- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок «Понятие о добродетели. Добро и зло»
Урок «Понятие о добродетели. Добро и зло»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бессонова Н.В. |
Дата | 06.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Управление образования администрации
Новокузнецкого муниципального района
МБОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа»
Урок «Добро и зло. Что такое добродетель»
Методическая разработка учебного занятия по ОРКСЭ
Бессонова
Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
2013 год
"Не будь побеждён злом,
а побеждай зло добром".
Священное Писание
Ход урока.
- Орг. момент.
- А теперь поработайте в паре. Попробуйте дать определения: Добро - это... Зло - это... Вот как даёт эти определения в своём словаре В.И. Даль: Добро - это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества. Зло - это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду. - Давайте запишем в тетрадь следующие определения этих понятий. Добро - понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Все хорошие качества, которые есть в человеке, люди называют также словом «добродетель». Зло - понятие нравственности, означающее намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Все отрицательные качества и желания людей, которые вредят им самим и окружающим люди называют также словом «пороки». Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Зло - это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. Почему же добро всегда одерживает победу над злом? - У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро. 5. Закрепление понятий: а)- Давайте проверим, как вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом. 1.С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жене его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила
Что надо сказать лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
(В. Катаев «Цветик - семицветик»)
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
2.Снег валил, клубились тучи
Гнулись сосны до земли
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку отвели.
Замолчать заставили
Замерзать оставили.
(Сказка «Морозко»)
3.Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю
Он невод забросил.
Кого-то поймает и
Что-то попросит.
(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4.Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед. Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала. (А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») -Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется. -В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости. б) - Распределите сказочных героев в два царства. Как бы вы назвали эти государства?
Кощей Бессмертный, Баба Яга, Золушка, Чипполино, Иван Царевич, Василиса Премудрая, Колдун, Бармалей.
________________________ _____________________________
________________________ _____________________________
________________________ _____________________________
6.Игра «Волшебное кресло»
- А теперь мы поиграем и немножко отдохнем. Сейчас мы убедимся, как добрые слова могут поднять настроение. И после нашей игры вы поделитесь впечатлениями. Мой обычный стул сегодня превратится в волшебное кресло. Тот, кто на него сядет, начнет как бы высвечивать свои добрые поступки, хорошие качества характера. Итак, на волшебное кресло вызывается……(имя ребенка) Повторяй волшебные слова : «На яву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Ребята, вспомните, добрые поступки, черты характера этого человека. А теперь…..(сажусь сама, говоря волшебные слова, и выслушиваю мнения детей) - Как мне было приятно, слышать добрые слова! Видите, я просто вся засияла. И улыбка не сходит с моего лица. А теперь вы поделитесь своими впечатлениями те, кто побывал на этом месте. Что вы испытывали? Какие чувства возникали? -А теперь расскажите о своих впечатлениях те, кто говорил приятные слова. Вывод: Не стесняйтесь, говорить добрые слова. Не скупитесь говорить волшебные слова. В согласии должны быть с мудрыми словами не только уста, но и наши мысли.
7. Рефлексия «Зло»
Закройте глаза. Изобразите зло на бумаге. А теперь порвите его на мелкие кусочки и выбросите. Вывод: Встречаться со злом, жестокостью - страшно! И люди, которые творят зло, должны знать, что оно к ним обязательно вернется, только умноженное в сотни раз. Всегда помните и творите добро. Помним всегда наш девиз «Жизнь дана на добрые дела»
8. Закрепление основных понятий урока. - А сейчас я предлагаю выполнить небольшой тест, который поможет нам закрепить основные понятия урока.
Выбери правильный ответ:
-
Что считается добрым поступком?
а) решить за друга задачу;
б) опоздать на неинтересную встречу;
в) помочь соседу разобрать задачу;
г) забыть о неприятной просьбе.
-
Как творят добрые дела?
а) чтобы избежать наказания;
б) в надежде на вознаграждение;
в) в надежде на похвалу;
г) бескорыстно и сознательно.
-
Укажи поступки, которые одобряет общество:
а) взаимопомощь;
б) насилие;
в) унижение;
г) обман.
-
Что является последствием злых дел?
а) вражда;
б) радость;
в) мирное сосуществование;
г) дружба. ( Проверка результатов теста) 9. Итог урока:
Добро и зло творить всегда,
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- И помните: всё в ваших руках!
10. Домашнее задание
Всем:
Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою жизнь. Спросить у своих близких, доводилось ли им совершать добрые дела.
По выбору:
-
Подобрать пословицы о добре и зле.
-
Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
-
Сочинение "Добро и зло в русских народных сказках".
-
Рисунок "Воплощение образов добра и зла".
-
Придумать свой вариант сказки о борьбе Добра со Злом.
Список литературы
- Гребнева Т.Г. «Загадки к сказкам» [Электронный ресурс] detskii-sad/razvitie…zagadki-k-skazkam 2012 г
- Катышева И.Б. Основы светской этики. 4 класс. Методическое пособие /И.Б.Катышева, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова. - М.: Изд-во «Дрофа», 2012. - 125 с.
- Чернова С.А. Методическая разработка урока по ОРКСЭ. Между добром и злом. [Электронный ресурс] nsportal.ru …razrabotka-uroka…orkse…dobrom-i-zlom 2011 г.
- Шемшурин А.А. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики.» 4 класс (4-5 классы). Учебник / А.А.Шемшурин. - М.: Изд-во «Дрофа», 2012. - 126 с.