Урок литературного чтения во 2 классе на тему Э Шим Чем пахнет весна, 21 век, ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»

Учитель начальных классов

Мерзликина Л.М.

Цель урока: создать необходимые условия для ознакомления учащихся с произведением Э.Шима. «Чем пахнет весна», для формирования читательских умений учащихся.

Предметные задачи урока:

- подвести учащихся к пониманию содержания рассказа Э. Шима «Чем пахнет весна»;

- развивать навыки осознанного чтения, устную и письменную речь;

-воспитывать любовь к родной природе.

- сравнивать жанры произведений.

Метапредметные цели урока:

Познавательные - формировать умение отыскивать причины явлений, умение моделировать, умение находить необходимую информацию для выполнения задания;

Регулятивные - формировать умение оценивать правильность выполнения заданий, развивать рефлексивное мышление;

Коммуникативные - формировать умение работать в группах, умение строить речевое высказывание.

Личностные цели урока: формирование у учащихся эстетического чувства - умение видеть красоту весенней природы, осознавать взаимосвязь и закономерности явлений природы, формировать экологическую культуру (бережное отношение и преумножение природы).

Средства обучения:

  • Л.А. Ефросинина. Учебник «Литературное чтение» 2 кл.
    Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 2 кл.
    Дополнительные источники (биография автора, исследовательские бланки, карточки-задания, ИКТ)

  • Компьютерная презентация.

Деятельность учителя Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Литературное чтение - прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ

Вы учите их, они учат вас!

-Как вы понимаете эти строки?

- Пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

Стоя приветствуют учителя

Дети отвечают на вопрос.

Личностные УУД - учебная мотивация.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Постановка учебной задачи.

- Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт -

В лесу подснежник

Расцветёт. (Весна)

(слайд 1)

- А как вы думаете, почему именно весне посвящен урок литературного чтения? (Потому что мы изучаем произведения о весне.)

- Что бы вы хотели нового узнать и чему научиться на уроке?

- Наша задача на уроке научиться и стать читателями-исследователями,

а поэтому мы должны быть внимательными и наблюдательными.

План

1. Читать

2. Наблюдать

3. Рассуждать

4. Вывод

- Вспомним изученные произведения о весне. Назовите произведения, которые соответствуют следующим моделям:

(слайд 2)

?

?


?



?

?

?



?




Урок литературного чтения во 2 классе на тему Э Шим Чем пахнет весна, 21 век, ФГОСУрок литературного чтения во 2 классе на тему Э Шим Чем пахнет весна, 21 век, ФГОСУрок литературного чтения во 2 классе на тему Э Шим Чем пахнет весна, 21 век, ФГОС

- Молодцы, ребята, вы правильно назвали произведения и авторов.

- А с какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке?

- Вы готовили домашнее задание по выбору.

- Посмотрим, как справились с заданием.

- Ребята кто выучил стихотворение С. Маршака «Весенняя песенка»?

Для чего вы рисовали рисунки к произведению С. Маршака?

- Смогли дети своими рисунками и чтением стихотворения передать весеннее настроение стихотворения С. Маршака?

(оцените работу ребят)

- А сейчас свою творческую работу представят ребята, которые приготовили инсценирование произведения Н. Сладкова «Снег и ветер»

-Удалось ли детям передать образы тающего снега и радостного весеннего ветерка?

- Оцените работу

Дети отгадывают загадку.

(Познакомиться новым произведением, понять, о чем нам хотел рассказать автор, узнать много красивых слов, узнать о чувствах автора)

К 1 модели -А. Пушкин «Гонимы вешними лучами

Ко 2 модели - А. Чехов «Весной»

К 3 модели - Н. Сладков «Снег и Ветер», Н. Сладков «Проталина»

Чтобы передать весеннее настроение.

(1 группа представляет рисунки к произведению С. Маршака «Весенняя песенка» и читает стихотворение наизусть.)

( 2 группа инсценирует произведение «Снег и ветер»)

Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие,

Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)

III. Подготовка к восприятию учебного материала.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями о весне. Закройте глаза и шёпотом произнесём слово Весна! Что вы себе представили? Какого она цвета?

- Какие звуки в природе весной мы слышим?

- А чем пахнет весна?

- Какие запахи в природе весной мы чувствуем? (Запах свежести, запах цветов.) - Мы продолжим изучение произведений о весне и родной природе. -


Сегодня мы вновь прикоснёмся к творчеству Э. Шима.

