- Преподавателю
- Начальные классы
- Анализ по введению ФГОС НОО
Анализ по введению ФГОС НОО
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шадрина О.А. |
Дата | 06.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Анализ по введению ФГОС НОО
в МБОУ «СОШ г. Среднеколымска» за 2011-2012 учебный год.
В 2010-2011 учебном году школа включилась в апробацию ФГОС НОО, три первых класса, в которых обучается 60 детей, начали обучение по новым стандартам. А в 2011-2012 учебном году коллектив приступил к реализации ФГОС НОО в 1-х классах начальной школы. На обучение перешли три первых класса, в которых обучается 80 детей. Переход на ФГОС осуществлен через:
- изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС;
- составление ООП;
- внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации ООП;
- анализ соответствия кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации ООП в МБОУ "СОШ г. Среднеколымска" требованиям ФГОС;
- информирование родителей школьников всех ступеней обучения о подготовке к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования.
По итогам учебного года подготовлен анализ работы по реализации ФГОС в начальной школе.
Цель анализа работы по реализации ФГОС: определить эффективность введения ФГОС в 1-х классах, выявить проблемы и наметить пути их решения.
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС В МБОУ "СОШ г.Среднеколымска" создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального уровня, а также локальные акты ОУ:
Федеральные и региональные нормативные документы по введению ФГОС:
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании";
- ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России № 373;
- приказ Минобрнауки России № 373;
- письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
- локальные акты ОУ по введению ФГОС:
- приказ об утверждении ООП;
- приказ об утверждении положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда;
- приказ об утверждении учебного плана начальной школы.
Кроме этого, проделана следующая работа, поддерживающая введение ФГОС:
- внесены изменения в коллективный договор;
- разработана ООП в соответствии с требованиями ФГОС;
- разработаны и утверждены программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
- внесены изменения в локальные акты, которые регламентируют стимулирующие и компенсационные выплаты педагогам в связи с переходом на ФГОС;
- внесены изменения в должностные инструкции педагогов и заместителя директора по УМР в связи с переходом на ФГОС.
Выводы по итогам анализа нормативно-правового обеспечения введения и реализации ФГОС в МБОУ "СОШ г.Среднеколымска" в 2011-2012 учебном году:
- педагогами изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая переход ОУ на работу по ФГОС, разработаны необходимые для реализации ФГОС локальные документы;
- в план внутришкольного контроля ОУ на 2011-2012 уч. г. были включены мероприятия по контролю введения ФГОС и реализации ООП в начальной школе;
- требуют доработки локальные акты по организации внеурочной деятельности в начальных классах.
Задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения введения и реализации ФГОС в МБОУ "СОШ г.Среднеколымска" в 2012-2013 учебном году.:
- внести в план внутришкольного контроля ОУ в 2012-2013 учебном году мероприятия по контролю введения ФГОС во 2-х классах начальной школы;
- доработать локальные акты по организации внеурочной деятельности в 1-х и 2-х классах;
- внести коррективы в ООП с учетом результатов реализации ФГОС в 2011-2012 учебном году.
Методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС В 2011-2012 учебном году в МБОУ "СОШ г.Среднеколымска" было организовано методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС:
- осуществлена 100% курсовая подготовка учителей начальных классов - курсы ИПКРО, СВФУ;
- организована деятельность рабочей группы по созданию, доработке, реализации ООП;
- проведен анализ модельных заданий, позволяющих оценить метапредметные и личностные результаты освоения обучающимися ООП;
- разработаны задания уровневого характера, входного, промежуточного и итогового контроля, позволяющие оценить метапредметные результаты освоения ООП обучающимися начальной школы;
- организована психолого-педагогическая диагностическая работа:
- - определены методики диагностики готовности детей к обучению в школе;
- - проведена входная и итоговая психолого-педагогическая диагностика в 1-х классах;
- - проведен анализ по результатам психолого-педагогической диагностики обучающихся 1-х классов;
- - педагогами начата работа по отслеживанию динамики формирования УУД у младших школьников;
- организована работа микрогрупп педагогов по темам:
- проводился мониторинг занятости обучающихся во внеурочной деятельности.
Итоговые комплексные контрольные работы за 1-й класс выполнили все обучающиеся. Результаты стартовой диагностики, текущего оценивания (диагностики по результатам четвертей) и итоговое оценивание (в форме комплексной письменной работы) показали, что у 97,5% обучающихся 1-х классов сформированы основные умения (навык чтения, умение работать с текстом, выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения*. (* Подробное описание результатов диагностики обучающихся представлено в анализе внутришкольного контроля).
Выводы по итогам реализации методического сопровождения перехода МБОУ "СОШ г.Среднеколымска" на работу по ФГОС в 2011-2012 учебном году:
- в течение года проводилась работа по формированию УУД у обучающихся 1-х классов;
- организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных и личностных результатов освоения младшими школьниками ООП через комплексные диагностические работы, тестовые задания.
Кадровое обеспечение введения ФГОС в ОУ. Анализ кадрового обеспечения введения ФГОС в 2011-2012 учебном году в МБОУ "СОШ г.Среднеколымска" показал:
- должностные инструкции работников МБОУ "СОШ г.Среднеколымска" приведены в соответствие с ФГОС и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников"»;
- разработан план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников школы в связи с введением и реализацией ФГОС.
