Программа коррекции поведения младших школьников с учетом их темперамента

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа коррекции поведения младших школьников с учетом их темперамента. Цель программы: коррекция агрессивного и конфликтного поведения у детей 10-11 лет с учетом типа темперамента. Направления: 1) обучение агрессивного ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме; 2) обучение агрессивного (конфликтного) ребенка приемам саморегуляции, самообладанию; 3) отработка навыков межличностного общения; 4) формирование эмпатии и доверия к окружающим. Коррекционная программа для агрессивных (конфликтных) детей включает в себя 4 блока, отраженных в задачах программы. 1 блок. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Задачи: Научить детей выражать свои мысли и чувств. Снизить эмоциональное напряжение. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого. Развить способности выразить свое эмоциональное состояние. 2 блок. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Задачи: Тренировать психомоторные функции. Учить навыкам релаксации и навыкам самоконтроля. Снизить эмоциональное напряжение. Создать положительное эмоциональное настроение. Развивать самосознание. 3 блок. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. Задачи: Прививать новые формы поведения. Учить самостоятельно принимать верные решения. Учить распознавать эмоции по внешним сигналам. Формировать адекватные формы поведения. Работать над выразительностью движений.
  1. блок. Формирование и развитие позитивных качеств личности детей.
Задачи: Формировать одобренные в обществе моральные представления. Учить осознавать свое поведение. Учить регулировать поведение в коллективе в соответствии с нормами и правилами, принятыми в коллективе. Формировать адекватные формы поведения. Формировать у детей такие качества, как эмпатия, доверие к людям, сочувствие, сопереживание. Оборудование: круглый стол, мягкий мяч, магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.), мягкие игрушки - манекены для ролевых игр, реквизит для игр и этюдов, ароматизаторы, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, восковые и пастельные мелки, пластилин, небольшие сувениры для поощрений, награждений, большой зонт, пластиковая бутылка с мелкими отверстиями в пробке, Условия проведения программы: занятия проводятся в группах численностью до 15 человек. Данная программа состоит из 8 встреч, рассчитанных на 45 мин. каждая. Коррекционная работа с агрессивными детьми за время реализации программы проводится в 4 направлениях:
  • 1 и 2 занятие - обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
  • 3 и 4 занятие - обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
  • 5 и 6 занятие - отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
  • 7 и 8 занятие - формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.





Структура занятия

№ п/п

Основные части

Комментарий

1

Ритуал приветствия

Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

2

Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия, телесная терапия, пальчиковые игры)

Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения

3

Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (ролевые игры, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия)

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений 2-4

4

Рефлексия занятия - оценка занятия. Арт-терапия, беседы

Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали)

5

Ритуал прощания

По аналогии с ритуалом приветствия
Работа с родителями предусматривает разнообразные формы сотрудничества: - выступление на родительском собрании на тему «Агрессия и конфликты у младших школьников»; - создание памяток с рекомендациями по изучаемому направлению.

План коррекционно-развивающих занятий по программе формирования правильного поведения и коррекции агрессии (конфликтности) у детей 10-11 лет

Дата проведения

Цель занятия

Задачи занятия

1.


обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

сплотить детей; создать атмосферу группового доверия и принятия; научить использовать и понимать невербальные методы общения; учить детей контролировать свои действия; научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся гнев; развивать эмоциональную сферу ребенка; снять эмоциональные и мышечные зажимы; снять эмоциональное напряжение, агрессию.

2.


обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

научить использовать и понимать невербальные методы общения; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; снять мышечное напряжение; сплотить детскую группу; отработать навыки взаимодействия ребенка со взрослым; развивать навыки ориентации в пространстве; снять эмоциональное напряжение, агрессию; научить выбрасывать отрицательные эмоции в косвенной форме; снять эмоциональные и мышечные зажимы.

3.


обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

научить чувствовать настроение группы; способствовать возникновению доверия к окружающим; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; сплотить детскую группу; установить положительный эмоци­ональный настрой в группе.

