- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира на тему Где живут белые медведи
Урок окружающего мира на тему Где живут белые медведи
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Митруева Е.Г. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Молькинская СОШ
УМК «Школа России»
1 класс
Тема: ГДЕ И КОГДА?
Урок окружающего мира
ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?
Учитель: Митруева Е.Г.
2013 г.
Урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Школа России»
Тема: ГДЕ И КОГДА?
Урок 42 ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?
Цель урока:
Обучающая: Сформировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.
Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли.
УУД:
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать;
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Планируемые достижения учащихся:
- усвоить, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов;
- подбирать одежду для разных случаев;
- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь; иллюстрации с изображением животных (лиса, ёжик, рыбы, пингвин, белый медведь, корова) и мест их обитания (лес, льды, коровник, водоём); глобус; демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Севера; иллюстрации животных Южного и Северного полюса, мультимедийный демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Севера
Сценарий урока
Орг. момент
Психологический настрой
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.
- Сегодня к нам на урок, ребята, пришли гости, посмотрите, пожалуйста. Это завуч, директор нашей школы и учителя из других школ.
Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже научились в 1 классе, и, конечно, узнаем на уроке непременно что-то новое и интересное.
2.Повторение пройденного.
(на доске - рисунок Муравьишки и Мудрой Черепахи)
- Наш герой Муравьишка-Вопросик на прошлом уроке задавал Мудрой Черепахе вопрос КОГДА?
(прикрепляет на доску рядом с героями учебника карточку с вопросом КОГДА?)
- На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы?
(Когда наступит суббота? и Когда придёт лето?)
а) Работа по карточкам
б) Работа с ноутбуком
Карточка № 1
по теме: «Когда наступит лето?»
1. Выбери верный ответ (верный ответ обведи в кружок). К зимним месяцам относятся:
а) январь, февраль, март.
б) декабрь, январь, февраль.
в) ноябрь, декабрь, январь.
2. Допиши ответ. В году _________ месяцев.
Карточка № 2
по теме: «Когда наступит лето?»
1. Соедини стрелкой название времени года с месяцами, которые к нему относятся.
Весна июнь, июль, август
Лето сентябрь, октябрь, ноябрь
Зима декабрь, январь, февраль
Осень март, апрель, май
2. Допиши ответ. В году ____________ времени года.
Карточка № 3
по теме: «Когда наступит лето?»
1. Перечисли времена года в правильной последовательности.
_________________________________________________________
2. Соедини с помощью стрелки время года с его изображением.
Зима Лето Осень Весна
Проверка (Взаимопроверка)
в) Колллективная работа
- Мудрая Черепаха приготовила задания для вас.
Ранее изученный материал проверяется в форме игры «Да - Нет».
- Ребята, сейчас мы будем играть в игру «Да - Нет». Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чём в нем говориться. То вы будете говорить «да», а если не согласны, то « нет» (дети отвечают молча, показывая руками)
1- В прошлом вы были взрослыми? (нет).
- Настоящее - это то, что происходит сейчас? (да)
- Суббота приходит после пятницы? (да)
- Первый день недели - это вторник? (нет)
- Между средой и пятницей - четверг? (да)
- Лето наступает после весны? (да)
- Декабрь, январь, февраль - это зимние месяцы? (да)
- Перед зимой идёт весна? (нет)
- Понедельник, вторник, среда - это месяцы? ( нет)
- Действительно, зимой самые короткие дни и самые длинные ночи? (да)
- В году 12 месяцев? (да)
Молодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и приготовила сегодня
г) загадки о животных
Слайд 1.
В чёрных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот
Удивительный народ.
(Пингвины)
на доску - картинку пингвина
Слайд 2
Среди снега и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает
И от морозов его согревает.
(Белый медведь)
на доску - картинку белого медведя)
ВВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ
а) Постановка учебной проблемы
На доске иллюстрации с изображением животных (лиса, бурый медведь , пингвин, белый медведь ,волк, рысь, белка) и мест их обитания (лес, льды).
- Расселите животных по месту их обитания.
Приём создания проблемной ситуации №2.Задание на столкновение противоречивых мнений.
Игра «Кто, где живёт» Часть детей расселили пингвина и белого медведя на одну льдину.
Другие говорят о том, что пингвины и белые медведи не могут жить вместе (читали в книгах)
Побуждение к проблеме
-Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?
