Урок «Понятие о добродетели. Добро и зло»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Понятие о добродетели. Добро и зло»Урок «Понятие о добродетели. Добро и зло»Управление образования администрацииУрок «Понятие о добродетели. Добро и зло»

Новокузнецкого муниципального района

МБОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа»






Урок «Добро и зло. Что такое добродетель»

Методическая разработка учебного занятия по ОРКСЭ






Бессонова

Наталья Владимировна,

учитель начальных классов






2013 год

"Не будь побеждён злом,

а побеждай зло добром".

Священное Писание

Ход урока.

  1. Орг. момент.
Учитель: В жизни по-разному можно жить - Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать - И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать И подарить его людям. - Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок. 2. Работа над рассказом В. Сухомлинского "Обыкновенный человек". а) Чтение учителем рассказа. - В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. - Что это за человек? - спросил внук деда. - Это не человек, - ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал. - Что это за человек? - спросил внук. - И это еще не человек, ответил дед. Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал дальше., а ведро оставил привязанным у колодца. - А это что за человек? - спросил внук. - Обыкновенный человек, - ответил дед. б) Проверка восприятия. Анализ поступков героев рассказа: - Про кого из проезжающих дед сказал, что "это не человек"? Почему? - Почему третьего проезжающего он назвал "обыкновенным человеком"? - Как еще можно назвать этого человека? (неравнодушным, добрым) 3. Сообщение темы урока. Учитель: - Исходя из рассказа В. Сухомлинского, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Наш урок посвящен теме "Добро и зло". (Запись темы в тетради.) 4. Определение понятий «добро» и «зло»: Учитель: - Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Давайте же и мы сегодня попробуем сделать для себя этот вывод. У вас есть рабочий лист, подумайте и распределите в 2 столбика, что для вас добро, а что - зло.

Урок «Понятие о добродетели. Добро и зло» - А теперь поработайте в паре. Попробуйте дать определения: Добро - это... Зло - это... Вот как даёт эти определения в своём словаре В.И. Даль: Добро - это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества. Зло - это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду. - Давайте запишем в тетрадь следующие определения этих понятий. Добро - понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Все хорошие качества, которые есть в человеке, люди называют также словом «добродетель». Зло - понятие нравственности, означающее намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Все отрицательные качества и желания людей, которые вредят им самим и окружающим люди называют также словом «пороки». Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Зло - это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. Почему же добро всегда одерживает победу над злом? - У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро. 5. Закрепление понятий: а)- Давайте проверим, как вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом. 1.С грядки старушка цветок сорвала Урок «Понятие о добродетели. Добро и зло»

Девочке Жене его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чём-то просила

Что надо сказать лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

(В. Катаев «Цветик - семицветик»)

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север через юг,

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Урок «Понятие о добродетели. Добро и зло»

2.Снег валил, клубились тучи

Гнулись сосны до земли

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку отвели.

Замолчать заставили

Замерзать оставили.

(Сказка «Морозко»)

Урок «Понятие о добродетели. Добро и зло»

3.Сейчас потолкуем о книге другой:

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю

Он невод забросил.

Кого-то поймает и

Что-то попросит.

(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)


4.Кушай яблочко, мой свет. Урок «Понятие о добродетели. Добро и зло» Благодарствуй за обед. Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала. (А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») -Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется. -В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости. б) - Распределите сказочных героев в два царства. Как бы вы назвали эти государства?

Кощей Бессмертный, Баба Яга, Золушка, Чипполино, Иван Царевич, Василиса Премудрая, Колдун, Бармалей.

Урок «Понятие о добродетели. Добро и зло»Урок «Понятие о добродетели. Добро и зло»

________________________ _____________________________

________________________ _____________________________

________________________ _____________________________

6.Игра «Волшебное кресло»

- А теперь мы поиграем и немножко отдохнем. Сейчас мы убедимся, как добрые слова могут поднять настроение. И после нашей игры вы поделитесь впечатлениями. Мой обычный стул сегодня превратится в волшебное кресло. Тот, кто на него сядет, начнет как бы высвечивать свои добрые поступки, хорошие качества характера. Итак, на волшебное кресло вызывается……(имя ребенка) Повторяй волшебные слова : «На яву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Ребята, вспомните, добрые поступки, черты характера этого человека. А теперь…..(сажусь сама, говоря волшебные слова, и выслушиваю мнения детей) - Как мне было приятно, слышать добрые слова! Видите, я просто вся засияла. И улыбка не сходит с моего лица. А теперь вы поделитесь своими впечатлениями те, кто побывал на этом месте. Что вы испытывали? Какие чувства возникали? -А теперь расскажите о своих впечатлениях те, кто говорил приятные слова. Вывод: Не стесняйтесь, говорить добрые слова. Не скупитесь говорить волшебные слова. В согласии должны быть с мудрыми словами не только уста, но и наши мысли.

7. Рефлексия «Зло»

Закройте глаза. Изобразите зло на бумаге. А теперь порвите его на мелкие кусочки и выбросите. Вывод: Встречаться со злом, жестокостью - страшно! И люди, которые творят зло, должны знать, что оно к ним обязательно вернется, только умноженное в сотни раз. Всегда помните и творите добро. Помним всегда наш девиз «Жизнь дана на добрые дела»

8. Закрепление основных понятий урока. - А сейчас я предлагаю выполнить небольшой тест, который поможет нам закрепить основные понятия урока.

Выбери правильный ответ:

  • Что считается добрым поступком?

а) решить за друга задачу;Урок «Понятие о добродетели. Добро и зло»

б) опоздать на неинтересную встречу;

в) помочь соседу разобрать задачу;

г) забыть о неприятной просьбе.

  • Как творят добрые дела?

а) чтобы избежать наказания;

б) в надежде на вознаграждение;

в) в надежде на похвалу;

г) бескорыстно и сознательно.

  • Укажи поступки, которые одобряет общество:

а) взаимопомощь;

б) насилие;

в) унижение;

г) обман.

  • Что является последствием злых дел?

а) вражда;

б) радость;

в) мирное сосуществование;

г) дружба. ( Проверка результатов теста) 9. Итог урока:

Добро и зло творить всегда,
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.

- И помните: всё в ваших руках!

10. Домашнее задание

Всем:

Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь. Спросить у своих близких, доводилось ли им совершать добрые дела.

По выбору:

  1. Подобрать пословицы о добре и зле.

  2. Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

  3. Сочинение "Добро и зло в русских народных сказках".

  4. Рисунок "Воплощение образов добра и зла".

  5. Придумать свой вариант сказки о борьбе Добра со Злом.




Список литературы

  1. Гребнева Т.Г. «Загадки к сказкам» [Электронный ресурс] detskii-sad/razvitie…zagadki-k-skazkam 2012 г
  2. Катышева И.Б. Основы светской этики. 4 класс. Методическое пособие /И.Б.Катышева, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова. - М.: Изд-во «Дрофа», 2012. - 125 с.
  3. Чернова С.А. Методическая разработка урока по ОРКСЭ. Между добром и злом. [Электронный ресурс] nsportal.ru …razrabotka-uroka…orkse…dobrom-i-zlom 2011 г.
  4. Шемшурин А.А. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики.» 4 класс (4-5 классы). Учебник / А.А.Шемшурин. - М.: Изд-во «Дрофа», 2012. - 126 с.



































© 2010-2022