- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока с презентацией по русскому языку Правописание мягкого знака у имен существительных после шипящих
Конспект урока с презентацией по русскому языку Правописание мягкого знака у имен существительных после шипящих
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Королькова Т.В. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема: Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных.
Класс: 3
УМК «Школа 21 века»
Тип урока: Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Дидактическая цель:
познакомить с решением новой орфографической задачей «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода» путем самостоятельного поиска;
учить применять правило и алгоритм при решении новой орфографической задачи; формировать умения различать слова мужского и женского рода.
Планируемые результаты
Личностные: эмоционально-положительное отношение к образовательному процессу; смыслообразование (связь между учением и его мотивом); любознательность и интерес к приобретению новых знаний и способу их получения;
самооценка в виде осознанности своих возможностей в учении.
Регулятивные: концентрация воли для преодоления затруднений; формулирование и удерживание учебной задачи; поставка новых учебных задач в сотрудничестве с учителем; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Коммуникативные: оформление своих мыслей, вопросов в устной форме; формулирование своих затруднений; инициативное содружество в паре, группе; планирование учебного сотрудничества с учителем; оценка и коррекция действий товарища.
Познавательные: логические: анализ, сравнение объектов с целью выделения признаков; информационные: фиксирование, анализ предложенной информации и её обработка с применением ИКТ; общеучебные - выделение, формирование познавательной цели с помощью учителя, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание по алгоритму; рефлексия способов и условий действия; логические - построение рассуждений.
Ресурсы: Учебник Русский язык: 3 класс, 1 ч. С.В.Иванов- 2 - е изд., испр. и доп. -М. : Вентана - Граф, 2013.; раздаточный материал (карточки), нетбуки .
Организация пространства: формы работы :индивидуальная, групповая ,работа в паре, коллективная ХОД УРОКА:
- Мотивация к учебной деятельности «хочу»
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»
Слайд
-Есть ли увас желание стать умнее, добывая новые знания? - Тогда давайте возьмём в качестве девиза такое утверждение: ГДЕ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ - НАЙДЁТСЯ ПУТЬ! слайд - Я желаю вам успеха!
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. «надо» и «могу»
- Игра «Живые буквы» (У каждого ребенка на парте лежит карточка с буквой алфавита)
-Сколько букв в алфавите?(33) -Встаньте те ребята, у которых буквы обозначают гласные звуки. --Встаньте те, у кого буква гласного звука на письме обозначает мягкость предшествующего согласного звука (и,е, ю,я, ё, ) -Встаньте те, у кого буква обозначают согласный звук. - Встаньте те, у кого буква не обозначает звука.(ь,ъ) - Встаньте те, чья буква обозначает непарный по твердости-мягкости согласный звук (Й, щ, ч,ж,ш,ц) - Встаньте те, чья буква не имеет пары по звонкости -глухости.(Й, л, м, н, р, щ, ц) - Встаньте те, чья буква обозначает шипящий звук.(Ш,Ж, Ч,Щ, )
- Повторение об им.сущ.
На доске: ветер, весна, солнце, греет -Какое слово лишнее? (Греет- гл.) -Как определили, что это глагол? -Что общего у остальных слов? (Им. сущ, ед.ч..2 слога) -Со словами какой части речи мы работали на прошлых уроках?(Им. сущ.) -Сейчас вспомним, что вы о них уже знаете.
Блиц-опрос. -Если высказывание верное, покажите сигнальной карточкой «+», неверное «-»
1.Им. существительные отвечают на вопросы кто?что?, обозначают действие предметов. 2. Им. существительные изменяются по числам. 3. Им. существительные могут быть жен., муж., сред. рода. 4. Им. существительные могут изменяться по родам.
-Чем различаются слова ветер, весна, солнце ?(родом) -Как определить род им. сущ.? Игра -Если я называю им.сущ. ж. рода- встают девочки, м.р.- встают мальчики, ср.р.- все. Ветер, весна, солнце, грибы («ловушка» -Как определили род по мн. числу?), перышко, игрушка.