Не знаем, куда расселить пингвина и белого медведя.
Проблема
- Какой будет тема нашего урока?
(Учитель фиксирует тему на доске)
«ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?»
Где живут белые медведи и пингвины?
Слайд 3
б) Поиск решения
Откройте учебники на с. 12, прочитайте, что мы сегодня узнаем и чему научимся.
Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию. А для этого нужно знать, куда мы отправляемся. Посмотрите на карту полушарий и на глобус.
- Скажите, какого цвета макушка у глобуса?
Белая
- Если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то, что мы увидим?
-Так обозначены два полюса - Северный и Южный.
-Как вы думаете, что обозначает белый цвет? (Цвет снега, зиму, снежинки)
-Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега.
Белую шапку
Тоже белую макушку
Мультимедийный демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Севера
-Сейчас мы с вами отправимся туда и исследуем эти районы.
-Как вы думаете, какая погода будет на полюсах? (Холодно)
- Мы с вами отправляемся в путешествие вместе с девочкой Женей из сказки Валентина Катаева «Цветик - семицветик». Повторяйте за мной.
Физкультминутка.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели.
- Вели оказаться там, где живут белые медведи (ученики садятся за парты)
- «Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась ночь. Женя, как была, в летнем платьице, с голыми ногами, одна- одинёшенька оказалась здесь, а мороз-то 100 градусов. «Ай, мамочка, замерзаю, - закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульки и повисли на носу. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямёхонько к девочке, один другого страшнее».
- Где же оказалась Женя?
- Где же оказались мы, ребята?
- Кругом снег, лёд, здесь очень холодно (на Севере, на Северном полюсе)
(учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением севера)
Слайд 4
- Покажите север на глобусе. Что вы знаете о Северном полюсе? (там холодно, там нет городов, там никто не живёт)
Слайд 5
-Прежде, чем отправиться в путешествие нам нужно срочно вооружиться всем необходимым.
Дети называют шапку, пуховик, варежки, лыжи, снегоход
-Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе?
Самостоятельная работа учащихся
Слайд 6
- Проверяем. Что нам понадобится на севере?
(ответы учащихся: шапка, лыжи, шуба, варежки, снегоход)
Групповая форма работы с источником
Итак, наше путешествие продолжается. Как приспосабливаются животные к таким суровым погодным условиям, мы узнаем, исследуя эти районы. (Поместить на доску слово ИССЛЕДОВАНИЕ)
- На Земле есть очень холодный район - это Северный Ледовитый океан (учитель показывает на глобусе). Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс. Это место на Земле называют ещё Арктика.
Слайды:7-10
11-12 слайд. - Арктика - это океан, покрытый льдом.
13 слайд - Слой льда очень толстый и крепкий.
14 слайд - В Северном ледовитом океане встречаются острова, но они тоже покрыты снегом и льдом.
Арктика - суровый край. Летом и зимой здесь бело от снега.
15-16 слайд - А раз здесь повсюду снег и лёд, холод, наверное, тут никто не может жить.
- Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (да)
- Откройте учебник по закладке на странице 12. Внимательно рассмотрите. Прочитайте, кто нас встречает на Северном полюсе? (поморник, белый медведь, треска, морж, тюлень).
- Но всё-таки хозяин на Северном полюсе - это, конечно, белый медведь. Вот какие сведения о белом медведе приготовила для вас Мудрая Черепаха.
Компетентностно-ориентированное задание.
- Смотрите внимательно. У вас будет задание. Вы должны узнать, почему белый медведь может выжить на Севере, в холодном, ледяном краю? Что ему в этом помогает? Слайд 17 - 18
Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3-х метров. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы.
Белые медведи - отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими.
Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца.
- Сейчас я прочитаю вам рассказ о жизни белого медведя, а потом задам вопрос. Слушайте внимательно.
Куда ни погляди - везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался. Как с капитанского мостика, поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный - ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. И получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался… «Сугроб» осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услыхал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул… Не повезло медведю!
- На кого охотился белый медведь? (на тюленя)
- Как замаскировался медведь? (прикрыл нос лапой)
- Удалось ли медведю поймать добычу? Почему? (нет, хрустнул лёд)
- Итак, ребята, где же живут белые медведи? Покажите на глобусе (на Северном полюсе)
- Здесь и живёт белый медведь!
