- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по чтению и развитию речи (4 класс, 8 вид)
Рабочая программа по чтению и развитию речи (4 класс, 8 вид)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Созонова Н.Л. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка Рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса составлена на основе и следующих нормативных документов: -Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203 ФЗ; -Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.; -Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. «Чтение и развитие речи », автор В.В. Воронкова, ( Москва «Просвещение», 2009 года) -Учебный план Копотиловской начальной общеобразовательной школы - филиала МАОУ Казанская СОШ на 2015 -2016 учебный год.
Программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. «Чтение и развитие речи », автор В.В. Воронкова, ( Москва «Просвещение», 2009 года)
- Учебник (С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева (Лунёва). Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2011г. - 158с.)
В 4 классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведение, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.
В 4 классе закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся.
Цель программы обучения:
-
закрепление навыков правильного, сознательного и выразительного чтения целыми словами;
-
коррекция недостатков развития детей с нарушением интеллекта.
Основные задачи программы обучения:
-
учить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
-
осмысленно воспринимать его содержание;
-
активизировать словарь учащихся;
-
научить полному и выборочному пересказу прочитанного;
-
учить правильно строить и употреблять в речи предложения.
2.Учебно - тематическое планирование
№ раздела
Наименование раздела
Всего
1
Листья пожелтелые по ветру летят …
17
2
Раз, два - начинается игра!
10
3
Будем делать хорошо и не будем - плохо
20
4
Зимние узоры.
15
5
Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!
23
6
В окно повеяло весною…
15
7
На пользу и славу Отечества
11
8
Видно не напрасно называют лето красным
25
136
3.Календарно-тематическое планирование
№
урока
Дата проведения
Тема урока
Кол-во часов
Планируемый результат:
Формы и виды контроля
Знать
Уметь
1
01.09
Листья пожелтелые по ветру летят» (17ч) Знакомство со стихотворением А.Плещеева «Осень наступила, высохли цветы…»
1
Знать признаки осени. Знать наизусть стихотворение.
Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стих-е.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
2
02.09
Знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Листья».
1
Уметь объяснять значение слов, употребляемых в стих- и
3-4
03.09
07.09
Описание листопада в рассказе Г.Граубина «Как наступает листопад».
2
Уметь отвечать на вопросы.
5
08.09
Описание признаков осени в стихотворении А.Гонтарь «Осень в лесу».
1
Уметь выразительно читать стихотворение
Текущий контроль
Фронтальный опрос
6-7
09.09
10.09
Чтение и обсуждение стихотворения С.Прокофьева «Подарки Осени»
2
Знать о дарах осени.
8-9
14.09
15.09
Анализ произведения М. Пришвина «Старый гриб» (отрывок в 2х частях)
2
Знать, в какую погоду хорошо растут грибы
Уметь словесно иллюстрировать отрывок.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
10-11
16.09
17.09
Деление текста на части Е.Носова «Хитрюга».
2
Знать признаки поздней осени.
Уметь анализировать заголовок произведения, находить в тексте предложение на заданную тему
12-13
21.09
22.09
Описание признаков осени в рассказе Н.Сладкова «Осень».
2
Знать об образе жизни диких животных осенью
Уметь читать рассказ по ролям.
14-15
23.09
24.09
Описание бурундучка в рассказе Г.Снегирёва «Бурундук».
2
Знать особенности бурундука, его повадки
Уметь отвечать на вопросы по прочитанному.
16
28.09
Обобщающий урок по теме «Листья пожелтелые по ветру летят»
1
17
29.09
Вн. чтение: чтение и анализ произведений С.Михалкова
1
Знать содержание произведения
Уметь определять тему и главную мысль текста.
Текущий контроль
18
30.09
«Раз, два - начинается игра!» (10ч) Знакомство со считалками.
1
Знать наизусть 1 считалку.
Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь слушать одноклассников.
Текущий контроль
19
01.10
Анализ стихотворения М.Бородицкого «Щи- талочка»
1
Знать значение считалок в организации игр.
Уметь анализировать заголовок, строить монологические высказывания по заданному вопросу
20-21
05.10
06.10
Выразительное чтение и анализ произведения Л.Пантелеева «Карусели».
2
Знать значение игр, физкультминуток.
Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, осуществлять выборочное чтение.
22
07.10
Чтение и обсуждение стихотворения Д.Хармса «Игра». (Отрывок)
1
Знать значение слов: сторонитесь, стал на якорь.
Уметь соотносить отрывки стих-я с иллюстрациями, словесно иллюстрировать отрывок.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
23-24
08.10
12.10
Выразительное чтение стихотворения В.Левина «Чудеса в авоське».
