Урок по ОРКСЭ на тему О добре и зле (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курс ОРКСЭ

Основы светской этики

Тема урока

Добро и зло

4 класс


Урок №5 разработан

учителем начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная

школа №11»

г. Алексина Тульской области

Мареевой Ольги Викторовны









г. Алексин

«Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру».

Л.Н.Толстой (слайд 2)

Цель: формирование нравственных ценностей: добра и зла.

Задачи:

  • Предметные:

- формировать знания о понятиях добро и зло как основополагающих в этике;

- формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

  • Развивающие:

- развивать познавательный интерес к предмету;

- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

- развивать самооценку обучающихся;

- развивать воображение, эмоциональную сферу, логическое мышление;

- развивать творческие способности

  • Воспитательные:

- формировать навыки доброжелательности, уважения к другому человеку;

- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

- пробудить стремление совершать добрые дела;

- воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 2007. Урок ОРКСЭ №5. Добро и зло. 4 класс)

  • Компьютер

  • Проектор

  • Учебник «Основы светской этики»

  • Листы бумаги

  • Цветные карандаши

Ход урока

I.Организационный момент

Ну-ка, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Всё в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

II.Проверка домашнего задания

Ответы на вопросы:

1.Назовите особенности морали.

2.Кто заботится о морали в обществе?

3.Нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью»?

4.Почему плохо быть равнодушным? Приведите примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.

III.Сообщение темы урока

Создание проблемной ситуации

- Давайте вспомним отрывок из произведения К.И.Чуковского «Бармалей»:

В Африке разбойник,

В Африке злодей,

В Африке ужасный

Бар-ма-лей! (слайд 3а)

- А почему Бармалей злой, потому что он в Африке живёт? (Ответы детей)

- А что будет, если в Африке появится Айболит, он тоже станет злодеем? (слайд 3б)

- В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. А что такое добро и зло? (слайд 4) С этими основными понятиями этики мы с вами и познакомимся сегодня на уроке.

IV.Объяснение нового материала

1.Работа по учебному пособию «Основы светской этики» (с.12 - 13)

- А сейчас откройте, пожалуйста, учебник на странице 12. Прочитайте, что мы узнаем на уроке. (Чтение)

- Что такое добро? (Ответы детей)

- А что такое зло? (Ответы детей)

- Что о добре и зле сказано в учебнике? (Чтение)

- Послушайте стихотворение Юрия Шмидта. (слайд 5)

Гласит легенда, в смутное то время,

Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,

Сражались на Земле Добро и Зло.

И белого коня вперёд направив,

Добро открыто мчалось на врага.

Но Зло, оно не соблюдает правил,

Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться,

А может, ему просто повезло,

С тех пор они сражаются, дерутся,

И кто из них сильней, Добро иль Зло?

Вот, кажется, Добро уж победило,

Мы воспоём победу храбреца,

Но живо зло, оно лишь затаилось,

Оно не умирает до конца.

И что поделать, им не примириться,

Никто из них не может победить.

Менялись их доверенные лица,

Добро и Зло - их некем заменить.

- Какова главная мысль стихотворения? (Ответы детей).

2.Путешествие на Планету Добра

- Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство.

Физкультминутка

Учитель произносит реплику, сопровождая ее движением, а учащиеся отвечают, повторяя то же самое движение:
- К запуску ракеты на Планету Добра приготовиться! (выставляет большой палец).
- Есть приготовиться!
- Надеть шлемы! (делает вид, что надевает на голову шлем)
- Есть надеть шлемы!
- Пристегнуть ремни! (хлопает в ладоши)
- Есть пристегнуть ремни!
- Включить контакт! (прикасается указательным пальцем левой руки к указательному пальцу правой)
- Есть контакт!
- Ключ на старт! (поднимает правую руку вверх)
- Есть ключ на старт!
- Включить моторы!
- Есть включить моторы!
- Раз, два, три, вжик! (делает вращательные движения рук около груди)
- Вжик, вжик, вжик.
- Начать отсчет времени! (все вместе считают: "10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1")
- Пуск!
- Ура! (бурные аплодисменты) (слайд 6)

- Итак, мы приземлились с вами на Планету Добра. Что мы здесь увидим? Давайте пофантазируем. Закройте глаза и представьте себе Планету Добра. Возьмите листы бумаги, карандаши и нарисуйте её. (Рисование детей, вы-ставка рисунков)

- А теперь вернёмся на родную планету (слайд 7) и постараемся сделать её такой же прекрасной, как на ваших рисунках.

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте.

Вся в голубой и звёздной красоте

Земля добра: она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

- А каким же должен быть человек, чтобы воплотить ваши мечты в реаль-ность? (Должен быть добрым, должен любить птиц и зверей, помогает им выживать в зимнюю стужу, должен стараться быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

3.Работа с пословицами

- Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Боль-шое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. (слайд 8а)

- Какие вы знаете пословицы о доброте и зле? Назовите.

- А теперь посмотрите, какие пословицы подобрала я. (слайд 8б) Как вы их понимаете? (Ответы детей)

Делай другим добро - будешь и сам без беды.

За доброго человека сто рук.

Добрый человек в добре живёт век.

Доброе слово лечит - злое калечит.

Добрая слава лежит, а худая - бежит.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

4.Работа с иллюстрациями. Игра «Сказочный герой - добрый или злой?»

Все мы любим сказки. В русских народных сказках часто присутствуют злые и добрые персонажи. Сейчас мы с вами поиграем в игру. (слайд 9) Я буду показывать сказочных героев, а вы будете определять, добрый он или злой. Если добрый, вы хлопаете в ладоши, если злой - топаете ногами. (Иван-царе-вич, Кощей Бессмертный, гуси-лебеди, Морозко, Баба-Яга, водяной)

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

V.Заключительный этап урока. Работа в группах.

«Спешите делать добро». (слайд 10) Эти красивые, меткие слова принад-лежат главному врачу московских тюремных больниц Ф.П.Гаазу (1780 - 1853). Он очень много делал для облегчения условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова.

- Нам хорошо в обществе добрых людей, но мы и сами должны быть добры-ми. Давайте попробуем для себя составить правила Доброты (слайд 11), вы-полняя которые мы станем добрее. Группами составьте пять, как вы считаете, основных правил Доброты. (Дети предлагают свои варианты ответов, листоч-ки вывешиваются на доске).

VI.Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Вы ещё маленькие, но уже сейчас вы можете быть добрыми. Дорога к добру нелегка, ведь добро и зло всегда идут рядом. А, значит, вы должны научиться их различать. (слайд 12) Как говорил Л.Н.Толстой: «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру».

- Что вы можете добавить?

- Надо ли быть добрым?

- Как следует относиться к злу?

- Спасибо вам за работу на уроке. Мы поработали сегодня очень хорошо. Молодцы! (слайд 13)

VII.Домашнее задание: (слайд 14) с.12 - 13, изготовить подарки для буду-щих первоклассников.


© 2010-2022