А. Чехов «Весной»
К 3 модели - Н. Сладков «Снег и Ветер», Н. Сладков «Проталина»
Чтобы передать весеннее настроение.
(1 группа представляет рисунки к произведению С. Маршака «Весенняя песенка» и читает стихотворение наизусть.)
( 2 группа инсценирует произведение «Снег и ветер»)
Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие,
Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)
III. Подготовка к восприятию учебного материала.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями о весне. Закройте глаза и шёпотом произнесём слово Весна! Что вы себе представили? Какого она цвета?
- Какие звуки в природе весной мы слышим?
- А чем пахнет весна?
- Какие запахи в природе весной мы чувствуем? (Запах свежести, запах цветов.) - Мы продолжим изучение произведений о весне и родной природе. -
Сегодня мы вновь прикоснёмся к творчеству Э. Шима.
- Посмотрите на экран.
- Это Эдуард Юрьевич Шим. (настоящая фамилия-Шмидт)
Эльза расскажет его биографию.
(слайд3)
Дополнение учителем:
Шим - хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов.
- (Самые приметные цвета весной - ярко-голубой и зелёный.)
(Пение птиц, журчание ручейков, жужжание насекомых.)
Дети прослушивают музыкальную композицию.
Знакомство с биографией писателя, вспоминание произведений
Выступление ребёнка
1.Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия - Шмидт) (1930-2006) - русский писатель, драматург. Родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет работал, переменив множество занятий. Мастер на все руки-столяр и садовод,токарь и шофёр После армии в 1955году переселился в Москву. Начал печататься с 1949года,писал для детей о природе.
целеполагание П, Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)
Познавательные УУД - логическое предположение общеучебн.речев. высказыв. Коммуникативные УУД - речевая деятельность с целью получения информации.
Личностные УУД - учебная мотивация.
Регулятивные УУД -постановка цели.
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Первичное восприятие.
Егор прочитает произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором, и ответить на вопрос:
- Почему Шим так озаглавил своё произведение?
Прослушивают,
размышляют о содержании, о средствах художественной выразительности, о переживаниях автора
Поиск и выделение информации, синтез как составление целого из частей, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений (К)
V. Реализация построенного проекта.
- Так почему автор так озаглавил произведение?
- Вам понравилось произведение?
- Какое чувство возникло в вашем сердце? (Радости, счастья)
- О чём это произведение? (о природе, о весне)
- Какого жанра? (Это рассказ)
- Кто герои? (мама , сын, автор)
- Как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог)
- Какой вопрос задаёт мальчик? ( Чем пахнет весна? )
- Что ответила мать на вопрос сына?
- Найдите ответ в тексте и прочитайте.
Физминутка (Дыхательная гимнастика перед чтением стоя)
- Представьте себя апрельским ветерком. А теперь подуйте сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние снежинки.
Моделирование обложки в парах (Слайд )
Учитель.
Откройте учебники на стр.101. Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок.
- Обсудите в парах и смоделируйте обложку данного произведения (на каждом столе лежит альбомный лист и цветные карандаши).
Дети знакомятся с информацией, отбирают уже изученное от неизученного, уточняют учебную задачу урока
Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Проявляют интерес к высказываниям товарищей.
(Учащиеся выполняют модель обложки)
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей , подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
Познавательные УУД - знаково-символические действия.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Охарактеризуйте свою обложку.
- Почему вы считаете, что это рассказ?
-Молодцы,. ребята, сравните вашу обложку с предлагаемой.
- Исправьте ошибки, если они есть.
Оцените работу
(слайд 6 )
( Это рассказ, о природе, автор Э. Шим, название «Чем пахнет весна».)
(По форме записи - это не стихотворение. Все это могло произойти на самом деле, значит это рассказ.)
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л),
Выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. (К).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Прочитайте рассказ про себя. Сделайте для себя пометки, где Шим описывает признаки весны.
- Назовите признаки весны, описанные в этом произведении.
- Какая главная мысль рассказа? - Что хотел рассказать вам Э. Шим?
Оцените свою работу
Самостоятельная работа детей.
(О том, что настоящей весной пахнет тогда, когда появляются первые подснежники.)
Регулятивные. Саморегуляция
Коррекция Оценка
VIII. Включение в систему знаний и повторение Аутотренинг. Звучит музыка. Учитель: - Закройте глаза. Представьте вы в лесу, на поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Журчит ручеёк. Легкий ветерок развивает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до пяти, когда я скажу «пять» вы откроете глаза.
Работа в группах
Учитель:
- Ребята, вам сейчас необходимо будет подготовить чтение этого рассказа по ролям.
- Для этого вы разобьётесь на группы.
