Конспект урока. Тема урока: «Безопасное поведение в лесу»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока 1. Тема урока: «Безопасное поведение в лесу» 2. Предмет: окружающий мир (ПНШ) 3. Класс: 3 «Г» 4. Автор: Булгакова Е.М. 5. Тип урока: практическая работа с элементами беседы с использованием ИКТ 6. Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир» Цель урока: углубить знания о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса.

Задачи урока:

  1. Образовательные: сформулировать и обосновать с учащимися правила безопасного поведения в лесу; повторить изученный материал о способах ориентирования на местности.

  2. Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

  3. Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к лесным богатствам.

  4. Здоровьесберегающие: вырабатывать отношение к здоровью, как к одной из ценностей повседневной жизни.



Формируемые УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества - умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.

Познавательные: представить результаты работы, пользуясь памяткой; вовлечь обучающихся в практическую работу по определению сторон горизонта; создание экологических знаков, памяток для первоклассников. Личностные: формировать позитивное отношение к охране лесных богатств; формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, хрестоматия, карточки для индивидуального опроса, плакаты с изображением экологических знаков, памятки, компас.















№ п/п

Этап уро­ка

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1

Организационный

Подготовить учащихся к работе на уроке

Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю. Что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы начинаете урок?

«Просигнальте» мне, пожалуйста.

- Рефлексия ( оценивание). Дети поднимают карточку - «настроение» (зеленый цвет- хорошее, красный -плохое)

.

Полная готовность класса к работе

2



3

Этап целеполагания Мотивация и актуализация знаний

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации

Постановка учебной задачи, разработка плана действий

Сегодня мы собрались на 8-е заседание апрельского заседания нашего клуба. Познакомьтесь - Мосин Михаил будет помогать мне руководить сегодняшним заседанием . Ему будут помогать консультанты 1, 2, 3, 4 группы.









- Действительно, речь пойдет о природном богатстве - о русском лесе.

- Чтобы сформулировать задачу заседания надо найти материал учебника, который нам сегодня понадобится. На какой странице он находится?

- Какое же задание дано для всех присутствующих, председатель ознакомь ребят

- Председатель познакомит всех присутствующих с планом заседания.



- Что такое лес?

- Есть ли в нашей области леса? А как по -другому называют лес?

- найдите значение этого слова в словаре учебника

(Слайд 4) - карта России с обозначениями лесов

- О каком лесе вы еще сможете прочитать в словаре?

-А почему на карте зеленый цвет разных оттенков?

(Слайд 5) . Председатель задаст вопрос

-Найдите в хрестоматии тот материал, который поможет нам в этом вопросе. ( с 121-122)

- Прочитав текст вам надо будет подготовить продолжение того высказывания, которое у вас на карточке.



- Кто был внимательным и заметил, с фамилии какого поэта начинался этот материал в хрестоматии?

- Кто знает стихотворение «Что мы сажаем, сажая леса?...»и сможет прочитать? (слайд 6)

- Мы с вами живем в Орловской области и лес для нас стал ценностью, которую нужно беречь. Данный вопрос глубоко изучил Стоянович Никита.









Спасибо. Действительно, лес- наше богатство. Согласны?

Председатель: Разгадав загадку , вы поймете, о чем пойдет сегодня речь.

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом

Чудеса увидишь в нем. (слайд 1)

Дети отгадывают.

Председатель: Тема нашего очередного заседания «Безопасное поведение в лесу». (слайд 2)

(ученики самостоятельно работают с оглавлением и находят стр. 74)

Председатель: Составить для первоклассников правила безопасного поведения в лесу ( слайд 3).

План заседания:

  1. Почему говорят: Лес-наше богатство?

  2. Способы ориентирования на местности.

  3. Доклад «Осторожно: клещи!»

  4. Составление правил поведения для первоклассников о безопасном поведении в лесу.

  5. Подведение итогов

(ответы детей, что им известно о лесе)

- тайга

(учащиеся читают в словаре «Тайга-леса в Северном полушарии, в которых преобладают хвойные деревья: ель, пихта, лиственница»)

( дети читают «Смешанный лес- лес, в котором растут как лиственные, так и хвойные деревья»

- темно-зеленый цвет показывает хвойные леса; зеленый цвет показывает смешанные леса; а светло-зеленый - расположение лиственных лесов.