2
Знать значение слов: авоська, пуд, чудо-юдо.
Уметь выборочно пересказывать прочитанное.
25
13.10
Внеклассное чтение. Характеристика главных героев рассказа Н.Носова «Затейники».
1
Знать значение слова затейники
Уметь читать по ролям, элементарно оценивать прочитанное.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
26
14.10
Обобщающий урок по теме «Раз, два - начинается игра!»
1
27
15.10
Вн. чтение: Писательская наблюдательность К.Паустовского
1
28-29
19.10
20.10
«Будем делать хорошо и не будем - плохо» (20ч) Поучительный смысл в сказке «Не моё дело!» ( Китайская сказка)
2
Знать особенности сказок.
Уметь пересказывать содержание прочитанного произведения.
30
21.10
И Поучительный смысл в басне И.Крылова «Чиж и Голубь».
1
Знать особенности басен.
Уметь выделять главную мысль произведения; осуществлять выбор. чтение по вопросам, организовывать рабочее место.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
31-32
22.10
26.10
Тема дружеских отношений в рассказе Л.Толстого «Два товарища».
2
Знать пословицы о дружбе
Уметь выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение.
33
27.10
Анализ произведения Л.Пантелеева «Трус».
1
Знать автора произведения.
Уметь пересказывать текст по картинкам
34-35
28.10
29.10
Тема храбрости в рассказе Э.Кисилёва «Про то, как Миша стал храбрым».
2
Знать о положительные и отрицательные качествах человека.
Уметь пересказывать прочитанное, соблюдать последовательность чтения коллективной работы.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
36
09.11
Тема отзывчивости в стихотворении В.Сафронова «Подвиг».
1
Знать значение слов: арка, невредимы.
Уметь оценивать поступок героя, характер-ть его качества
37-38
10.11
11.11
Характеристика главного героя в рассказе Ю.Ермолаева «Силач».
2
Знать значение слова ухмыльнулся
Уметь читать по ролям, выделять гл. действующих лиц, выразить к ним своё отношение.
39-40
12.11
16.11
Тема одиночества в произведении В.Осеевой «Самое страшное»
2
Знать автора произведения.
Уметь осуществлять выборочное чтение, строить монологические высказывания по заданному вопросу.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
41-42
17.11
18.11
Чтение и обсуждение рассказа К.Киршина «Вот какая история».
2
Знать значение слов: распоследнее (дело), привечали, откровенно, пуще, расквашенный (нос).
Уметь выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение.
43-44
19.11
23.11
Тема дружеских отношений в произведении Я. Длугуленского «Как подружились Вова и Боря». 1,2 части.
2
Знать правила вежливости.
Уметь читать сознательно, правильно,с амостоятельно готовиться к выраз-у чтению проанализированного на уроке текста.
45
24.11
Чтение и анализ стихотворения А.Барто «В театре»
1
Знать правила поведения в театре.
Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
46
25.11
Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем - плохо.
1
Знать авторов и названия произведений данного раздела.
Уметь обобщать, анализ-ть, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты.
47
26.11
Внеклассное чтение. Описание признаков зимы в сказке М. Пляцковского «Какая бывает зима»
1
Знать признаки зимы.
Уметь рассматривать читаемую книгу, правильно называть автора, отвечать на вопросы: о ком она, о чём в ней рассказывается?
48-49
30.11
01.12
«Зимние узоры» (15ч.) Деление текста на части сказки «Старый Мороз и молодой Морозец»
2
Знать особенности сказок.
Уметь выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
50-51
02.12
03.12
Чтение и обсуждение рассказа А.Н. Толстого «Ёлка»
2
52-53
07.12
08.12
Забавы детей зимой в стихотворении Саши Чёрного «Снежная баба»
2
54
09.12
Знакомство со стихотворением С.Прокофьева «Подарки Зимы».
1
Знать признаки зимы. Знать наизусть стихотворение.
Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь оценивать себя и других.
55-56
10.12
14.12
Описание поводок зимующих птиц в рассказе Г.Харлампьева «Жадная сорока».
2
Знать особенности, образ жизни, повадки зимующих птиц.
Уметь подбирать заголовки к частям рассказа. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным.
57-58
15.12
16.12
Анализ произведения В.Коржикова «В пограничном наряде»
2
Уметь выделять главную мысль текста.
59-60
17.12
21.12
Проводы зимы в стихотворении З.Александрова «До свидания, зима!»
2
Знать признаки зимы. Знать наизусть стихотворение.
Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь оценивать себя и других.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
61
22.12
Обобщающий урок по теме: «Зимние узоры»
1
62
23.12
Вн. чтение : Тема детства в рассказах Н.Носова
1
Знать содержание произведения.