- Давайте посмотрим, как живёт белый мишка на Северном полюсе.
Рассказ учителя с презентацией.
19 слайд - Могучих белых медведей называют «белым хозяином Северного полюса»
Такой зверь разгуливает на арктическом морозе в теплой красивой шкуре, под которой скрывается толстый слой жира. Шуба и жир не дают медведю замерзнуть и помогают медведю плавать.
20слайд - Мишка очень хороший пловец, ведь его пища находится в воде. Иногда медведь уплывает от берега на расстояние до 500км от берега. Белый медведь прекрасно плавает и под водой. Когда он ныряет, маленькие уши его закрыты, а глаза высматривают добычу. Маленькие уши не мерзнут на морозе, но у зверя все равно отличный слух и нюх.
21-23 слайд - Ныряя в воду, медведь оказывается под толстым слоем льда. Медведь способен разбить слой льда своей большой головой.
24-26 слайд - Чем питается мишка? Неужели медом, как его лесной брат - бурый мишка? Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца. Излюбленная пища медведей - рыба, тюлени, птицы. Даже моржи могут стать его добычей.
Животные, которые питаются мясом, рыбой называются …. Хищниками.
27 слайд - Рассмотрим нашего мишку повнимательнее. Лапы медведя имеют длинные крепкие когти для того, чтобы не скользить по льду, чтобы цепляться за кромку льда, когда надо вылезти из воды.
28 слайд - Подошва лап покрыты у медведя густой жесткой шерстью, поэтому лапы не мерзнут и не скользят на льду. А между пальцами есть плавательные перепонки.
29 слайд - Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. Даже в этих суровых условиях у белых медведей появляются детёныши. В ноябре медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через 1 - 2 месяца на свет появляются 2 - 3 медвежонка, которые спят вместе с мамой в тёплой берлоге до весны. В Арктике очень часто можно видеть белую семейку. Детёныши остаются с матерью ещё 2 года. Всё это время она их кормит и заботится о них.
30-31 слайд - Вот такой он - хозяин белых северных пустынь.
Проверка:
- Как медведь приспособился к жизни на Северном полюсе? Называйте, что помогает медведю выжить на Севере?
Модельный ответ.
Толстый слой жира.
Густой мех.
Строение головы.
Строение лап: когти, мех на подошвах, перепонки между пальцами.
Белая окраска.
Умение плавать и нырять.
- Молодцы. Много вы узнали о белом медведе.
- А кто ещё может встретиться нам в Арктике, на Северном полюсе?
Слайды 32-39
Работа с учебником.
- Работать будем с текстом учебника. Вы будете внимательно читать текст про себя. После этого ответите на вопросы, доказывая своё мнение словами из текста. Помните, что работать надо дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы.
Учащиеся получают задания для работы в группах:
Вопросы для первой группы: Прочитайте текст на стр.84
1.Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?
2.Какой полюс расположен в этом районе?
С. 12 На них изображена жизнь на Северном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:
1.Где вы побывали?
2.Что увидели вокруг?
3.Какие звери и птицы вам встретились?
Вопросы для второй группы: Прочитайте текст на стр.9
1.Как называется один из холодных районов Земли?
2.Какой полюс расположен в этом районе?
с.13 На них изображена жизнь на Южном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:
1.Где вы побывали?
2.Что увидели вокруг?
3.Какие звери и птицы вам встретились?
Отчёт групп
1 группа рассказывает о Северном полюсе, о животных Арктики. В верхней части доски размещают названия СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС АРКТИКА
2 группа рассказывает о Южном полюсе,о животных Антарктиды. В нижней части доски размещают названия ЮЖНЫЙ ПОЛЮС
3 группа показывает на «моделях» Северный полюс и Южный полюс.
- Найдите белого медведя.
- Прочитайте названия и рассмотрите животных, которые являются соседями белого медведя.
- Назовите зверей …… Птиц ……. Рыб……
- На кого из них может охотиться белый медведь?
- Посмотрите на глобус. Что мы видим на противоположной от Северного полюса стороне? ( Южный полюс)
- Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Отправимся туда в путешествие? (да). Тогда достаём наш волшебный цветок и произносим волшебные слова.
Физкультминутка.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по - нашему вели.
- Вели, чтобы оказались мы с ребятами на Южном полюсе.