III. Выявление места и причины затруднения.
-Послушайте слова и определите, что общего в их произношении: дочь, мяч, лещ, вещь, мышь.(оканчиваются на шипящие звуки )
У детей на партах листы бумаги.
-Напишите на листах под диктовку слова крупными буквами: дочь, мяч, лещ, вещь. -Что общего у слов, которые вы записали? (Сущ.,ед.ч.,с шипящ.на конце.) -Покажите, что вы написали. (Мнения детей разделились: одни написали «доч», другие «дочь» и т.д.) - Кто же прав? Почему же получились разные варианты записи? -С какой проблемой столкнулись? (Мы не знаем нужен ли ь в этих словах или нет.)
- Известна нам эта орфограмма?
IV. Построение проекта выхода из затруднения
- Определите тему урока.
Тема : Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных Слайд
- Какие учебные задачи поставим перед собой?
- Узнать правило правописания мягкого знака после шипящих у имён существительных в ед. числе;
- Учиться применять правило в практической работе. Слайд
-Как мы можем узнать правило? (из учебника) -А еще какой вариант предложите? (попробовать вывести его самостоятельно)
-На доске я записала слова в 2 столбика :
дочь мяч
ночь ключ
вещь лещ
молодежь уж
мышь карандаш
- Что общего у всех слов? (сущ., ед.ч., с шипящим на конце)
-По какому признаку распределены на группы слова?
- Определите тот общий признак им.сущ. в каждом столбике, от которого зависит написание ь или его отсутствие.(У сущ. женского рода пишется мягкий знак, у мужского рода- не пишется.)
-Сформулируйте правило.
-Прочитайте сравните свой вывод с правилом в учебнике.
Проверка по учебнику с.170.
-Обозначает ли ь в словах дочь, вещь, молодежь, мышь мягкость согласных звуков?
- Какую же роль он выполняет для этих имен сущ.? На что он указывает?
-Какие знания и умения , полученные на прошлых уроках вы будете применять для решения новой орфографической задачи? (Умение определять часть речи, род, число, им сущ., узнавать шипящий звук.)
V. Реализация построенного проекта
-Что нам поможет решить новую орфографическую задачу?(Алгоритм) -Сейчас мы составим алгоритм действий на основе выведенного правила. Запишите слово береч?
- Что нам нужно определить первоначально? (Есть ли шипящий звук на конце)
Слайд. 1. Произношу слово: есть ли шипящий звук на конце. Слайд. 2. Определить, является ли слово с шипящим на конце им. сущ.
Нет Смотрю в словарь
- Беречь- не им.сущ., значит смотрим в словарь, т.к. изученное правило не подходит для решения данной орфографической задачи.
-К какому словарю обратимся? (Орфографическому) Дети проверили по словарю и записали беречь (гл.)
-Продолжим работу по составлению алгоритма? -Запишите слово помощ?
-С чего начинаем рассуждение?
1. Слушаю слово: есть ли шипящий звук на конце. (да) 2. Определить, является ли слово с шипящим на конце им. сущ. ед.ч.
Нет Смотрю в словаре да
- Какой следующий наш шаг?
3. Определяем _____ им. сущ.
….. …
Слайд Ь Ь
Работа в группах. -Закончите составление алгоритма в группах. (Ребята выбирают в группах секретаря, который фиксирует на карточке информацию, спикера- отвечающего от группы) Дети получают карточки с незаконченным алгоритмом.
Проверка работы в группах.
Слайд с алгоритмом. 1. Слушаю слово: есть ли шипящий звук на конце. (да) 2. Определить, является ли слово с шипящим на конце им. сущ. ед.ч.
Нет Смотрю в словаре да
3. Определяем род им. сущ.
М.р. Ж.р.