4.


обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

установить положительный эмоци­ональный настрой в группе; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; развивать мышечный контроль; развивать навыки ориентации в пространстве; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; развивать тактильные ощущения.

5.


отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях

установить положительный эмоциональный настрой в группе; побуждать участников быть внимательными к действиям других; побуждать участников искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим; развивать эмпатию, умение соразмерять свои движения, навыки общения; развивать двигательную активность, координацию движений, умение контролировать свои действия; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию.

6.


отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях

развивать эмпатию, навыки общения, понимание чувств другого человека; научить контролировать свое поведение; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; обучать приемам саморегуляции.

7.


формирование и развитие позитивных качеств личности детей

создать положительный эмоциональный климат в группе; научить ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; обучать приемам саморегуляции; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; развивать мышечный контроль.

8.


формирование и развитие позитивных качеств личности детей

создать положительный эмоциональный климат в группе; побудить членов группы к проявлению творческой активности; развивать воображение; увеличить словарный запас; развить умение слушать и слышать другого человека; научить ориентироваться в состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; отреагировать отрицательные эмоции и агрессию; снять эмоциональное напряжение; развивать умение взаимодействовать со сверстниками.


Содержание и методическое сопровождение коррекционной программы

Срок

Содержание работы

Игры, упражнения

Совместная деятельность

- Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств;

- Снижение эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого;

- Развитие способности выражать свое эмоциональное состояние

- Упражнение «Разговор с руками»

- Упражнение «Маленькое привидение»

- Упражнение «Эмоциональный словарь»

- Упражнение «Улитка»

- Упражнение «Лепка из пластилина» - приветствие

- обсуждение правил в группе - разминка - обратная связь

- Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств;

- Снижение эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого;

- Развитие способности выражать свое эмоциональное состояние

- Упражнение «Липучка»

- Упражнение «Зеркало»

- Упражнение «Снежки из бумаги»

- Упражнение «Добрый бегемотик» - приветствие - разминка - беседа

- обратная связь

- Тренировка психомоторных функций;

- Обучение навыкам релаксации и самоконтроля;

- Снижение эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального настроения;

- Развитие самосознания;

- Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

- Упражнение «Серебряное копытце»

- Упражнение «Котик»

- Упражнение «Драка»

- Упражнение «Пузырь»

- Упражнение «Рисование» - приветствие - разминка

- обратная связь

- Тренировка психомоторных функций;

- Обучение навыкам релаксации и самоконтроля;

- Снижение эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального настроения;

- Развитие самосознания;

- Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

- Упражнение «Скульптура»

- Упражнение «Дождик»

- Упражнение «Ласковый мелок»

- Упражнение «Волшебные шарики» - приветствие - разминка

- обратная связь

- Привитие новых форм поведения;

- Обучение самостоятельному принятию верных решений;

- Обучение распознаванию эмоций по внешним сигналам;

- Формирование адекватных форм поведения;

- Работа над выразительностью движений;

- Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

- Упражнение «Постарайся отгадать»

- Упражнение «Пушинка»

- Упражнение «Клубочек»

- Упражнение «Мой хороший попугай»


- приветствие - разминка

- обратная связь

- Привитие новых форм поведения;

- Обучение самостоятельному принятию верных решений;

- Обучение распознаванию эмоций по внешним сигналам;

- Формирование адекватных форм поведения;

- Работа над выразительностью движений;

- Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

- Упражнение «Настроение

- Упражнение «Уходи, злость, уходи!»

- - приветствие - разминка - беседа - обратная связь

- Формирование одобренных в обществе моральных представлений;

- Обучение осознанию своего поведения;

- Обучение регулированию поведения в коллективе в соответствии с нормами и правилами принятыми в коллективе;

- Формирование адекватных форм поведения;

- Формирование у детей таких качеств, как эмпатия, доверие к людям, сочувствие, сопереживание.

