Как помочь птицам зимой

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как помочь птицам зимой.

Цели:

Расширить и систематизировать знания о зимующих птицах.

Раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.

Продолжить работу с «Картой знаний»

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся распознавать и называть представителей зимующих в наших краях птиц, получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; - наблюдать и делать выводы; - знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц; Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге по теме (учитель - ученик; ученик - ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций; - составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; - проговаривать в логической последовательности свои действия;

- учиться делать самооценку своей деятельности

Оборудование: мультимедийные средства обучения, фрагмент мультфильма «Серая шейка», презентация к уроку, лото «Четвертый лишний», «копилка знаний» с фишками.

Ход урока

I. Организационный момент

У нас сегодня на уроке гости. Давайте улыбнёмся им, улыбнёмся друг другу, улыбнитесь мне.

II. Мотивация

Просмотр фрагмента мультфильма «Серая шейка»

  • Ребята, вам знаком этот мультфильм?

  • Что вы почувствовали. Просматривая этот отрывок?

  • Ребята, как можно помочь Серой шейке пережить зиму?

  • Кто еще нуждается в нашей помощи зимой?(ответы учеников)

  • Давайте мнение каждого из вас учтем, выполняя задание.

III. Актуализация знаний

  • Перед вами картинки с изображением различных животных, вам нужно подумать и убрать в сторону картинку животного, нуждающегося в нашей помощи зимой.

  • Ребята с первого ряда, какого животного убрали в сторону вы.(Выставляю на доску картинку птицы) Почему другие животные не нуждаются в нашей помощи зимой?

Оценивание.

  • Если у вас так же как на доске, возьмите зеленую фишку и положите в копилку знаний, в конце урока мы проверим. Как вы поработали над темой.

  • Что объединяет картинки. (Это птицы)

  • Давайте послушаем разговор синички и ласточки.

Синица и ласточка (видеоролик с участием учащихся )

  • Здравствуй, синичка, отчего ты такая печальная?

  • Как мне не печалиться. Вот ты летаешь по свету, далеко бываешь, но тебе даже не ведомо, какие трудные для нас, птиц времена настают. Впереди зима, а с ней и лютая стужа, трескучие морозы. Жучки, червячки все попрячутся, семена снегом запорошит. Негде корм будет достать.

  • Да что ты такое говоришь! Я о таком даже и не слышала.

IV. Постановка учебной задачи.

  • Ребята, почему же ласточке неведомы проблемы синички? (Улетает в теплые края) Прикрепите картинку ласточки на карту. Куда вы ее разместите?

  • На какие трудности пожаловалась синичка? (голод, холод, негде достать пищу)

  • Как мы можем ей помочь. Давайте вместе подумаем, как мы можем помочь птицам зимой.

  • Что нам нужно для этого знать?

  • Выяснить, какие птицы остаются зимовать.

  • В чем они нуждаются?

  • Как им может помочь человек?

Физкультминутка

«Птички»

В сторону руки,

Плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем - крылья сложим назад.


V. Открытие нового знания

  • Вспомните, каких птиц вы видели на улицах нашего города зимой? (воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, )

Задание в тетради с. 29 № 28

  • Подумайте и подпишите птиц (можно первой буквой), которым мы можем помочь в зимнее время.

  • Что объединяет всех этих птиц? К какой группе они относятся?

  • Давайте разместим их изображения на нашей карте знаний.

Ученик берет изображение птицы, называет и прикрепляет на карту у доски.

Работа со слайдами. Птица - название.
Снегирь живет в хвойных лесах, зимой кормится семенами деревьев; очень любит рябину. Снегирь - птица доверчивая и общительная, поэтому можно приблизиться к снегирям близко и рассмотреть их. Держатся снегири стайками по 8-10 птичек. В лютый мороз сидят на деревьях почти неподвижно - сорвут ягоду и замирают. Ночь снегириная стайка проводит в ветвях деревьев и кустарников. Почему эту птичку так назвали? (прилетает к нам с севера вместе с первым снегом)
По земле сорока передвигается чаще всего прыжками. Сорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки - переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Они обитают в небольших лесах, парках, садах, сороки питаются самой разной пищей.
Cиницу можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Она маленькая, как воробышек. У неё чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Зимой охотно поедает семена ели, сосны и других растений. Часто прилетает к балконам и расклёвывает завёрнутые в бумагу продукты. Любит несолёное сало.
Воробей -зимой мало чирикает, больше молчит, собирается стайками. Воробьи зимой тоже стараются держаться поближе к человеку. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев. В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами, поэтому ворон можно увидеть на помойке или городской свалке. Ранней весной вороны снова разлетятся по лесам и рощам.
Целый день дятел в лесу летает, еду себе ищет. Сядет дятел на дерево, да не на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол, сидит и клювом по дереву постукивает: тук- тук, тук - тук. Иной раз на снегу под деревом много- много валяется шишек. Это дятел обедал - семена из сосновых и еловых шишек добывал. А пустые шишки на снегу остались

Голуби живут на чердаках домов. Птенец вырастает в гнезде до размеров взрослого голубя и только потом учится летать. Поэтому вы не видели маленьких голубят. Голуби зимой нуждаются в большем объеме питания,

Поползень- птица величиной с воробья. Птицу назвали поползень, потому что она передвигается прижимаясь к стволу, как бы ползет по коре, но делает это очень быстро. Так бегать по дереву кроме поползня никто не умеет. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет все, что сможет найти. А если поползень найдет кормушку, куда люди положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.

Загадка про клеста.

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.

Клест - очень нарядная птица, с цепкими когтями. У клеста необычный загнутый клюв. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения шишек, семенами которых он питается зимой.

Интересны клесты и тем, что из всех зимующих в наших лесах птиц они вьют свои гнезда и зимой в лютую январскую и февральскую стужу , выводят в этих гнездах птенцов. Клест кормит птенцов еловыми семенами. Птенцам не холодно, потому что они сыты. Размещаем на карте знаний . Клест на ели. Дятел под деревом.


  • Почему клеста мы разместили на еловых ветках (там у него гнездо с птенцами, ветки еловые пушистые. Ему там тепло. Корм добывает сам)

Оценивание

  • Если у вас так же как, возьмите зеленую фишку и положите в копилку знаний.
  • Каким птицам нужна помощь мы узнали. А как мы с вами можем помочь?
  • Не рассыпать же нам корм на дорогу, где ездят машины, ходят люди.
  • Где разместить кормушки?
  • Какой корм можно насыпать птицам? Оказывается птицы могут клевать не весь корм который им насыпают. А вот, чем заполнить кормушку мы с вами узнаем на следующем уроке.

VI. Рефлексия
  • Все ли было понятно на уроке. Оцените свою работу на уроке.
Посчитайте фишки. Каких фишек больше. Прикрепить фишку на карту знаний

Самоанализ урока.

Вашему вниманию мною был представлен фрагмент урока окружающего мира в 1 классе по теме «Как помочь птицам зимой» Цель урока : раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам. Работа с «картой знаний» так же органично вошла в систему моих уроков по окружающему миру.

Спецификой работы с картой знаний в 1 классе является то, что учитель всю работу от замысла до воплощения проводит сам. Ребята могут принимать участие только в подборе иллюстративного материала по теме (с помощью родителей).

В фрагменте урока «карта знаний» была использована на этапах актуализации знаний (вспомнили перелетных птиц) и открытии нового знания в качестве визуального закрепления и определения места нового знания.

Небольшой опыт работы с «картой знаний» позволяет мне утверждать, что такая работа систематизирует знания учащихся, облегчает повторение, способствует развитию познавательного интереса.





© 2010-2022