Урок окружающего мира на тему Где живут белые медведи

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Молькинская СОШ



УМК «Школа России»

1 класс

Тема: ГДЕ И КОГДА?

Урок окружающего мира


ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?


Урок окружающего мира на тему Где живут белые медведи

Урок окружающего мира на тему Где живут белые медведи





Учитель: Митруева Е.Г.



2013 г.



Урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Школа России»



Тема: ГДЕ И КОГДА?

Урок 42 ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?

Цель урока:
Обучающая: Сформировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.
Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли.
УУД:
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать;
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Планируемые достижения учащихся:
- усвоить, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов;

- подбирать одежду для разных случаев;

- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.


Оборудование: учебник и рабочая тетрадь; иллюстрации с изображением животных (лиса, ёжик, рыбы, пингвин, белый медведь, корова) и мест их обитания (лес, льды, коровник, водоём); глобус; демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Севера; иллюстрации животных Южного и Северного полюса, мультимедийный демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Севера

Сценарий урока


Орг. момент

Психологический настрой


Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.



- Сегодня к нам на урок, ребята, пришли гости, посмотрите, пожалуйста. Это завуч, директор нашей школы и учителя из других школ.
Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже научились в 1 классе, и, конечно, узнаем на уроке непременно что-то новое и интересное.

2.Повторение пройденного.
(на доске - рисунок Муравьишки и Мудрой Черепахи)

- Наш герой Муравьишка-Вопросик на прошлом уроке задавал Мудрой Черепахе вопрос КОГДА?
(прикрепляет на доску рядом с героями учебника карточку с вопросом КОГДА?)
- На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы?
(Когда наступит суббота? и Когда придёт лето?)

а) Работа по карточкам

б) Работа с ноутбуком

Карточка № 1

по теме: «Когда наступит лето?»

1. Выбери верный ответ (верный ответ обведи в кружок). К зимним месяцам относятся:

а) январь, февраль, март.

б) декабрь, январь, февраль.

в) ноябрь, декабрь, январь.

2. Допиши ответ. В году _________ месяцев.

Карточка № 2

по теме: «Когда наступит лето?»

1. Соедини стрелкой название времени года с месяцами, которые к нему относятся.

Весна июнь, июль, август

Лето сентябрь, октябрь, ноябрь

Зима декабрь, январь, февраль

Осень март, апрель, май

2. Допиши ответ. В году ____________ времени года.

Карточка № 3

по теме: «Когда наступит лето?»

1. Перечисли времена года в правильной последовательности.

_________________________________________________________

2. Соедини с помощью стрелки время года с его изображением.

Урок окружающего мира на тему Где живут белые медведи Урок окружающего мира на тему Где живут белые медведи Урок окружающего мира на тему Где живут белые медведи Урок окружающего мира на тему Где живут белые медведи

Зима Лето Осень Весна

Проверка (Взаимопроверка)

в) Колллективная работа
- Мудрая Черепаха приготовила задания для вас.

Ранее изученный материал проверяется в форме игры «Да - Нет».

- Ребята, сейчас мы будем играть в игру «Да - Нет». Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чём в нем говориться. То вы будете говорить «да», а если не согласны, то « нет» (дети отвечают молча, показывая руками)

1- В прошлом вы были взрослыми? (нет).

- Настоящее - это то, что происходит сейчас? (да)

- Суббота приходит после пятницы? (да)

- Первый день недели - это вторник? (нет)

- Между средой и пятницей - четверг? (да)

- Лето наступает после весны? (да)

- Декабрь, январь, февраль - это зимние месяцы? (да)

- Перед зимой идёт весна? (нет)

- Понедельник, вторник, среда - это месяцы? ( нет)

- Действительно, зимой самые короткие дни и самые длинные ночи? (да)

- В году 12 месяцев? (да)

Молодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и приготовила сегодня

г) загадки о животных

Слайд 1.

В чёрных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот
Удивительный народ.
(Пингвины)
на доску - картинку пингвина

Слайд 2

Среди снега и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает
И от морозов его согревает.
(Белый медведь)
на доску - картинку белого медведя)

ВВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ

а) Постановка учебной проблемы
На доске иллюстрации с изображением животных (лиса, бурый медведь , пингвин, белый медведь ,волк, рысь, белка) и мест их обитания (лес, льды).

- Расселите животных по месту их обитания.

Приём создания проблемной ситуации №2.Задание на столкновение противоречивых мнений.
Игра «Кто, где живёт»
Часть детей расселили пингвина и белого медведя на одну льдину.