- Посмотрите на экран.

- Это Эдуард Юрьевич Шим. (настоящая фамилия-Шмидт)

Эльза расскажет его биографию.

(слайд3)

Дополнение учителем:

Шим - хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов.

- (Самые приметные цвета весной - ярко-голубой и зелёный.)

(Пение птиц, журчание ручейков, жужжание насекомых.)

Дети прослушивают музыкальную композицию.

Знакомство с биографией писателя, вспоминание произведений

Выступление ребёнка

1.Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия - Шмидт) (1930-2006) - русский писатель, драматург. Родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет работал, переменив множество занятий. Мастер на все руки-столяр и садовод,токарь и шофёр После армии в 1955году переселился в Москву. Начал печататься с 1949года,писал для детей о природе.

целеполагание П, Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)

Познавательные УУД - логическое предположение общеучебн.речев. высказыв. Коммуникативные УУД - речевая деятельность с целью получения информации.

Личностные УУД - учебная мотивация.

Регулятивные УУД -постановка цели.

IV. Построение проекта выхода из затруднения. Первичное восприятие.

Егор прочитает произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором, и ответить на вопрос:

- Почему Шим так озаглавил своё произведение?

Прослушивают,

размышляют о содержании, о средствах художественной выразительности, о переживаниях автора

Поиск и выделение информации, синтез как составление целого из частей, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений (К)

V. Реализация построенного проекта.

- Так почему автор так озаглавил произведение?

- Вам понравилось произведение?

- Какое чувство возникло в вашем сердце? (Радости, счастья)

- О чём это произведение? (о природе, о весне)

- Какого жанра? (Это рассказ)

- Кто герои? (мама , сын, автор)

- Как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог)

- Какой вопрос задаёт мальчик? ( Чем пахнет весна? )

- Что ответила мать на вопрос сына?

- Найдите ответ в тексте и прочитайте.

Физминутка (Дыхательная гимнастика перед чтением стоя)

- Представьте себя апрельским ветерком. А теперь подуйте сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние снежинки.

Моделирование обложки в парах (Слайд )

Учитель.

Откройте учебники на стр.101. Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок.

- Обсудите в парах и смоделируйте обложку данного произведения (на каждом столе лежит альбомный лист и цветные карандаши).

Дети знакомятся с информацией, отбирают уже изученное от неизученного, уточняют учебную задачу урока

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Проявляют интерес к высказываниям товарищей.



(Учащиеся выполняют модель обложки)

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей , подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Познавательные УУД - знаково-символические действия.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Охарактеризуйте свою обложку.

- Почему вы считаете, что это рассказ?

-Молодцы,. ребята, сравните вашу обложку с предлагаемой.

- Исправьте ошибки, если они есть.

Оцените работу

(слайд 6 )

( Это рассказ, о природе, автор Э. Шим, название «Чем пахнет весна».)

(По форме записи - это не стихотворение. Все это могло произойти на самом деле, значит это рассказ.)

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л),

Выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. (К).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Прочитайте рассказ про себя. Сделайте для себя пометки, где Шим описывает признаки весны.

- Назовите признаки весны, описанные в этом произведении.


- Какая главная мысль рассказа? - Что хотел рассказать вам Э. Шим?

Оцените свою работу

Самостоятельная работа детей.

(О том, что настоящей весной пахнет тогда, когда появляются первые подснежники.)

Регулятивные. Саморегуляция

Коррекция Оценка

VIII. Включение в систему знаний и повторение Аутотренинг. Звучит музыка. Учитель: - Закройте глаза. Представьте вы в лесу, на поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Журчит ручеёк. Легкий ветерок развивает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до пяти, когда я скажу «пять» вы откроете глаза.

Работа в группах

Учитель:

- Ребята, вам сейчас необходимо будет подготовить чтение этого рассказа по ролям.

- Для этого вы разобьётесь на группы.

- Сколько человек должно быть в группе? (три: мама, сын и автор)

- При чтении обратите внимание на вопросительные и восклицательные предложения.

Оцените работу в группах

Соотнесение иллюстраций с текстом

- Расположите иллюстрации по порядку

- Найдите в тексте и прочитайте строки к иллюстрациям (Слайд 7 )

Словарная работа

СВЕРКАЕТ.