- Упражнение «Разговор с телом»

- Упражнение «Это я. Узнай меня»

- Упражнение «Счет»

- Упражнение «Археология» - приветствие - разминка - обратная связь

- Формирование одобренных в обществе моральных представлений;

- Обучение осознанию своего поведения;

- Обучение регулированию поведения в коллективе в соответствии с нормами и правилами принятыми в коллективе;

- Формирование адекватных форм поведения;

- Формирование у детей таких качеств, как эмпатия, доверие к людям, сочувствие, сопереживание.

- Упражнение «Бездомный заяц»

- Упражнение «Карабас Барабас»

- Упражнение «Злые - добрые кошки»

- Упражнение «Иголочка и ниточка» - приветствие - разминка - обратная связь

Конспекты занятий 1 занятие «Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме» Задачи: сплотить детей; создать атмосферу группового доверия и принятия; научить использовать и понимать невербальные методы общения; учить детей контролировать свои действия; научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся гнев; развивать эмоциональную сферу ребенка; снять эмоциональные и мышечные зажимы; снять эмоциональное напряжение, агрессию. Оборудование: мяч, листы белой бумаги А4 по количеству участников, дидактический материал к упражнениям (изображения лиц, изображение улитки и лягушки), пластилин по количеству участников, карандаши, фломастеры, магнитофон, записи классической музыки. Ход занятия: 1. Приветствие Группа придумывает ритуал приветствия, с помощью которого все будут приветствовать друг друга каждый день. 2. Обсуждение правил проведения тренинга. Группа участников обсуждает правила проведения занятий. 3. Разминка Инструкция группе: Сесть по кругу в зависимости от того, на какую букву алфавита начинается имя ребенка, пользуясь только мимикой и жестами. (Сесть по алфавиту от А до Я). 4. Упражнение «Разговор с руками» Нужно обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить ребенку ожи­вить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого проводится беседа с руками: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». При этом важ­но подчеркнуть, что руки хорошие, они мно­гое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением до­говора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться играть и не будут никого обижать. 5. Упражнение «Маленькое привидение» Цель: научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся у агрессивного ребенка гнев. Во время выполнения упражнения играет классическая музыка. Инструкция: «Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (приподнимать согнутые в локтях руки, пальцы растопырить) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будет пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить». - «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!». 6. Упражнение «Эмоциональный словарь» Перед детьми раскладывают набор карточек с изображением лиц в различных эмоцио­нальных состояниях. Ребенку предлагают ответить на вопрос «Какие эмоциональные состояния изображены на карточках?». После этого ребенку предлагают вспомнить, когда он сам был в таком состоянии. Как он чувствовал себя, находясь в данном состоянии? Хотел бы он снова вернуться в это состояние? А может ли данное выражение лица отражать другое состояние человека? А в каких состояниях, которые изображены на карточках, ты был еще? Давай их нарисуем. Все приведенные детьми примеры из жизни взрослый записывает на бумагу. 7. Упражнение « Улитка». Ведущий показывает детям картинки с изображе­нием улитки и лягушки. Объясняет им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности. Затем ведущий встает во главе строя детей, а дети пристраиваются за ним «паровозиком» - каж­дый последующий обнимает за талию предыдущего. Ведущий говорит, что теперь они все вместе - боль­шая улитка. По команде ведущего «Лягушка» улитка зак­ручивается в спираль и замирает, не двигается, не ше­велится. По команде «Лягушка ускакала» дети, не расцеп­ляя рук, прохаживаются по комнате и хором говорят: Вновь гулять улитка хочет, Радуется и хохочет. Игра повторяется до тех пор, пока не перестанет, доставлять детям удовольствие.

  1. Упражнение «Лепка из пластилина»
Инструкция: Слепи самое страшное для тебя существо. (Во время лепки играет музыка.) А теперь сделай так, чтобы это страшное существо исчезло раз и навсегда. (Ребенок комкает пластилин.) Теперь этого страшилки больше нет, и он не сможет тебя напугать.
  1. Обратная связь.
    • Что мы сегодня делали?
    • Какой договор мы с вами заключили со своими руками.
    • Что больше всего понравилось?

