Методическая разработка «Обучение творчеству творчеством»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Губайдуллина Наиля Фуатовна,

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 6 г. Кумертау

Башкортостан


Обучение творчеству творчеством.


Уровень интеллекта ученика, его мироощущение напрямую зависят от эрудиции и творческих способностей его учителя. Учитель, который видит в школьнике достойного себе по уровню собеседника, доверяет ему, преподает ученикам не только школьные предметы, но и уроки жизни и творчества. Важное место в развитии творчества учащихся занимает сочинение. Оно развивает интеллект, эмоции, приучает оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит понимать прекрасное. Научить детей писать сочинения правильно и красиво - большой кропотливый труд.

Я работаю по программе «Школа 2100» по учебникам авторов Р.Н.Бунев, Е.В.Бунеева. Программа направлена на раскрытие творческих способностей ребенка, в том числе и посредством обучения письму сочинений. В данной статье я не задаюсь целью раскрыть все тонкости методики обучения сочинению, а лишь поделюсь приемами и методами, которыми я пользуюсь в своей работе при обучении сочинениям.

На начальном этапе обучения письму сочинений самой эффективной формой работы я считаю коллективное сочинение

Обучая написанию сочинения, я выбираю тактику обучения творчеству творчеством. В качестве образца я читаю свои сочинения или наиболее удачные сочинения моих выпускников. Во время анализа образцов рассказываю о том, как я вела наблюдения за объектом письма (использую демонстрационный материал: картины, слайды); показываю какими художественными средствами, приемами пользовалась при описании объекта, какие литературные источники использовала. Я считаю, это один из действенных приемов обучения письму сочинений, так как вызывает у учащихся желание писать и писать качественно.

Приведу некоторые приемы, которыми я пользуюсь, обучая сочинению на тему " Осень". Уроку предшествует экскурсия в лес. Мы наблюдаем: какая осень сегодня, какое небо, воздух, как выглядят деревья, трава, кусты, есть ли насекомые, птицы. Наблюдения сопровождаются чтением отрывков из произведения классиков. После экскурсии я читаю несколько сочинений - образцов на тему «Осень» Это вызывает у ребят желание написать об осени и участвовать в школьном конкурсе.

Фрагменты урока.

Вступительная беседа:

- Разгадайте загадку.

Какой художник? Смелою рукой

Расписал берёзы краской золотой,

А, добавив красной, расписал кусты

Клёны и осины дивной красоты...

- Давайте вспомним, с какой целью мы вчера ходили в осенний лес? Расскажите о своих наблюдения и впечатлениях от увиденного. Какие открытия вы для себя сделали?

-Почему же вам захотелось написать об осени?

2 Подготовительная работа.

- Какое по типу сочинение мы будем писать? (описание)

- Какие картины, иллюстрации вы подобрали по теме? Кто сам нарисовал осень? Какие описания осени выписали из литературы?

Через проектор, под музыкальное сопровождение (П.И.Чайковского "Времена года") просматриваются и обсуждаются картины осени, зачитываются подходящие строчки из произведений.

По ходу работы записывается на доске словесный ряд осенних красок: небо (низкое,

серое, солнечное), облака (тяжелые, грозные), воздух (чистый, прозрачный), лес (веселый, нарядный, пестрый, золотой, багряный) деревья (клен -желтый, осина- красная,

рябина - нарядная, гроздья - рубиновые) сбрасывают листву, листья (желтые, красные,

бурые, золотистые, багряные, лиловые, пунцовые, пурпурные, кружатся, летят, падают, несутся, летят, качаются) трава, цветы(высохли, пожухли), ветер(срывает, гонит, кружит, несет, метет), настроение (спокойное, мечтательное, приятное, радостное, светлое, мрачное, тревожное, чудесное)

3. Совместно с учениками составляем план сочинения. Напоминаю, что план будет состоять из трех частей.(обсуждается каждая часть, каждый пункт плана)

1. Вступление. Предложение о наступлении осени; подбор эпитетов: волшебница- осень, золотая красавица, дождливая, хмурая, чародейка.

2. Описание осени.

а) Погода, небо, солнце, дождь.

б) Лес, листья, деревья, кусты, трава.

в) Насекомые, птицы, звери.

3. Заключение. За что я люблю (не люблю) это время года?

После прослушивания устных сочинений дети приступают к записи сочинения в черновик. Следующий урок я посвящаю корректировке работ учащихся в индивидуальной форме совместно с автором работы. Иногда я практикую и групповые консультации, когда в классе доверительная обстановка. Большинство учащихся начальных классов, как показывает практика, желают коллективного редактирования своих работ. Вместе ребята быстрее исправляют стилистические погрешности.

Дома ученики переписывают сочинения в чистовик.

Приведу примеры наиболее удачных работ по данной теме.