- Сколько человек должно быть в группе? (три: мама, сын и автор)
- При чтении обратите внимание на вопросительные и восклицательные предложения.
Оцените работу в группах
Соотнесение иллюстраций с текстом
- Расположите иллюстрации по порядку
- Найдите в тексте и прочитайте строки к иллюстрациям (Слайд 7 )
Словарная работа
СВЕРКАЕТ.
- Подберите синонимы к слову сверкает
- А как заканчивается произведение?
Учитель:
- Ребята, а правильно ли сделал мальчик, что сорвал цветочки?
Учитель:
- А почему так нужно было сделать?
Учитель: - А вы знаете, что первые весенние цветы имеют название галантус.
(Слайд 8)
Рассказ о подснежниках
Галантус Это его ботаническое название. Но мы с давних пор зовём его подснежником, т.к. он пробился из-под снега. Но не всем известно, что этот милый и хрупкий цветок находится на грани исчезновения. И в этом виноваты мы - люди. Одни за то, что срывают и продают эту весеннюю красоту, а другие тем, что покупают. Надо начинать с себя, может, если мы не будем покупать, их перестанут вырывать и продавать. Ведь не многие задумываются, что пройдёт время и ваши дети, правнуки, будут видеть подснежники лишь на картинке. Если вам уж очень хочется иметь букетик первоцветов у себя, то можно купить в цветочном магазине луковицы подснежников, посадить осенью их в своём саду. И ранней весной у вас будет свой прекрасный весенний букетик. И вы будете с чистой совестью знать, что хоть маленький процент сохранения этого вида цветов всё-таки есть. - И то, что вы сегодня узнали о подснежниках, расскажите всем. Чтобы все знали, что эти цветы в опасности, они на грани исчезновения. И что восторгаться красотой можно не срывая этих прекрасных цветов.
Работа с пословицами (слайд 9)
- Ребята, существует множество пословиц о весне
А я вам тоже приготовила задание. «Собери пословицы»
Как в марте зима не злится,
а весне покорится.
Апрель с водою - лето в гости ожидает.
Май леса наряжает - май с травою.
-Прочитаем получившиеся пословицы.
Оцените работу.
(дети делятся на группы, договариваются, распределяя роли, и упражняются в чтении по ролям)
Дети:
1.С крыш, с прозрачных сосулек падают капли. Они сверкают на солнце.
2. Потом снег стал таять. Побежали ручьи. Вода в ручьях громко шумит. Воробьи чирикают….
3. Наконец растаял снег. Стало тепло. Мы нашли в лесу первые подснежники…
Ученик:
-Я поставил первые весенние цветочки в маленькую вазочку.
Ученик:
- Нет. Надо было нагнуться и понюхать цветы или просто полюбоваться издали.
Ученица: - Потому что если мы будем рвать первые цветы, то их совсем не останется на земле. И люди не увидят эту красоту.
Рассказ ученицы
Дети собирают пословицы
Личностные УУД - нравственное, этическое ориентирование.
Позновательное УУД -Умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решения.
Коммуникативные УУД - обмен информации, взаимодействие, кооперация.
Личностные УУД -Развитие готовности к сотрудничеству.
Регулятивные УУД - самоконтроль чтения.
Познавательные УУД - чтение, получение информации.
Личностные УУД - нравственное, этическое ориентирование.
Коммуникативные УУД - кооперация усилий.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- С каким произведением мы познакомились?
- Какая главная мысль рассказа? О чём главном хотел рассказать вам Э. Шим?
-Смогли ли мы научится чему-либо у этого произведения?
- Что вы не знали, а теперь знаете? Это новое для вас? - Какие задания вам показались наиболее интересными? - Пригодятся ли вам эти знания в жизни? - Для чего нужна такая работа с рассказом?
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке.
- Покажите самооценки
- Я согласна с вашими оценками (Спросить троих) На каком этапе возникли трудности, какую учебную задачу тебе необходимо будет поставить для себя на следующие уроки.
X. Домашнее задание (слайд 10)
(показ слайда13)
-Выберите для себя домашнее задание:
Задания в тетради с.60
подготовить выразительный пересказ текста;
нарисовать весну
( О том, что настоящей весной пахнет тогда, когда появляются первые подснежники.)
Чтобы научиться выразительно читать. Узнать о чувствах автора, чтобы наша речь была красивой
Поиск на вопросы учителя. Анализ собственных рассуждений, собственной активности на уроке. Трансформирование полученных знаний в жизни опыта учеников.
Регулятивные УУД - актуальный рефлексивный контроль.
Познавательные УУД - чтение.
Личностные УУД - развитие сопереживаний, отзывчивости.