2 занятие «Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме» Задачи: научить использовать и понимать невербальные методы общения; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; снять мышечное напряжение; сплотить детскую группу; отработать навыки взаимодействия ребенка со взрослым; развивать навыки ориентации в пространстве; снять эмоциональное напряжение, агрессию; научить выбрасывать отрицательные эмоции в косвенной форме; снять эмоциональные и мышечные зажимы. Оборудование: мяч, листы белой бумаги А4 по количеству участников, магнитофон, записи классической музыки. Ход занятия: 1. Приветствие Группа выполняет ритуал приветствия. 2. Разминка. Инструкция: Сесть по кругу слева направо от ведущего начало - это 1 января, конец - 31-е декабря. Надо расположиться по датам (без учета года рождения). 3. Беседа о договоре с пальчиками. - Давайте вспомним, какой договор мы с вами заключили на прошлом занятии со своими пальчиками. - Кто-нибудь из вас нарушил договор с пальчиками? Когда? Почему? - Давайте сегодня опять договоримся со своими пальчиками о том, что еще одну недельку наши пальчики не будут никого обижать, не будут никому делать больно. - Давайте вспомним, какие хорошие дела сделали ваши пальчики за эту неделю. 4. Упражнение «Липучка» Все дети двигаются, бегают по комнате, же­лательно под быструю музыку. Двое детей, дер­жась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают «Я - липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других. Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки. 5. Упражнение «Зеркало» 1. Все дети встают в круг и становятся «маленькими зеркалами». Ведущий показывает движение, а они повторяют его. Ведущий сопровождает движение словами: «Мой дружок, в меня смотри и за мной все повтори». 2. А теперь встаньте напротив друг друга и изобразите эмоции партнера. 6. Упражнение «Снежки из бумаги» Дети делают комки из бумаги и кидают ими друг в друга. Игра считается законченной, когда дети убрали за собой в мусорное ведро все бумаги. 7. Упражнение « Добрый бегемотик». Дети встают в шеренгу. Ведущий говорит, что все вместе они - маленький добрый бегемотик. Каж­дый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впереди стоящего. Педагог просит каждого ребенка погладить сво­его соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке. Затем ведущий просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вме­сте, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу-малу», ко всеобщему удовольствию всех участников. 8. Обратная связь.
    • Что мы сегодня делали?
    • Какой договор мы с вами заключили со своими руками?
    • Что больше всего понравилось?
3 занятие «Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях» Задачи: научить чувствовать настроение группы; способствовать возникновению доверия к окружающим; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; сплотить детскую группу; установить положительный эмоциональный настрой в группе. Оборудование: мяч, листы белой бумаги А4 по количеству участников, магнитофон, записи классической музыки. Ход занятия: 1. Приветствие Группа выполняет ритуал приветствия. 2. Разминка. Участники группы образуют полукруг. «Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе и здоро­ваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем по­вторять каждое предложенное приветствие». После завершения упражнения можно обра­титься к группе с вопросом: «Какое из приветствий вам особенно за­помнилось (понравилось) и почему?» Второй во­прос позволяет получить и обсудить информацию, которая может оказаться полезной в содержатель­ном плане, в частности при работе над проблемой установления контакта. 3. Упражнение «Серебряное копытце» Инструкция : Представь себе, что ты - красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые, с каждой вновь появляющейся новой моне­той ты становишься добрее и ласковее. И хотя ли не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься. Примечание Данная игра может стать групповым ритуалом в детском коллективе, одним из способов разрешения конфликтов в группе. 4. Упражнение «Котик» Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который нежится на солнышке, лежит на коврике, потягивается, умывается, царапает лапками с коготками коврик и т.д. 5. Упражнение «Драка» Инструкция: Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение? Это упражнение нужно повторить несколько раз. 6. Упражнение «Пузырь» Дети вместе с ведущим берутся за руки и образуют небольшой круг, сужают его, затем говорят: «Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой, Да не лопайся!». Постепенно дети расширяют круг все больше и больше, пока ведущий не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда дети приседают на корточки и хором говорят: «Хлоп!» 7. Упражнение «Рисование». Дети под спокойную музыку рисуют «красивый рисунок». 8. Обратная связь.
    • Что мы сегодня делали?
    • Что больше всего понравилось?

