Конспект урока по русскому языку на тему Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова.

Цели урока:

  1. Развивать умения находить корень в группе однокоренных слов.

  2. Закрепить понятие «корень слова».

  3. Пополнять словарный запас учащихся.

  4. Воспитывать внимательность, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке, анализировать , делать выводы, сравнивать;

Личностные:

• определять личностный смысл изучения темы урока;

Оборудование:

  • презентация

кроссворд - «Словарные слова»;

«Зри в корень!»;

  • карточки для самостоятельной работы

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

II. Актуализация знаний.

А). Минутка чистописания.

Б) Словарная работа - «Кроссворд».

- Проверим знание словаря.

Я буду читать загадки. Ответы на них - словарные слова.

Разгадаем кроссворд - узнаем ключевое слово.

Слово-отгадку записываем, ставим ударение в слове, подчёркиваем безударную гласную.

Загадки:

  1. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык.)

  2. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака.)

  3. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из тёплых дней. Май серёжки дарит ей. (Берёза.)

  4. То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка. Можешь и нарисовать, что такое? Я- … (Тетрадь.)

  5. Портфель у меня не велик и не мал; лежат в нём задачник, букварь и … (Пенал.)

  6. Ребёнок мужского пола. (Мальчик.)

- Какое ключевое слово получилось? (Корень.)

В).Работа с пословицей

Пословица «Зри в корень!».

- Прочитайте пословицу.

- Как вы понимаете, выражение «Зри в корень!» что значит? (Смотреть на самое важное, главное.)

- Спишите это предложение с печатного текста.

III. Самоопределение к деятельности.

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
Корень подскажет правильный путь.

- А как мы сможем найти этот правильный путь? (Подобрать однокоренные слова.)

Да, мы сегодня будем работать с однокоренными словами и находить в словах корень.

А урок проведём в форме игры по русскому языку. Её цель - посмотреть, как вы усвоили эту тему и не только её, над чем нужно ещё поработать, а также выявить знатоков этой темы.

IV.Работа по теме урока

5) Допишите однокоренные слова к слову мальчик. Выделите корень слова.

- Проверим. Придумайте предложение с любым из этих словом.

мальчик

мальчик

мальч - - -

мальчишка

мальч - - -

мальчонка

мальч - - -

мальчуган

- Корень слова, что это такое?

- Повторим правило в стихах.

Корень слова - значимая часть.
Над словами держит власть.
Выясни умело линию родства.
Однокоренные подбери слова.

6). Игра «Третий лишний».

(Работа в паре).

- Прочитайте задание на листке.

Выделите корень, зачеркнуть лишнее слово.

  1. Рисовать, рис, рисунок.

  2. Матрос, матрас, матроска.

  3. Пылать, пыль, пыльный.

- Объясните, почему слово лишнее.

- Значит, какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.)

7). Работа по карточкам

  1. Выпиши однокоренные слова, выдели в них корень.

Луна, луноход, лунный, прилуниться, лунка, лунатики.

Слеза, слезать, слезливый, прослезиться.

  1. Выпиши однокоренные слова, выдели в них корень.

Дом, домашний, домино, домовой.

Рот, ротик, воротник, ротище, ворота.

Вода, водитель, водный, водичка.

V. Физкультурная минутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Руки выше поднимаем
И как деревце качаем.
Ветер дунул посильней,
Наклонились подружней,
Вправо - раз, влево - два,
Раз - вперёд, два - назад.
Получился листопад.
1, 2, 3, 4, 5 и 6 - нужно всем тихонько сесть.

VI. Продолжение работы по теме урока

8) «Выбери правильное определение корня».

На листке из 3-х определений выберите правильное определение корня.

- Так что же такое корень слова?

(Несколько ответов.)

Проверим.

Вывод. Что знаете об однокоренных словах? (Имеют общую часть, близки по смыслу.)

9) Работа с учебником

Упр. 87 с.62 VII. Рефлексия. - Что понравилось на уроке? - Какое задание заинтересовало вас больше всего? - Чем? - Какую бы работу вам хотелось выполнить ещё? - Что было трудно? -Оцените свое настроение с помощью смайлика.

VIII. Подведение итогов урока.

- Чему научились сегодня на уроке?



© 2010-2022