- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект проекта Живая азбука
Конспект проекта Живая азбука
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гребнева В.А. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Проект "Живая азбука"
1. Паспорт проектной работы.- Название проекта: "Живая азбука".
- Руководитель проекта: учитель: Гребнева В.А..
- Учебный предмет: литературное чтение.
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: русский язык, изобразительное искусство, технология, физическая культура.
- Возраст учащихся: 6 - 7 лет.
- Тип проекта: творческий.
- Цель проекта:
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий проект при создании "Живой азбуки"
- учить представлять свой труд в виде презентации, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов,
- воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.
- Задачи: Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний, формирование навыков исследовательской деятельности, отработка умения применять свои знания на практике при создании творческого продукта - азбуки, развитие умения самостоятельно принимать решения и обмениваться информацией, пополнять активный запас учащихся элементами устного народного творчества.
- Вопрос проекта: Возможно, ли силами детей 1 класса осуществить создание такой азбуки
- Предполагаемый продукт проекта: "Живая азбука".
- Этапы работы:
- Создание рабочей группы.
- Анализ существующих пособий.
- Выбор направления деятельности.
- Разработка структуры будущего учебника.
- Анализ собранного материала.
- Иллюстрирование отобранного материала.
- Проверка в действии, обмен опытом.
- Презентация.
- Распределение ролей в проектной группе.
- координировать весь процесс учебной творческой деятельности,
- помогать детям в поиске источников информации,
- самому быть источником информации,
- поддерживать и поощрять активность учеников работе над проектом.
- Актуальность проекта.
Этапы проекта 1 этап. "Обвести по трафарету или сделать рисунок данной буквы. Закрасить её". Коррекционные цели: Узнавать предмет по контуру, корректировать мелкую моторику. Исследовательские цели: Формировать умение выбрать нужный рисунок из заданной серии. Воспитательные цели: Воспитывать аккуратность и бережливость.
2 этап. "Подобрать картинку, название которой начинается на заданный звук". Коррекционные цели: Формировать умение определять место звука в слове, развивать пространственную ориентацию при размещении картинки на странице азбуки. Исследовательские цели: Формировать умение находить несколько вариантов решения проблемы и выбирать из них более подходящий. Воспитательные цели: Воспитывать самостоятельность при работе с учебным материалом, чувства ответственности при выполнении своей задачи.
3 этап. "Найти загадку, отгадка которой начинается на заданный звук". Коррекционные цели: Развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове, обогащать словарный запас. Исследовательские цели: Формировать умение находить недостающую информацию в информационном поле. Воспитательные цели: Воспитывать интерес к изучению русского народного творчества, приобщать детей к чтению художественной литературы.
4 этап. "Подобрать скороговорку, в которой часто встречается заданный звук". Коррекционные цели: Развивать фонематический слух, и умение выделять букву в тексте; отрабатывать дикцию, силу голоса, выразительность. Исследовательские цели: Формировать умение работать с литературными источниками. Воспитательные цели: Формировать навыки самоконтроля.
5 этап. "Составить ребус с данной буквой". Коррекционные цели: Развивать пространственное воображение при работе с буквами. Исследовательские цели: Формировать творческое воображение, самостоятельность при принятии решения, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить и исправлять ошибки в своей работе и работе других детей, умение оказывать помощь в группе при решении общих задач. Воспитательные цели: Воспитывать эстетический вкус, уважение к чужому труду и гордости за свой труд.
6 этап. «Оживить букву» Коррекционные цели: Развивать фонематический слух, и умение выделять букву в тексте; отрабатывать дикцию, силу голоса, выразительность. Развитие координации. Исследовательские цели: Формировать умение работать с различными материалами при создании анимации Воспитательные цели: Формировать навыки самоконтроля.