4 занятие «Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях» Задачи: установить положительный эмоци­ональный настрой в группе; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; развивать мышечный контроль; развивать навыки ориентации в пространстве; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; развивать тактильные ощущения. Оборудование: большой зонт, пластиковая бутылка с мелкими отверстиями в пробке, стулья, стоящие по кругу, пластмассовый шар диаметром 4-6 см Ход занятия: 1. Приветствие Группа выполняет ритуал приветствия. 2. Разминка Все участники садятся в круг. «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сдела­ем это так. Первый участник встанет, подой­дет к любому, поздоровается с ним, и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день». При обсуждении выполнения упражнения можно задать вопрос: «Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас и какие у вас были чувства, состояния, когда к вам обращались с пожеланиями на день?». 3. Упражнение «Скульптура» Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого скульптор лепит из «глины» скульптуру:
    • ребенка, который ничего не боится,
    • ребенка, который всем доволен,
    • ребенка, который выполнил сложное задание
После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.
  1. Упражнение «Дождик»
Один ребенок - водящий. Остальные дети все вместе прячутся под большой (желательно прозрачный) зонт. При этом огова­ривается, что дети прячутся так, чтобы все поместились под зонтом, заботясь друг о друге Водящий из брызгалки (пластиковая бутылка с мелкими отверстиями в пробке) поливает зонтик, имитируя дождь. Дети наблюдают, как скатываются капельки дождя с зонта, как стекают с него струйки воды, подставляют ручки, чтобы поймать капельку. Затем выбирается другой водящий, и игра продол­жается до тех пор, пока в роли водящего не побывает каждый желающий.
  1. Упражнение «Ласковый мелок»
Надо рисовать или писать на спине друг у друга разные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Надо предупредить детей, что писать нужно легко прикасаясь к спине, ни в коем случае не надо толкать человека и делать ему больно или неприятно. После окончания игры дети нежными движениями руки «стирают» все, что oни рисовали, при этом слегка массируя спину. 6. Упражнение «Волшебные шарики» Дети сидят в кругу. Ведущий просит их за­крыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладош­ки пластмассовый шарик диаметром 4-6 см - и дает инст­рукцию: Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, поды­шите на него, согрейте его своим дыханием, от­дайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очере­ди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения. 7. Обратная связь.
    • Что мы сегодня делали?
    • Что больше всего понравилось?

