Урок Ребята и утята

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.М. Пришвин «Ребята и утята».


Цели деятельности познакомить с творчеством М.М. Пришвина, организовать работу детей по овладению новыми знаниями и способами деятельности по содержанию произведения М.М.Пришвина «Ребята и утята».

Тип занятия формирование новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: овладевать умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать средства для успешного решения задач; совершенствовать навык чтения по ролям; развивать у учащихся умение прогнозировать содержание текста по его заглавию, выразительно читать, воспринимать на слух прочитанное произведение.

Метапредметные:

регулятивные: определять цель деятельности с помощью педагога и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать материал занятия, оценивать результат своей деятельности.

познавательные: познакомить детей с новым автором и его произведениями, воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрациям к тексту.

коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения (работа в парах).

Личностные: создание условий формирования у учащихся ценностно-смысловых установок, направленных на охрану окружающей среды; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.

Методы и формы обучения

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Образовательные ресурсы

Презентация, текст, наглядность.

Организационная структура




Этапы

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения







Деятельность педагога





Деятельность воспитанников

Формы со-взаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I.Организа

ционный момент.

Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Включение в деловой ритм. Подготовка к работе.

Индивидуальная работа.


Р.: формирование способности к организации своей деятельности.

Л.: воспринимать речь педагога, выражать свое отношение.

Устный опрос.

II. Актуализация знаний.

Мотивация к деятельности.

Обобщение и связывание информации. Уточняет понимание учащимися жанров произведений, понимание поставленных целей урока, создает эмоциональный настрой, побуждает к высказыванию.
Мы продолжаем путешествовать по страницам книг о природе - Как можно назвать книги о животных другими словами?

Как вы понимаете его название, кто такие братья наши меньшие?

- Вспомните книги о животных.

Вспомним правила делового сотрудничества.

- «О братьях наших меньших».


- Уважать чужое мнение; не обижать и не обижаться; быть внимательными; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга.

Индивидуальная, фронтальная работа.




Р.: воспринимать учебные действия по заданию, умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки; оценивать результат своей деятельности.

К.: согласовывать усилие по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему мнению.

Л.: применять навыки сотрудничества

П.: анализировать, обобщать полученные ранее знания.

Устный опрос.



Работа с нагляд-ным матери-

алом, само- и взаимо-

контроль.

III. Первичное усвоение новых знаний.

Обобщение и связывание информации. Актуализация знаний.



Словарная работа.



Готовит детей к восприятию нового автора и произведения.

Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

- Какого человека можно назвать неравнодушным?

- Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

- Давайте поставим перед собой задачи, о чем бы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?

Ставят учебные задачи, формулируют цели



Читают слово неравнодушный, написанное на доске, объясняют, подбирают синонимы и примеры из жизни.



(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя).

Слайд 4.

Продолжают фразы, написанные на доске: узнать… познакомиться… определить…

* Узнать о жизни и творчестве писателя.

* Познакомиться с новым произведением.

* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке.

Индивидуальная, фронтальная работа.


Р.: целеполагание планирование, прогнозирование; К.: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Познавательные: П. самостоя- тельное формулирова-ние цели.

Устный опрос.



Работа с доской, устный опрос.

IV. Работа над новой темой.








Постановка темы и цели занятия.










Изучение нового материала.
а) Знакомство с писателем.









































































Анализ рисунка. Нахождение названия произведения.
























Решение проблемного вопроса.



























Словарная работа.












Первичное чтение текста.




Проверка первичного восприятия текста.















Знакомит с автором и его произведениями. Слайды № 4,5.

Поддержка интереса, активности обучающихся, постановка проблемного вопроса.

Поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания.

М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др. Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Посмотрите на презентацию. На слайде вы видите книги автора. Их можно взять в нашей библиотеке и прочитать или обменяться друг с другом.

- Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М. Пришвина. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом.

Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина.

Посмотрите, какое название спряталось? Слайд № 6.

- Кто видел маленьких утят?

- Где?

- Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек - чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.

Организация мыслительной операции в познавательном процессе.

Выбор способа выявления первичного восприятия

- Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»?


- А как проверить ваши предположения?

- Итак, какова основная цель нашего занятия?


Проводит словарную работу до чтения. Слайд № 7

А) Словарная работа:

Верста (русская мера длины, равная 1, 06 км)

Паровое поле (невспаханное поле с осени, пары)

Овсяное поле

Чирок-свистунок (это очень маленькая уточка, которая живет в наших водоёмах).

Кузница (место, где работают кузнецы).

Вода спала.

Читает произведение. Иллюстрирует текст слайдами (№ 10-14).

После прочтения ведет беседу по тексту.

В) первичное восприятие текста.

- Какие чувства у вас возникли?

- Какую ошибку совершили дети?

- Исправили ли они свою ошибку?

- Кто им помог её исправить?

- Что вы можете сказать об этом человеке?

- А как бы вы поступили на месте детей, когда увидели утку и утят за деревней?

- Не захотелось ли бы вам поймать утят?

-Почему?

Слушают слово педагога рассматривают слайды.









Под руководством педагога учатся высказывать свои мысли, определяют цель занятия и прогнозируют свою деятельность.


Отвечают на вопросы.



По иллюстрации, с опорой на читательский опыт, определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста.

Ответы учащихся. Варианты ответов

  • В рассказе говорится о ребятах и утятах

  • Ребята и утята маленькие, им нужно подрасти.

  • Говорится о взаимо-отношениях человека и животных.

