Урок окружающего мира по теме Красная книга России. Правила поведения в природе (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: "Красная книга России. Правила поведения в природе"

Урок окружающего мира по теме Красная книга России.Правила поведения в природе (2 класс)Урок окружающего мира по теме Красная книга России.Правила поведения в природе (2 класс)Урок окружающего мира по теме Красная книга России.Правила поведения в природе (2 класс)Урок окружающего мира по теме Красная книга России.Правила поведения в природе (2 класс)Урок окружающего мира по теме Красная книга России.Правила поведения в природе (2 класс)Цели урока:

  • рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных России;

  • раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны;

  • учить осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать;

  • воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование:

  1. Красная книга России, Красная книга Кубани, красная книга Евразии.

  2. Сообщения детей о домашних животных.

  3. Сообщение уч-ся о растении Красной книги «Венерин башмачок»

  4. Сообщения уч-ся о животных Красной книги «Зубр», «реликтовый дровосек»

  5. Выставка рисунков «Правила поведения в природе»

  6. Выставка книг по теме.

  7. Мультимедиа.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Я уверена, что у нас всё получится.

2. Проверка д/задания

1. Сообщения детей о домашних животных. Учитель: Проверим ваше домашнее задание. Послушаем ваши сообщения о животных.
-Как вы понимаете выражение:
«Мы в ответе за тех, кого приручили.» 3. Актуализация знаний. СЛАЙД

(Учитель демонстрирует слайд с фотографиями диких растений и

животных )

- Что общего между изображением на слайде и теми животными о которых рассказывали ребята?

- Ваши предположения? (живая природа, животные дикие и домашние)

- Чем отличаются? (живут независимо от человека)

-Вы предложили несколько вариантов. Молодцы! На этом уроке мы

постараемся узнать, что ещё их объединяет.

Послушайте загадку:

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)

- Но книга ,которую я принесла на сегодняшний урок - необычная.

Какая она? (Красная)

Учитель:

Охраняется Красной книгой,
Столько редких зверей и птиц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга Красная,
Может, значит, она, что природа умрёт?
Цель у неё иная: Всё живое хранить зовёт.

4. Самоопределение к деятельности.


- Кто из вас сможет назвать тему урока? Дети: Красная книга.

- Правильно. Сегодня будем путешествовать по страницам этой книги. - Прочитайте тему урока. СЛАЙД Красная книга России. Правила поведения в природе. 1) Работа по учебнику -Прочитайте в учебнике чему мы будем учиться на уроке.(стр.88) СЛАЙД 5. Работа по теме урока.

- Молодцы! Я ещё раз попрошу вас посмотреть на стенд. Все эти животные и растения занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Сегодня мы будем говорить о Красной книге. Каждый из вас слышал о ней, но не все знают её историю.

1) Сообщение - «Из истории создания Красной книги». Ученые мира создали Международный союз охраны природы, которые стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее…? (Красная книга) Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга? (обсуждение в парах). СЛАЙД Учащийся. Красный цвет - это цвет опасности, означает "стоп, не губи". Учитель. Эта книга называется так потому, что красный цвет - действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность и призывает людей: растения и животные в беде, помогите им! 2) Выполнение задания в рабочей тетради №1 стр.33 (Самостоятельное выполнение) СЛАЙД

Учитель: В нашей стране первая Красная книга была издана в 1978 году. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. В каждом крае или области есть также своя Красная книга. У нас в крае книга называется - Красная книга Кубани.

Учитель : Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около ста пятидесяти видов животных, причем более половины из них - за последние пятьдесят лет. СЛАЙД (исчезнувшие животные)

Давайте поразмышляем.

-Как вы думаете, в чем причина исчезновения животных и растений?

Дети: Меняется климат. Становится меньше лесов. Загрязняется воздух. Животные умирают, не находя себе корма.

3) История о том, как дети пошли на прогулку.

Учитель: А теперь послушайте одну историю:

«Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а воспитательница стала их ругать:

-Зачем, - сердится, - ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и ....

-Но почему? - чуть не плачут ребята. - Они же такие красивые.

-Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит - всяк сорвет. Оттого цветов этих и стало так мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе все переведутся. ...В общем, жадничая, отбирая у природы самое красивое, крупное, яркое, душистое, - мы в результате себя же и грабим». (Дитрих А. Почемучка. - М.: Педагогика-Пресс, 1993)

-Кто основной виновник исчезновения видов растений, животных и птиц?