5 занятие «Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях» Задачи: установить положительный эмоци­ональный настрой в группе; побуждать участников быть внимательными к действиям других; побуждать участников искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим; развивать эмпатию, умение соразмерять свои движения, навыки общения; развивать двигательную активность, координацию движений, умение контролировать свои действия; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию. Оборудование: стулья, стоящие по кругу, карточки с названиями животных, вата, клубок ниток, плюшевый попугай Ход занятия: 1. Приветствие Группа выполняет ритуал приветствия. 2. Разминка Участники садятся в круг. Раздаются карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если достанется карточка, на которой будет написано «слон», у кого-то есть карточка, на кото­рой также написано «слон». Тренер раздает карточки (если в группе не­четное количество участников, тренер тоже при­нимает участие в упражнении). Инструкция: «Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и из­давать характерные звуки животного. Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь ря­дом, но продолжайте молчать, не переговаривай­тесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось». После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каж­дой пары: «Кто вы?». После завершения упражнения можно пред­ложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару. 3. Упражнение «Постарайся отгадать» Все дети сидят на ковре. Один ребенок - водящий - поворачивается к ним спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят: Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся отгадать. Я с тобою рядом тут. Скажи, как меня зовут. Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его по­гладил. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил. 4. Упражнение «Пушинка» Ведущий раздает каждому ребенку по малень­кому комочку ваты, который надо разрыхлить так, чтобы он стал легким, как пушинка. По сигналу ведущего дети дуют на свои «пушинки», не давая им упасть, все время поддерживая в воздухе, но без по­мощи рук. Побеждает тот ребенок, чья пушинка доль­ше всех продержалась в воздухе. 5. Упражнение «Клубочек» Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становить­ся все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» вся­кий раз, как почувствует, что он огорчен, ус­тал или «завелся». 6. Упражнение «Мой хороший попугай». Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Воспитатель бросает кому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ре­бенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) ее другому ребенку. Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как дети с трудом находят ласковое имя для попу­гая, не умеют передавать игрушку кому-либо из игра­ющих. Но затем, по мере освоения этих операций, темп игры, как правило, ускоряется. Мой хороший попугай Мне его скорее дай. Он красивый, он хороший И еще ……………….. ребенок добавляет свое ласковое слово, например: он добрый очень. 7. Обратная связь.
    • Что мы сегодня делали?
    • Что больше всего понравилось?

6 занятие «Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях» Задачи: развивать эмпатию, навыки общения, понимание чувств другого человека; научить контролировать свое поведение; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; обучать приемам саморегуляции. Оборудование: стулья, стоящие по кругу. Ход занятия: 1. Приветствие Группа выполняет ритуал приветствия. 2. Разминка. Все участники садятся по кругу. Тренер выходит из круга и дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом. «У вас 1,5 минуты, в ходе которых надо внима­тельно посмотреть друг на друга». Через 1,5 минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорит, обращаясь к нему, например: «Владимир, я иду по кругу (тре­нер идет вправо или влево) и прохожу одного, вто­рого, третьего, останавливаюсь у четвертого чело­века, кто это?». Владимир отвечает (если ответ не­правильный, надо ему об этом сказать и дать возможность ответить еще и еще раз, пока не будет получен правильный ответ). После этого тренер предлагает Владимиру ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного уча­стника группы. Например: «Есть ли у Петра гал­стук?», «Какого цвета у него рубашка?», «Держит ли Петр что-либо в руках?» и т. д. Далее тренер дает аналогичное задание еще 2-3 участникам. В заключение упражнения тренер просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть друг на друга. 3. Упражнение «Настроение». Все участники садятся по кругу. «Сейчас мы поработаем в парах. (Тренер называ­ет состав пар, подобранных с учетом субъектив­ных предпочтений участников и их психологиче­ских особенностей.) Сядьте так, чтобы каждой паре было удобно работать. Решите сами, кто из вас начнет выполнять упражнение. (Тренер убеждается, что в каждой паре определен участ­ник, который будет начинать упражнение.) На­чинающий примет вид грустного, чем-то расст­роенного, вялого человека. Попытайтесь найти средства для того, чтобы войти в это состояние. Напарник должен, используя различные сред­ства, изменить состояние грустного участника в позитивную сторону, вызвать у него улыбку, смех, активизировать его, не прибегая к физиче­скому контакту. Когда вы справитесь с задачей, поменяйтесь ролями». При обсуждении упражнения удается получить конкретный перечень средств, которые использо­вались участниками для изменения состояния сво­его партнера, а также описание усилий «груст­ных» участников, которые им приходилось применять, чтобы сохранить свое состояние. 4. Беседа по мотивам сказки «Винни-Пух и все, все, все…..». У Винни-Пуха есть еще один друг - поросе­нок Пятачок. Он очень любит цветы, поэтому посадил в своем палисаднике много разных цветов. Вот он вышел из дома и любуется своим цветником. Покажите, как он любуется, какое у него довольное и счастливое выражение лица. Вдруг откуда-то появился Тигра, начал прыгать по клум­бам, топтать и выдергивать цветы. Покажите, как Тигра это делает. Пятачок очень удивлен: качает головой, грозит пальцем. Он очень расстроился и заплакал. Так горько ему стало от того, что больше нет красивых цветов, за которыми он уха­живал все лето. Дети, жалко вам Пятачка? А у вас бывает так, что вы кого-то обижаете, что-то разрушаете? Злитесь? Почему вы это делаете? Хотите, я вас научу, как можно выпускать злость, нико­го не обижая? Когда к вам подступает злость и вы хотите кого-то обидеть, что-то кинуть, обхватите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди. Это поза выдержанного человека. Давайте попробуем. Ну а если совсем невмоготу, то можно злость прогнать. 5. Упражнение «Уходи, злость, уходи!». Ложитесь по кругу на ковер (между детьми- подушки). Закройте глаза и со всей силы бейте ногами по полу, а руками по подушкам и кричите: «Уходи, злость, уходи!» (2-3 мин.) Вся злость ушла? А теперь надо отдохнуть. Следующий этап работы проходит под спокойную музыку. Раздвиньте широко руки и ноги, как буд­то вы звезда. Спокойно полежите и послушайте музыку (2-3 мин). Вся злость ушла. Все вы стали добрыми, забот­ливыми, внимательными. Вам хорошо вместе со своими дру­зьями. Весело вместе играть, придумывать интересные ис­тории, делиться тайнами, игрушками. Вы научились выпус­кать и сдерживать злость (увеличение громкости). Вы хорошо отдохнули, расслабились, а теперь пора вста­вать, нас ждет еще много добрых дел. Потянитесь, встрях­нитесь. Я рада была с вами пообщаться.
  1. Обратная связь.
    • Какой договор мы с вами заключили со своими руками на первом занятии? А сейчас у вас получается соблюдать этот договор?
    • Что мы сегодня делали?
    • Что больше всего понравилось?