Учащиеся работают с картой у доски. Показывают нахождение хвойных, смешанных, лиственных лесов на территории нашей страны.

Председатель: «Почему лес называют нашим богатством?» (слайд 5)

Учащиеся работают с содержанием хрестоматии

Самостоятельное чтение теста и обсуждение в группе. Продолжение высказывания. (задание на желтых карточка)

1 группа. Столяр сказал бы…………

Рабочий бумажного комбината скал бы…

2 группа. Агроном сказал бы……….

Деревенский плотник сказал бы…………

3 группа. Врач сказал бы………….

Кораблестроитель сказал бы………

4 группа. Лесничий сказал бы……..

Группы зачитывают ответы.

Ответы учащихся (С.Я. Маршака)

- выразительное чтение стихотворения.

Сообщение ученика. (слайд 7)

Лес в современной жизни выполнял и выполняет наиважнейшую роль, т.к. по степени воздействия на экологическое равновесие в биосфере с ним не сравнятся моря, океаны и степи, вместе взятые. Ему нет равных на нашей планете.

К сожалению, развитие цивилизации сопровождается массированной вырубкой лесов. Ежегодно наша планета лишается 20 млн. га лесов.

Если давать оценку лесам Орловской области то следует отметить, что их качественный потенциал уже подорван.

Для выявления интенсивности деградации лесных насаждений на территории Орловской области был проведен анализ картографического материала. За основу были взяты карты, составленные в 1925, 1938 и 2000 годах.

Как следует из архивных записей в конце 18 века лесистость Верхне-Окского бассейна составляла 15%. В течение последующего столетия, при жизни всего двух поколений людей, было вырублено 75% лесов, укрывающих окскую землю. И даже такая интенсивная вырубка не спасла область от древесного голода и сюда уже в конце 19 века ежегодно завозилось более 100 тыс.м3 древесины в год.

Во многих местах по р. Непрец, по истокам р. Рыбницы и по самой р. Оке до впадения в нее Кромы уцелела лишь пятая часть лесов, росших здесь всего век назад.

Анализ динамики покрытой лесом площади показывает, что за 100 лет (с 1895 по 1996 гг.) лесистость области сократилась в 2,5 раза. В нашей области растут смешанные леса . В них растут дуб, береза, рябина и другие деревья. Проживают животные(лиса, еж, заяц, бобры) и селятся птицы(сороки, синицы, пеночки, соловьи, куропатки ). В середине 20 века Орловщина стала относиться к малолесным областям. Давайте беречь и охранять лесные богатства.

Активность познаватель­ной деятель­ности учащих­ся на последу­ющих этапах; эффек­тив­­ность вос­при­­ятия и ос­мыс­ления но­во­го материала; по­нимание учащимися практической значимости изучаемого материала

Правильная постановка цели урока, разработка плана действия


Динамическая пауза

Тогда встаем. Я говорю высказывание, если оно истинное - хлопаем в ладоши, если ложное - приседаем.

  1. Лес - это разнообразие растительного и животного мира(+)

  2. Лес - основной производитель углекислого газа и потребитель кислорода. (+)

  3. Лес-зеленый друг человека.(+)

  4. Лес хранит в себе большие запасы воды.(+)

  5. Лес никаким образом не влияет на жизнь других природных сообществ.(-)

  6. Во время прогулки по лесу надо громко кричать, чтобы не заблудиться.(-)

  7. Лес- одна из важнейших экосистем. (+)

Молодцы, но, не смотря ни на что, в лесу нас подстерегают опасности. Вместе с консультантами вам предлагается подумать о том, какие опасности могут подстерегать нас во время лесной прогулки. На доске записи : (слайд 9)

  1. Можно заблудиться.


  1. Опасные животные.



Дети обсуждают, затем заслушиваются ответы каждой группы.

4

Общий инструктаж

Показать необ­хо­ди­мость приме­не­ния инструкции при выполнении данной практи­чес­кой работы

2. Опасные животные.

3.Клещи.

4. Ядовитые растения, грибы.

Чтобы не заблудиться в лесу сейчас вспомним способы ориентирования на местности. Работать будем в группах. Вспомните и назовите правила работы в группах. Каждая группа пользуется памяткой № 1. Приступаем к работе.

