Из опыта работы «Повышение эффективности обучения младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мамхегская средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева»









Из опыта работы

«Повышение эффективности обучения

младших школьников».









Цеевой Рузаны Заурбечевны,

учителя начальных классов

средней общеобразовательной

школы №4

а. Мамхег

2014год





Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

Ключевский В. О.

Слайд 2

В Мамхегской школе я работаю учителем начальных классов .

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ребёнку войти в этот сложный мир.

Роберт Рождественский сказал, что профессия учителя - «профессия дальнего действия, самая главная на Земле». Слайд 3 Она даёт возможность, осторожно и бережно прикоснувшись к внутреннему миру ребёнка, помочь ему осознать свою собственную значимость, неповторимость и, открыв чудо собственного «Я», по-новому смотреть на мир, научиться ладить с этим миром, не потеряться в нём. Словом, быть социально успешным человеком.

Я учитель, а это значит, что моя главная

цель - воспитать каждого ученика успешным. Слайд 4

Задачи:

- создание разных форм мотивации через систему учебной и внеурочной деятельности, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений;

- развитие личности каждого учащегося через использование разнообразных продуктивных, творческих, проектных заданий, ориентированных на деятельностный подход в учебной коммуникации;

- обучение построению собственной картины мира на основе своего понимания и культурных образцов.

Основополагающие принципы моей работы: Слайды 5 - 6

1. Создание антистрессовой педагогической тактики.

2. Интенсификация учебного процесса.

3. Рациональная организация учебной деятельности.

4. Повышение грамотности педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления здоровья человека.

Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя.

Вместе с детьми искренне радуюсь успехам каждого и сопереживаю промахам и неудачам.

Всякий ребёнок от природы талантлив, и первая моя задача - помочь таланту раскрыться. Для этого использую разные пути: игры, диспуты, занятия творчеством, конкурсы, классные часы, коллективные творческие дела, викторины

Нам, учителям начальных классов, приходится с особой тщательностью продумывать: как урок подготовить, как улыбнуться, какое первое слово сказать на уроке, чтобы ученик раскрыл глаза и сказал: ой, какой прекрасный учитель передо мною стоит.

Особый педагогический интерес для меня представляет использование современных технологий, так как они направлены на развитие и реализацию способностей. На разных этапах уроков и внеклассных мероприятий использую информационно - коммуникационные технологии.

Изучая чужой опыт, с удовольствием делюсь своим. Всегда рада помочь своим коллегам.

Слайды 7 - 10

Обобщила опыт работы на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов по теме «Красота окружает нас повсюду», «Как вести себя с агрессивным ребенком, на районном методическом объединении учителей начальных классов выступила с докладом « Формирование коммуникативных умений младших школьников», участвовала в республиканском семинаре дала Мастер - класс «Моделирование на уроках ознакомления с окружающим миром в рамках национального регионального компонента».

С 2012 года на меня возложена особая ответственность. Вместе со своими первоклашками и их родителями 1 сентября мы отправились покорять новые Федеральные государственные стандарты.

Не могу сказать, что я не испытывала определенных трудностей. Так как с внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе я должна была научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должна привить:

- универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

- формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

С августа 2013 года работаю над проблемой «Повышение эффективности обучения младших школьников». Выбор данной проблемы обусловлен рядом причин. Слайды 11 - 13

- Во-первых, использование эффективных форм и методов обучения позволяет развивать и совершенствовать способности ребёнка, его мышление, память, интеллект.

- Во-вторых, системная работа в данном направлении помогает на раннем этапе выявить пробелы, ошибки, неправильные представления и спланировать дальнейшие шаги по их ликвидации.

- В-третьих, обеспечивает положительный результат, ситуацию успеха всем ученикам, развитие познавательных способностей школьников.

За истекший период можно выделить следующие этапы работы по реализуемой проблеме:

- выявление исходного уровня познавательных способностей учащихся;

- изучение и использование передовых педагогических технологий;

- создание материально-технических, учебно-методических условий реализации проблемы;

- создание банка заданий, отвечающих требованиям личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников;

- определение форм взаимодействия ученика, учителя и родителей;

- диагностика (анализ) результатов качества знаний и процента успеваемости;

- корректировка заданий, форм и методов преподавания;

- обмен опытом с коллегами.

