Урок по литературному чтению М. М. Зощенко. Великие путешественники

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема

Михаил Михайлович Зощенко «Великие путешественники»

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством М.М. Зощенко, его произведением, совершенствования навыков выразительного чтения, развития устной речи, памяти.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рас­сказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пере­сказывать произведение на основе плана.

Личностные результаты

Проявляют познавательный интерес при изучении нового произведения

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в художественных текстах; логические - анализируют произведение.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы

Основное содержание темы, понятия и термины

Чтение произведения «Великие путешественники» М. Зощенко

Образовательные ресурсы

Портрет М.М. Зощенко

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

Организация начала урока

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

- Здравствуйте, все, кто к нам пришел на урок!

- Здравствуйте, все, кто верит в доброту!

- Здравствуйте, все, кто не жалея сил,

Делится счастьем своим!

-Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ли на месте? Все ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

-Есть у нас девиз такой:

Все что надо под рукой!

Ручки на месте, ножки вместе

Локти у края, спина прямая.

Звучит песня «Дорогою добра»

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Показывают готовность к началу учебной деятельности

Фронтальный. Наблюдение учителя

Проверка домашнего задания

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

- Вспомните, в каком разделе мы работаем?

- Какое произведение начали изучать на прошлом уроке?

- Они действительно были «Великими» путешественниками? (нет, автор говорит о них с иронией(противопоставление явному смыслу)

- А кто автор данного произведения?

-Что побудило М.Зощенко написать этот рассказ? (хотел рассказать о юмористическом случае из своего детства)

- А что вы знаете о М.Зощенко?

-Где родился?

-Кто его родители?

- Какими были его рассказы? Михаил Михайлович Зощенко (1894- 1958) родился в семье художника в Санкт-Петербурге. Будущий писатель в 1913 г. окончил гимназию и поступил на юридиче­ский факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошел на фронт, дослужился до штабс-капитана, был ранен и демобилизован (уволен из армии). Кем только не пришлось ему работать после войны: сапожником, телефони­стом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актером... Но всю жизнь он стремился к литературе. «Цель жизни - найти при­звание», - говорил он. Его призванием стала литература. Зощенко был писателем-сатириком. Он высмеивал недостатки, или, как он сам говорил, «печальные черты человеческих характеров». В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек может достой­но пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. Автора обвинили в неуважении к народу, запретили печатать свои произведения. Для писателя это равносильно смерти. Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Читая его рассказы, написанные более полувека назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней...

-А теперь давайте проверим ваше домашнее задание. Вам необходимо было написать по тексту 5 вопросов.

Отвечают на вопросы. Задают вопросы своим товарищам.

Выборочно дети читают свои вопросы и все вместе отвечают.

Отвечают фронтально на вопросы.

Фронтальный. Наблюдение учителя

Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя - Ребята, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (читать, отвечать на вопросы и т.д.) - На какой странице учебника будем работать? - Сделаем речевую разминку. - Произнесите пословицу, соблюдая логическое ударение.
За ГЛУпость всегда приходится расплачиваться. За глупость всегДА приходится расплачиваться. За глупость всегда приХОдится расплачиваться. За глупость всегда приходится распЛАчиваться.

Дети отвечают на вопросы

Речевая разминка

Принимают учебную задачу

Фронтальный. Наблюдение учителя

Усвоение новых знаний и способов действий.

- Ребята, а какой сюжет из рассказа вам понравился больше всего? Прочитайте вслух.

- Какая поговорка встретилась в тексте? Прочитайте, объясните ее значение. (Куда Макар телят не гонял
, т.е. очень далеко)

- Итак, предлагаю первое задание.

- Кто уже догадался, что это такое?

Восстановление деформированного плана.

  1. Собрание путешественников.

  2. Тяжелый мешок.

  3. Прогрыз мешок и съел всё сало

  4. Осы.

  5. Испуг Лёли и Миньки

  6. Хитрость Лёли.

  7. Неужели мы обогнули землю?

  8. Встреча с родителями.

Краткий пересказ по плану.

Физминутка

-Итак, предлагаю второе задание (синквейн)

Лёлька, Стёпка, Минька.

- Третье задание .

Небольшой тест (на слайдах)

Отвечают на вопросы.


Читают выразительно.

Групповая работа

Воспринимают текст на слух, читают сами.

Фронтальный, индивидуальный. Выразительное чтение, устные ответы

Рефлексивно-оценочный

- В каком предложении заключена главная мысль рассказа? ( А те, которые пускаются в путь без этих знаний, приходят к печальным результатам) Кто сказал эти слова? (Папа)

- Зачем Зощенко написал это произведение? (чтобы мы поняли, что, прежде чем что-то делать, надо обязательно хорошо все обдумать)
Карточки «Оцени себя на уроке» Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял Оценка ______
(На доске карта) - Мы находимся вот здесь, в России. Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что вы хорошо сегодня поработали, то наклейте фишку в то место, где хотели бы побывать. Если вам не все понятно было на уроке, то наклейте фишку рядом с местом нашего нахождения.
- Молодцы ребята, я согласна с вашими оценками. На мой взгляд, вы хорошо сегодня потрудились. - А вам интересно мнение гостей? Давайте их спросим. -Уважаемые гости, кто у на сегодня работал лучше всех, кто сегодня выделился?

Отвечают на вопросы учителя

Анализируют и оценивают свою работу на уроке

Фронтальный. Устные ответы

Домашнее задание

Подготовить краткий пересказ без прямой речи.




© 2010-2022