Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка. Тема: Разбор местоимения как части речи. Цели: - Развитие умений определять признаки местоимений, формирование алгоритма разбора местоимения как части речи и умений проводить его в нужной последовательности. - Совершенствование умений устной и письменной речи: нахождения речевых ошибок и их устранение (редактирование).

Оборудование: интерактивная доска, документ камера, телевизор, карточки.

Ход урока :

  1. Сегодняшний урок я бы хотела начать с текста (1 слайд) :

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Ласточка кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у ласточки птенца и ласточка просила отдать его обратно.
- Что это ? (Это текст) - Всем понравился текст? - Что здесь не так? - Какой фразеологизм можно употребить, чтобы высказать мнение о тексте? («уши режет») - Что необходимо сделать , чтобы текст стал красивым и приятным на слух? ( отредактировать текст, вставив местоимения). Работа с текстом по слайду Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у неё птенца и она просила отдать его обратно. Молодцы! - Как объяснить поведение ласточки? Прочитайте, в чём была причина такого поведения. Я не понимал, что ей нужно. Дедушка разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка летает около человека и ловит их на лету. (По К. Паустовскому)
- Для чего нужны местоимения в тексте? ( Чтобы не было повторов) - Какую роль выполняют местоимения? (Указывают на предметы, не называя их). -Чем будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Продолжим тему местоимений. Вспомним то, что мы уже знаем. И это будет нашей подготовкой к проверочной работе.) 2. Проверка д.з. Вашим заданием было выписать лишние слова из группы слов. Прочитайте, что у вас получилось? (я, ты, он, она, оно) Как можно назвать эту местоимения? (Личные) - Почему? (указывают на лицо) Все ли личные местоимения были выписаны?.(Нет) - Каких не хватает? (Мы, вы, они) Как назвать эту группу местоимений?(Личные местоимения, мн.ч.) Вывод. - Итак, какие местоимения называются личными? - Сколько их? (8) - Назовите местоимения 1-го лица, 2-го л, 3л.) 3. Послушайте стих, какие местоимения вы услышали? Стих: Слушаю я сказку, - Сердце так и мрет; А в трубе сердито Ветер злой поет. Я прижмусь к старушке, Тихо речь журчит, И глаза мне крепко Сладкий сон смежит. Ответ детей (я, мне) - Это одно местоимение или два разных? (Одно) -Чем является «мне» по отношению к местоимению «я»? (Формой) - Как образуются формы местоимений? (при постановке вопросов и разных предлогов.) - Предлагаю вам образовать формы местоимения «я» при помощи ответа на вопросы и записать их в тетрадь.(2 слайд) Был (кто?) (я) спросил (у кого?) (у меня) подошёл (к кому?) (ко мне) спрятался (за кого?) (за меня) ходил (с кем?) (со мной) думал (о ком?) (обо мне) Ученики записывают в тетрадь, а учитель на доске: я, у меня, ко мне, за меня, со мной, обо мне. - Назовите орфограмму в записи данных сочетаний слов (пробел между предлогом и местоимением). Каждому из вариантов предлагаю по местоимению (ты, мы, вы, он, она, они)

Был (кто?)
спросил (у кого?)
(подошёл (к кому?)
спрятался (за кого?)
ходил (с кем?)
думал (о ком?)
Ты
У тебя

К тебе

За тебя

С тобой
О тебе
Вы
У вас

К вам

За вас

С вами
О вас
Мы
У нас

К нам

За нас

С нами
О нас



Он
У него

К нему

За него

С ним
О нём
Она
У неё

К ней

За неё

С ней
О ней
Они
У них

К ним

За них

С ними
О них Вывод: местоимения - это изменяемая часть слова, при этом у личных местоимений меняется не только окончание , но и основа слова. 4. Проверка выходит один ученик из каждого варианта и проводит проверку при помощи документ камеры.
5. Физминутка. (Песня «Я, ты, он, она вместе дружная семья…» 6. Продолжим работу в тетради. а) Отгадайте загадки: Начало - голос птицы Конец - на дне пруда. А целое в музее найдете без труда ( Картина) .
В тетради я бываю Косая и прямая. В другом совсем значении Я планка для черчения. И, наконец, порою В шеренгу вас построю. (Линейка) Отгадки напишите в строку, через запятую. - Какой частью речи являются эти слова?( сущ.). Замените сущ. местоимениями, напишите через тире. Определите род Запись в тетради: Картина, линейка - она, ж.р. б)Так говорят о людях. Продолжите поговорки, ответы напишите через запятую на следующей строке. Надут как - (индюк) Здоров как - (бык) Упрям как - (осёл) Увёртлив кА - (уж0 Запись в тетради: Индюк, бык, осёл, уж - он, м.р.
Слайд. Из данных анаграмм составьте слова: ЕРДЕОВ, ЦОСЕЛН, КОНО Запись в тетради: Дерево, солнце, окно - оно, ср.р. Какие местоимения вас получились? Что вы можете о них сказать? (это мест. 3 л, ед.ч. Они изменяются по родам.) Какого местоимения 3 лица не хватает? (они). Можно ли определить род данного местоимения? (нет, это мн.ч) Можно ли определить род местоимений 1-го лица? А 2-го? (нет) Вывод: Только у местоимений 3-го лица , ед.ч можно определить род.
Итак, сегодня мы с вами повторили все, что касается местоимений. Для того, чтобы наши знания укрепились и стали следующей составной нашего фундамента знаний, составим кластер по теме «Местоимение».

Местоимение Самостоятельная часть речи Указывает на предметы, не называя их Личные местоимения 1,2,3 лица Род, число Формы местоимений- изменение основы
Как названье дать словам: Я, ты, мы, и нам, и вам, Кто и что, какой и сколько, Этот, тот, такой и столько, Наш, и ваш, и мой, и твой, Их, его, её и свой? Это, без сомнения, Всё … (местоимения).
Восстановите предложения и запишите их в тетради: … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?



© 2010-2022