-Необходимо правильно распределить работу.

-Будем выслушивать мнение каждого.

-Следовать плану и следить за временем

Полное соблюдение инструкции

5

Исследования в группах В ходе опытов с компасом подготовить сообщение.

Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности

Оцените свою работу в группе по критерию: умение договариваться в ходе опытов.

Председатель присоединяется для работы к своей группе.

1 группа. (слайд 10)

* как определить стороны горизонта( по компасу).

* правила работы с компасом

2 группа. (слайд 11)

*как определить стороны горизонта ( по солнцу)

3 группа (слайд 12)

* как определить стороны горизонта( по местным признакам)

4 группа (слайд 13)

* как определить стороны горизонта ( по Полярной звезде)

Оценивают свою работу по критериям.

Организованная работа в группах

Учащиеся самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному плану (индивидуально или в группах, но решающую роль в достижении цели урока играет учебное сотрудничество)



6

Работа по учебнику. Представление результатов

Умение пред­ста­вить и оценить результаты групповой работы в соответствии с планом

Продолжая наше заседание, переходим к пункту 2 нашего плана работы.

- С какими опасными животными мы можем столкнуться в лесу?(слайд 17)

-А сейчас от вас потребуется пристальное внимание. Маркина Вика хочет предостеречь вас от встречи с клещами - 3 пункт заседания. ( слайд 19-29)

- Таким образом, можно сформулировать ещё одно правило. (учебник с.77)

- Переходим к 4 части нашего заседания - Составление правил о безопасном поведении в лесу.

Работаем в группах, пользуясь Памяткой 2. Удачи! ( слайд 30)

- Посмотрим, какие правила составили члены клуба и посмотрим на экологические знаки.

- Оцените по критерию : полнота и правильность выступления.


Читают и подчеркивают ответы в учебнике разными цветами. Отвечают.

Сообщение о клещах.

Находят на странице учебника, зачитывают.

Учащиеся работают с памяткой №2

  1. Дополните правило о безопасном поведении в лесу.

  2. Создайте условный знак к этому правилу.

  3. Подготовьте выступление.

Заслушиваются выступления групп.

Правильность ответов и действий учащихся в процессе представления своей работы, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы.




7




Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

и

Конспект урока.Тема урока: «Безопасное поведение в лесу»


-А сейчас посмотрим, какие условные знаки, предупреждающие нас об опасности, даны в тетради (с.27)

.

- Ребята , перед вами лежит текст. Вам надо прочитать и ответить на вопрос: кто соблюдал правила поведения в лесу? Какие правила были забыты? (слайд 32)

- А зачем Маша взяла телефон?

- Кто знает номер на какой надо позвонить в случае опасности? ( слайд 33)

Открывают соответствующую тему в тетради. Ответы детей.

Чтение текста учебника, ответы на поставленные вопросы.


8

Подведение итогов

Дать оценку успешности достижения цели .

-Участники заседания, как вы считаете, достигли мы цели заседания?

- Какую работу мы можем продолжить в будущем?

- Да, нам удалось составить правила о безопасном поведении в лесу, вспомнили об опасностях, которые могут подстерегать в лесу, узнали , что леса в Орловской области не богатство, а ценность, которую нужно охранять и защищать.

- продолжить изучение растительного и животного мира Орловского края, охранять молодые насаждения на территории школы.

Осознание достижения цели урока

- Какая задача была сложной для группы?

Итогом нашей работы будут 4 конверта с памятками для учеников 1 классов.

Варианты ответов

9

Рефлексия

Оценивать свой вклад в общий результат деятельности

- Рада за всех участников заседания. Предлагаю Вам оценить свой личный вклад в общий результат деятельности. Заполните оценочные листы.

Учащиеся заполняют оценочные листы

(оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений)

(Приложение№1)

Адекватная оценка своей деятельности

- Поделитесь своими достижениями, начиная словами:

Я узнал, что…

Мне было интересно…

У меня получилось…

Было трудно…

Теперь я могу….

Я приобрел…

Я научился…

Меня удивило….

Мне захотелось…

- Активно работал в группе, выслушивал мнение всех участников группы, смог бы представить результаты работы перед классом.

Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов.



10

Домашнее задание

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

Дифференцированное:

1) Учебник стр.78 задания №1,2,3,4.