Вывод по итогам реализации кадрового обеспечения введения ФГОС в МБОУ «СОШ г. Среднеколымска»" в 2011-2012 учебном году: - в ОУ подготовлена необходимая документальная база организации повышения квалификации педагогических работников в 2012-2013 учебном году.
Задачи совершенствования кадрового обеспечения введения ФГОС в МБОУ "СОШ г.Среднеколымска" в 2012-2013 учебном году:
- обеспечить повышение квалификации по темам организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС всех педагогических работников начальной школы;
- обеспечить непрерывность профессионального развития педагогических работников МБОУ "СОШ г. Среднеколымска" .
Информационное обеспечение введения ФГОС в ОУ В 2011-2012 учебном году в школе проведены классные и общешкольные родительские собрания, где родителям была дана информация о переходе школы на ФГОС, представлена программа действий по реализации стандарта.
Организовано информирование участников образовательного процесса и изучение общественного мнения родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам введения ФГОС.
Вывод по итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС в МБОУ "СОШ г.Среднеколымска" в 2011-2012 учебном году: в ОУ в должной мере организовано ознакомление педагогов и родителей обучающихся с особенностями организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Задачи совершенствования информационного обеспечения введения ФГОС в 2012-2013 учебном году:
- продолжить осуществлять информационную поддержку участников образовательного процесса по вопросам введения и реализации ФГОС, осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в т. ч. дистанционное посредством Интернета.
- обеспечить регулярное обновление информации о реализации ФГОС на сайте школы .
- фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения обучающимися ООП в цифровой форме средствами информационно-образовательной среды ОУ.
Материально-техническое обеспечение перехода ОУ на ФГОС В 2011-2012 учебном году в МБОУ "СОШ г.Среднеколымска" улучшено материально-техническое обеспечение реализации образовательного процесса в начальной школе. Администрацией ОУ было принято решение создать единое образовательное пространство для учащихся начальной школы за счет внутренних возможностей учреждения.
В кабинетах начальных классов был сделан ремонт. Согласно требованиям СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, в классах начальной школы регулируемая ученическая мебель. Расширен библиотечный фонд начальной школы (художественная, справочная литература, цифровые образовательные ресурсы); получены компьютеры для кабинетов. При организации обучения в начальных классах используются следующие УМК: -«Планета знаний»; -"Школа 2100" (гуманитарный цикл); -"Перспектива" (естественно-математический цикл).
Все обучающиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки. Электронные образовательные ресурсы приобретены за счет средств школы (электронная поддержка уроков окружающего мира, литературного чтения). Вывод по итогам анализа материально-технического обеспечения перехода школы на работу по ФГОС в 2011-2012 учебном году: - материально-техническая база ОУ частично соответствует требованиям ФГОС к материально-техническому обеспечению образовательного процесса в начальной школе.
Задача совершенствования материально-технического обеспечения перехода на работу по ФГОС в 2012-2013 учебном году: - продолжить совершенствовать материально-техническую базу ОУ для успешного введения ФГОС во 2-х классах.
Контроль выполнения плана перехода ОУ на ФГОС В 2011-2012 учебном году в школе была подготовлена в полном объеме вся необходимая документация, обеспечивающая переход ОУ на ФГОС.
Создан план по внедрению и реализации ФГОС, в соответствии с которым были проведены круглые столы по темам: - «ФГОС - от концепции к реализации»; - «Системно - деятельностный подход в обучении».
Проведены родительские собрания и консультации с родителями будущих первоклассников по проблемам введения ФГОС;
На методическом объединении учителей начальных классов решались следующие учебно-методические задачи:
- все педагоги приняли участие в практико-ориентированной мастерской "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: что должен знать, уметь и понимать педагог";
- непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере в условиях реализации ФГОС;
- использование наиболее эффективных технологий преподавания учебных предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности обучающихся.
Вывод по итогам анализа контроля выполнения плана перехода школы на работу по ФГОС в 2011-2012 учебном году: - первые результаты внедрения ФГОС показали, что концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника в соответствии с ФГОС, востребованы педагогами ОУ.
Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:
- положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);
- использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;
- ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;
- осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения;
- возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами;
- положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в ОУ.
Но наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые необходимо решить:
- недостаточная психологическая и профессиональная готовность учителей начальных классов к реализации ООП;
- необходимость коррекции всех разделов ООП;
- в школе не организован доступ к Интернету, кабинеты не подключены к локальной школьной сети.
- активно включиться в процесс реализации ФГОС;
- создать рабочие группы по доработке разделов ООП (особое внимание уделить системе оценивания результатов освоения обучающимися ООП);
- проанализировать структуры рабочих программ курсов учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;
- подготовить рабочие программы курсов учебных предметов и курсов внеурочной деятельности не только учителям начальных классов, но и учителям-предметникам, работающим в классах, реализующих ФГОС (учителя музыки, физической культуры, иностранного языка).
Учителям и педагогам дополнительного образования, предполагающим работать по ФГОС, необходимо обеспечить прохождение курсов повышения квалификации.
Зам. директора по УМР в начальных классах: /О.А.Шадрина/.