- Итак, мы с вами на Южном полюсе, в Антарктиде. На Южном полюсе
расположен материк (участок суши), который называется Антарктида.
- Как вы думаете, надо ли снимать здесь тёплую одежду? (нет, потому что здесь тоже холодно)
Слайд 41-44
- Посмотрите, каким цветом обозначена Антарктида на глобусе? (белым) Это участок суши, покрытый толстым слоем льда. В этом районе Земли расположен Южный полюс. Здесь тоже очень холодно. Дуют сильные ветры. Температура воздуха зимой достигает -60 градусов. Однажды было зафиксировано -89 градусов мороза. Летом температура воздуха -30 градусов. Но и здесь мы можем увидеть жизнь. Кого мы можем увидеть? (ответы детей)
- Посмотрите в учебнике на следующую страницу, страницу 13. Прочитайте, какие животные живут в Антарктиде? (Альбатрос, пингвины, морской леопард, ледяная рыба)
Слайды:45-50
- Самый яркий представитель животного мира Антарктиды - это, конечно, пингвины. Об этих и других удивительных животных рассказывает серия книг Большая энциклопедия ПРИРОДЫ «Жизнь животных».
- Кто запомнил рост и вес пингвина, какой он? (1 м; 30 кг)
- Для чего нужны пингвинам крылья? (чтобы быстро плавать)
Пингвины - это морские птицы. Рост их около 1 метра. Голова и спинка чёрные, а на брюшке перья ослепительно белые.
Пингвины не умеют летать, т. к. вместо крыльев у них лапы (ласты), которые помогают им отлично плавать.
Слой жира под кожей и тысячи тонких пёрышек по всему телу помогают переносить лютый холод.
Они очень любят играть и резвиться, катаясь с гор. Питаются пингвины рыбой.
- Ну, что ж ребята, наше путешествие подходит к завершению и пора возвращаться домой. А поможет нам в этом…(Цветик-семицветик)
Физкультминутка
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по - нашему вели.
- Вот снова мы оказались в нашем гостеприимном классе. Давайте повторим то, что мы сегодня вместе с нашим Муравьишкой узнали.
Закрепление.
- Откройте учебник, на стр.12.
- В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали?
- Покажите на глобусе.
- Рассмотрите иллюстрацию, назовите животных.
Задание1:работа с ноутбуком
Животные и их природный дом
Соедините линиями животных и их природный дом
Задание 2 (ноутбук)
- Какие полюса здесь расположены? Отметьте, на каком глобусе правильно показан Северный и Южный полюс.
Прикрепите карточки на доску.
(дети прикрепляют на рисунок глобуса: «Северный полюс», «Южный полюс»)
- Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много снега и льда)
- Одни и те же или разные животные встретятся в этих районах? (разные)
Возврат к вопросу проблемной ситуации
- Прочтите вывод, который предлагает нам автор. Почему в этих районах живут разнообразные животные?
- Они хорошо приспособились к суровым условиям.
- На какой вопрос мы искали ответ сегодня на уроке?
- Можем ли мы поместить вместе медведя и пингвина на одну льдину? (обращается к картинкам, с которыми работали вначале урока)
- Как вы думаете, могут ли встретиться белый медведь с пингвинами?
- Нет, конечно, ведь они живут в разных частях Земли.
- Правильно, потому что Северный полюс находится от Южного полюса на расстоянии 12 713 726 метров
(размещают белого медведя на Северный полюс, а пингвина - на Южный полюс)
Итог урока
Наше путешествие завершилось.
- О каких холодных районах Земли мы узнали?
Северный полюс и Южный полюс
- Чем похожи эти районы?
Там всегда холодно
- Где живут белые медведи?
На Северном полюсе в Арктике
- Какой совет мы можем дать людям, чтобы многие поколения видели этих животных не только на картинках?
Рефлексия.
- Оцените свои достижения на уроке.
На память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленькое солнышко, тепла которого так не хватает обитателям Арктики и Антарктиды. Понравилось вам путешествие? Если понравилось, нарисуйте улыбающееся солнышко, а если не понравилось, то грустное. Покажите, что у вас получилось.
А я предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок из фильма о белых медведях
Домашнее задание: по группам
Дети получают шаблоны с изображением пингвина и белого медведя
Фигурку медведя выклеиваем ватой или стриженными нитками.
Фигурку пингвина раскрашиваем цветными карандашами.