Уметь определять тему и главную мысль текста
63-65
24.12
28.12
29.12
«Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! (23ч.)
Тема трудолюбия в сказке «Заработанный рубль» (Грузинская сказка).1,2,3, части. «
3
Знать особенности сказок.
Уметь выделять главных действующих героев, высказывать к ним своё отношение.
Текущий
66-67
11.01
12.01
Волшебное в сказке Е.Шварца «Сказка о Василисе-Работнице»
2
68-69
13.01
14.01
Тема трудолюбия в произведении Г.Сапгира «Рабочие руки».
2
Знать значение слова «охочие».
Уметь выразительно читать стихотворение.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
70
18.01
Выразительное чтения стихотворения М.Миршака «Мудрый дед»
1
71-72
19.01
20.01
Тема труда в произведении В. Хомченко «Михаськин сад»
2
73-74
21.01
25.01
Чтение и обсуждение рассказа Н.Носова «Заплатка». 1,2 части.
2
Знать значение слов «защитный», «досада», «лоскуток», «наново», «любо».
Уметь пересказывать части рассказа по плану. Уметь осуществлять выборочное чтение.
75-76
26.01
27.01
Тема детства в стихотворении А.Барто «Я лишний». С. Погореловский «Маленькое и большое».
2
Знать наизусть одно из стихотворений.
Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
77-78
28.01
01.02
Тема бережного отношения к хлебу в рассказе Г.Виеру «Хлеб с росою».
2
Знать значение слова «брынза». Знать о бережном отношении к хлебу.
Уметь высказывать своё отношение к поступку героя, событию.
79-80
02.02
03.02
Образ главного героя в рассказе К. Киршиной «Просто сочинение»
2
81
04.02
Чтение и анализ стихотворения Ю. Морица «Трудолюбивая старушка»
1
82-83
08.02
09.02
Поведение героини в рассказе Э. Киселевой «Волшебный котелок»
2
84
10.02
Обобщающий урок по теме: «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!»
1
85
11.02
Вн. чтение: чтение и обсуждение о труде и трудолюбие
1
Знать содержание текста.
Уметь отвечать на вопросы по прочитанному; высказывать своё отношения к поступкам героев.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
86
15.02
«В окно повеяло весною» (15ч.)
Народная песенка. Чтение песенки.
1
Знать наизусть одно из стихотворений.
Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение.
87
16.02
Описание прихода весны в стихотворениях А. Плещеева Весна», А. Майкова «Ласточка примчалась»
1
88-89
17.02
18.02
Деление текста на части. Ушинский «Ласточка».
2
Знать особенности ласточек, их повадки, образ жизни.
Уметь делить текст на части, озаглавливать каждую часть.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
90-91
24.02
25.02
А.Н.Толстой «Весенние ручьи». Чтение и обсуждение рассказа.
2
Знать признаки весны.
Уметь осуществлять выборочное чтение, описывать природные явления.
92
29.02
Тема трудолюбия и дружбы в рассказе Б. Житкова «Наводнение».
1
93
01.03
Описание прихода весны в стихотворении С.Прокофьева «Подарки весны»
1
Знать признаки весны, наизусть одно из стихотворений
Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение.
94
02.03
Тема праздничного настроения в стихотворении В.Берестова «Праздник мам»
1
95-96
03.03
09.03
Описание ивы в рассказе Н. Сладкова « Ивовый пир»
2
Знать значение слов «мельтешат», «крылья распластали», «слюдяные».
Уметь описывать природные явления. Уметь подбирать к словам-предметам слова-признаки и слова-действия.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
97-98
10.03
14.03
Описание прихода весны в стихотворении В.Сафронова «Весна».
2
Знать признаки весны, значение слов «невпроворот», «изумруд», «бархат».
Уметь выразительно читать стихотворение.
99
15.03
Внеклассное чтение. Тема трудолюбия в рассказе В. Воскобойникова Боец бытового отряда»
1
Уметь пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы по прочитанному.
100
16.03
Обобщающий урок по теме: «В окно повеяло весною…»
1
101-103
17.03
21.03
22.03
«На пользу и славу Отечества» 11ч)
Образ главного героя в былине «Как Илья из Мурома богатырём стал» (Былина) 1,2,3 части.
3
Знать значение слов «былина», «умом светел», «корчевать», «странник», «пожня», «бейся- ратайся», «холил», «палица булатная», «благославлял», «корысть».
Уметь пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы по прочитанному.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
104-105
23.03
24.03
Поучительный смысл в рассказе Л.Толстого «Как боролся русский богатырь»
2
Знать значение слова «печенеги».