Другие говорят о том, что пингвины и белые медведи не могут жить вместе (читали в книгах)

Побуждение к проблеме


-Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?


Не знаем, куда расселить пингвина и белого медведя.


Проблема


- Какой будет тема нашего урока?
(Учитель фиксирует тему на доске)

«ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?»


Где живут белые медведи и пингвины?

Слайд 3



б) Поиск решения

Откройте учебники на с. 12, прочитайте, что мы сегодня узнаем и чему научимся.

Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию. А для этого нужно знать, куда мы отправляемся. Посмотрите на карту полушарий и на глобус.


- Скажите, какого цвета макушка у глобуса?


Белая


- Если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то, что мы увидим?

-Так обозначены два полюса - Северный и Южный.
-Как вы думаете, что обозначает белый цвет? (Цвет снега, зиму, снежинки)

-Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега.

Белую шапку
Тоже белую макушку


Мультимедийный демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Севера

-Сейчас мы с вами отправимся туда и исследуем эти районы.

-Как вы думаете, какая погода будет на полюсах? (Холодно)

- Мы с вами отправляемся в путешествие вместе с девочкой Женей из сказки Валентина Катаева «Цветик - семицветик». Повторяйте за мной.

Физкультминутка.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-нашему вели.

- Вели оказаться там, где живут белые медведи (ученики садятся за парты)

- «Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась ночь. Женя, как была, в летнем платьице, с голыми ногами, одна- одинёшенька оказалась здесь, а мороз-то 100 градусов. «Ай, мамочка, замерзаю, - закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульки и повисли на носу. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямёхонько к девочке, один другого страшнее».

- Где же оказалась Женя?

- Где же оказались мы, ребята?

- Кругом снег, лёд, здесь очень холодно (на Севере, на Северном полюсе)

(учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением севера)

Слайд 4

- Покажите север на глобусе. Что вы знаете о Северном полюсе? (там холодно, там нет городов, там никто не живёт)

Слайд 5

-Прежде, чем отправиться в путешествие нам нужно срочно вооружиться всем необходимым.

Дети называют шапку, пуховик, варежки, лыжи, снегоход

-Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе?

Самостоятельная работа учащихся

Слайд 6

- Проверяем. Что нам понадобится на севере?
(ответы учащихся: шапка, лыжи, шуба, варежки, снегоход)


Групповая форма работы с источником

Итак, наше путешествие продолжается. Как приспосабливаются животные к таким суровым погодным условиям, мы узнаем, исследуя эти районы. (Поместить на доску слово ИССЛЕДОВАНИЕ)

- На Земле есть очень холодный район - это Северный Ледовитый океан (учитель показывает на глобусе). Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс. Это место на Земле называют ещё Арктика.

Слайды:7-10

11-12 слайд. - Арктика - это океан, покрытый льдом.

13 слайд - Слой льда очень толстый и крепкий.

14 слайд - В Северном ледовитом океане встречаются острова, но они тоже покрыты снегом и льдом.

Арктика - суровый край. Летом и зимой здесь бело от снега.

15-16 слайд - А раз здесь повсюду снег и лёд, холод, наверное, тут никто не может жить.


- Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (да)

- Откройте учебник по закладке на странице 12. Внимательно рассмотрите. Прочитайте, кто нас встречает на Северном полюсе? (поморник, белый медведь, треска, морж, тюлень).

- Но всё-таки хозяин на Северном полюсе - это, конечно, белый медведь. Вот какие сведения о белом медведе приготовила для вас Мудрая Черепаха.

Компетентностно-ориентированное задание.

- Смотрите внимательно. У вас будет задание. Вы должны узнать, почему белый медведь может выжить на Севере, в холодном, ледяном краю? Что ему в этом помогает? Слайд 17 - 18
Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3-х метров. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы.
Белые медведи - отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими.
Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца.

- Сейчас я прочитаю вам рассказ о жизни белого медведя, а потом задам вопрос. Слушайте внимательно.

Куда ни погляди - везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался. Как с капитанского мостика, поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный - ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. И получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался… «Сугроб» осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услыхал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул… Не повезло медведю!

- На кого охотился белый медведь? (на тюленя)
- Как замаскировался медведь? (прикрыл нос лапой)
- Удалось ли медведю поймать добычу? Почему? (нет, хрустнул лёд)

- Итак, ребята, где же живут белые медведи? Покажите на глобусе (на Северном полюсе)

- Здесь и живёт белый медведь!

