- Преподавателю
- Начальные классы
- Как помочь птицам зимой
Как помочь птицам зимой
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Потапова Н.М. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Как помочь птицам зимой.
Цели:
Расширить и систематизировать знания о зимующих птицах.
Раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.
Продолжить работу с «Картой знаний»
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся распознавать и называть представителей зимующих в наших краях птиц, получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; - наблюдать и делать выводы; - знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц; Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге по теме (учитель - ученик; ученик - ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций; - составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; - проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности
Оборудование: мультимедийные средства обучения, фрагмент мультфильма «Серая шейка», презентация к уроку, лото «Четвертый лишний», «копилка знаний» с фишками.
Ход урока
I. Организационный момент
У нас сегодня на уроке гости. Давайте улыбнёмся им, улыбнёмся друг другу, улыбнитесь мне.
II. Мотивация
Просмотр фрагмента мультфильма «Серая шейка»
-
Ребята, вам знаком этот мультфильм?
-
Что вы почувствовали. Просматривая этот отрывок?
-
Ребята, как можно помочь Серой шейке пережить зиму?
-
Кто еще нуждается в нашей помощи зимой?(ответы учеников)
-
Давайте мнение каждого из вас учтем, выполняя задание.
III. Актуализация знаний
-
Перед вами картинки с изображением различных животных, вам нужно подумать и убрать в сторону картинку животного, нуждающегося в нашей помощи зимой.
-
Ребята с первого ряда, какого животного убрали в сторону вы.(Выставляю на доску картинку птицы) Почему другие животные не нуждаются в нашей помощи зимой?
Оценивание.
-
Если у вас так же как на доске, возьмите зеленую фишку и положите в копилку знаний, в конце урока мы проверим. Как вы поработали над темой.
-
Что объединяет картинки. (Это птицы)
-
Давайте послушаем разговор синички и ласточки.
Синица и ласточка (видеоролик с участием учащихся )
-
Здравствуй, синичка, отчего ты такая печальная?
-
Как мне не печалиться. Вот ты летаешь по свету, далеко бываешь, но тебе даже не ведомо, какие трудные для нас, птиц времена настают. Впереди зима, а с ней и лютая стужа, трескучие морозы. Жучки, червячки все попрячутся, семена снегом запорошит. Негде корм будет достать.
-
Да что ты такое говоришь! Я о таком даже и не слышала.
IV. Постановка учебной задачи.
-
Ребята, почему же ласточке неведомы проблемы синички? (Улетает в теплые края) Прикрепите картинку ласточки на карту. Куда вы ее разместите?
-
На какие трудности пожаловалась синичка? (голод, холод, негде достать пищу)
-
Как мы можем ей помочь. Давайте вместе подумаем, как мы можем помочь птицам зимой.
-
Что нам нужно для этого знать?
-
Выяснить, какие птицы остаются зимовать.
-
В чем они нуждаются?
-
Как им может помочь человек?
Физкультминутка
«Птички»
В сторону руки,
Плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем - крылья сложим назад.
V. Открытие нового знания
-
Вспомните, каких птиц вы видели на улицах нашего города зимой? (воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, )
Задание в тетради с. 29 № 28
-
Подумайте и подпишите птиц (можно первой буквой), которым мы можем помочь в зимнее время.
-
Что объединяет всех этих птиц? К какой группе они относятся?
-
Давайте разместим их изображения на нашей карте знаний.
Ученик берет изображение птицы, называет и прикрепляет на карту у доски.
Работа со слайдами. Птица - название.
Снегирь живет в хвойных лесах, зимой кормится семенами деревьев; очень любит рябину. Снегирь - птица доверчивая и общительная, поэтому можно приблизиться к снегирям близко и рассмотреть их. Держатся снегири стайками по 8-10 птичек. В лютый мороз сидят на деревьях почти неподвижно - сорвут ягоду и замирают. Ночь снегириная стайка проводит в ветвях деревьев и кустарников. Почему эту птичку так назвали? (прилетает к нам с севера вместе с первым снегом)
По земле сорока передвигается чаще всего прыжками. Сорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки - переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Они обитают в небольших лесах, парках, садах, сороки питаются самой разной пищей.
Cиницу можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Она маленькая, как воробышек. У неё чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Зимой охотно поедает семена ели, сосны и других растений. Часто прилетает к балконам и расклёвывает завёрнутые в бумагу продукты. Любит несолёное сало.
Воробей -зимой мало чирикает, больше молчит, собирается стайками. Воробьи зимой тоже стараются держаться поближе к человеку. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев. В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами, поэтому ворон можно увидеть на помойке или городской свалке. Ранней весной вороны снова разлетятся по лесам и рощам.
Целый день дятел в лесу летает, еду себе ищет. Сядет дятел на дерево, да не на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол, сидит и клювом по дереву постукивает: тук- тук, тук - тук. Иной раз на снегу под деревом много- много валяется шишек. Это дятел обедал - семена из сосновых и еловых шишек добывал. А пустые шишки на снегу остались
Голуби живут на чердаках домов. Птенец вырастает в гнезде до размеров взрослого голубя и только потом учится летать. Поэтому вы не видели маленьких голубят. Голуби зимой нуждаются в большем объеме питания,
Поползень- птица величиной с воробья. Птицу назвали поползень, потому что она передвигается прижимаясь к стволу, как бы ползет по коре, но делает это очень быстро. Так бегать по дереву кроме поползня никто не умеет. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет все, что сможет найти. А если поползень найдет кормушку, куда люди положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.
Загадка про клеста.
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
Клест - очень нарядная птица, с цепкими когтями. У клеста необычный загнутый клюв. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения шишек, семенами которых он питается зимой.
Интересны клесты и тем, что из всех зимующих в наших лесах птиц они вьют свои гнезда и зимой в лютую январскую и февральскую стужу , выводят в этих гнездах птенцов. Клест кормит птенцов еловыми семенами. Птенцам не холодно, потому что они сыты. Размещаем на карте знаний . Клест на ели. Дятел под деревом.
-
Почему клеста мы разместили на еловых ветках (там у него гнездо с птенцами, ветки еловые пушистые. Ему там тепло. Корм добывает сам)
Оценивание
- Если у вас так же как, возьмите зеленую фишку и положите в копилку знаний.
- Каким птицам нужна помощь мы узнали. А как мы с вами можем помочь?
- Не рассыпать же нам корм на дорогу, где ездят машины, ходят люди.
- Где разместить кормушки?
- Какой корм можно насыпать птицам? Оказывается птицы могут клевать не весь корм который им насыпают. А вот, чем заполнить кормушку мы с вами узнаем на следующем уроке.
VI. Рефлексия
- Все ли было понятно на уроке. Оцените свою работу на уроке.
Самоанализ урока.
Вашему вниманию мною был представлен фрагмент урока окружающего мира в 1 классе по теме «Как помочь птицам зимой» Цель урока : раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам. Работа с «картой знаний» так же органично вошла в систему моих уроков по окружающему миру.
Спецификой работы с картой знаний в 1 классе является то, что учитель всю работу от замысла до воплощения проводит сам. Ребята могут принимать участие только в подборе иллюстративного материала по теме (с помощью родителей).
В фрагменте урока «карта знаний» была использована на этапах актуализации знаний (вспомнили перелетных птиц) и открытии нового знания в качестве визуального закрепления и определения места нового знания.
Небольшой опыт работы с «картой знаний» позволяет мне утверждать, что такая работа систематизирует знания учащихся, облегчает повторение, способствует развитию познавательного интереса.