2) Тетрадь№ 37

Дети записывают задания в дневник

Понимание цели и методики выполнения домашнего задания. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей




Приложение 1

Оценочный лист. Оцени свою работу в группе



Действия

Знак оценивания

+ ДА - НЕТ

  1. Активно работал в группе


  1. Был организатором работы в группе


  1. Слушал мнение каждого участника группы



  1. Доказывал свое мнение


  1. Смог бы представить результаты работы группы перед классом


  1. Представлял результаты работы группы перед классом





Самоанализ урока окружающий мир по теме « Безопасное поведение в лесу» заседание клуба. Цель урока: углубить знания о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса.

Задачи урока:

  1. Образовательные: сформулировать и обосновать с учащимися правила безопасного поведения в лесу; повторить изученный материал о способах ориентирования на местности, работа с картой.

  2. Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

  3. Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к лесным богатствам.

  4. Здоровьесберегающие: вырабатывать отношение к здоровью, как к одной из ценностей повседневной жизни.



Формируемые УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества - умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.

Познавательные: представить результаты работы, пользуясь памяткой; вовлечь обучающихся в практическую работу по определению сторон горизонта; создание экологических знаков, памяток для первоклассников. Личностные: формировать позитивное отношение к охране лесных богатств; формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

Данный урок 2 по теме «Человек и природные сообщества». Форма проведения - восьмое заседание клуба «Мы и окружающий мир».

Структура урока: Урок состоял из взаимосвязанных между собой этапов с использованием ИКТ. Владение программой PowerPoint - презентация- позволила ярко и неординарно подать материал, сопровождать урок неповторимыми иллюстрациями. Старалась формировать элементы ИКТ-компетентности, связанные с различными способами изучения природы и общества (в частности, получением, фиксацией, представлением и обобщением информации). В начале урока настроила обучающихся на работу. На этапе мотивации и актуализации изученного мною была поставлена цель - организовать и направить познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации, дети отвечали на фронтальные вопросы, использовали информацию из хрестоматии по окружающему миру, присутствовала словарная работа, использовала работу с кластером- схемой. Форма проведения данного урока - заседание клуба, она предполагает выбор председателя заседания, который помогает членам клуба достичь намеченных результатов. На уроке присутствовала самостоятельная работа обучающихся , которая носила частично-поисковый и творческий характер. На этапе целеполагания поставили учебную задачу, разработали план действий на практической работе. Показала необ­хо­ди­мость приме­не­ния инструкции при выполнении данной практи­чес­кой работы. При работе в группе необходимо было правильно распределить работу, уметь выслушивать мнение каждого, следовать плану и следить за временем. Считаю, что обучающиеся справились. Подготовленные сообщения доказывают это.

Урок носил практическую направленность, так как использовала задания, упражнения ориентированные на последующее практическое применение из в жизни школьников.Одной из задач урока было повторить изучены материал о способах ориентирования на местности по компасу, солнцу, местным признакам, Полярной звезде. Закрепляли умение работы с картой и условными обозначениями. Данные темы подробно были изучены в начале 3 класса.. На этапе подведение итогов дали оценку проделанной работе.. Рефлексия помогла выявить усвояемость материала, использовала оценочные листы и устный вывод. Каждый этап оценивался по соответствующим критериям.

Дети на уроке активны. Постаралась создать благоприятные условия для обучения, для активизации внимания использовала презентацию « Мы и окружающий мир», на этапе активизации работали с содержанием учебника «Окружающий мир», словарём.

Были обеспечены условия для формирования и развития УУД. Работа в группе формирует умение учебного сотрудничества; умение ставить цель, составлять план действий, находить нужную информацию в разных источника формирует регулятивные действия; создание экологических знаков , памяток, вовлечение в практическую работу, умение представить результат своей деятельности формируют познавательные действия. Формируются личностные качества через умение общаться, договариваться, слушать друг друга.

Здоровьесберегающая составляющая урока: динамическая пауза, выполнение практической работы ориетирование по компасу, экологическая - вопросы охраны лесных насаждений, бережного обращения с жителями леса, защита от клещей наметили перспективу на будущее, т.к. продолжим изучение нашего края в 4 классе, а вопросы экологии будут обсуждаться на следующих уроках.

Считаю, что урок цели достиг.





© 2010-2022