- Давайте посмотрим, как живёт белый мишка на Северном полюсе.

Рассказ учителя с презентацией.

19 слайд - Могучих белых медведей называют «белым хозяином Северного полюса»

Такой зверь разгуливает на арктическом морозе в теплой красивой шкуре, под которой скрывается толстый слой жира. Шуба и жир не дают медведю замерзнуть и помогают медведю плавать.

20слайд - Мишка очень хороший пловец, ведь его пища находится в воде. Иногда медведь уплывает от берега на расстояние до 500км от берега. Белый медведь прекрасно плавает и под водой. Когда он ныряет, маленькие уши его закрыты, а глаза высматривают добычу. Маленькие уши не мерзнут на морозе, но у зверя все равно отличный слух и нюх.

21-23 слайд - Ныряя в воду, медведь оказывается под толстым слоем льда. Медведь способен разбить слой льда своей большой головой.

24-26 слайд - Чем питается мишка? Неужели медом, как его лесной брат - бурый мишка? Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские во­доросли, птичьи яйца. Излюбленная пища медведей - рыба, тюлени, птицы. Даже моржи могут стать его добычей.

ЖУрок окружающего мира на тему Где живут белые медведиУрок окружающего мира на тему Где живут белые медведиивотные, которые питаются мясом, рыбой называются …. Хищниками.

27 слайд - Рассмотрим нашего мишку повнимательнее. Лапы медведя имеют длинные крепкие когти для того, чтобы не скользить по льду, чтобы цепляться за кромку льда, когда надо вылезти из воды.

28 слайд - Подошва лап покрыты у медведя густой жесткой шерстью, поэтому лапы не мерзнут и не скользят на льду. А между пальцами есть плавательные перепонки.

29 слайд - Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. Даже в этих суровых условиях у белых медведей появляются детёныши. В ноябре медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через 1 - 2 месяца на свет появляются 2 - 3 медвежонка, которые спят вместе с мамой в тёплой берлоге до весны. В Арктике очень часто можно видеть белую семейку. Детёныши остаются с матерью ещё 2 года. Всё это время она их кормит и заботится о них.

30-31 слайд - Вот такой он - хозяин белых северных пустынь.

Проверка:

- Как медведь приспособился к жизни на Северном полюсе? Называйте, что помогает медведю выжить на Севере?

Модельный ответ.

Толстый слой жира.

Густой мех.

Строение головы.

Строение лап: когти, мех на подошвах, перепонки между пальцами.

Белая окраска.

Умение плавать и нырять.

- Молодцы. Много вы узнали о белом медведе.

- А кто ещё может встретиться нам в Арктике, на Северном полюсе?

Слайды 32-39

Работа с учебником.

- Работать будем с текстом учебника. Вы будете внимательно читать текст про себя. После этого ответите на вопросы, доказывая своё мнение словами из текста. Помните, что работать надо дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы.

Учащиеся получают задания для работы в группах:
Вопросы для первой группы: Прочитайте текст на стр.84
1.Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?
2.Какой полюс расположен в этом районе?

С. 12 На них изображена жизнь на Северном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:
1.Где вы побывали?
2.Что увидели вокруг?
3.Какие звери и птицы вам встретились?

Вопросы для второй группы: Прочитайте текст на стр.9
1.Как называется один из холодных районов Земли?
2.Какой полюс расположен в этом районе?
с.13 На них изображена жизнь на Южном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:
1.Где вы побывали?
2.Что увидели вокруг?
3.Какие звери и птицы вам встретились?

Отчёт групп

1 группа рассказывает о Северном полюсе, о животных Арктики. В верхней части доски размещают названия СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС АРКТИКА

2 группа рассказывает о Южном полюсе,о животных Антарктиды. В нижней части доски размещают названия ЮЖНЫЙ ПОЛЮС

3 группа показывает на «моделях» Северный полюс и Южный полюс.

- Найдите белого медведя.

- Прочитайте названия и рассмотрите животных, которые являются соседями белого медведя.

- Назовите зверей …… Птиц ……. Рыб……

- На кого из них может охотиться белый медведь?

- Посмотрите на глобус. Что мы видим на противоположной от Северного полюса стороне? ( Южный полюс)

- Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Отправимся туда в путешествие? (да). Тогда достаём наш волшебный цветок и произносим волшебные слова.

Физкультминутка.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Будь по - нашему вели.

- Вели, чтобы оказались мы с ребятами на Южном полюсе.

- Итак, мы с вами на Южном полюсе, в Антарктиде. На Южном полюсе

расположен материк (участок суши), который называется Антарктида.