Слайд Ь Ь
-Нужен ли ь в слове помощь?(Запись в тетрадях: помощь (им. сущ.. ед.ч., ж.р.))
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Работа с нетбуком в группах.
-Выделите маркером слова, которые не относятся к теме урок:
Ночь, боец, шалаш, сжечь, марш, рожь.
Проверка: по 1 слову объясняет спикер от каждой группы.
2) Упр.3 с.171
Коллективный разбор по алгоритму слова «ландыш» (им.сущ., ед.ч..м.р.)
Работа в парах: малыши, мыши. (Ребята друг другу проговаривают алгоритм работы над правописанием слова)
Проверка по слайду-эталону
Физминутка. Устная работа с сигнальными карточками.
-Если в слове нужен Ь- показать карточку с мягким знаком и встать с места, если не нужен- сидите на месте.
-Угадайте слова по их значению.
1.Украшение, которое прикалывают на одежду. (Брошь) 2.Неправда, намеренное искажение истины. (Ложь) 3.Без него не открыть замок. (Ключ) 4.Антоним слова враг. (Друг- слово-ловушка) 5. Он лечит людей. (Врач)
3)Групповая работа на нетбуках.
Бимочь, Брыж, Кичуш, Валяшь
-Прочитайте слова . Вам все понятно? - Как написаны все слова? (С заглавной буквы) -А какие слова мы пишем всегда с заглавной буквы? (Им. собственные) -Это имена жителей другой планеты. Ваша задача определить: кто из них мальчики, а кто девочки.
Имена мальчиков выделите синим, а девочек -красным маркером.
Проверка: -Я произношу имя, если оно женское встают из группы только девочки, если же мужское- встают мальчики. - Как определили где женские, а где мужские имена?
VII. Самостоятельная работа. (выбор правильной ситуации при решении проблемы).
Работа на нетбуках в программе «ФРАЗА»
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какова тема урока?
-Какие задачи ставили перед собой? Достигли поставленных задач?
Подведите итог своей работы словами:
-
Я знаю…
-
Я могу…
-
Я могу научить товарища…
-
Мне ещё было трудно…
- А теперь посмотрите на свои работы в начале урока (листы с записанными словами дочь, мяч, лещ, вещь ). Теперь можете исправить ошибки и доказать правильность выбора правописания Ь.
-Хочу закончить урок теми же словами Ж.Руссо:
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению»
Дом. задание.
№1 или 2 по выбору.
Конкурс «Кто больше»:
Составить рассказ из 3-4 предложений с максимальным количеством слов с изученной орфограммой .
6.Физкультминутка.
Слайд 11
Ёж под деревом бредёт.
Ключ от норки он несёт. ( ходьба на месте. )
А в сторонке мышь бежит,
Об листву хвостом шуршит. ( бег на месте )
Мы же делаем зарядку.
Руки в стороны , вприсядку.
Встали, руки вверх подняли.
Раз- согнуться, разогнуться.
Два - нагнуться, потянуться.
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Давайте поможем мягкому знаку выбрать нужное место в данных существительных.
-В полноч* на манеж * вышел циркач* и его доч*. На нём был плащ* . В руках он держал мяч*. Скрипач* играл марш*. Вот морж* поймал мяч*. В зале стояла тиш*.
Н а п и ш и т е слова в единственном числе в таком порядке: 1) рыбы, 2) птицы, 3) растения, 4) звери, 5) продукты питания, 6) посуда, столовые приборы
Стрижи, ерши, чижи, ножи, ковши, камыши, ландыши, моржи , ежи, борщи, лещи, калачи
Поставь вместо * мягкий знак, если нужно.
-В полноч* на манеж * вышел циркач* и его доч*. На нём был плащ* . В руках он держал мяч*. Скрипач* играл марш*. Вот морж* поймал мяч*. В зале стояла тиш*.
Печь
Циркач
Мелочь
Марш
Речь
Морж
Вещь
Стриж
Дрожь