7 занятие «Формирование и развитие позитивных качества личности детей» Задачи: создать положительный эмоциональный климат в группе; научить ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; обучать приемам саморегуляции; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; развивать мышечный контроль. Оборудование: стулья, стоящие по кругу, рулон обоев, крупа или песок, таз. Ход занятия: 1. Приветствие Группа выполняет ритуал приветствия. 2. Разминка. Участники становятся в круг. Инструкция: «На счет раз каждый из нас должен, оставаясь на своем месте и молча, найти себе пару. Когда я скажу два, вы вместе начнете одинаковые движения. Потом я снова скажу раз, и вы должны найти себе новую пару, а на счет два начать делать одинаковое движение с новым партнером». Обсуждение: Как вы нашли себе пару? По каким признакам? Как вы выбрали одинаковое движение? Подвести детей к мысли о сотрудничестве в жизни. 3. Упражнение «Разговор с телом». Ребенок ложится на пол, на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вмес­те с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в опреде­ленных ситуациях, например, когда ты спаса­ешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Да­вай договоримся, что ты и твое тело будут ста­раться лучше понимать друг друга». 4. Упражнение «Это я. Узнай меня». Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) - должен отгадать, кто до него дотронулся. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал роли ведущего. 5. Упражнение «Счет». Все участники садятся по кругу. - Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не боль­ше и не меньше). Например, если я говорю «четы­ре» то, как можно быстрее должны встать чет­веро из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вы­рабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга. Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5 - 7, в середине 1 - 2. При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее вы­полнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?» 6. Упражнение «Археология». Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку - делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кис­ти руки. Как только ребенок коснется своей ладо­ни, он тут же меняется ролями со взрослым.
  1. Обратная связь.
    • Что мы сегодня делали?
    • Что больше всего понравилось?