7 этап. "Оформить страницу азбуки по образцу". Коррекционные цели: Развивать пространственную ориентацию; корректировать мелкую моторику. Исследовательские цели: Формировать умение работать по образцу, находить и исправлять свои ошибки, планировать свою деятельность, время и ресурсы. Воспитательные цели: Воспитывать гордость за свой труд и труд своих друзей. Приобщение детей к народному творчеству не только помогает обогатить речь детей, но и позволяет сделать их внутренний мир более богатым. Составить ребус с заданной буквой детям предлагается только после того, как они познакомятся с готовыми ребусами и правилами их построения. Затем учащемуся даётся задание составить ребус со своей буквой, а остальным его отгадать. Таким образом, учащиеся творят сами, оценивают ребусы других детей, имея возможность сравнить своё произведение с остальными. Если сам ребёнок не может выполнить задание - то есть возможность обратиться за помощью к тем учащимся, у которых составление ребуса не вызвало затруднения. Работа с трафаретами играет большую роль в коррекции мелкой моторики. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. В.А. Сухомлинский писал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли". Оформление страницы "Живой азбуки" требует каллиграфического письма, что приучает школьников писать аккуратно и чётко, с максимальным вниманием к графической стороне письма. Совершенствование ручной моторики способствует развитию речевой функции. Этот этап также формирует умение различать буквы, сходные по начертанию, тренируют переключение внимания. Важно подкрепление письма проговариванием, так как в этот момент происходит согласование звучания произносимого звука, мышечных ощущений в органах артикуляции и зрительного образа буквы. Каждый этап работы над азбукой должен иметь свой конкретный продукт. Все этапы соответствуют поисково-творческим приёмам и помогают развивать навыки исследовательской деятельности в соответствии и индивидуальными и психическими особенностями каждого ребёнка.
3. Этапы выполнения проектно-исследовательской работы. 1 этап. Создание рабочей группы. Объявив детям о начале нашего проекта, я увидела, как загорелись их глаза. Таким образом, создалась рабочая группа из 14 человек - учащихся 1 класса. Наставниками и помощниками стали учащиеся 5 «Б» класса 2 этап. Анализ существующих пособий. Для начала мы с ребятами просмотрели все азбуки и буквари, которые нашли в библиотеке. Мы выбрали некоторые элементы из этих книг, но решили вставить задания с буквами и звуками, которые мы используем на уроках. 3 этап. Выбор направления деятельности. Мы решили создать такую азбуку, по которой дети могли бы не только знакомиться с буквами и звуками русского языка, но и исправлять недостатки в устной и письменной речи и обогащать словарный запас. После осуществления каждого этапа работа детей оценивалась. 4 этап. Разработка структуры будущего учебника. Для осуществления проекта мы разделили страницы азбуки между всеми проектантами. Каждому досталось по две страницы, лишь одной девочке - три. Каждый ученик выбрал ту букву, которая ему понравилась. 5 этап. Анализ собранного материала. После того, как весь материал был собран, пришлось отбирать самое лучшее, так как информации было очень много. Из картинок выбирали те, которые хорошо подходили по размеру книжной страницы. Среди стихов, загадок и скороговорок отобрали те, в которых чаще встречался заданный звук и которые лучше подходили к картинке. При отборе ребусов предпочтение отдали тем, которые дети составляли сами. 6 этап. Иллюстрирование отобранного материала. Мы хотели, чтобы азбука получилась яркой и красочной, поэтому над выбором цвета трудились все. Мы хотели, чтобы детям, попавшим в руки наш учебник, он очень понравился. Затем был объявлен конкурс на лучшее оформление обложки. Мы просмотрели все предложенные варианты и выбрали самые интересные элементы, из которых сделали общий эскиз. Его и использовали для оформления "Живой азбуки". 7 этап. Проверка в действии, обмен опытом. Дети представили друг другу варианты своих страниц на подгрупповых занятиях и поделились полученным опытом. 8 этап. Презентация. Презентацию нашей азбуки мы провели в виде устного журнала. На нём мы рассказали обо всех буквах русского языка, демонстрируя при этом страницы нашей замечательной книжки.
6