- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
Конспект урока по русскому языку на тему Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сергеева Л.М. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова.
Цели урока:
-
Развивать умения находить корень в группе однокоренных слов.
-
Закрепить понятие «корень слова».
-
Пополнять словарный запас учащихся.
-
Воспитывать внимательность, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.
Метапредметные:
-
понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке, анализировать , делать выводы, сравнивать;
Личностные:
• определять личностный смысл изучения темы урока;
Оборудование:
-
презентация
кроссворд - «Словарные слова»;
«Зри в корень!»;
-
карточки для самостоятельной работы
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
II. Актуализация знаний.
А). Минутка чистописания.
Б) Словарная работа - «Кроссворд».
- Проверим знание словаря.
Я буду читать загадки. Ответы на них - словарные слова.
Разгадаем кроссворд - узнаем ключевое слово.
Слово-отгадку записываем, ставим ударение в слове, подчёркиваем безударную гласную.
Загадки:
-
Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык.)
-
В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака.)
-
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из тёплых дней. Май серёжки дарит ей. (Берёза.)
-
То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка. Можешь и нарисовать, что такое? Я- … (Тетрадь.)
-
Портфель у меня не велик и не мал; лежат в нём задачник, букварь и … (Пенал.)
-
Ребёнок мужского пола. (Мальчик.)
- Какое ключевое слово получилось? (Корень.)
В).Работа с пословицей
Пословица «Зри в корень!».
- Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете, выражение «Зри в корень!» что значит? (Смотреть на самое важное, главное.)
- Спишите это предложение с печатного текста.
III. Самоопределение к деятельности.
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
Корень подскажет правильный путь.
- А как мы сможем найти этот правильный путь? (Подобрать однокоренные слова.)
Да, мы сегодня будем работать с однокоренными словами и находить в словах корень.
А урок проведём в форме игры по русскому языку. Её цель - посмотреть, как вы усвоили эту тему и не только её, над чем нужно ещё поработать, а также выявить знатоков этой темы.
IV.Работа по теме урока
5) Допишите однокоренные слова к слову мальчик. Выделите корень слова.
- Проверим. Придумайте предложение с любым из этих словом.
мальчик
мальчик
мальч - - -
мальчишка
мальч - - -
мальчонка
мальч - - -
мальчуган
- Корень слова, что это такое?
- Повторим правило в стихах.
Корень слова - значимая часть.
Над словами держит власть.
Выясни умело линию родства.
Однокоренные подбери слова.
6). Игра «Третий лишний».
(Работа в паре).
- Прочитайте задание на листке.
Выделите корень, зачеркнуть лишнее слово.
-
Рисовать, рис, рисунок.
-
Матрос, матрас, матроска.
-
Пылать, пыль, пыльный.
- Объясните, почему слово лишнее.
- Значит, какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.)
7). Работа по карточкам
-
Выпиши однокоренные слова, выдели в них корень.
Луна, луноход, лунный, прилуниться, лунка, лунатики.
Слеза, слезать, слезливый, прослезиться.
-
Выпиши однокоренные слова, выдели в них корень.
Дом, домашний, домино, домовой.
Рот, ротик, воротник, ротище, ворота.
Вода, водитель, водный, водичка.
V. Физкультурная минутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Руки выше поднимаем
И как деревце качаем.
Ветер дунул посильней,
Наклонились подружней,
Вправо - раз, влево - два,
Раз - вперёд, два - назад.
Получился листопад.
1, 2, 3, 4, 5 и 6 - нужно всем тихонько сесть.
VI. Продолжение работы по теме урока
8) «Выбери правильное определение корня».
На листке из 3-х определений выберите правильное определение корня.
- Так что же такое корень слова?
(Несколько ответов.)
Проверим.
Вывод. Что знаете об однокоренных словах? (Имеют общую часть, близки по смыслу.)
9) Работа с учебником
Упр. 87 с.62 VII. Рефлексия. - Что понравилось на уроке? - Какое задание заинтересовало вас больше всего? - Чем? - Какую бы работу вам хотелось выполнить ещё? - Что было трудно? -Оцените свое настроение с помощью смайлика.
VIII. Подведение итогов урока.
- Чему научились сегодня на уроке?