- Как вы думаете, надо ли снимать здесь тёплую одежду? (нет, потому что здесь тоже холодно)

Слайд 41-44

- Посмотрите, каким цветом обозначена Антарктида на глобусе? (белым) Это участок суши, покрытый толстым слоем льда. В этом районе Земли расположен Южный полюс. Здесь тоже очень холодно. Дуют сильные ветры. Температура воздуха зимой достигает -60 градусов. Однажды было зафиксировано -89 градусов мороза. Летом температура воздуха -30 градусов. Но и здесь мы можем увидеть жизнь. Кого мы можем увидеть? (ответы детей)

- Посмотрите в учебнике на следующую страницу, страницу 13. Прочитайте, какие животные живут в Антарктиде? (Альбатрос, пингвины, морской леопард, ледяная рыба)

Слайды:45-50

- Самый яркий представитель животного мира Антарктиды - это, конечно, пингвины. Об этих и других удивительных животных рассказывает серия книг Большая энциклопедия ПРИРОДЫ «Жизнь животных».
- Кто запомнил рост и вес пингвина, какой он? (1 м; 30 кг)
- Для чего нужны пингвинам крылья? (чтобы быстро плавать)

Пингвины - это морские птицы. Рост их около 1 метра. Голова и спинка чёрные, а на брюшке перья ослепительно белые.

Пингвины не умеют летать, т. к. вместо крыльев у них лапы (ласты), которые помогают им отлично плавать.

Слой жира под кожей и тысячи тонких пёрышек по всему телу помогают переносить лютый холод.

Они очень любят играть и резвиться, катаясь с гор. Питаются пингвины рыбой.

Урок окружающего мира на тему Где живут белые медведиУрок окружающего мира на тему Где живут белые медведи

- Ну, что ж ребята, наше путешествие подходит к завершению и пора возвращаться домой. А поможет нам в этом…(Цветик-семицветик)

Физкультминутка

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Будь по - нашему вели.

- Вот снова мы оказались в нашем гостеприимном классе. Давайте повторим то, что мы сегодня вместе с нашим Муравьишкой узнали.

Закрепление.

- Откройте учебник, на стр.12.

- В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали?

- Покажите на глобусе.

- Рассмотрите иллюстрацию, назовите животных.

Задание1:работа с ноутбуком

Животные и их природный дом

Соедините линиями животных и их природный дом

Задание 2 (ноутбук)

- Какие полюса здесь расположены? Отметьте, на каком глобусе правильно показан Северный и Южный полюс.

Прикрепите карточки на доску.
(дети прикрепляют на рисунок глобуса: «Северный полюс», «Южный полюс»)
- Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много снега и льда)
- Одни и те же или разные животные встретятся в этих районах? (разные)

Возврат к вопросу проблемной ситуации

- Прочтите вывод, который предлагает нам автор. Почему в этих районах живут разнообразные животные?

- Они хорошо приспособились к суровым условиям.

- На какой вопрос мы искали ответ сегодня на уроке?

- Можем ли мы поместить вместе медведя и пингвина на одну льдину? (обращается к картинкам, с которыми работали вначале урока)

- Как вы думаете, могут ли встретиться белый медведь с пингвинами?

- Нет, конечно, ведь они живут в разных частях Земли.

- Правильно, потому что Северный полюс находится от Южного полюса на расстоянии 12 713 726 метров

(размещают белого медведя на Северный полюс, а пингвина - на Южный полюс)


Итог урока


Наше путешествие завершилось.
- О каких холодных районах Земли мы узнали?


Северный полюс и Южный полюс


- Чем похожи эти районы?


Там всегда холодно


- Где живут белые медведи?


На Северном полюсе в Арктике

- Какой совет мы можем дать людям, чтобы многие поколения видели этих животных не только на картинках?

Рефлексия.

- Оцените свои достижения на уроке.

На память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленькое солнышко, тепла которого так не хватает обитателям Арктики и Антарктиды. Понравилось вам путешествие? Если понравилось, нарисуйте улыбающееся солнышко, а если не понравилось, то грустное. Покажите, что у вас получилось.

А я предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок из фильма о белых медведях


Домашнее задание: по группам

Дети получают шаблоны с изображением пингвина и белого медведя

Фигурку медведя выклеиваем ватой или стриженными нитками.

Фигурку пингвина раскрашиваем цветными карандашами.

Урок окружающего мира на тему Где живут белые медведи

Урок окружающего мира на тему Где живут белые медведи


© 2010-2022