Уметь выборочно пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, самостоятельно подготавливаться к выразительному чтению
106-108
04.04
05.04
06.04
Судьба мореплавателей в рассказе О.Орлова К неведомым берегам». 1,2,3 части.
3
Знать значение слов «почтительно», «устье», «командор», «штурман», «дозорный», «зрительная».
Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, осуществлять выборочное чтение.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
109-110
07.04
11.04
Чтение и обсуждение рассказа Г.Черненко «Русский «паровой дилижанец».
2
Знать значение слов «распутица», «дилижанец», «доходить самим».
Уметь осуществлять выборочное чтение, анализировать название рассказа.
11
12.04
Обобщающий урок по теме: «На пользу и славу Отечества»
1
112-113
13.04
14.04
«Видно не напрасно называют лето красным» (25ч). Описание природы в стихотворении Г.Греков «Летом»
2
Знать признаки лета. Знать наизусть стихотворение.
Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение, работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
114-115
18.04
19.04
Чтение и анализ стихотворения С. Прокофьевой «Подарки летом»
2
Знать признаки лета
Уметь выразительно читать стихотворение.
116-117
20.04
21.04
Чтение по ролям рассказа Э.Шима «Кто сажает подсолнухи».
2
Знать об особенностях подсолнуха
Уметь осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы.
118-119
25.04
26.04
Описание растения в рассказе А. Смирнова«Малина»
2
Знать значение слов «невзрачные», «нектар»,« полакомиться», «ароматные», ценность малины.
Уметь пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
120-121
27.04
28.04
Тема трудолюбия в рассказе С.Иванова«Позвольте пригласить на танец». 1,2 части.
2
Знать значение слова «милосердие», об особенностях пчёл, их роли в природе; о пользе, приносимой людям.
Уметь отвечать на вопросы, осуществлять выборочное чтение, словесно иллюстрировать отрывок.
122-124
04.05
05.05
10.05
Деление текста на части рассказа А.Астафьева«Стрижонок Скрип» (Отрывок). 1,2,3 части.
3
Знать значение слов «пронзительный», «отвадить», об особенностях, повадках, образе жизни стрижей.
Уметь выделять главных действующих героев, характеризовать их. Уметь отвечать на вопросы.
125-126
11.05
12.05
Построение строк в стихотворении Вс.Рождественского «Одуванчики»
2
Знать об особенностях одуванчиков.
Уметь выразительно читать стихотворение.
Текущий контроль
Фронтальный опрос
127-128
16.05
17.05
Внеклассное чтение. Поучительный смысл рассказов Е.Пермяка
2
Знать содержание произведения
Уметь читать про себя; дополнять ответы первоклассников
129
18.05
Обобщающий урок по теме: «Видно не напрасно называют лето красным»
1
130-131
19.05
20.05
Экскурсия в библиотеку
2
Уметь выбирать книгу на заданную тему
Текущий контроль
Фронтальный опрос
132-133
23.05
24.05
Вн. чтение: «Любимые сказки»
2
Знать содержание произведения
Уметь поддержать беседу на данную тему
134-135
25.05
26.05
Вн. Чтение: «Русские писатели о природе»
2
136
27.05
Обобщающий урок по темам года.
1
4.Требования к уровню подготовки обучающихся
№
п/п
Наименование раздела
Знать/понимать
Уметь
1
Листья пожелтелые по ветру летят …
Знать признаки осени. Знать наизусть стихотворение.
Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стих-е.
2
Раз, два - начинается игра!
Знать значение считалок в организации игр.
Уметь анализировать заголовок, строить монологические высказывания по заданному вопросу
3
Будем делать хорошо и не будем - плохо
Знать особенности басен, пословицы о дружбе.
Уметь выделять главную мысль произведения; осуществлять выбор. чтение по вопросам, организовывать рабочее место.
4
Зимние узоры.
Знать особенности сказок.
Уметь выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления.
5
Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!
Знать особенности сказок.
Уметь выделять главных действующих героев, высказывать к ним своё отношение.
6
В окно повеяло весною…
Знать наизусть одно из стихотворений. Знать особенности ласточек, их повадки, образ жизни.
Уметь делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Уметь описывать природные явления. Уметь подбирать к словам-предметам слова-признаки и слова-действия.
7
На пользу и славу Отечества
Уметь пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы по прочитанному.
8
Видно не напрасно называют лето красным
Знать признаки лета. Знать значение слова.
Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение, работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту.
5.Список литературы:
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. «Чтение и развитие речи », автор В.В. Воронкова, ( Москва «Просвещение», 2009 года)
- Учебник (С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева (Лунёва). Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2011г. - 158с.)
-
Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». - М.,2010.
-
Воронкова В. В. « Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». - М.:, 2009.