Дети: Человек.

Учитель: Правильно. Виновником исчезновения растений, животных и птиц является человеческий фактор.

4) Как устроена Красная книга?

На страницах книги возле каждого животного имеется условное обозначение - цветной флажок, который имеет свой цвет. Вот эти цвета: чёрный, коричневый, бежевый, сиреневый, желтый, зеленый.

Проблемный вопрос - Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (Ребята дают свои варианты ответов). СЛАЙД

  • Чёрный - уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие).

  • Коричневый - вид, находящийся в критическом состоянии.

  • Бежевый - исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр).

  • Синий - вид, близкий к находящимся под угрозой исчезновения.

  • Жёлтый - уязвимый вид.

  • Сиреневый - о состоянии вида недостаточно данных.

  • Зелёный - восстановленные виды (речной бобр, лось, зубр).

Для восстановления численности редких животных созданы заповедники, национальные парки, заказники. Благодаря заботе человека многие виды животных и растений удалось спасти.

6. РАСТЕНИЯ КРАСНОЙ КНИГИ - Давайте познакомимся с некоторыми видами растений из Красной книги. 1) (Рассматривание Красной книги, знакомство с редкими видами растений) (Рассматривание Красной книги Кубани.) -Есть ли в нашей местности такие растения? - Какие из них вы видели? (Просмотр слайдов). Женьшень, венерин башмачок, лотос. СЛАЙД 2) Башмачок настоящий «Венерин башмачок» (Сообщение о растении подготовлено ученицей) Очень редкое растение, довольно крупное, с крепким стеблем и толстым ползучим корневищем, которое изредка встречается по сырым лесам и оврагам. Его цветок - ловушка для насекомых. Так он приспособлен себя опылять, но многие насекомые так и остаются, навсегда прилипая к цветку, а те, кто посильнее, выбираются, уставшие, и на некоторое время теряют способность двигаться. А страдает растение из-за своего красивого цветка. СЛАЙД 3) Женьшень. Чудодейственное растение женьшень называют «корнем жизни». Старинное поверье гласит: «Кто найдёт корень жизни, будет до конца дней своих удачлив и здоров, проживёт два века». Уже более 500 лет используют в медицине для того, чтобы излечить усталость, утомление, истощение организма. В нашей стране женьшень растет только на Дальнем Востоке. Это растение растет очень медленно, корень прибавляет в год по одному грамму, поэтому женьшень бережно охраняют и выращивают на специальных плантациях. Ученые изучают и открывают все новые целебные свойства женьшеня. СЛАЙД Учитель: 3) Лотос - одно из самых прекрасных растении мира. Лотос орехоносный- многолетнее водное растение. Листья лотоса плавающие, на длинных черенках, имеют форму щита с впадиной посередине и покрыты восковым налетом. В диаметре достигают 50 см. Цветки крупные до 30 см, всегда обращены к свету. В странах Востока лотос выращивают на протяжении нескольких тысячелетий. В индии и Китае его называют «Дар богов». Из корневищ лотоса в этих странах готовят лекарства, которыми лечат сердечные заболевания, останавливают кровотечения. Листья, стебель, цветки и корневище лотоса - источники сырья для более 200 лекарственных средств. В восточной кулинарии подсушенные корнивища лотоса перемалывают в муку, из которой пекут лепешки, а из семян готовят тонизирующий напиток, по вкусу напоминающий кофе. 4) Работа в группах Учитель: - Как мы можем с вами повлиять на то, чтобы эти виды растений продолжали радовать ещё многие поколения человечества? Учащиеся обсуждают в группах. СЛАЙД Ответы детей:

  • Не рвать и не уничтожать названные растения.
  • Говорить о бережном отношении к ним другим людям, даже взрослым.
  • А радоваться ими и любоваться можно, бывая на природе.
5) Выполнение задания в рабочей тетради №2 стр.33 - Пользуясь учебником, раскрась растения из Красной книги и подпиши названия. ( Женьшень, башмачок, лотос) (Самостоятельное выполнение)
  1. Красная книга. Животные.
  1. Зубр - очень крупный зверь, массивного и тяжелого сложения. Голова большая, с широким лбом. Длина тела достигает 3 метров, высота - 2 метров. Вся жизнь зубра связана с лесом, поэтому вырубка лесов человеком стала первой причиной исчезновения зубров. Вторая причина - охота, промысел.
Взрослый зубр не имеет врагов, кроме браконьеров. Продолжительность его жизни на воле 22-27 лет. В зоопарках зубры живут и дольше. Показ отрывка док. фильма о зубре.
  1. Дровосек реликтовый.
(Сообщение уч-ся)
  1. Белый журавль.
Крупный журавль с преобладанием в окраске белого цвета. Огаленная кожа головы и ноги имеют красный оттенок. Гнездование находится в тундрах Якутии и в низовьях реки оби. Размах крыльев до 2,6 метра, рост -1,4 метра. В середине 20 века их численность насчитывала около 200 особей, а в начале 21 века сократилось до 4 птиц. Обской популяции угрожает исчезновение, учитывая освоение данного региона при добыче нефти и газа. Реализуется российско-американская программа по разведению стерхов в неволе.

9 Физминутка

Учитель: А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.

Эй, ребята, с мест вставайте

И со мною поиграйте.

Вы словам не доверяйте,

То за мной лишь повторяйте,

Что не повредит Природе,

А не то, что ныне в моде!

Кто там снес в гнезде яичко?

Птичка! Птичка!

(Дети делают взмахи руками.)

Что ж, нагнемся, поглядим.

(Приседают.)

Мы семейству навредим!

(Грозят пальцем, движения не делают.)

Кто забрался под кусток?

Кто свернулся там в клубок?

(Приседают.)

Нет ни головы, ни ножек...

Кто, ребята это? Ежик!

Забирай его, ребята!

(Грозят пальцем, движения не делают.)

Брать зверей домой не надо!

Лес - его родимый дом,

Жить ежу полезней в нем!

Шубка рыжая на ней.

Кто там скачет меж ветвей?

(Делают прыжки.)

Иль играет в погорелки?

Кто это, ребята? Белка!

А давайте для потехи

Заберем её орехи!

(Грозят пальцем, движения не делают.)

Вижу впереди поляну.

Мимо проходить не стану.

К солнцу, повернув листочки,

Распрямивши стебелечки,

Небывалой красоты

Распустились здесь.. .Цветы!

(Повороты туловища, наклоны вправо, влево.)

Краше в целом свете нет!

Собирайте их в букет!

(Грозят пальцем, движения не делают.)

Мы такого не позволим!

Лучше им цвести на воле СЛАЙД

  1. Знакомство с правилами поведения в природе.
1) Работа в парах - Ребята, дома вы подготовили рисунки, в которых содержатся правила поведения человека в природе. - Один ученик демонстрирует рисунок, другой по рисунку формулирует правило и наоборот. 2) Чтение правил поведения на слайде. - Какие правила мы должны соблюдать по охране природы?
  • Правило 1.Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!
  • Правило 2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
  • Правило 3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
  • Правило 4. Убирайте за собой мусор! Не оставляйте его на природе!
  • Правило 5. Берегите почву!
  • Правило 6. Берегите прекрасный мир растений!
  • Правило 7. При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!
  • Правило 8. Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!
3) Условные знаки по охране растений и животных.

9. Рефлексия.

1) Вопросы

  • Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?

  • Какие личные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги?

  • Что бы вы посоветовали своим сверстникам?

  • Оцените свою работу на уроке.

  • С каким настроением заканчиваете урок?

2) Прочитаем стихотворение Валентина Берестова

и подведем итог урока.

Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. -Соглашаетесь ли с поэтом? Почему? Ответы детей: -Да, поэт ошибается в своих прогнозах. -Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т.к. человека просто не будет. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания. Учитель -Каждое растение по своей значимости достойно Красной книги и его необходимо беречь, а не ждать, когда его занесут в Красную книгу. 3) Обобщение -Давайте вспомним начало урока. Ответьте теперь на такой вопрос. - Так что же общего между дом животными и дикой природой ? (влияние человека) Учитель. - Наш урок подошёл к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами. СЛАЙД

Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей. 10. Домашнее задание СЛАЙД - Нарисуйте растение или животное, занесённое в Красную книгу или создать свою Красную книгу

© 2010-2022