Поделитесь с коллегами:
Конспект урока
Математика. 2 класс (Школа 2100)
Разработала и провела
Буркова Анна Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ-СОШ № 59
Тип урока: введение нового знания Тема: «Умножение. Компоненты действия умножения». Цель: познакомить обучающихся с названием компонентов и результата действия умножения. Задачи: - продолжать работу, направленную на усвоение смысла действия умножения, записи и чтения произведений; - развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения (сравнивать, обобщать, работать с учебником, общаться друг с другом); - развивать организационные общеучебные умения. Оборудование: компьютер, медиа проектор, экран, карточки с таблицей-памяткой.
Ход урока
- Мотивирование к учебной деятельности.
Оргмомент: Вас ждут затеи и задачи, Игры, шутки - все для вас! Я желаю Вам удачи - За работу, в добрый час!
Включение в учебную деятельность: - Из букв двух рассыпанных слов составили пары других. Какие слова были первоначально? ЛОЖЕ + СЕНИ = УМЕНИЕ +НОЖ = (сложение, умножение) - Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Когда сложение можно заменить умножением? (сложение одинаковых слагаемых заменяем умножением) - Используя опорные слова «сложение», «одинаковые слагаемые» дайте определение действию умножения. (варианты ответов детей: «Сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением», «Умножение - это когда складывают одинаковые слагаемые», «Умножение - это сложение одинаковых слагаемых»). - О чем будем говорить сегодня на уроке? (о действии умножения) - Как Вы считаете, мы уже все знаем о действии умножения? (наверное, нет) - Хотите расширить, углубить свои знания о действии умножения? (Мотивация) - Сегодня на уроке у Вас будет возможность узнать больше о новом изученном математическом действии - умножении. А вот что именно, это Вам предстоит самостоятельно открыть на уроке. Оформление работы в тетрадях. Подготовка и учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксации затруднения. Работа с выражениями:
(52 - 12) + 37 (83 + 7) - (14 + 26) (12 - 6) + (100 - 60) 6 + 3 6 - 3 6 х 3
- Сравните выражения в левом и правом столбиках? Что у них общего и чем отличаются? - Это высказывания или выражения? (выражения) - Проще вычислить значение каких выражений? А сложнее? - Какое название можете подобрать для выражений 1-ой группы? Для 2-ой группы? (сложные и простые) - Прочитайте выражения 1 группы по-разному, используя предлоги «к», «из» и опорные слова «сумма», «разность». Найдите их значения. - Прочитайте по-разному выражения 2-ого столбика. - Как одним словом назвать запись из чисел и знака действия умножения (6 х 3)? (дети испытали затруднение при чтении по-разному числового выражения) - Выявление места и причины затруднения.
- Почему не можете назвать одним словом выражение 6 х 3? - Подходит для него слово «сумма»? А слово «разность»? Знаете другое подходящее слово? (не знаем такого слова) Выясняется, что знаний недостаточно. Уже известные понятия не подходят для названия нового выражения. Нужно другое (новое) слово. - Построение проекта выхода из затруднения.
- Запишите выражение 6х3 в тетрадь, замените сложением и вычислите его значение. - Что же Вам предстоит сегодня узнать, чему научиться? (Узнаем, как называются числа в записи действия умножения) Слайд 1. Тема урока. - Как получить недостающие сведения (знания), чем можно воспользоваться? (спросить того, кто знает; поискать в учебнике, попытаться самим подобрать названия числам в записи 6 х 3) - Реализация построенного проекта.
Предложите свою версию слова для названия чисел 6 и 3 в записи 6 х 3. Дети в затруднении. Учитель направляет мысль обучающихся: - Сколько можно складывать одинаковых слагаемых! (2, 3, 4, 5; одним словом - много) - Вспомните, что показывают числа при умножении? Второе число показывает, сколько одинаковых слагаемых, т. е. как много таких слагаемых. - Продолжите высказывания: «Снежинок в сугробе … (много, множество)»; «Деревьев в лесу …(множество)»; «Звезд на небе …(множество)». - Попытайтесь подобрать однокоренные слова к слову «много» (множество, умножение, множить, размножить, умножить). - От этих слов (при помощи суффикса -тель-) образуйте новое слово, которым можно назвать числа, участвующие в умножении. Обсудите свои варианты в парах. Выскажите товарищу своё предложение и выслушайте его версию. Выберите наиболее подходящее слово. (Возможные варианты: умножаемое, размножитель, умножитель, множитель) - Как ученые назвали эти числа, вы можете найти в учебнике. Самостоятельная работа обучающихся с учебником: С. 52 - Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа со слайдом. Слайд 2 (анимированный). Названия выражения «6 х 3», компонентов и результата действия умножения. - Как называется выражение 6 х 3? (произведение) - Как называется число 6; 3? (множитель) - Как называется результат умножения? (значение произведения) С опорой на учебник дети проговаривают новые математические термины. Учителю необходимо уточнить правильное произношение новых слов (ударение). - Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Чтобы научиться различать названия чисел в записи умножения от названий чисел в записи других действий, предлагаю Вам заполнить памятку в виде таблицы. Слайд 3 (анимированный). Таблица названий компонентов и результатов действий сложения, вычитания, умножения. Работа с таблицей:
6 + 3
СУММА
6 - 3
…
6 х 3
…
…
…
6
СЛАГАЕМОЕ
6
…
6
…
…
…
3
СЛАГАЕМОЕ
3
…
3
…
…
…
- Рассмотрите первый столбик. Расскажите, что записано в 1-ой ячейке, во 2-ой, в 3-ей? - Во 2-ом столбике и в 3-ем Вам предстоит самостоятельно записать названия выражений и чисел в их записях. Самостоятельная работа детей с таблицей. Проверка работы по слайду с анимационными действиями. - Как Вы думаете, почему таблица состоит из 4-х столбиков? Для чего четвертый столбик и почему мы его не заполняем сегодня? (Может быть, мы еще не все действия изучили. Будем заполнять этот столбик, когда изучим еще одно действие.) - Вы правы. На последующих уроках вам предстоит познакомиться еще с одним математическим действием. Продолжим заполнять таблицу позже. Эту таблицу-памятку храните в учебнике, как закладку.
- Включение в систему знаний и повторение.
Решение развивающих и предметных задач. Повторение. Работа с учебником. С.53. Беседа по иллюстрации. Практическое применение знаний. а) Математический диктант (С. 52 № 1). - Запишите выражения и найдите их значения. (Работа у доски). - Назовите в каждом равенстве множители и значение произведения. б) Самостоятельная работа. С.52 № 2 - 2-й столбик. (Сверка результатов самостоятельной работы в виде диалогового обсуждения между детьми) - Сверьте результаты своей работы друг с другом. Задайте уточняющие вопросы тому однокласснику, которому доверяешь. (Дети задают вопросы друг другу: спрашивают, о том числе, которое нужно было записать в равенствах на месте пропусков; при необходимости вносят исправления в свои работы) Домашнее задание: С. 52 №2 - 2-ой столбик; с.53 №6 - Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Чему научились на уроке? Что хотели бы запомнить с урока? - Какое задание понравилось? Какое показалось самым сложным?