Обеспечиваю системный целостный подход в преподавании, включающий реализацию познавательных, воспитательных и практических задач.

Важнейшим элементом эффективности обучения считаю мотивацию учебной деятельности. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь

- заранее предусмотреть, что в сообщаемом материале можно использовать, опираясь на субъективный опыт ученика,

- вызвать «детские версии» ,

- делать акцент на достижениях обучаемых.

Слайд 14

В процессе преподавания использую передовые педагогические технологии.

1. Рефлексивные технологии обучения закладывают осознанное направление мыслительной деятельности учащихся, способствуют повышению эффективности познавательной деятельности учащихся (регуляция собственных действий, умение оценить, осмыслить).

Использую следующие приёмы рефлексивных технологий:

- «Верно- неверно» - на стадии закрепления пройденного материала;

- «Затруднение» - при изучении тем «Безударные гласные в корне слова», «Непроизносимые согласные», решении обратных задач и др.;

- «Знание о незнании» - при изучении материала с опорой на вопросы: кто? что? когда? где? если? почему?

- «Таблица» - при составлении обобщающих таблиц, например, «Части речи», «Компоненты чисел», «Гласная после шипящих» и др.;

2. Информационные технологии способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала. Иллюстративный материал компакт-дисков использую на уроках русского языка, математики, чтения, окружающего мира, музыки.

Демонстрационно-тренировочный модуль позволяет подвести учащихся к пониманию изучаемого материала и выполнению практических заданий. Контрольно-тренировочный модуль содержит различные варианты упражнений,

направленных на отработку навыков по применению изученных орфограмм, правил, алгоритмов. Тестирующий модуль позволяет проверить и оценить знания,

умения и навыки учащихся по изученной теме. Пакет программ содержит занимательный дидактический материал, обучающие упражнения, сюжетные

игровые задания, что соответствует возрастным особенностям младших школьников.

3. Проблемно-поисковые технологии, являясь вариантом технологии проблемного обучения, включают в себя поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск, творчески применяют и добывают знания. Особенно эффективно использование данных технологий при формировании геометрических представлений, в проектной деятельности школьников.

4. Технология опережающего обучения способствует осмысленному освоению обязательного материала ещё на этапе пропедевтики, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности. Активно использую элементы данной технологии на уроках математики (пропедевтика решения задач, выполнение геометрических заданий, умножение и деление чисел), русского языка (составление текста, определение частей речи, главных членов предложения, знакомство с однокоренными словами и др.).

5. Дидактическая игра как средство повышения эффективности урока. Благодаря использованию дидактических игр и занимательных заданий на уроках добиваюсь более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Во время игры «Лабиринт», «Кто быстрее», «Собери числа», «Лото», «Собери грибы», «Помоги Незнайке» и др. учащимся предоставляется возможность быстро видеть результаты своего труда, развиваются мышление, сообразительность, внимание, познавательный интерес к предмету, возрастает активность на уроке.

6. Наглядные методы обучения способствуют формированию вычислительных навыков учащихся, умений в составлении задач и выражений, делают процесс обучения эстетически привлекательным и интересным. Слабые учащиеся активно включаются в процесс обучения.

Положительным результатом своей деятельности по данной проблеме считаю проявление у учащихся интереса к знаниям, желание учиться, иметь хорошие и отличные оценки. По результатам первого полугодия 2013-2014 учебного года процент успеваемости составил 100%, качество знаний - 69%. Слайд 15

Слайды 16 - 19

Постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучая методическую литературу. Курсы повышения квалификации. Успехи науки - дело времени и смелости ума. Участие во внутри школьных мероприятиях.

Слайд 20

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний

  • продвигает ребенка в общем развитии

  • помогает преодолеть трудности

  • вносит радость в жизнь ребенка

  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.


© 2010-2022