- Прочитать, понять, что-то взять для себя.

- Познакомиться с текстом рассказа Михаила Михайловича Пришвина «Ребята и утята», внимательно прослушать рассказ, следя за чтением педагога, понять, о чём произведение, какая главная тема, мысль.

Используют словарь для объяснения слов.

Выполняют задание индивидуально.


Решение задачи:

анализ художественного произведения, составление картинного плана.

Проверяют свои предположения о содержании и героях текста. Выражают свои чувства, мысли.

Индивидуальная, фронтальная работа.








К.: умение слушать, вступать в диалог, участвовать коллективно в обсуждении.

Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения.

Л.: проявлять любовь к природе.

П.: воспринимать художествен-ное произведение, извлекать из текста необходимую информации, работать с иллюстрациями к тексту, аргументиро-вать точку зрения, понимать на слух текст рассказа, построение речевых высказываний..

Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу.



Устный опрос.















Беседа по теме.

Устный опрос.

Чтение, рассматривание слайдов.


V. Физкульт-минутка.

Выполнение комплекса упражнений.

Организует физкультминутку.

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг:

Кря-кря-кря!

(Шагаем.)

Пролетел зеленый жук:

- Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют.

(Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш: (Наклоны туловища)

- Ш-ш-ш.

И опять настала тишь.

(Сели)

Осуществляют профилактику утомления. Активно участвуют в физкультминутке.

Фронтальная работа.

К.: умение слаженно выполнять коллективные действия.

Р.: саморегуляция.

Правиль

ное выполне

ние упражне

ний.

VI. Закрепле-ние изученного материала 2.Перечитывание текста (детьми) Анализ произведения.

Словарная работа.



Словарная работа.

Составление плана рассказа.

Чтение отрывка по ролям.

Организует работу по делению текста на части.

-Прочитайте начало рассказа и найдите эту картину. Слайд № 9.

Опишите путь уточки с утятам к озеру.

- Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они? Выберите слова, которые их характеризуют. Докажите.

-А как поступили бы вы на месте автора: стали бы их ругать или объяснили им, как труден путь утят к озеру? А может быть, ещё как-то по-другому?

-Смогли ли ребята понять свой поступок?

-Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?

Помогает составить план пересказа.

- Давайте попробуем составить план рассказа. Какие главные моменты можно выделить? Организует чтение по ролям. -Назовите действующих лиц. -Возле слов автора поставьте карандашом А., ребят - Р., возле слов взрослого - В. -Какие чувства вы хотели бы выразить чтением слов автора? А взрослого? Ребят?

-Как нужно читать, чтобы чтение было выразительным?

- Давайте еще раз прочитаем отрывок о том, как взрослый беседовал с ребятами. Делят текст на смысловые части и ставят уточняющие вопросы к части. Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. Анализируют и обобщают знания. Слова для справок на доске: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, хорошие.

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения.

Слова

для справок на доске: добрый, справедливый, умный, злой, страшный.

Отвечают на вопросы, устно составляют план рассказа. Проверяют себя по Слайду № 8.

Чтение по ролям отрывка. Индивидуальная, фронтальная работа.































Индивидуальная, фронтальная работа.





Работа в группах.

Р.: умение анализировать, обобщать информацию, осуществлять само- и взаимоконт-роль.

К.: восприни-мать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение.

П.: делают выводы на основе обобщения знаний, сравнивают и группируют.

Работа с книгой, слайдами, на доске.

Устный опрос.

VII. Проверка

усвоения нового материала, рефлексия.

Обобщение информации.



Постановка концептуального вопроса.

Организует работу по обобщению знаний, подводит к ответу на проблемный вопрос.

-Как называется рассказ, изученный на уроке (Слайд 1)?

-Кто его автор?

-Что вы сможете сказать об авторе?

- Какую ошибку совершили дети?

-Кто помог им исправить ошибку?

- Как бы вы поступили при встрече с уточкой и утятами?

Ставит концептуальный вопрос к тексту (как проблемного). Организует коллективную дискуссию (в том числе, и проблемную). Подводит учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией.

- В рассказе «Ребята и утята» Пришвин прямо не говорит о своих мыслях и чувствах. Как же ему удаётся убедить читателей в необходимости охранять природу?

Согласны ли вы со словами М. Пришвина:

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину».

Дети

отвечают, высказывая свое мнение.


Индивидуальная, фронтальная работа.

К: уметь строить речевое высказывание.

Л: проявлять эмоциональную реакцию на текст, в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения.

Устный опрос.

VIII. Итог занятия.

Подведение итогов.

Организует беседу.

- Помогали ли вы друг другу?

-Кто был активным сегодня?

-Что нового узнали?

-За что вы похвали бы себя?

-Что у вас особенно получилось?

Выберите веселую или грустную уточку, если:

- Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим.

Урок Ребята и утята

Мне очень грустно, я не всё понял.

Урок Ребята и утятаСлайд 16.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Индивидуальная, фронтальная работа.

К.: доносят свою позицию до других, осмысливают свою деятельность.

Беседа.

IX.Домашнее задание.

Актуализация задания.

Предлагает выбрать домашнее задание в соответствие с уровнем сложности.

Написать продолжение рассказа (Слайд 13) или нарисовать рисунок, иллюстрирующий текст.

Спасибо за занятие! Вы все хорошо поработали. Молодцы!

Слушают задание, анализируют. Записывают задание.

Индивидуальная, фронтальная работа.

Л: формиро-вать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.



© 2010-2022