Осень. Чернев Данил 3 класс Вот и кончились теплые летние деньки, и наступила осень. Солнце не греет как летом. Дни стали холодней. Все чаще льют дожди. Трава пожелтела и пожухла. С деревьев падает яркая листва и покрывает землю толстым пестрым ковром. Сыро. Дует осенний холодный ветер. С тоской вспоминается лето. Лес очень красив в осеннем наряде. На деревьях пестрые листья. То там, то здесь видны красные ягоды рябины, много грибов. Под дубом лежат желуди. Они очень помогут животным зимой. Ведь скоро наступят холода, и на смену осени придет лютая зима.
Осенний лес. Сироткина Анастасия 4 класс Красив русский лес ранней осенью! Как золотые монетки желтеют листья на старой березе. Красные, желтые листья клена машут вслед улетающим птицам. Не слышны уже в лесу их звонкие шумные голоса. Среди пожухлой травы виднеются рыжие лисички. То там, то здесь в траве встречаются душистые опята. Под каждым деревом в траве лежит яркий разноцветный ковер из листьев. Как рубиновые капельки, горят гроздья рябин. Родничок у старого дуба журчит грустную прощальную песню. Белка, словно золотое веретено, прыгает с дерева на дерево в поисках запасов. Пыхтя и фыркая, катится по траве серый клубочек. Это ежик торопится на соседнюю поляну за припрятанным грибом. Воздушная паутина окутывает лес сладким сном. В лесу становится все тише, все сумрачнее. Грустно, скоро на смену осени придет холодная зима. В своей работе я часто практикую и уроки стихосложения, где наряду со стихами известных поэтов читаю и свои стихи, тем самым побуждаю у детей желание рифмовать.


Конечно, я не задаюсь целью раскрыть перед учениками все тайны стихосложения, а лишь знакомлю с основными понятиями: стих, стихотворение, ритм, рифма. Материал для занятий я заимствую на сайте «Книжный развал» Уроки стихосложения для самых маленьких. Нулин Е. Н Главная задача таких уроков в приобщении детей к творчеству на примере собственной творческой деятельности. Приведу несколько стихотворений собственного сочинения, которые я читаю детям на уроках стихосложения.

Что ты прячешься за тучи,
Солнышко, застенчиво?
Скинь на землю ясный лучик.
Как ты переменчиво!

Раскидай убор невзрачный,
Обнажи бока,
Растопи на небе тучи -
Кучи - облака.

Позови в подмогу ветер -
Дворник он лихой,-
Разгони, и станет светел
Купол надо мной.

Хмурый день давно наскучил,
Светлому пора.
-Этот дождик нас замучил! -
Вторит детвора.

Хоть и скромность не в укор,
Но виной каприз.
Улыбнись же нам в упор
Лучиками вниз!

Освети нам лес и долы
Солнечными зайчиками.
Приласкай былинку в поле
Желтенькими пальчиками.

Прочь капризы, прочь затвор,
Выходи-ка лучше!
Где таишься до сих пор,
В небесах заблудший?!

Распахну окошко.

Распахну окошко: яблоневый сад,
Протяну ладошку: солнца нежный взгляд.

Ласковое утро выходного дня,
И поет соловушка звонко для меня.

За окном качают дерева наряд,
Далеко разносит ароматы сад.


Как пестреют ярко за селом поля!
Малахитом крыты в скверах тополя.

Ближнюю к окошку ветку притяну,
Ароматный запах сладостно вдохну.

А душа от радости встанет на крыло

И взлетит над садом в небо высоко.

С высоты небесной наша жизнь ключом.
Вон играет в речке солнышко лучом.

Вот пестреют пашни, у реки луга,
На лугах пасутся местные стада.

Закурила банька серым дымом вверх,
Радость и веселье на глазах у всех.

Что душе угодно видно с высоты,
Понимаешь сердцем тайну красоты.

Я тяну ладошку: Солнышко, привет!
Полетать б по небу! Жаль, что крыльев нет…

Лето.

Травы стелются волною,
Зелены и лес и долы.
А в лесу под каждой кроной
Поселились новоселы.

Утро в легкой дымке тает.
Всем свое предназначенье.
Тельцем пташка укрывает
Жизни новое рожденье.

Вьется змейкою дорога,
Ветер с запахом медовым.
Как за пазухой у Бога,
Хоронит всех лес дубовый.

На лугах катают травы
Росы белые, как бусы,
Стебли гнутся под цветами,
Льются запахи и вкусы.

А вдали туманной речка
Обрастает камышами.
И как жаль, что все ж не вечно
Это лето будет с нами!

Здравствуй, новый день!

Просыпается алая зорька,
Разгоняет ночную темень.
Расправляя крылья легонько,
Раскудрявил ветер сирень.

На траве хрустальные росы

Отражают блески зари.
Распустив свои длинные косы,
Закружились березки вдали.

Дуб могучий за тропку вышел,

Наблюдает лесной хоровод.
Песню звонкую в небе услышал,
Соловей голосистый поет.

Машет белым платочком черемуха,
Осыпается снежный наряд,
И душистый запах по воздуху
Источает ее аромат.

На селе завели перекличку,
Сговорившись поют петухи.
И мычанье коров тут привычно -
Выгоняют стада пастухи.

Разошлись, расходились, как будто
Изгоняют ночную тень
Здравствуй, солнце! Доброе утро!
Здравствуй, новый чудесный день! В результате нашего сотворчества я и мои ученики стали лауреатами Всероссийских Интернет - конкурсов учителей и учащихся Уральского региона «Волшебное перышко» и «Педагогическое вдохновение»

Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 6» г. Кумертау, Республики Башкортостан Губайдуллина Наиля Фуатовна

© 2010-2022