- Подберите синонимы к слову сверкает

- А как заканчивается произведение?

Учитель:

- Ребята, а правильно ли сделал мальчик, что сорвал цветочки?

Учитель:

- А почему так нужно было сделать?

Учитель: - А вы знаете, что первые весенние цветы имеют название галантус.

(Слайд 8)

Рассказ о подснежниках

Галантус Это его ботаническое название. Но мы с давних пор зовём его подснежником, т.к. он пробился из-под снега. Но не всем известно, что этот милый и хрупкий цветок находится на грани исчезновения. И в этом виноваты мы - люди. Одни за то, что срывают и продают эту весеннюю красоту, а другие тем, что покупают. Надо начинать с себя, может, если мы не будем покупать, их перестанут вырывать и продавать. Ведь не многие задумываются, что пройдёт время и ваши дети, правнуки, будут видеть подснежники лишь на картинке. Если вам уж очень хочется иметь букетик первоцветов у себя, то можно купить в цветочном магазине луковицы подснежников, посадить осенью их в своём саду. И ранней весной у вас будет свой прекрасный весенний букетик. И вы будете с чистой совестью знать, что хоть маленький процент сохранения этого вида цветов всё-таки есть. - И то, что вы сегодня узнали о подснежниках, расскажите всем. Чтобы все знали, что эти цветы в опасности, они на грани исчезновения. И что восторгаться красотой можно не срывая этих прекрасных цветов.

Работа с пословицами (слайд 9)

- Ребята, существует множество пословиц о весне

А я вам тоже приготовила задание. «Собери пословицы»

Как в марте зима не злится,

а весне покорится.

Апрель с водою - лето в гости ожидает.

Май леса наряжает - май с травою.

-Прочитаем получившиеся пословицы.

Оцените работу.


(дети делятся на группы, договариваются, распределяя роли, и упражняются в чтении по ролям)


Дети:

1.С крыш, с прозрачных сосулек падают капли. Они сверкают на солнце.

2. Потом снег стал таять. Побежали ручьи. Вода в ручьях громко шумит. Воробьи чирикают….

3. Наконец растаял снег. Стало тепло. Мы нашли в лесу первые подснежники…

Ученик:

-Я поставил первые весенние цветочки в маленькую вазочку.

Ученик:

- Нет. Надо было нагнуться и понюхать цветы или просто полюбоваться издали.

Ученица: - Потому что если мы будем рвать первые цветы, то их совсем не останется на земле. И люди не увидят эту красоту.

Рассказ ученицы



Дети собирают пословицы

Личностные УУД - нравственное, этическое ориентирование.

Позновательное УУД -Умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решения.

Коммуникативные УУД - обмен информации, взаимодействие, кооперация.

Личностные УУД -Развитие готовности к сотрудничеству.



Регулятивные УУД - самоконтроль чтения.

Познавательные УУД - чтение, получение информации.

Личностные УУД - нравственное, этическое ориентирование.

Коммуникативные УУД - кооперация усилий.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- С каким произведением мы познакомились?

- Какая главная мысль рассказа? О чём главном хотел рассказать вам Э. Шим?

-Смогли ли мы научится чему-либо у этого произведения?


- Что вы не знали, а теперь знаете? Это новое для вас? - Какие задания вам показались наиболее интересными? - Пригодятся ли вам эти знания в жизни? - Для чего нужна такая работа с рассказом?

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке.

- Покажите самооценки

- Я согласна с вашими оценками (Спросить троих) На каком этапе возникли трудности, какую учебную задачу тебе необходимо будет поставить для себя на следующие уроки.

X. Домашнее задание (слайд 10)

(показ слайда13)

-Выберите для себя домашнее задание:

Задания в тетради с.60

подготовить выразительный пересказ текста;

нарисовать весну

( О том, что настоящей весной пахнет тогда, когда появляются первые подснежники.)


Чтобы научиться выразительно читать. Узнать о чувствах автора, чтобы наша речь была красивой

Поиск на вопросы учителя. Анализ собственных рассуждений, собственной активности на уроке. Трансформирование полученных знаний в жизни опыта учеников.

Регулятивные УУД - актуальный рефлексивный контроль.

Познавательные УУД - чтение.

Личностные УУД - развитие сопереживаний, отзывчивости.



© 2010-2022