Выступление: Работа с одаренными детьми в начальной школе (из опыта работы)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кормилина И.Н.,

учитель начальных классов

МБОУ «Кадетская школа «Патриот»

ЭМР Саратовской области


Работа с одаренными детьми в начальной школе

(из опыта работы). 1 СЛАЙД Выявление одарённых детей, организация системной работы - одна из главных задач современной школы в условиях модернизации российской системы образования. Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Я считаю, что работу по выявлению одарённых детей и дальнейшему развитию их способностей необходимо начинать как можно раньше. В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.
2 СЛАЙД Для выявления одаренных детей я использую такие формы работы, как:

  • наблюдение (во время урочной и внеурочной деятельности);
  • изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления;
  • общение с родителями;
  • олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
При выявлении одаренных детей беру во внимание их успехи в любой сфере деятельности: учебной, художественной, физической и др. 3 СЛАЙД В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами: 1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка). 2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. 3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. 4 СЛАЙД 4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам. 5. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметныхсвязей в индивидуальной работе с учащимися.

5 СЛАЙД Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий:

1) своевременная диагностика возможностей;

2) адекватное содержание воспитания;

3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии;

4) побудительная деятельность учителя. 6 СЛАЙД На мой взгляд, основными функциями учителя по работе с одаренными детьми являются следующие:

  • Выявление одарённых детей по своим предметам.
  • Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
7 СЛАЙД
  • Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
  • Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня.
8 СЛАЙД
  • Создание в учебном кабинете картотеки материалов повышенного уровня сложности.
  • Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
9 СЛАЙД Любой учитель начальных классов является и классным руководителем, поэтому функциями классного руководителя является:
  • Выявление детей с общей одарённостью.
  • Оформление в тетради классного руководителя сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
  • Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.
10 СЛАЙД Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Я считаю, чтобы выявить одаренных детей и в дальнейшем развивать их способности, необходимо использовать современные образовательные технологии. В своей практике я использую следующие образовательные технологии:
  • технология проблемно-диалогического обучения;

  • технология проектно-исследовательского обучения;

  • технология дифференцированного обучения;

  • технология продуктивного чтения;

  • игровые технологии;

  • ИКТ;

  • обучение в сотрудничестве (групповая работа);

  • оформление портфолио учащихся.

11 СЛАЙД Формы и приемы работы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
  • групповые формы работы,
  • творческие задания,
  • вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
  • дискуссии,
  • диалоги.
12-15 СЛАЙД Считаю, что очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Важно предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочную и внеурочную деятельность я строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Особое внимание я уделяю детям, которые испытывают затруднения в обучении. Стараюсь создать условия, чтобы такой ребенок мог проявить себя в других сферах деятельности - спорте, искусстве. Побуждаю и родителей к тому, чтобы они предоставили ребенку возможность заниматься в кружках, секциях, студиях. В настоящий момент 20 обучающихся из 24 в классе посещают дополнительные кружки и секции. Режим нашей школы (школы полного дня) позволяет детям посещать кружки по интересам во второй половине дня. Дети с интересом ходят на кружок «Занимательный английский», «Самбо», «Настольный теннис», танцевальные кружки «Престиж» и «Казачок», «Театральная студия». 16 СЛАЙД Важным фактором, влияющим на развитие одареннных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в классе. За время своей работы с детьми я пришла к выводу, что наибольшей эффективности в развитии и воспитании ребенка можно достичь, работая по определённой программе. Вот поэтому я использую блок воспитательной программы для своего класса. Назвала её «Росток». Почему именно так? В «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова даётся такое значение этого слова: росток - (переносн.) - проявление начинающегося развития чего-либо.

Программа рассчитана на весь период обучения детей в начальной школе, т.е. на 4 года и включает 6 направлений:

  • Р - «Родина»

  • О - «Общение»

  • С - «Сохранение здоровья»

  • Т - «Творчество»

  • О - «Образование»

  • К - «Коллектив»

17 СЛАЙД

Цель воспитательной программы: создание условий для разностороннего развития образованной, нравственной личности, стремящейся к саморазвитию и самовыражению.

Я остановлюсь только на двух направлениях программы: «Образование» и «Творчество». 18 СЛАЙД

Цель направления «Творчество»: развитие творческой активности детей.

Основные задачи:

  1. выявлять и развивать индивидуальные способности детей;

  2. создавать ситуации успеха;

  3. эстетическое просвещение детей.

19 СЛАЙД

Формы реализации:

  • конкурсы

  • выставки

  • концерты

  • уроки творчества

  • творческие мастерские

20 СЛАЙД
  • театральные постановки

  • тематические классные часы

  • акции и проекты

  • посещение музеев, выставок, спектаклей

  • вовлечение детей в кружки, студии



21 СЛАЙД

Цель направления «Образование»: развитие познавательной активности детей.

Основные задачи:

  1. выявлять индивидуальные способности детей;

  2. формировать потребность в самообразовании;

  3. формировать и развивать универсальные учебные действия.

22 СЛАЙД

Формы реализации:

  • предметные олимпиады

  • викторины

  • познавательные игры

  • конкурсы

23 СЛАЙД
  • интеллектуальный марафон

  • исследовательская и проектная деятельность

  • вовлечение детей в кружки интеллектуальной направленности

24 СЛАЙД Хочу остановиться и на работе с родителями. Необходимо проводить просветительскую работу среди родителей по проблеме одаренности детей. Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности - каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Одаренность ребенка может остаться не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Это же наблюдается и в семьях, где все дети отличаются способностями, родители, как правило, воспринимают их как обычных детей. Особенно часто не замечается раннее развитие ребенка в рабочих семьях, где родители не получили должного образования. На родительские собрания я приглашаю психологов, привлекаю родителей, чтобы они поделились своим опытом. Недавно было проведено родительское собрание, которое проходило в нетрадиционной форме . Темой этого собрания была тема «Роль родителей в формировании личности ребенка». Где родителям было предложено нарисовать ребенка и проследить поэтапно за тем, кто же сопровождает его на протяжении всей жизни. К удивлению родителей выяснилось, что школа в жизни ребенка занимает 1/12 часть, а вот родители на 100% рядом со своими детьми на протяжении всей жизни. Как говорится «и в горе, и в радости». Такая форма проведения собрания сблизила родителей, они смогли увидеть свои проблемы, раскрылись сами и увидели пути их решения. На собрании родителям была предложена «Анкета способностей вашего ребенка», которая помогла выяснить, какими специальными способностями обладает ребенок, насколько ярко они выражены. Родители дали оценку каждому из перечисленных качеств по восьми областям и суммируют их. Затем по каждому направлению выводится средний балл, вычерчивается ломаная линия - профиль способностей ребенка. Родители четко определили те сферы деятельности, которые ребенок способен развивать дальше. Успешность ребенка в той или иной сфере во многом зависит от поддержки родителей. 25 СЛАЙД Привлекаю родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий. «Новый год» 26 СЛАЙД Мои ученики активно участвуют во всевозможных конкурсах и олимпиадах, показывая свои способности. Я попыталась представить Вам лишь маленькую часть огромной деятельности учителя, классного руководителя по выявлению, поддержке и развитию одарённости. На практике мы убедились, что, обучение детей по развивающим программам и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся способствует развитию гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления; формированию речевых умений, образной креативности; развитию познавательных интересов учащихся. Кроме этого, занятия формируют у учащихся положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными признаками одарённости. Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.
27 СЛАЙД Закончить свое выступление я хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: «Одаренность человека - это малень­кий росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и леле­ять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

28 СЛАЙД

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

© 2010-2022