8 занятие «Формирование и развитие позитивных качества личности детей» Задачи: создать положительный эмоциональный климат в группе; побудить членов группы к проявлению творческой активности; развивать воображение; увеличить словарный запас; развить умение слушать и слышать другого человека; научить ориентироваться в состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; снять отрицательные эмоции и агрессию; снять эмоциональное напряжение; развивать умение взаимодействовать со сверстниками. Оборудование: стулья, стоящие по кругу, обручи по количеству игроков, столы, листы бумаги А4, изобразительные средства, магнитофон, диски с веселой музыкой. Ход занятия: 1. Приветствие Группа выполняет ритуал приветствия. 2. Разминка. Участники садятся по кругу. Инструкция: «Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте короткий рассказ, историю, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав ваш рассказ, остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь». После первого, а также каждого из последующих рассказов тренер обращается к группе с вопросом: «Как вам кажется, о каком качестве шла речь?» (или: «Как вам кажется, о каком качестве нам хотел сообщить Андрей?»). После того как все участники группы выскажут свои предложения, тренер обращается к самому рассказчику и просит его сказать, какое качество выбрал он. Можно предложить список качеств, характеризующих поведение человека: Злой, ответственный, упрямый аккуратный, беспечный, вдумчивый, вспыльчивый, гордый, добрый,, грубый, жадный, жизнерадостный, завистливый, застенчивый, злопамятный, искренний, капризный, мечтательный, нежный, нерешительный, несдержанный, обидчивый, осторожный, подозрительный, терпеливый, трудолюбивый, трусливый, черствый, честный, чуткий. В начале ведущий сам зачитывает предложенный список. Если ребенок не понимает смысл какого-то качества надо объяснить ему смысл слова. 3. Упражнение «Бездомный заяц». Каждый игрок - заяц - кладет на пол обруч, становится по середине обруча. Расстояние между обручами - один - два метра. Один из зайцев - бездомный. Он водит. Зай­цы должны незаметно от него (взглядами и жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего - во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим. 4. Упражнение «Карабас Барабас» Инструкция: Ребята, рядом со страной Доброландией есть страна Злосландия. Там живут злые герои сказок. Каких от­рицательных героев сказок вы знаете? (Ответы детей.) Ребята, а еще добрый волшебник сказал мне о Карабасе Барабасе из сказки «Золотой ключик», о eго злодеяниях. Карабас Барабас никого не любит. Он злобно смотрит на всех. Держит в руках свою плетку. Покажите зло­го Карабаса Барабаса (2-3 раза). Выразительные движения: брови нахмурены, губы сомкнуты, топает ногой, сильно сжимает руки в кулаках. 5. Упражнение «Злые - добрые кошки». Инструкция: А еще в Злосландии живут злые кошки. Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это «вол­шебный круг», в котором будут совершаться «превраще­ния». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хло­пок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращает­ся в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее...», - и ребенок, изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращение» закан­чивается, после чего в обруч входит другой ребенок, и игра повторяется. Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращают­ся в злых кошек по сигналу ведущего. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам педагог.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и мо­гут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети пре­вращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу: «Не хотим быть злыми, как Карабас Барабас и кошки! Бу­дем добрыми и дружными, как иголочка и ниточка. 6. Упражнение «Иголочка и ниточка». Инструкция: Ребята, нельзя быть злыми. Если вы злитесь, вы не только доставляете неприятности окружающим, но и вредите себе. Нужно быть добрыми. Если вы будете добры­ми, то и люди, окружающие вас, будут доброжелательно относиться к вам. Ребята, в сказке «Золотой ключик» много положитель­ных героев. Добрый волшебник страны, в которой мы гос­тим, дал нам волшебную бумагу и волшебные карандаши и попросил нас нарисовать добрых героев этой сказки. Мы подарим наши красивые рисунки волшебнику. Это упражнение проходит под быструю и веселую музыку. 7. Обратная связь.
    • Какой договор мы с вами заключили со своими руками на первом занятии? А сейчас у вас получается соблюдать этот договор?
    • Что мы сегодня делали?
    • Что больше всего понравилось?


© 2010-2022